Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РОМАН Г. БЁЛЛЯ «БИЛЬЯРД В ПОЛОВИНЕ ДЕСЯТОГО»
Семинар №1 РОМАН ДЖ.Д. СЭЛИНДЖЕРА «НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ» ПЛАН I. Проблема жанровой формы романа «Над пропастью во ржи». II. Особенности языка и стиля романа. Тип композиции. III. Понятие «фальшь» и его оценочный смысл у Холдена. IV. Мотив бегства в романе Сэлинджера и предшествующая традиция американской литературы. V. Скитания Холдена: среди «полых людей» на «бесплодной земле». VI. Метафора жизнь— игра и ее смысловое проявление в романе. VII. Символы Смерти и Любви в романе: характер их соотнесения. VIII.Авторский образ Ловца. Трактовка желания Холдена стать «ловцом во ржи». IX. Философско-религиозный характер финала романа. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ I. Свой знаменитый роман «Ловец во ржи» («TheCatcherintheRye»; в рус. пер.«Над пропастью во ржи») Сэлинджер опубликовал в 1951 году. Есть свидетельства о том, что роман объемом в 90 страниц был готов уже в 1946 г. и даже сдан в редакцию, но в последний момент Сэлинджер забрал его для переработки. В окончательном виде роман состоит из 26 глав, часть из которых, а именно 15, 17, 19, 20, являются переработанными вариантами новеллы «Легкий бунт на Мэдисон-авеню» («SlightRebellionofMadison»). По своей жанровой форме «Ловец во ржи» — это роман-исповедь, роман-монолог, представляющий собой воспоминания рассказчика, Холдена, об истории, которая произошла с ним в прошлом году накануне рождества. Почему Сэлинджер обращается к разговорному, а не литературному языку в своем романе? Кто составляет «аудиторию», перед которой произносит свой монолог Холден? II. Рассказ Холдена строится не как последовательное событийное повествование, а как своеобразная «история болезни», в которой фиксируются малейшие изменения его душевного и физического состояния. Тема одиночества, ставшая одной из центральных тем в литературе XX века, получает свою разработку в романе и трактуется автором не как индивидуальное духовное одиночество героя-бунтаря, а как следствие общечеловеческой разобщенности. Назовите авторов в истории американской литературы, ранее обращавшихся к данной теме. Какие уровни сопоставления возможны между «Ловцом во ржи» и «Приключениями Гекльберри Финна» М. Твена? III. Во всей художественной и стилевой структуре романа «Ловец во ржи» есть своя строгая логика, обусловленная задачей раскрытия темы. Особую роль при этом в словесно-образной, художественной ткани романа играет ряд неоднократно повторяющихся в тексте и приобретающих ярко выраженную метафорическую окрашенность слов-образов: game (игра), ontheotherside (на другой стороне), dark (тьма). Так, gameв начале обозначает лишь спортивную игру, а затем приобретает метафорическую окрашенность: Lifeisagame — жизнь —игра. Как проявляется эта метафора в тексте романа? Расширяется ли ее смысловое поле? IV. По игровым позициям характеризуются все действующие лица романа. Холден пытается найти свое место в этой игре (жизни), но оно просто не существует. Охарактеризуйте игровые позиции действующих лиц романа. V. Авторский образ Ловца ассоциативно обращает нас к библейской метафоре апостолов как «ловцов человеков». Что говорит Холден о своей «религиозности» и как он сам характеризует апостолов? VI. Движение Холдена обозначено двумя символами: Смерть, связанная с образом Алли, и Любовь, связанная с образом Фиби. Проследите движение этих символов в романе. К чему ведет путь отшельника и в чем состоит авторская концепция любви? VII. Бегство Холдена является таковым лишь по своему формальному значению, так как больше напоминает движение по кругу. В действительности же оно обозначает поиск Холденом смысла жизни, который воплощается для него в нелепом вопросе «Куда деваются утки зимой из парка?», то есть куда деваться ему от холода непонимания окружающего его мира? Все произошедшее с ним воспринимается героем как бессмысленный круговорот, истинная сущность которого открывается ему, когда он смотрит на детишек, катающихся под дождем на карусели. Что означает, на ваш взгляд, символический подтекст фигуры «карусели»? VIII. Идейной основой романа «Ловец во ржи» является своеобразная доктрина «Спасение через любовь». Спасение и возвращение героя в несправедливый и фальшивый мир происходит посредством озарения, открытия им своего общечеловеческого единства с этим миром. Понятие любовь носит у Сэлинджера не светский, а исключительно духовный характер. В чем состоит на философском уровне проблематика финала романа? ЛИТЕРАТУРА Анастасьев Н. Миры Джерома Сэлинджера. — Молодая гвардия. — 1965.-№ 2. - С. 292-302. Гайсмар М.Дж.Д. Сэлинджер: Мудрое дитя и школа журнала «Нью-Йоркер» // Гайсмар М. Американские современники. – М.: Прогресс, 1976. – С. 268-285. Галинская Н.Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера. — М.: Наука, 1975. Мешков А.В. Сэлинджер, Джером Дэвид // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2-х ч. — М.: Просвещение, 1997. — Ч. 2. - С. 292-294. Мешков А.В. Проблема русского перевода романа Дж. Д. Сэлинджера «Ловец во ржи» // Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. (Серия:Гуманитарные науки). — М., 1997. — С. 66—68. Семинар №2 Тема молодого поколения в английской литературе 50-60-х годов План 1. “Сердитые молодые люди” в английской литературе 50-х годов. Общая характеристика творчества К. Эмиса, Дж. Брэйна, Дж. Осборна, С. Чаплина. 2. Джон Осборн и его пьеса “Оглянись во гневе”. 2.1.Дж.Портер как представитель рассерженной молодежи. (Критика действительности, попытки действовать, отсутствие положительных идеалов, характер отношения с людьми). 2.2.Художественный метод Осборна (поэтический натурализм, близость к методу А.П. Чехова). 3. “День сардины” Сида Чаплина как рабочий роман о тинэйджерах. 3.1.Судьба Артура Хеггерстона – английского подростка из рабочей среды (школа, влияние уличных “гэнгов”, условия работы, отношение к жизни, к людям, смысл притчи о сардинах). 3.2.Художественные особенности романа. Влияние А.М.Горького. Литература Дж.Осборн “Оглянись во гневе” в книге “Джон Осборн. Сид Чаплин “День Сардины”. В.В.Ивашева “Литература Великобритании ХХ века”, М., 1984. С. 374-384, 286-296. В.Т.Бабенко “Драматургия современной Англии” М. С. 50-64. З.Ванцура “Двадцать лет английского романа” М. С. 72-80. Образцова “Произошла ли “революция” в английском театре” // “Современный зарубежный театр” М,1969. Д.П.Шестаков “Современная английская драма”. М., 1968.
Семинар №3 Роман Айрис Мёрдок «Черный принц»
План
Литература
Семинар №4 РОМАН Г. БЁЛЛЯ «БИЛЬЯРД В ПОЛОВИНЕ ДЕСЯТОГО» ПЛАН 1. Мировоззренческие и эстетические принципы Г.Бёлля 40—50-х годов. Роман «Бильярд в половине десятого» и «литература развалин». 2. Своеобразие темы фашизма и войны в романе «Бильярд в половине десятого». 3. Проблема нравственного выбора в романе Бёлля. Своеобразие ее постановки и решения (образы Генриха, Иоганны, Роберта, Йозефа). 4. Особенности художественного времени, внутренний монолог и многообразие символики как формообразующие начала в романной поэтике Бёлля. 5. Место романа «Бильярд в половине десятого» в литературе о войне и фашизме (Г.Э. Носсак «Дело Д'Артеза», В. Кёппен«Смерть в Риме», Г. Грасс «Кошка и мышка», 3.Ленц «Урок немецкого»). ЛИТЕРАТУРА 1. Белль Г. В защиту литературы развалин // Белль Г. Собрание сочинений: В 5 т. — Т. 1. — М., 1989. — С. 673—677. 2. Белль Г. Современник и действительность // Белль Г. Указ.соч. – С. 678-682. 3. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. – Л., 1970.–С.215-245. 4. Млечина И. Человек и его нравственная позиция. Романы Г.Белля // Млечина И. Литература и «общество потребления». - М., 1975. - С. 42-65. 5. Рожновский С.В. Генрих Белль. — М., 1965. 6. Рудницкий М.Л. Генрих Белль // История литературы ФРГ. - М., 1980. - С. 295-325. 7. СтеженскийB.C., Черная Л. Литературная борьба в ФРГ. -М., 1978.-С.95-109. 8. Топер П. Междучерным и коричневым (новые книги Генриха Белля) // Современная литература за рубежом. — Вып. 2. - М., 1966. - С 373-396. 9. Фрадкин И.М. Генрих Белль — писатель и больше чем писатель // Белль Г. Указ.соч. — С. 5—30.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |