Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Моделирование работы автозаправочной станции ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
На автозаправочной станции (АЗС) имеется три вида топлива: низкооктановый бензин, высокооктановый бензин и дизельное топливо. Для каждого вида топлива есть свои заправочные колонки. Интервал времени до прибытия очередного автомобиля на АЗС - случайная величина, распределенная по экспоненциальному закону с параметром λ равным 30 час -1. В среднем 30% автомобилей нуждаются в заправке низкооктановым бензином, 50% автомобилей - высокооктановым бензином и 20% автомобилей — дизельным топливом. Количество топлива, которым требуется заправить автомобиль, стоимость 1 л топлива и скорость заправки приведены в табл.
Время, затрачиваемое на заправку одного автомобиля, складывается из двух составляющих: 1. постоянной составляющей - времени, затрачиваемого на вспомогательные операции (подъезд автомобиля из очереди к заправочной колонке, установка рабочим АЗС заправочного шланга в бензобак и удаление его оттуда после заправки, оплата топлива), равного 5 мин, 2. переменной составляющей — продолжительности непосредственно залива топлива в бензобак автомобиля, которая зависит от объема заливаемого топлива и скорости заправки. Если очередь из автомобилей, которым требуется топливо определенного вида, превышает у каждой колонки пять автомобилей, то водитель вновь прибывающего автомобиля, которому необходимо топливо данного вида, с вероятностью 0,85 предпочитает не ждать в очереди и уезжает на другую АЗС, и с вероятностью 0,15 этот автомобиль присоединяется к очереди (у него бензин "на нуле"). Требуется определить, 1. какова будет недельная выручка АЗС при круглосуточной работе, если для заправки автомобилей топливом каждого вида используется две заправочные колонки (всего 6 штук); 2. каково среднее время обслуживания одного автомобиля на АЗС (включая время ожидания в очереди); 3. каков процент потенциальных клиентов, вынужденных отказаться от обслуживания на АЗС из-за чрезмерной длины очереди. Построение имитационной модели Данная система имеет следующие компоненты: автомобили - динамические элементы системы, которые в случайные моменты времени поступают на вход системы и требуют обслуживания; заправочные колонки - статические элементы системы, которые в течение некоторого случайного промежутка времени удовлетворяют поступающие в систему требования и являются, следовательно, каналами обслуживания в рассматриваемой системе. Следовательно, рассматриваемая система является динамической, так как ее состояние изменяется во времени, и стохастической, поскольку на функционирование системы влияют случайные факторы, вероятностные характеристики которых известны. Эта система является многоканальной системой массового обслуживания с параллельным расположением каналов обслуживания. Данная система является СМО с ожиданием, так как в ней возможно образование очередей. Модель АЗС может состоять из нескольких сегментов. Первый сегмент будет содержать описание исходных данных. Второй сегмент используется для моделирования обслуживания автомобилей, заправляемых низкооктановым бензином. Третий сегмент моделирует обслуживание автомобилей, заправляемых высокооктановым бензином. Четвертый сегмент используется для моделирования обслуживания автомобилей, заправляемых дизельным топливом. Пятый сегмент - таймер-сегмент. Автомобили, заправляемые разными видами топлива, будут образовывать три разные очереди. Еще одну очередь с именем Q_TOTAL будем использовать для определения времени пребывания автомобиля на АЗС с момента прибытия и до окончания обслуживания. В качестве единицы измерения модельного времени будем использовать одну минуту. Время моделирования примем равным одной неделе. GPSS-модель ********************************************************** * МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ * ********************************************************** *ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕМКОСТИ МКУ - ЧИСЛА КОЛОНОК ДЛЯ ТОПЛИВА КАЖДОГО ВИДА TYPE_1 STORAGE 2 TYPE_2 STORAGE 2 TYPE_3 STORAGE 2 *ОБЪЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ТОПЛИВА FUEL_TYPE FUNCTION RN1, D3 . 3, LB_TYPE_1 / . 8 , LB_TYPE_2 /1, LB_T YPE_3 *ОБЪЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕБУЕМОГО ОБЪЕМА ТОПЛИВА VOLUME_1 FUNCTION RN2,D12 .08333,5/.16666,10/.24999,15/.33333,20/.41666,25/.49999,30/.58333,35/.66666,40/.74999,45/.83333,50/.91666,55/1,60 Для второго и третьего вида топлива задайте функции самостоятельно *ОБЪЯВЛЕНИЕ СОХРАНЯЕМОЙ ВЕЛИЧИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ДЛЯ ПОДСЧЕТА ВЫРУЧКИ INITIAL X$GAIN , 0
****** ПРИБЫТИЕ АВТОМОБИЛЕЙ НА АЗС ****** GENERATE (Exponential(1,0,2)) QUEUE Q_TOTAL *Определяем вид топлива, необходимого очередному автомобилю TRANSFER ,FN$FUEL_TYPE
****** ЗАПРАВКА АВТОМОБИЛЕЙ НИЗКООКТАНОВЫМ БЕНЗИНОМ****
LB_TYPE_1 TEST G (Q$Q_TYPE_l/2) , 5 , LB_NEXT_1 *Если на АЗС большая очередь, то очередной автомобиль с вероятностью 0,85 покидает АЗС TRANSFER 0.85,LB_NEXT_1,LB_EXIT * Определяем объем топлива, заправляемого в очередной автомобиль LB_NEXT_1 ASSIGN VOLUME, FN$VOLUME_1 QUEUE Q_TYPE_1 ENTER TYPE_1 DEPART Q_TYPE_1 *Определяем продолжительность заправки автомобиля ADVANCE 5 ADVANCE (P$VOLUME/5) *Определяем выручку от заправки очередного автомобиля ASSIGN PAYMENT,(P$VOLUME#20) *Подсчитываем суммарную выручку на текущий момент SAVEVALUE GAIN+ , Р$PAYMENT LEAVE TYPE_1 DEPART Q_TOTAL TERMINATE Создайте сегменты, моделирующие заправку высокооктановым бензигом, дизельным топливом и таймер-сегмент. Перед таймер-сегментом поместите блоки: ***АВТОМОБИЛИ ПОКИДАЮТ АЗС БЕЗ ОБСЛУЖИВАНИЯ*** LB_EXIT DEPART Q_TOTAL TERMINATE
Анализ и интерпретация экспериментальных данных Определите: 1. Недельную выручку (сохраняемая величина с именем GAIN в отчёте SVALUE) 2. среднее время обслуживания одного автомобиля на АЗС (включая время ожидания в очереди) (очередь Q_TOTAL) 3. процент потенциальных клиентов, вынужденных отказаться от обслуживания на АЗС из-за чрезмерной длины очереди (очередь Q_TOTAL) 4. Количество каких заправочных колонок является недостаточным 5. Изменяя число колонок, уменьшите среднее время обслуживания одного автомобиля на АЗС до 18 мин. Самостоятельное задание Промоделируйте работу АЗС, которая имеет две заправочные колонки, каждая из которых работает с различными видами топлива. Параметры работы АЗС: 1. Поток автомобилей, поступающих на АЗС подчиняется экспоненциальному закону параметрами λ = 0 и β = 6,5 2. Время заправки на первой колонке: 10±2,5 мин, на второй: 13±4 мин. 3. Автомобиль подъезжает к колонке, которая не занята обслуживание другого автомобиля Для задания потока автомобилей используйте функцию: Exponential(1, λ, β) Промоделировать работу АЗС в течение 8 часов и определить: коэффициенты загрузки, среднее время обслуживания, максимально и среднее число автомобилей в очереди, среднее время нахождения в очереди.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 302. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |