Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система импульсно-фазового управленияСтр 1 из 4Следующая ⇒
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине "Теория автоматического управления" Тема: "Электропривод двигателя постоянного тока" Вариант задания № 9
Выполнил: студент гр. ЭП-31
Руководитель проекта: Рычков В.В. .
Киров 2009 Содержание Реферат............................................................................................................................... 3 Введение............................................................................................................................. 4 Задание............................................................................................................................... 5 ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ................................................................................. 6 РАСЧЁТ СИЛОВОЙ ЧАСТИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ................................................. 8 1.1 Расчет мощности и выбор силового трансформатора................. 8 1.2 Выбор тиристоров.......................................................................................... 10 1.3 Выбор уравнительного реактора........................................................... 11 1.4 Расчет индуктивности сглаживающего дросселя...................... 12 СИСТЕМА ИМПУЛЬСНО-ФАЗОВОГО УПРАВЛЕНИЯ........................................... 14 2.1 Регулятор скорости...................................................................................... 14 2.2 Система импульсно-фазового управления.................................... 15 2.3 Защита СИФУ от помех............................................................................. 20 Расчет характеристик тиристорного преобразователя............... 21 3.1 Построение регулировочной характеристики .......... 21 3.2 Построение фазовой характеристики СИФУ.................................. 23 3.3 Построение регулировочной характеристики ........ 24 3.4 Максимальный угол регулирования.................................................. 25 3.5 Внешняя характеристика ТП ……………………………….26 Управление тиристорными группами и режимы работы преобразователей 28 4.1 Построение ограничительных характеристик............................... 28 4.2 Построение графиков выпрямленной ЭДС ТП............................... 28 ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ 29 5.1 Расчёт энергетических показателей................................................... 29 ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ТП-Д.................... 34 ЗАЩИТа ВЕНТИЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ.................................................. 35 Характеристика разработанного тиристорного преобразователя 40 ЗАКлючение по работе............................................................................................. 41 Библиографический список................................................................................. 42
Реферат
Зворыгин П.В. Расчеты электроприводов постоянного тока: Вариант 10 Курсовой проект/ ВятГУ, каф. ЭП и АПУ; рук. В.И.Лалетин - Киров, 2010. Гр.ч. 1 л. Ф. А1, ПЗ 46 с, 24 рис., 10 табл., 8 источников.
ЭЛЕКТРОПРИВОД, ТИРИСТОР, ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, СИЛОВОЙ ТРАНСФОРМАТОР, СОВМЕСТНОЕ СОГЛАСОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, УРАВНИТЕЛЬНЫЙ РЕАКТОР, СГЛАЖИВАЮЩИЙ ДРОССЕЛЬ, СИСТЕМА ИМПУЛЬСНОГО ФАЗОВОГО УПРАВЛЕНИЯ, ВРЕМЕННАЯ ДИАГРАММА, ЗАЩИТНЫЕ УСТРОЙСТВА.
В курсовом проекте рассмотрен и исследован технический объект ТП-ДПТ, рассчитан и выбран ряд основных узлов силовой схемы тиристорного преобразователя с трехфазной трехпульсной нулевой схемой выпрямления, предназначенного для работы на якорь электродвигателя постоянного тока: силовой трансформатор, сглаживающий дроссель, уравнительные реакторы, тиристоры. Осуществлен выбор системы импульсно-фазового управления (СИФУ), описан принцип ее работы. Рассчитаны основные характеристики и параметры преобразователя, проанализированы аварийные режимы и на основе их расчета выбраны устройства защиты. В проекте приводится расчет и анализ энергетических показателей проектируемого преобразователя.
Введение
Тиристорные преобразователи (ТП) служат для преобразования переменного напряжения (тока) в постоянное (режим выпрямления), постоянного напряжения (тока) в переменное (режим инвертирования). Для питания двигателей постоянного тока используются неуправляемые и управляемые вентильные преобразователи. В неуправляемом в качестве вентилей применяются диоды. Выходное напряжение преобразователя не регулируется. Электроэнергия в таком преобразователе всегда потребляется из сети переменного тока и отдается в цепь постоянного тока. Управляемый преобразователь собирается на тиристорах. Здесь возможно изменение напряжения преобразователя на стороне постоянного тока по значения и по знаку за счет соответствующего управления тиристорами. В управляемом преобразователе поток энергии может быть направлен как из сети переменного тока в цепь постоянного тока, так и наоборот. Вентильные преобразователи выполняются с разными силовыми схемами включения вентилей (схемами выпрямления). Чаще всего используются нулевые и мостовые схемы. Рассмотренная в данном курсовом проекте схема относится к реверсивным, двухкомплектным, встречно-параллельным, простым, нулевым преобразователям. К особенностям схемы относится Z – соединение вторичной обмотки трансформатора (зигзаг), совместное управление тиристорными группами.
Задание Пояснительная записка включает в себя следующие основные разелы: Содержание. Реферат. Введение. Технические данные нагрузки. Исходные данные проекта. 1 Проектирование силовой схемы тиристорного преобразователя. 1.1 Расчет мощности и выбор силового трансформатора. 1.2 Расчет и выбор тиристоров. 1.3 Расчет и выбор уравнительного реактора. 1.4 Расчет и выбор сглаживающего дросселя. 2 Выбор и построение СИФУ. 2.1 Описание структурной и электрической принципиальной схемы СИФУ 2.2 Описание схемы электронных защит. 2.3 Расчет и построение характеристик СИФУ. 3 Расчет и построение силовой части ТП. 4 Разработка системы защиты преобразователя. 5 Расчет энергетических характеристик и показателей ТП. Заключение. Сравнительная оценка разработанного ТП и промышленного аналога. Библиографический список.
Основные исходные данные Встречно-параллельная, простая, нулевая, трехпульсная схема реверсивного тиристорного преобразователя с совместным способом управления его тиристорными группами (ТГ) и двухобмоточным трансформатором. Основные параметры электродвигателя ПБВ 112 М, на который работает тиристорный преобразователь: номинальный момент; номинальная частота вращения; номинальная мощность; номинальное напряжение на якоре; номинальный ток якоря; максимальный момент при пуске; максимальная частота вращения в продолжительном режиме; сопротивление обмотки якоря при ; индуктивность обмотки якоря; масса электродвигателя с тахогенератором.
Рисунок 1.1 – Схема тиристорного преобразователя 1 Расчет силовой части преобразователя 1.1 Расчет мощности и выбор силового трансформатора Расчет следует начинать с определения требуемого значения вторичной ЭДС трансформатора из соотношения где - требуемое значение вторичной ЭДС трансформатора; - ЭДС на выходе ТП при номинальном режиме работы и непрерывном токе; m=3 – число эквивалентных фаз выпрямления схемы ТП. где ЕН- номинальное значение ЭДС двигателя, здесь - номинальное напряжение на якоре электродвигателя; - номинальный ток электродвигателя; - активное сопротивление двигателя,
где К=1,32, в зависимости от габаритов МПТ; тогда ; - суммарное активное сопротивление цепи выпрямленного тока (включает в себя сопротивление фазы силового трансформатора RФ, реакторов RP, полное сопротивление якорной цепи МПТ RЯЦ, т.е. с учетом сопротивления сглаживающего дросселя, динамическое сопротивление RT для k-активных тиристоров в схеме ТП).
На предварительном этапе проектирования величина ; -минимальный угол регулирования, соответствующий номинальному режиму работы ЭП. Выбор зависит от предъявляемых требований к приводу в отношении быстродействия. Примем =2 ; - падение напряжения на тиристоре, на предварительном этапе расчета примем - расчетные коэффициенты, зависящие от схемы выпрямления; kL- коэффициент, учитывающий соотношение мощности системы ТП-Д и питающей сети. Примем kL =1,3; - напряжение короткого замыкания, потери в меди трансформатора. - возможные колебания напряжения сети. Для маломощных приводов принимают: . Подставляем найденные параметры в формулы (1.2) и (1.1):
Действующее значение фазного тока вторичной обмотки где - коэффициент связи данной схемы выпрямления;
Действующее значение фазного тока первичной обмотки где -коэффициент связи данной схемы выпрямления; -коэффициент трансформации; где - коэффициент мощности, зависящий от схемы выпрямления и числа первичных и вторичных обмоток трансформатора. Выбор трансформатора Трансформатор с мощностью = выбрать затруднительно, поэтому дальнейший расчет ведем с использованием расчетных параметров трансформатора. Полное сопротивление фазы трансформатора, приведенное к вторичной обмотке Активное сопротивление фазы трансформатора
где - коэффициент, зависящий от мощности трансформатора;
Индуктивное сопротивление питающей фазы трансформатора Индуктивность фазы трансформатора
1.2 Выбор тиристоров Выбор тиристора по напряжению и определение его класса осуществляется на основании следующей расчетной формулы: где - число последовательно соединенных и одновременно находящихся в работе тиристоров в схеме ТП; - коэффициент равномерности деления напряжения по последовательно соединенным тиристорам; - коэффициент нагрузки. Класс тиристора соответствует отношению Выбор тиристора по току производиться на основании величины максимального среднего значения тока, проходящего через прибор где - коэффициент перегрузки по току двигателя. На основании определенных параметров выбираем из справочника наименование тиристоров. Тиристор Т131-40-3 Параметры: пороговое напряжение не более: 1,05 В максимально допустимый средний ток в открытом состоянии: 40 А; критическая скорость нарастания тока в открытом состоянии: 100 А/мкс; минимально допустимый прямой импульсный ток управления: 0,54 А; максимально допустимый прямой импульсный ток управления: 2,1 А. 1.3 Выбор уравнительного реактора при совместном управлении ТГ В двухкомплектных реверсивных преобразователях при совместном управлении ТГ из-за неравенства мгновенных значений напряжений возникают статические уравнительные токи. Для их ограничения, а также для ограничения скорости нарастания аварийного тока при опрокидывании инвертора в уравнительном контуре устанавливается уравнительный реактор (УР). Требуемая индуктивность УР, исходя из заданного допустимого значения уравнительного тока IУР: где - амплитуда линейной ЭДС. -допустимое действующее значение уравнительного тока. - коэффициент действующего значения IУР, определяемый видом преобразователя и диапазоном изменения угла регулирования , - определяется из выражения (1.18). где - постоянная двигателя при Ф=ФН=const, В с; - ток холостого хода двигателя, - КПД машины; примем , тогда: - минимальная частота вращения вала машины в данном технологическом процессе, примем - эквивалентное активное сопротивление преобразователя p=3- число пульсаций за период выпрямленного напряжения. - падение напряжения на тиристоре. Подставляем найденные значения в формулу (2.18): Величина может быть определена на основании анализа кривой 1- для 3-фазной нулевой перекрестной схемы из рисунка 1. 1. Рисунок 1.1-Зависимость коэффициента от угла регулирования
Для по заданной зависимости определяем , и подставляем найденные значения в : В качестве уравнительного дросселя принимаем реактор, не насыщающийся от основного тока. Такие реакторы необходимо устанавливать в каждой цепи ТГ, и значение индуктивности каждого из них Ввиду затруднительного выбора реакторов с близким к рассчитанному значению индуктивности, принимаем решение о проектировании не насыщающегося уравнительного реактора с параметрами:
1.4 Расчет индуктивности сглаживающего дросселя и его выбор В тиристорном электроприводе дроссели служат для уменьшения зоны прерывистых токов, сглаживания пульсаций выпрямленного тока; для ограничения скорости нарастания тока и величины тока при аварийных режимах работы. Сглаживающий дроссель (СД) включается последовательно с якорем двигателя, и его индуктивность выбирается для выполнения следующего условия: сглаживание пульсаций выпрямленного тока до требуемой величины, обеспечивающей удовлетворительную коммутацию двигателя. Индуктивность СД находится по уравнению: где - значение индуктивности, по условию сглаживания пульсаций тока, Гн; - индуктивность якоря двигателя, мГн; определяем из условия, что реактор выбран не насыщающиейся, следовательно значение индуктивности его задается равной половине от общего расчетного значения, т. е. , и это значение учитывается при расчете полной индуктивности преобразователя и индуктивности сглаживающего дросселя. -индуктивность фазы трансформатора, ; - индуктивность якоря двигателя, ; -) Критическая индуктивность, обеспечивающая выполнение условия сглаживания пульсаций, находится по уравнению:
где - амплитуда основной гармонической выпрямленной ЭДС. - амплитуда основной относительной гармонической ЭДС (в о.е.) в функции угла . вычисляется по формуле (1.18); - допустимое действующее значение основной гармоники переменной составляющей выпрямленного тока. Примем , так как данный нам двигатель небольшой мощности. Для по заданной зависимости, приведенной на рисунке 1.2, определяем - для трехфазной нулевой схемы. Рисунок 1.2-Зависимость относительной гармонической ЭДС в функции от угла для различных схем (p=m). По формуле (1.23) определяем
Определяем индуктивность сглаживающего дросселя по формуле (2.21):
Так как индуктивность сглаживающего дросселя получилась отрицательной – делаем вывод о том, что нет необходимости в данном случае устанавливать сглаживающий дроссель.
2 Система импульсного фазового управления Система импульсно-фазового управления комплектного электропривода подачи типа «Мезоматик» выбрана как наиболее соответствующая трёхфазной мостовой схеме ТП, рассмотренного в данном проекте. Преобразователь выполнен по одноконтурной схеме регулирования только с регулятором скорости. В данном разделе описано назначение блоков СИФУ и их взаимодействие в структуре. Блок схема привода приведена на рис 2.0, где РС – регулятор скорости; ИНВ – инвертор; СИФУ – система импульсно-фазового управления; БНТО – блок нелинейного токоограничения; ТП – тиристорный преобразователь; ТР – силовой трансформатор; LУР – уравнительный дроссель; LКОМ – коммутационный дроссель; Я – электродвигатель; ТГ – тахогенератор; Т - электромагнитный тормоз; Р – резольвер; БП – блок питания. Рисунок 2.0 – Блок схема привода «Мезоматик»
2.1 Регулятор скорости Регулятор скорости выполнен в виде ПИ – регулятора и реализован на операционном усилителе Х1 (рис. 2.1). Регулятор имеет четыре входа: UГ1 – вход подключения задающего сигнала; UТГ1 – вход подключения сигнала обратной связи по скорости; UН1, UН2 – входы для суммирования при необходимости дополнительных задающих воздействий. Рисунок 2.1 – Регулятор скорости
Транзисторы Т1 и Т2 работают в диодном режиме и предназначены для ограничения максимального выходного напряжения РС. Величина ограничения определяется сопротивлениями R16, R17 и R18, R19 в соответствии с полярностью выходного напряжения. Для балансировки регулятора служит потенциометр R8. Реле В2 предназначено для создания нулевых начальных условий интегрирования. Операционный усилитель Х3 выполняет роль инвертора с коэффициентом передачи равным единице. Выходные напряжения Х1 и Х3 являются управляющими для СИФУ анодной и катодной групп преобразователя. Система импульсно-фазового управления Система импульсно-фазового управления G-08 предназначена для формирования и синхронизации подачи управляющих импульсов на силовые тиристоры. Блок-схема одного канала СИФУ показана на рис. 2.2, а диаграмма ее работы на рис. 2.5. В состав СИФУ входят: — формирователи ФА, Фв и Фс; — генератор пилообразного напряжения ГПИ (DA1); — компаратор (DA2); — схемы совпадения и формирователи импульсов. Кратко рассмотрим принцип работы схемы. На вход формирователя ФА (рис. 2.3а) подается вектор синхронизирующего напряжения фазы А, положительная полуволна которого открывает транзистор Т1, и отрицательная полуволна вектора напряжения фазы В, стремящаяся закрыть транзистор. В итоге открытое состояние транзистора Т1 наступит в момент равенства этих двух напряжений. Открытое рабочее состояние транзистора имеет длительность 120" и синхронизировано с силовой фазой А (рис. 2.3б). Аналогично работают формирователи Фв и Фс, векторы подаваемых на их входы синхронизирующих напряжений приведены на рис. 4а в скобках. Напряжения формирователей дифференцируются конденсаторами С1—СЗ, и положительные импульсы запускают ждущий генератор пилообразного напряжения. В момент прихода положительного импульса ГПН насыщается, до нижнего отрицательного порогового уровня, и начинается перезаряд конденсатора цепи обратной связи С4 от источника смещения. Этот процесс продолжается до прихода следующего положительного импульса. На компараторе DA2 происходит суммирование сигналов регулятора скорости, ГПН и напряжения смещения. Время переключения компаратора из отрицательного насыщения в положительное, определяющее момент формирования управляющего импульса, зависит от величины напряжения регулятора скорости Upc и напряжения смещения Uсм. Выходное напряжение компаратора дифференцируется, и положительные импульсы через диоды Д10, Д11 и Д12 поступают на схемы совпадения, выполненные на транзисторах Т4 и Т5, Т7 и Т8. Т10 и Т11, где логически умножаются с выходными сигналами формирователей. Совпадение положительного дифференцированного импульса с нулевым рабочим уровнем формирователя определяет момент открывания импульсного усилителя (транзисторы Т6, Т9, Т12) и, следовательно, фазу управляющего импульса. Схема совпадения и усилителя приведена на рис. 2.4. Второй канал СИФУ работает аналогично. Начальный угол запаздывания зажигания α0 и, следовательно, величина начального тока в группах преобразователя и якорной цепи выставляются потенциометром. При больших значениях этого тока улучшаются динамические характеристики, но заметно увеличивается вибрация, поэтому следует принять компромиссное решение. Для двигателя с номинальным моментом 17 Нм рекомендуемая величина начального тока ~4 A. Следует подчеркнуть, что наличие переменного тока, а следовательно и переменного момента, при нулевой cкорости благоприятно сказывается на уменьшении неравномерности вращения при малых скоростях в случае больших значений трения покоя. Принципиальной особенностью электропривода типа «Мезоматик» является способ изменения направления вращения двигателя при неизменном. задающем напряжении. Как уже указывалось ранее, переключение выводов якоря двигателя приведет к его размагничиванию, а это недопустимо. Изменение направления вращения осуществляется за счет переключения каналов управления СИФУ, которое выполняется перепайкой перемычек на задней печатной плате. Прямому вращению соответствует распайка 1—2, 3—4, а обратному 1—4, 2—3. Естественно, необходимо также изменить полярность обратной связи по скорости, т. е. переключить выводы тахогенератора. Рисунок 2.3 – Формирователь(а) и диаграмма работы формирователя (б). Рисунок 2.4 – Схема совпадения и усилитель. Рисунок 2.5 – Диаграмма работы СИФУ. Защита СИФУ от помех.
В тиристорных преобразователях СИФУ работает в условиях высокого уровня электромагнитных помех. Особенно важно это учитывать при использовании интегральных микросхем с низкими мощностями входных сигналов. Для защиты СИФУ от помех проводятся схемные мероприятия, экранирование, а также конструктивные мероприятия. К схемным мероприятиям относятся выбор структуры СИФУ. Наиболее целесообразной является структура с общим нулём. Все источники питания при этом имеют общую точку (нуль), проходящюю через все блоки СИФУ. Преимущество такой структуры заключается в уменьшении связей через ёмкость между обмотками трансформаторов источников питания. Кроме фильтров на выходе источников питания целесообразно предусматривать фильтры цепей питания в каждом блоке. Для снижения помех в проводах СИФУ необходимо соблюдать следующие правила: 1) каждый импульсный контур должен иметь индивидуальные цепи. Использование общего провода для разных контуров не допускается, так как падение напряжения в нём создаёт мешающее влияние контуров; 2) каждый канал СИФУ должен питаться через собственные пары скрученных проводов; 3) питание устройств от общего блока должно осуществляться только по радиальной схеме, а не по кольцевой; 4) необходимо осуществлять электростатическую экранировку трансформаторов путём прокладывания между первичной и вторичной обмотками слоя тонкой фольги, охватывающей без замыкания внутреннюю обмотку. Экран металлически соединяется с общим нулём, который заземляется с корпусом в специально выбранной единственной точке с помощью перемычки. К конструктивным мероприятиям относится правильная прокладка проводов с соблюдением следующих правил: 1) цепи управления с большим сопротивлением должны быть удалены от силовых проводов; 2) пересечение цепей управления с силовыми должно выполняться под прямым углом и на максимальном расстоянии; 3) силовые провода нужно вести попарно (прямой и обратный), чтобы исключить образование пространственных витков, создающих магнитное поле; 4) на штепсельных разъёмах необходимо обеспечивать наибольшее удаление цепей управления от проводов с мощными сигналами; 5) следует применять отдельные провода для соединения силовых и управляющих цепей с общим источником питания.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 303. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |