Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интервал. Простые интервалы.




I Теоретические вопросы.

 

1) Параллельная тоника (параллельные тональности).

2) 3 вида минора.

3) Интервал. Простые интервалы.

4) Интервал. Обращения интервалов.

5) Тритоны.

6) 4 вида трезвучий.

7) Трезвучие. Главные трезвучия лада.

8) Трезвучие. Обращения трезвучий.

9) Доминантсептаккорд.

 

 

Параллельная тоника.

 

*Знать, понимать и уметь излагать своими словами весь материал по теме "Лад и тональность" (возможны дополнительные вопросы):

а) Определения:

Лад - система звуков (различной высоты), в которой каждый звук обладает определенной функцией (устойчивой либо неустойчивой).

Т. е. лад - это музыкальная организация, основанная на соподчинении звуков.

Тоника - основной звук лада, самый устойчивый (I ступень). Чаще всего музыкальные произведения оканчиваются тоникой.

Мажор и минор - наиболее распространенные лады европейской музыки (каждый включает в себя 7 звуков различной высоты и функции).

Лад выражает определенное настроение; основой лада (мажора или минора) является тоническое трезвучие (строится на тонике и состоит из всех трех устойчивых звуков лада) - в мажоре это мажорное трезвучие (T53 - Б53, звучит "весело"), в миноре - минорное (t53 - М53,звучит "грустно").

(Пример: в До мажоре - до, ми, соль; в ля миноре - ля, до, ми).

б) Материал, изложенный на стр. 3 (Калинина, 3 кл.):

устойчивые, неустойчивые, вводные ступени лада (мажора или минора)

строение мажорной гаммы

строение минорной гаммы

в) Определения:

Тональность - высотное положение лада (например: До мажор, Ре мажор, Си-бемоль мажор или до минор, ля минор, си минор). Тональность указывает на то, какой звук берется за тонику(I ступень лада), структура же лада всегда остается неизменной.

Название тональности складывается из названия главного звука (тоники), от которого строится лад, и определения лада. Например, до минор (до -тоника, минор - лад).

При построении лада от разных звуков, т. е при построении различных тональностей требуются знаки альтерации для соблюдения структуры лада. Эти знаки выставляются при ключе (ключевые знаки).

г) Калинина, 3 кл. - выучить:

знаки в тональностях (до 3-х знаков) - стр. 3

порядок написания знаков при ключе - стр. 4

 

Для ответа:

 

Параллельные тональности(параллельная тоника).

Параллельные тональности - это мажорная и минорная тональности, в которых совпадают все звуки, ключевые знаки, но тоники (главные ступени) - разные и, следовательно, номера и функции всех остальных ступеней также разные.

Пример параллельных тональностей:До мажор и ля минор, Соль мажор и ми минор.

До мажор и ля минор строятся на белых клавишах, в Соль мажоре и ми миноре имеется один ключевой знак, т. е. параллельные тональности имеют один и тот же набор звуков(номера же и функции ихотличаются, напр.: в До мажоре до - тоника (I ступень), в параллельном ля миноре до - III ступень и т.д.

Правила:

1. В мажоре тоника параллельного минора находится на VI ступени (например, в До мажоре - ля, ля минор - параллельный);

2. В миноре тоника параллельного мажора находится на III ступени (например, в ля миноре - до, До мажор - параллельный);

3. Тоника параллельного минора находитсяна малую терцию нижетоники параллельного мажора.Пример: До мажор - ля минор, ля лежит малой терцией ниже, чем до.

 

Параллельные тональности находятся в ближайшем родстве друг с другом. На основе общности звукового состава (один и тот же набор звуков) они могут объединяться в параллельно-переменный лад, в котором параллельные тоники главенствуют попеременно (например, в русской народной песне).

 

Вида минора.

 

Для ответа:

 

См. - Калинина, 3 кл., стр. 3 - 3 вида минора.

В натуральной минорной гамме отсутствуют случайные знаки, учитываем лишь знаки тональности (при ключе - ключевые знаки); в гармоническом миноре возникает один случайный знак(повышаетсяна полтона VII ступень); в мелодическом миноре- два случайных знака (повышаютсяVI и VIIступени при мелодическом движении вверх, при мелодическом же движении вниз хорошозвучат ступени натурального минора).

!Ключевые знаки минорной тональности, возникающие вследствие строения минорной гаммы, всегда остаются при ключе. Дополнительные знаки, возникающие в гармоническом, мелодическом видах минора являются случайными (случайные знаки пишутся около нот слева от них и выставляются по мере необходимости, случайный знак действует в течение одного такта; а ключевые знаки, которые пишутсяпри ключе справа от него на каждой нотной строчке, действуют в течение всего произведения).

 

Уметь играть, петьс верными знаками гаммы 3-х видов минора вверх и вниз (минорные тональности до 3-х знаков при ключе).

Играйте, одновременно пойте в удобной для себя октаве, запоминая знаки тональностей (см. ниже гаммы).

 

ля минор натуральный:

ля минор гармонический:

ля минор мелодический:

 

 

ми минор (1 при ключе), си минор (2 при ключе), фа минор (3 при ключе) играем и поем аналогично, учитываем ключевые знаки, в гармоническом виде кроме того повышаем VII ст., в мелодическом - повышаем VI и VII при пении гаммы в восходящем направлении, а при движении вниз отменяем повышение этих двух ступеней, т. е. возвращаем знаки натурального минора.

 

 

 

! В бемольных тональностях обращаем внимание на знаки другого типа,в некоторых случаях для повышения ступени необходимоиспользовать не диез, а бекар (если изначально изменяемая ступень имела ключевой знак бемоля, то используем случайный знак бекар, для того, чтобы повысить ее на полтона).

См. ниже:

 

 

 

 

 

 

Интервал. Простые интервалы.

 

Для ответа:

 

Интервал (от лат.intervallum - промежуток) - соотношение (расстояние) между двумя звуками определенной высоты: одновременное (гармонический интервал) или последовательное (мелодический интервал) сочетание двух звуков.

 

Каждый интервал определяется двумя величинами - количественной и качественной.

Количественная - указывает на количество ступеней. Качественная - на количество тонов (полутонов).

 

Названия интервалов(происходящие от латинских числительных) определяютколичество ступеней, т. е.количественную величину:

прима (1)

секунда (2)

терция (3)

кварта (4)

квинта (5)

секста (6)

септима (7)

октава (8)

Интервалы с данным количеством ступеней (от 1 до 8) называются простыми. Интервалы с большим количеством ступеней (9, 10 и т. д.) - составные.

 

!Интервалы могут иметь одинаковое количество ступеней (количественная величина), но различаться по качественной величине, т. е. по количеству тонов; качественная величина выражается дополнительными словами:большая, малая, чистая, увеличенная, уменьшенная.

(Примеры: до - ми - большая терция - 3 ступени, 2 тона; ре - фа- малая терция - 3 ступени, 1,5 тона).

 

Ориентироваться в таблице интервалов (см. ниже):

 

Название интервала Обозначение Количественная величина Качественная величина
Чистыепримы   ч1 1 ступень 0 т. (0 п.)
Малыесекунды м2 2 ступени 0,5 т. (1 п.)
Большиесекунды   б2 2 ступени 1  т. (2 п.)
Малыетерции м3 3 ступени 1,5 т. (3 п.)
Большиетерции   б3 3 ступени 2 т. (4 п.)
Чистыекварты ч4 4 ступени 2,5 т. (5 п.)
Увеличеннаякварта   ув4 4 ступени 3 т. (6 п.)
Уменьшеннаяквинта ум5 5 ступеней 3 т. (6 п.)
Чистыеквинты   ч5 5 ступеней 3,5 т. (7 п.)
Малыесексты м6 6 ступеней 4 т. (8 п.)
Большиесексты   б6 6 ступеней 4,5 т. (9 п.)
Малыесептимы м7 7 ступеней 5 т. (10 п.)
Большиесептимы   б7 7 ступеней 5,5 т. (11 п.)
Чистыеоктавы ч8 8 ступеней 6 т. (12 п.)

 

 

Одинаковым цветом в левой колонке обозначены интервалы, имеющие одинаковую количественную величину (различающиеся качественной величиной). Желтым цветом отдельно обозначены тритоны, имеющие разную количественную, но одинаковую качественную величину - 3 тона.

 

Интервалы, представленные в таблице, называются еще диатоническими. Диатонические интервалы - те интервалы, которые образуются между ступенями натурального лада (т. е. натурального мажора или натурального минора).

В натуральном мажоре имеется одна пара тритонов (ув.4 на IVст. и ум.5 на VIIст.), в натуральном миноре также одна пара тритонов (ув.4 на VIст. и ум.5 на II ст.).

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...