Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Опасные ситуации на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия
Цель занятия: Формировать у учащихся представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети; воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице. Содержание занятия
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
На первое занятие следует пригласить инспектора ГИБДД. Вначале учитель рассказывает учащимся, что у нас в России ежегодно под колесами автомобиля погибает около 34000 человек. Из них свыше 1350 погибших - дети (4 ребенка за один день), а почти 25000 детей получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). Травмы эти тяжелые – ребенок нередко остается инвалидом на всю жизнь. В городе Красноярске за год происходит свыше 200 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых гибнет 3-4 ребенка, а более 220 – получают тяжелые травмы. Почти половина этих дорожно-транспортных происшествий происходит по вине самих детей. Затем слово предоставляется инспектору ГИБДД. Он рассказывает учащимся об обстановке на дорогах города и района, в котором находится школа. Приводит конкретные примеры дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей. Дает оценку правильности поведения детей в тех или иных дорожно-транспортных происшествиях. Выделяет ошибки в поведении детей на дорогах во время ДТП и имеющиеся возможности избежать их. Инспектор ГИБДД констатирует, что часто нарушение правил дорожного движения становится для детей вредной привычкой. Допустим, сегодня машин на дороге не было, и ребенок перешел проезжую часть на красный или желтый сигнал светофора. Все обошлось благополучно. В другой раз ребенок перебежал дорогу в неположенном месте. Инспектора ГИБДД не было, и ребенок прошагал дальше, тут же забыв о своем нарушении. Неправильный переход дороги постепенно становится для него привычкой, от которой отвыкать очень трудно. Причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей часто служит игра или катание на санках, коньках вблизи проезжей части дорог. Из-за своей неосторожности дети неожиданно появляются на проезжей части и попадают под колеса движущегося транспорта. Инспектор ГИБДД обращает внимание детей на то, что и во дворах надо быть очень внимательными. Нередко бывают случаи, когда ребенок пробегает мимо стоящего во дворе автомобиля. В это время водитель или пассажир открывают дверь и ребенок ударяется о неё, получая тяжелую травму. Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят, даже если ребенок правильно ведет себя при переходе проезжей части, например, движется на зеленый сигнал светофора. За рулем автомобиля может находиться пьяный водитель, вовремя не среагировать на включенный сигнал светофора и совершить наезд. Иногда у автомобиля в самый неподходящий момент могут отказать тормоза. Учитель внушает детям, что даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, необходимо смотреть по сторонам и прислушиваться к звукам приближающегося транспорта. Инспектор ГИБДД напоминает детям, что на дорогах нельзя бегать. Бывают случаи, когда дети, увидев приближающийся или стоящий на остановке автобус, бегут к нему и попадают под колеса движущегося транспорта. Чаще всего дети попадают под колеса автомобилей из-за своей невнимательности и недисциплинированности, а также из-за незнания Правил дорожного движения. Инспектор ГИБДД рассказывает учащимся, что для организации безопасного дорожного движения в нашей стране принят основной нормативный акт– Правила дорожного движения Российской Федерации, который постоянно изменяется и дополняется. Последние изменения вступили в силу с 1 января 2006 года. Затем он кратко раскрывает содержание документа, делая основной упор на такие разделы, как «Общие обязанности пешеходов», «Общие обязанности пассажиров», «Перевозка людей», «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов…». В конце занятия инспектор ГИБДД отвечает на вопросы учащихся.
ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Остановочный и тормозной путь Транспортных средств
Цель занятия: Формировать у учащихся чувство опасности при переходе проезжей части перед близко идущим транспортом; дать понятие тормозного и остановочного пути; разъяснить учащимся, как правильно выбрать безопасное расстояние до транспортного средства при переходе дороги. Новые слова: Время реакции водителя, тормозной путь, остановочный путь, безопасное расстояние до транспортного средства. Содержание занятия
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
Учитель спрашивает учащихся, почему нельзя переходить проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом? Какое расстояние до движущегося транспортного средства они считают безопасным? Затем он поясняет ученикам, что автомобиль и другие транспортные средства быстро остановить нельзя. При торможении автомобиль, автобус, мотоцикл, велосипед по инерции проходят какое-то расстояние. Иногда его достаточно, чтобы совершить наезд на пешехода. Поэтому переходить дорогу перед близко идущим транспортом опасно. Если дорога скользкая после дождя или на ней образовалась ледяная корка при отрицательной температуре, то переходить проезжую часть становится ещё опаснее – автомобиль до полной остановки проходит ещё больший путь. Остановочный путь – это расстояние, которое пройдет автомобиль с момента обнаружения пешехода на дороге до полной остановки автомобиля. Это расстояние складывается из трех составляющих: пути, пройденного за время реакции водителя; пути, пройденного за время срабатывания тормозного привода; тормозного пути. Учитель дает пояснения. Заметив на дороге пешехода, водитель не сразу начинает тормозить. Сначала он определяет расстояние до пешехода, оценивает скорость движения своего автомобиля и состояние дороги (сухая или скользкая), обращает внимание на движение других транспортных средств и возможность объезда пешехода и т.д. Решив, что надо тормозить, водитель нажимает на педаль тормоза. Пока он думал, надо тормозить или нет, автомобиль прошел некоторый путь, который называется путь, пройденный за время реакции водителя. При нажатии на педаль тормоза автомобиль не начинает сразу тормозить. Проходит какое-то время, пока срабатывает тормоз. Автомобиль за это время проходит ещё некоторое расстояние. Но и поле начала торможения автомобиль останавливается не сразу. Расстояние, пройденное автомобилем от начала торможения до полной остановки называют тормозным путем. На длину тормозного пути оказывают влияние скорость движения автомобиля, масса автомобиля, состояние его шин и тормозов, тип дорожного покрытия и его состояние, погодные условия и время года. Чем выше скорость движения автомобиля, тем длиннее его тормозной путь. Для пояснения этого можно провести с учащимися опыт. Сначала один из учеников идет спокойным шагом и по команде учителя пытается резко остановиться. Сделать ему это не удается – после команды он проходит ещё один-два шага. Затем ученику предлагается перемещаться бегом и по команде учителя остановиться. Сделать это ему ещё труднее. Так и с автомобилем. Водитель нажимает на педаль тормоза, а автомобиль продолжает некоторое время двигаться. Каким же должно быть минимальное расстояние между транспортным средством и пешеходом? Лучше всего эту тему проиллюстрировать с помощью рисунка. Учитель изображает на доске автомобиль, движущийся по проезжей части и пешехода, стремящегося её перейти. Реакция у водителей может быть различной. Она зависит от многих факторов – физического и психического состояния человека, его возраста, опыта, тренированности и т.д. Время реакции колеблется от 0,8 до 1,5 с. Это у основной массы водителей. Мы возьмем среднюю величину – 1 с. Итак, с того момента, когда водитель заметил на дороге пешехода и до начала действий, направленных на устранение опасности, прошла 1 с. За это время автомобиль уже проехал около17 м. Учитель проводит на доске линию от автомобиля в направлении его движения и ставит число 17. Таким образом, машина уже приблизилась к пешеходу на 17 м. Естественное действие водителя – снизить скорость, нажав на педаль тормоза. Чтобы сработала тормозная система, необходимо также определенное время – около 1 – 1,5 с. Это значит, к 17 м необходимо добавить еще 17 – 25 м. Учитель изображает второй отрезок. Наконец, с момента вступления в действия тормоза до полной остановки автомобиля пройдет еще какое-то время, а значит автомобиль продвинется вперед на несколько метров по инерции (8 – 15 м). Это тормозной путь автомобиля. Сложив эти три составляющие остановочного пути, получим его величину, которая составит от 40 до 55 м. Пешеход за эти три-четыре секунду сделает соответственно 4 – 5 шагов, то есть окажется практически на середине проезжей части. Если пешеход рискнет выйти на проезжую часть не за 50 м до автомобиля, а за 30 – 40 м – последствия могут быть самые тяжелые. В условиях города следует рассчитывать на то, что автомобиль движется со средней скоростью 50 – 60 км/ч. Поэтому расстояние между пешеходом и ближайшим автомобилем в 60 – 65 м практически обеспечит его безопасность. Но если пешеход замечает, что автомобиль движется явно быстрее, лучше воздержаться от перехода – длина остановочного пути в этом случае будет заметно больше. Чем больше масса автомобиля, тем труднее его остановить. Например, легковой автомобиль остановить легче, чем грузовой автомобиль или автобус. А велосипед остановить легче, чем легковой автомобиль. Поэтому при одинаковой скорости движения остановочный путь у грузовика будет больше, чем у легковой машины, а у груженого транспорта – больше, чем у порожнего. Учитель обращает внимание учащихся на опасности, связанные с погодными условиями. Зимой на скользкой дороге остановить транспортное средство очень трудно – оно проходит большее расстояние до полной остановки, чем на сухой дороге. Кроме того, в морозную погоду стекла автомобиля замерзают, и водитель позже замечает пешехода. Ночью, когда видимость ограничена, переходить проезжую часть становится особенно опасно – водитель поздно замечает препятствие и может совершить наезд. Кроме того, в темное время суток наступает усталость, и водитель с запозданием реагирует на препятствие. Подводя итог, учитель дает установку учащимся: никогда не спешить при переходе проезжей части дороги и не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
2. Практическое задание
Учитель вместе с учениками разбирают конкретную ситуацию. Как вы думаете, одна секунда – это много или мало? Пешеход за одну секунду делает один шаг. Автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/час, за одну секунду проезжает по ровному сухому асфальту около 17 метров. Это тормозной путь автомобиля. Если сюда добавить путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя и время срабатывания тормозов, то остановочный путь автомобиля составит около 50 метров. Пешеход думает, что водитель успеет затормозить, и переходит проезжую часть перед близко идущим транспортом. Он не хочет понимать, что при всем своём старании водитель не сумеет остановить автомобиль. А если дорога скользкая, то остановочный путь удлиняется значительно. Например, при скорости 80 км/час на скользкой зимней дороге автомобиль окончательно остановится только через 400 метров (почти полкилометра!).
3. Вопросы для закрепления знаний
1. Какие транспортные средства вы знаете? 2. Почему невозможно мгновенно остановить автомобиль? 3. Что такое тормозной путь и от чего зависит его длина? 4. Что такое остановочный путь автомобиля? Из чего он складывается? 5. Есть ли у велосипеда тормозной путь? 6. У какого транспортного средства, движущихся с одинаковой скоростью, тормозной путь короче: у грузового автомобиля, у велосипеда или у легкового автомобиля? Как это объяснить?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 307. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |