Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Признаки творческой личности




Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется некоторыми особенностями личности, которые называют признаками творческой личности.

1)  подвергать сомнению на первый взгляд очевидное;

Пример 1:

Колобок покатился.

Шарообразное тело при отсутствии внутреннего источника энергии может катиться только по наклонной плоскости.
Это закон физики. Итак, если шар/колесо начинает двигаться, то только одним-единственным способом: «вертясь», «переворачиваясь через себя», т. е. катясь.

Заранее сформулируем объяснение обреченности Колобка, которое может показаться неожиданным: Колобок погиб потому, что скатился, покатился и катился. Этот способ он сам не выбирал: по-другому Колобок передвигаться не мог, потому что был круглым. Итак, роковой оказалась его «круглость», которая обусловила его неустойчивость и как следствие — «качение».

Даль указывает в «катиться» направление движения — вниз.

Итак, заданное изначально (собственной «неустойчивой» круглой/ шарообразной формой) направление вниз обрекло Колобка на печальный конец, а попытки переменить это направление и двигаться вверх оказались неудачными.

2)  избегать поверхностных формулировок;

3) умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности;

4) умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

Например:

Обычная канцелярская скрепка. – Что можно сделать из неё?

1. Отмычка.

2. Вставить в замочную скважину для блокировки замка.

3. Нагревать на огне и выжигать на фанере рисунки.

4. Разрезать на небольшие кусочки, заточить - и маленькие гвоздики готовы.

5. По прямому назначению - скрепление листов бумаги.

6. Для сшивания страниц в книге.

7. В качестве стрелки в часах.

8. Для извлечения диска из CD-ROM привода.

9. В качестве закладки.

10. Поцарапать кожу для определения тонуса вегетативной нервной системы.

Можно придумать другие варианты использования скрепок.

 

5) готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

 


Область проявления педагогического творчества

Для осуществления творчества в педагогической деятельности, необходим ряд условий [6, c. 356].

Это: -временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени (например: в короткие сроки придумать, сотворить чего-либо);

- сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся (выступления на школьных праздниках, выполнение коллективных работ («Зайка» к Пасхе)) и других педагогов (быть составителем , ведущим корпоративных вечеринок);

- предвидение результата (необходимость его прогнозирования);

- атмосфера публичного выступления;

- необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Уровни педагогического творчества

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. Выделяют следующие уровни педагогического творчества [5,c.33]:

1) уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

2) уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

3) эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

4) высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта.

Варианты сотворчества педагога с учащимися:

1) педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;

2) педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;

3) педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход;

4) педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом.

Таким образом,педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество— это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других.

Каждый педагог продолжает дело своих предшественников,  педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый из нас, так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бодалев А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 585с.

2. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. – М.: Школа, 1994. – 344с.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. – 378с.

4. Ильина Т.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984. – 233с.

5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.: Педагогика, 1986. – 349с.

6. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 640с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 145.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...