Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные концепции муниципального управления




Местное управление в его современном понимании стало формироваться на рубеже XVIII - XIX веков. Основным содержанием исторического процесса становления и развития местного управления стал поиск оптимального соотношения во взаимодействиях между местным сообществом и государством. В зависимости от целей местное управление может фактически материализоваться либо в виде общественного и государственного институтов, либо в виде различных сочетаний этих двух крайних ипостасей. В общественной науке сложились две основные теории местного управления: общественная и государственная с различными модификациями и вариантами.

На первых порах ученые отдавали предпочтение общественной теории местного управления. «Общественная теория, - писал государствовед Н.М. Коркунов, - видит сущность местного управления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами», т.е. подразумевается противопоставление местного управления государственному, общественных интересов - политическим, а общество и государство следует удовлетворению только своих собственных интересов. Выделяют следующие модификации общественной теории:

• Теория свободной общины, возникшая в середине XIX века в Бельгии, Германии, Франции. Представители этой теории (Г.Аренс, О.Гирке, Н.Гербер) считали, что право общины на решение своих частных дел является столь же естественным, как права и свободы человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому государство должно уважать свободу общинного управления. Община имеет право на самостоятельное и независимое от центральной власти существование, причем государство не создает общину, а признает ее. Самоуправление и государство - два замкнутых круга, две самостоятельные сферы жизнедеятельности, имеющие специфическое содержание - местные интересы, с одной стороны, и национальные, общегосударственные, с другой стороны.

• Общественно - хозяйственная теория, яркими представителями которой являются В.Лешков, А.Васильчиков, Р.Моль. Согласно данной теории, местное управление - это порядок управления, при котором община обладает экономической самостоятельностью и не допускается государственный надзор за ее деятельностью. Представители данной теории считали, что функции, дела. задачи местного управления сугубо хозяйственные. К примеру, славянофил/профессор В.Н.Лешков утверждал, что «земские учреждения суть учреждения земства, народа, а не государства, и отвечают перед одним народом», что «права земских учреждений, в смысле прав земства, составляют самостоятельную систему прав, отличную от системы права гражданского...» [18, стр.12]

В противоположность выше изложенным концепциям в XIX - XX веках такие ученые, как: Л. Штейн, Р.Гнейст, Н.Лазаревский выдвинули государственную теорию, согласно которой общинные дела - часть государственных дел, переданных для исполнения на места. Источником общинной власти служит государство. Всякое публичное управление есть дело государственное, поэтому местное сообщество не обособлено от государства, а служит государственным интересам и целям. Один из представителей данной теории профессор А.Д. Градовский считал, что особых местных дел, местных задач не существует: все дела, как находящиеся в ведении самоуправления, так и оставленные государством в своей компетенции, - государственные.

Идеи Грановского А.Д. были поддержаны в начале XX века Н.М. Коркуновым. Коркунов, признавая государственную природу органов самоуправления, стремился определить признаки, отличающие их от органов бюрократического управления. Он считал, что органы местного управления являются особыми субъектами права, вступающими с государством в юридические отношения, но при этом осуществляющими свои функции по полномочию государства. [13, стр.18]

Таким образом, с течением времени пришли к выводу: согласно теориям местного управления, муниципальная власть, с одной стороны, является частью социальной системы, несет на себе ее интересы, а с другой стороны, является структурой в государстве и несет в себе его функции. Местное управление в системе публичной власти является наиболее приближенным к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местного значения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...