Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и виды источников к. права в зарубежных странах.
Источ. к. права в зарубежных странах являются норм. акты, которые содержат нормы, рег. к.-правовые отношения. Главным источ. данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (искл. сос. нек.-е мусульманские гос.) служит к. - основной закон. К другим источ. относятся: 1) законы – к. (вносят изменения в К. или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт к. права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой К., эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок); 2) внутригос. публично-правовые договоры (напр., нац-ный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших гос. должностей между приверженцами разных религий); 3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов; 4) акты главы гос. и исполнит. власти (указы монархов, декреты президентов, пост. прав-ва). Особая роль среди актов исполнит. власти принадлежит актам, имеющим силу закона (напр. они издаются в соответствии с искл. полномочиями президента (Франция); 5) акты. органов к. контроля (к. судов, к. советов и др.), которые дают офиц. толкования К., признают те или иные законы соотв-щими/не соотв-щими К.; 6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) - решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источ. права, т.е., по существу, не являются прецедентами; 7) к. обычай, 8) религиозные источ., 9) правовая доктрина, 10) международно-правовые акты. На локальном уровне - в субъектах федерации, автономных образованиях - действуют свои источники к. права (К.-ии штатов в США).
10. Предмет и методы к. права заруб. стран как отраслевой юрид. науки. Предмет к. права заруб. стран как учебной дисциплины. Термин «к. право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юрид. норм (правил особого рода), содержащихся в К-ях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих опред. группу обществ. отношений (прежде всего основы устройства общества и гос., правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам к. права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Понятие «к. право заруб. стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует к. право той или иной страны, и в каждой из них - свое (французское, индийское, конголезское, бразильское, австралийское и др.). Следовательно, при употреблении термина «к. право заруб. стран» речь идет об ответвлении от единой науки к. права, о комплексном и сравнительном изучении к. права многих стран мира (в настоящее время существует более 200 гос.), а также об учебной дисциплине. В различных странах к. право может иметь свой объект регулирования, а наука и учебный курс - свой предмет изучения, но основное содержание этой отрасли права является в принципе одинаковым, сходным, аналогичным. 11. Понятие и юр. св-ва совр. писаной к. Представители разных юр. школ по-разному характеризуют сущность к.. Школа естественного права видит в ней своего рода общест-ный договор, нормативисты - высшую, основную норму, институционалисты - статут не только гос., но и корпоративной организации общ-ва в целом, марксизм-ленинизм - продукт классовой борьбы и закрепления ее результатов. В совр. науке К. рассматривают не только как юр., но и как полит. и идеолог. документ. Ее сущность как юр. документа (в данном случае речь идет не о соц. сущности) состоит в тех качествах, которые были отмечены выше в определении К.: в особом ее содержании (предмете рег-ния), ее высшей юр. силе, роли К. как юр. основы текущего зак-ва, в повышенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного зак-го процесса. Некоторые из этих качеств, хар-щих различные стороны сущности, называют свойствами к. Иногда добавляют и другие св-ва: более высокая степень обобщенности по сравнению с иными прав. актами, комплексный характер К. как прав. документа, ее значение как юр. базы зак-ва и др. В ряде стран, однако, существуют отступления от этих признаков. Иногда к. регулируют не только основы общественного и гос. строя, но и несущественные детали (швейцарская К. 1874 г. запрещает резать скот и пускать кровь без предварительного его оглушения). Наряду с искл. стабильностью некоторых К. (К. США - более 200 лет всего лишь с 27 поправками) основные законы ряда стран Азии, Латинской Америки подвергаются частым изменениям. Писаная К. - это особый законод. акт или несколько нередко разновременных актов (Финляндии/Швеции), которые офиц. провозглашены основными законами данной страны. Соц.-пол. сущность совр. К. Как политический документ К. закрепляет соотношение соц. сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда, напротив, - господство определенных слоев населения или военно-политических группировок (последнее в первую очередь относится к временным К.ям, принимаемым в результате военных переворотов), регулирует полит. процесс в обществе. К. отражает степень восприятия общечеловеческих ценностей в обществе данной страны, содержит, хотя и в неодинаковой мере, программные положения о путях развития общества. Эти качества, получающие свое выражение не в какой-то отдельной статье, а в содержании всего основного закона, и прежде всего закрепление К. соотношения соц. сил в обществе, которые посредством борьбы и сотрудничества приходят к консенсусу по принципиальным к.ным вопросам общественного и гос. строя, обусловливают социальную сущность К. Как идеологический документ К. в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую его руководящими силами соц.-полит. доктрину, определенное мировоззрение. Иногда положения о принятой идеологии непосредственно закреплены в К. (идеи марксизма-ленинизма и Мао Цзедуна в китайской к К. 1982 г.). Соц. содержание К. - это конкретизация ее соц. сущности. Оно богаче сущности, так как отражает необходимое (основы существующего строя, т.е. сущность) и случайное (несущественное, частные национально-специфические особ-ти отдельной страны). К.-и Японии и Индии одинаковы по своей соц. сущности - это К.-и капиталистического общества, но конкретные социальные силы в этих странах, определяющие их развитие, неодинаковы (в первом случае - крупная буржуазия, во втором - национальная буржуазия). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 193. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |