Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ




Г.В. ЛЮТКЕНЕ, А.Б. БЕЛИНСКАЯ

СЛОВАРЬ

ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

И ПОНЯТИЙ

По направлению подготовки

«Социальная работа»

ЧАСТЬ III

МОСКВА – 2018

 



УДК 316

ББК 88.5

С 48

Р е ц е н з е н т ы:

Г.П. Медведева, доктор философских наук, профессор кафедры социальной работы РГСУ;

Ю.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора ИПССО МПГУ.

Люткене Г.В., Белинская А.Б.

С 48 Словарь основных терминов и понятий по направлению подготовки «Социальнаяработа». Часть III. – М.: УЦ Перспектива, 2018. – 96 с.

 

ISBN 978-5-98594-644-4

 

Словарь содержит термины, категории и понятия, определяющие содержание социальной работы. В него включены термины и выражения из смежных областей знания (экономики, социологии, квалитологии, социальной педагогики, социальной политики).

Предназначен для бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей, исследователей социальной работы, а также для практических работников общего, специального, дополнительного образования, учреждений социальной сферы.

УДК 316

ББК 88.5

 

 

ISBN 978-5-98594-644-4

© Люткене Г.В., Белинская А.Б., 2018

© УЦ Перспектива, 2018

Подписано в печать 10.02.2018 г. Тираж 500 экз., 5.25 п.л.
Тел.: +7-499-685-01-56.

E-mail: publish@ucpva.ru

Заказ книг: www.ucpva.ru

 

Отпечатано

в ООО «Учебный центр «Перспектива», зак. 644.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие ................................................................................... 3

1. Введение в профессию «Социальная работа» .......................... 5

2. Конфликтология в социальной работе .................................... 14

3. Социальная квалиметрия, оценка качества
и стандартизация социальных услуг .................................. 20

4. Основы социального образования ........................................... 25

5. Связи с общественностью в социальной работе ..................... 31

6. Ресоциализация лиц, вовлеченных в тоталитарные секты ..... 38

7. Социальная работа в экстремальных ситуациях .................... 46

8. Современные теории социального благополучия .................. 62

9. Социальная реклама ................................................................. 65

10. Социальная работа с молодежью .......................................... 69

Литература .................................................................................... 76







ПРЕДИСЛОВИЕ

Словарь основных терминов и понятий по направлению подготовки «Социальная работа» призван систематизировать данные по указанному направлению гуманитарного знания. При его подготовке использованы различные источники, позволившие выделить термины, категории и понятия, имеющие отношение к социальной работе и социальной деятельности.

В ходе работы над словарем привлечены материалы, вошедшие в учебные курсы «Введение в профессию «Социальная работа», «Конфликтология в социальной работе», «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг», «Основы социального образования», «Связи с общественностью в социальной работе», «Ресоциализация лиц, вовлеченных в тоталитарные секты», «Социальная работа в экстремальных ситуациях», «Современные теории социального благополучия», «Социальная реклама», «Социальная работа с молодежью». Значения некоторых терминов уточнены применительно к рассматриваемым проблемам.

При составлении словаря проведена определенная систематизация терминов по группам, объединенным общей направленностью. Это позволяет сравнивать термины, видеть специфику каждого из них и открывает дополнительные возможности для практического использования значения каждого термина в учебном процессе.

Все включенные в словарь термины характеризуют становление и развитие социальной работы как особой отрасли знания и практики.

Словарь ориентирован на практическое использование при изучении курсов общепрофессиональной и специальной подготовки бакалавриата, может быть полезен социальным работникам и другим специалистам социальной сферы, профессорско-преподавательскому составу и аспирантам, занимающимися проблемами социальной работы.

     


 

1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

АЛЬТРУИЗМ – самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помочь другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.

АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ – объединения специалистов в области социальной работы. В России несколько А.с.р.: Межрегиональная ассоциация работников социальных служб (создана в 1991 г.); Ассоциация социальных работников (создана в 1992 г.); Ассоциация социальных педагогов и социальных работников (создана в 1990 г.); Ассоциация коллективов вузов и школ социальной работы (создана в 1993 г.) Они принимают участие в деятельности Международной федерации социальных работников и других международных организаций, сотрудничают с национальными ассоциациями различных стран.

БЕДНОСТЬ – характеристика экономического положения индивида или социальных групп, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – в узком смысле – оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения; в широком смысле – безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общества, попавших в трудную жизненную ситуацию.

ВОЛОНТЕРСТВО – (от франц. – добровольность) – добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ – система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО– совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо от государства.

ГУМАНИЗМ: в широком смысле – исторически изменяющаяся система воззрений, основанная на признании ценности человека как личности, признании его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Благо человека считается критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – нормой отношений между людьми; в узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения. Гуманизм – один из важнейших принципов социальной работы.

ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ – материальная, финансовая, экономическая благотворительная поддержка людей, оказываемая международными государственными, общественными организациями и частными лицами в случае стихийных бедствий и социально-экономических потрясений, войн и иных несчастий, постигших страну и ее граждан.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ– образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах.

ЗАНЯТОСТЬ – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

ИЖДИВЕНИЕ – обеспечение неработающего человека (больного, престарелого, несовершеннолетнего и т.п.) средствами, необходимыми для существования.

КЛИЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ– гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.

КОДЕКС ЭТИЧЕСКИЙ – свод правил и норм (формальных и неформальных), регулирующих социальное поведение, ролевое, внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие, предписанное к исполнению. К.э. может быть общесоциальным (соблюдаемым во всем сообществе), профессиональным (свойственным той или иной профессии: врача, учителя, военнослужащего, научного работника, социального работника и др.), национальным (отражающим ментальные черты), религиозным (соблюдаемым людьми одного вероисповедания), а также свойственным той или иной социальной группе: возрастным (молодежь, пожилые люди), статусным (интеллигенция, элита) и др. К.э. отражает основы и нормы поведения различных социальных групп, связанных общностью культуры (субкультуры). К.э. выполняет функции: создания основ межличностного и межкультурного взаимодействия, формирования ролевого взаимодействия, обоснования социальных ожиданий и социального взаимопонимания. В профессиональной сфере является непременным условием повышения эффективности деятельности

МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ– выявление и оценка потребностей клиента, а также организация и координация комплексной помощи, оказываемой клиенту группой специалистов.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ– специфические виды вмешательства: социальная работа со случаем, социальная работа с группой, управление социальной работой, работа с семьями и т.д.

МЕЦЕНАТСТВО – социальная деятельность, направленная на поддержку развития культуры, искусства, науки, оказание разного рода помощи и поддержки творческим работникам и организациям со стороны лиц, имеющих материальные, финансовые и иные возможности оказания помощи. Зародилось в Древнем Риме, имело широкое распространение в России в конце XIX – начале XX в.

МИКРОСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ – совокупность малых групп, контактных коллективов и организаций, в которые включается личность в процессе социального общения и деятельности. Знание М.с. клиента – важнейший фактор успешной социальной деятельности.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

МИЛОСТЫНЯ – деньги или товары, раздаваемые с благотворительной целью бедным, нуждающимся.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – научный метод познания социальных объектов путем отображения их основных характеристик, особенностей на специально созданных с этой целью моделях. М.с. рассматривается как в широком (моделирование общественных процессов), так и в узком (изучение собственно социальных процессов методом построения соответствующих моделей) значении.

МОЛОДЕЖЬ – социально-демографическая группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, обусловленные возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества. Обычно к молодежи относят людей в возрасте от 16 до 30 лет.

НОРМАТИВЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – научно обоснованная характеристика оптимального состояния социального процесса (или одной из его сторон), полученная на основе учета объективных закономерностей социального развития. Дифференцируются в зависимости от конкретных национальных, природных, социально-демографических особенностей, а также по сферам жизнедеятельности человека (труд, социально-политическая жизнь, культура, быт, межличностные отношения). В отличие от сферы труда, культуры, быта определение нормативов в других сферах затруднено. Поэтому в практике планирования используется понятие социального ориентира.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. Вырабатываются во всех сферах общественной практики и во всех видах общественных отношений. Складываются как нормы-правила и нормы-ожидания, обусловливающие форму, мотивацию, направленность, оценку поведения членов группы и определяющие формы и допускаемые отклонения в их взаимодействиях и проявлениях.

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (НПО)– частные организации, цель которых облегчать страдания, отстаивать интересы отверженных, заботиться об окружающей среде, предоставлять основные социальные услуги, поощрять развитие общества.

ПАТРОНАТ – воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемое в формах патронатного воспитания либо социального патроната.

ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНАЯ – система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, правозащиты и введения иных льгот.

ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ:

1) место, которое занимает человек в системе социально-классовых отношений, в социальной структуре общества, иначе говоря, социальное положение;

2) осознанный выбор, мировоззренческая и нравственная ориентация личности.

Успех социальной работы и в целом социальной деятельности во многом определяется тем, насколько учитывается П.с. людей, в том числе клиентов социальных служб.

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ – деятельность государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества. Социология способствует выработке П.с, альтернативных вариантов решения в этой области, обоснованию социальных приоритетов.

ПОПЕЧИТЕЛИ – совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных, либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над одинокими совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

ПОРОГ БЕДНОСТИ – признаваемый государством предельный уровень личного благосостояния, ниже которого человек не в силах поддерживать нормальное физическое состояние; черта бедности.

ПОСОБИЕ – одна из форм материального обеспечения граждан, гарантированного Конституцией РФ и назначаемого по временной нетрудоспособности (при болезни, увечье, карантине и т. п.).

ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ – денежная помощь, выплачиваемая лицам, признанным безработными, в установленном законом порядке.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА – потребительский бюджет; общая сумма затрат и их конкретное распределение на обеспечение среднестатистического потребления человека (семьи) в определенный период времени. П.к. – совокупность товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение самых насущных потребностей человека. Она включает непродовольственные товары, продукты питания и услуги. Стоимость П.к. является главным фактором при определении прожиточного минимума, уровня черты бедности и т. д.

ПРАВО СОЦИАЛЬНОЕ: 1) отрасль права, регламентирующая нормы социальной защиты людей; 2) дисциплина специальности «Социальная работа», призванная дать студентам (слушателям) знания о нормах семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующих охрану материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающих их социальную защиту, а также знания о порядке и организации опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебные заведения, о других проблемах защиты людей.

ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ – использование знаний и навыков социальной работы для предоставления социальных услуг человеку, слою, группе. П.с.р. включает в себя социальную помощь, социальную терапию, социальную реабилитацию, страхование, попечительство, посредничество и т. д.

ПРИВИЛЕГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – исключительное право и преимущество отдельных лиц, групп, классов, учреждений, недоступное для большинства людей. В рабовладельческом и феодальном обществах П.с. юридически и политически закреплялась как сословная привилегия. П.с. сохранилась под влиянием имущественных различий, различий положения в государственных, партийных и других структурах. Сохранение П.с, в частности, связано с различием «стартовых возможностей» (имущественных, культурных, образовательных) людей, групп, слоев. П.с. нередко санкционируется юридически, но главным образом реализуется де-факто.

ПСИХОГРАММА– графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов. Позволяет наглядно сравнивать результаты исследования различных индивидов.

ПРОФЕССИОГРАММА– описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию, включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ– высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков работника, позволяющий ему достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ– единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, имеющимися условиями и должностью.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА– набор ценностных установок определенной профессии, соответствующий структуре этических норм данного общества.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД –направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ –приспособление граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – сознательная, целенаправленная деятельность человека, социальной группы, общности, ориентированная на преобразование объективных социальных условий, формирование социальных качеств личности (группы). А.с. – характеристика деятельности, отражающая степень реализации и развития социальных возможностей людей (способностей, знаний, навыков, стремлений, целей, задач). Основные сферы А.с. – общественно-политическая и трудовая деятельность.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА –стратегия государственной политики по поддержке и защите наиболее незащищенных групп населения, таких как дети, инвалиды, пенсионеры, женщины, малоимущие, и др.; система гарантированных государством экономических, организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА –предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения (переобучения) и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ –система государственного попечения для наименее защищенных групп населения. Основные виды социальной помощи: материальная, финансовая, пенсионная, протезно-ортопедическая, кредитная.

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ– система программ, выплат и услуг, которые способствуют решению социальных, экономических, образовательных и медицинских проблем населения, обеспечивая тем самым основы функционирования современного общества.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ– процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью.

СОЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – особая форма оказания социальной помощи путем целенаправленного психологического воздействия на человека или малую группу с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения. Выделяют следующие направления К.с: медико-социальное, психологическое, социально-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое, социально-инновационное и др. Службы К.с. включают в себя региональные центры социального консультирования и специализированные службы (службы семейной консультации, супружеской консультации, психологической помощи и консультирования, телефон доверия, службы К.с. в медицинских учреждениях и общественных организациях).

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ –система государственных и общественных мероприятий по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потере кормильца и других случаях; историческая парадигма помощи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену «общественному призрению».

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО –понятие, используемое чаще всего для обозначения трудовых отношений, характеризующихся общностью позиций и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства. Их обычно представляют на переговорах при заключении коллективных договоров профсоюзы, организации предпринимателей, представители администрации государственных предприятий, учреждений или организаций. Основные принципы П.с. – учет взаимных требований и ответственности, уважительное отношение к интересам друг друга, разрешение споров и конфликтных ситуаций за столом переговоров, готовность сторон к компромиссам, последовательное выполнение достигнутых договоренностей, подписанных соглашений. П.с. является важным фактором социальной защиты рабочих и служащих, членов их семей.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ– научные направления, изучающие разные стороны общественной жизни человека (политическая экономия, статистика, юридические и государственные науки, история и т.д.).

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ– отношения между людьми, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ– совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ– действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной законодательством.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ – социальные задачи, которые на данном этапе признаются обществом наиболее настоятельными, неотложными, требующими первоочередного решения.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОФЕССИИ –признание профессии обществом как нужной и полезной.

СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ – специалист в области социальной работы, обладающий высоким общекультурным, интеллектуальным и нравственным потенциалом, профессиональной подготовкой и необходимыми личностными качествами, позволяющими эффективно выполнять профессиональные функции по изучению социально-экономических и социально-психологических условий жизни социальных групп, слоев, семьи и отдельного человека с целью различных социальных технологий, применения адекватных методов социальной защиты, поддержки, реабилитации и других видов социальной работы.

СПОНСОРСТВО – финансовая поддержка организаций (учреждений, предприятий) или частных лиц. С. является важным фактором решения социальных проблем в обществе, социальной защиты слабых слоев населения. По сравнению с другими странами в современной России С. развито недостаточно.

СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ – интегративный показатель положения социальных и других групп и их представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. Определяется по ряду признаков как естественного (пол, возраст, национальность), так и социального характера (профессия, род занятий, доход, служебное положение и т. д.). Задача социальных работников заключается в том, чтобы по возможности способствовать сохранению и упрочению С.с. своих клиентов.

СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (сфера услуг) – совокупность отраслей народного хозяйства, продукт которых (предметы потребления) выступает в виде определенной целесообразной деятельности (услуг). Особенностью общественного труда занятых в С.о.н. является непосредственное воздействие на человека в качестве объекта приложения труда. В С.о.н. включают торговлю и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт и связь, образование, учреждения культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения. С.о.н. имеет исключительно важное значение в социальной работе с населением.

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ – экстренная психологическая помощь и эмоциональная поддержка специалистами (психологом, социальным работником и др.) по телефону. Анонимно за помощью могут обращаться подростки, жертвы сексуального насилия, наркоманы и т. д. Выделяют два направления в развитии службы Т.д.: 1) службы профессиональной психологической помощи; 2) службы эмоциональной поддержки и участия, оказываемые добровольцами-непрофессионалами.

ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

ТЕОРИЯ –система основных идей и принципов в той или иной отрасли знания.


 

2. КОНФЛИКТОЛОГИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ – столкновение противоположно направленных мотивов, интересов, потребностей личности.

ИНЦИДЕНТ –событие, которое служит «детонатором» конфликта, поводом для перехода его субъектов к открытым конфликтным действиям.

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ: 1) личностные конфликты (мотивационные; когнитивные; ролевые; внутриличностные противоречия); 2) межличностные конфликты; 3) межгрупповые конфликты; 4) внутригрупповые конфликты.

КОНФЛИКТ – отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок, и т. п.). В обобщенном виде конфликт представляет собой воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, создают между ними конфликтную ситуацию. Таким образом, конфликтная ситуация является как бы побудителем к активным действиям, называемым конфликтом.

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей и социальных институтов. Выделяют конфликты международные – между нациями, государствами; конфликты классов, социальных групп и слоев внутри общества; конфликты между малыми группами, семьями, личностями.

Снятие или ослабление конфликта (особенно между малыми группами, в семьях, между личностями) является одной из важнейших задач специалистов социальной деятельности.

КОНФЛИКТ ТРУДОВОЙ – разновидность конфликта социального. Проявляется в следующих основных формах:

1) бойкот трудящимися определенных видов производственной деятельности (без прекращения основной работы);

2) повышенная текучесть кадров (массовая смена основной работы);

3) стачки и забастовки;

4) саботаж (коллективное невыполнение распоряжений руководства);

5) принудительное уменьшение работодателем рабочего времени трудящихся;

6) задержка выплаты заработной платы;

7) локауты (массовые увольнения). Возникновение, протекание и разрешение К.т. во многом предопределяется сущностью и содержанием социальной политики государства, степенью социальной защищенности населения.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ –наличие противоположных позиций сторон по какому-либо поводу, условие возникновения конфликта.

КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ обусловливают:

1) психологические факторы – темперамент, уровень агрессивности, психологическая устойчивость, уровень притязаний, актуальное эмоциональное состояние, акцентуации характера и т.д.;

2) социально-психологические факторы – социальные установки и ценности, отношение к оппоненту, компетентность в общении и т.д.;

3) социально-физиологические факторы – характеристики психосоматического здоровья; условия жизни и деятельности, возможности релаксации, социальное окружение, общий уровень культуры, возможности для удовлетворения потребностей и т.д.

ЛИЧНОСТНО-ГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ – возникает чаще всего из-за несоответствия поведения личности требованиям группы.

МЕДИАТОР –посредник, миротворец (человек, активно содействующий разрешению различных конфликтов).

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ – столкновения между индивидами, между их потребностями, ценностями, стремлениями.

МЕЖГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ – столкновения между группами, затрагивающие интересы людей, объединенных на период конфликта в сплоченные группы.

ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА –конкретная материальная, социальная или духовная ценность, на которую претендует каждая из конфликтующих сторон.

ОТКРЫТЫЕ КОНФЛИКТЫ –конфликты, в которых столкновения явно выраженные.

ПЯТЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ КОНФЛИКТЕ:

1. СОПЕРНИЧЕСТВО.Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

2. УХОД.Стратегия ухода характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

3. УСТУПКА.Человек, придерживающийся данной стратегии, стремится уйти от конфликта. Но направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

4. КОМПРОМИСС. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов. Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс, и консенсус по своей сущности отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия.

5. СОТРУДНИЧЕСТВО.Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА – объективно существующая или воображаемая проблема, противоречие, являющееся причиной спора.

ПРЕДНАМЕРЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ –конфликты, провоцирующие сознательно, заранее спланированные.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА– это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта.

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА– вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом.

РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА– вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ – разновидность конфликта, когда у одной личности возникает необходимость выполнять одновременно различные роли или когда личность не может реализовать ожидаемую от нее роль.

СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТА – участники конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно (это могут быть как отдельные личности, так и группы, организации, государства).

СЛУЧАЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ –конфликты, возникающие стихийно.

СКРЫТЫЕ КОНФЛИКТЫ –отсутствуют внешние агрессивные действия, участниками используются косвенные способы воздействия.

СТИМУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА– это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т.п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т.д.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТА:

1. УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТАобычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации. Важным, и с точки зрения возникновения и развития конфликта, считаются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологические особенности. Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с действия одного из них, того, кто проявляет инициативу и на начальном этапе конфликта должен рассматриваться как его инициатор.

Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех участников конфликта. В этой связи важно иметь в виду не только его непосредственных участников, между кем собственно и развивается конфликтное взаимодействие, но и других лиц, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на исход конфликта. В сущности, они могут рассматриваться как пассивные участники данной конфликтной ситуации.

2. УСЛОВИЯ КОНФЛИКТА. Под условиями конфликта обычно понимают обстоятельства или факторы, определяющие его характеристики и возможность его возникновения. Условия конфликта, входящие в число его структурных характеристик, включают в себя условия его возникновения и условия его протекания. Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, существенные для возникновения конфликта.

Причины возникновения конфликтов связаны с какими-либо конкретными действиями участников ситуации или возникшими обстоятельствами. Выявить причину конфликта – значит понять, что именно в действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликтные формы. К условиям протекания конфликта относят факторы, оказывающие влияние на его развитие.

3. ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА – объект противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон. Предметом конфликта может быть конкретный объект (например, материальный предмет – одна книга на двоих), конкретная возможность, или некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюдение (несоблюдение) каких-то правил и т. д. Предмет конфликта – это именно то, из-за чего спорят, что становится объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия. Предмет конфликта, как правило, связан с целями конфликтующих сторон, однако не все их цели в конфликте связны с предметом конфликта.

4. ДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА. Структурным компонентом конфликта, без которого он бы просто не мог существовать, являются действия его участников. В совокупности они образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Взаимонаправленность и взаимообусловленность действий участников вынуждает говорить не столько о действиях отдельных людей, сколько об их взаимодействии с акцией непосредственно связана реакция. Конфликтное взаимодействие, в сущности, и является основным содержанием процесса конфликта.

5. ИСХОД КОНФЛИКТА как структурный элемент представляет собой не столько результат, завершающий стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия, и, в конечном счете, определяющий его направленность. В конфликтном взаимодействии участники преследуют цели, связанные с предметом конфликта, с воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д. Далеко не всегда они полностью осознаются участниками ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Вместе с тем образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участников.

УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА – все лица, задействованные в данном конфликте.

ФАЗЫ КОНФЛИКТА:начало конфликта; развитие конфликта; пик конфликта; затухание конфликта; прекращение конфликта; урегулирование конфликта.

ЭТАПЫ КОНФЛИКТА:

1. Возникновение конфликта и психологическая подготовка к урегулированию конфликта.

2. Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт.

3. Поиски возможных вариантов решения конфликта.

4. Разработка и выбор вариантов решения конфликта.

5. Процесс урегулирования конфликта.

6. Завершение процесса урегулирования конфликта.


3. СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ,
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

БАЗОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА – показатель качества объекта, принятый за эталон, при сравнительных оценках качества.

БЕНЕФИЦИАР, БЕНЕФИЦИАРИЙ – получатель, лицо, которому предназначена социальная помощь в виде пособий, услуг или льгот.

ГРУППОВОЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА – показатель качества, который относится к группе свойств объекта.

ЕДИНИЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА – показатель качества, относящийся только к одному из свойств объекта.

ЗАВИСИМОЕ СВОЙСТВО – свойство, входящее в группу свойств, которое хотя бы с одних из остальных свойств не находится в отношении независимости по предпочтению.

ЗАДАЧАМИ КВАЛИМЕТРИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

· разработка методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к показателям качества;

· разработка единых методов измерения и оценки показателей качества;

· разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством;

· разработка принципов и методов оценки качества;

· прогнозирование и планирование потребностей, технического уровня и качества изделий;

· разработка единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции;

· изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции;

· выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции.

КАЧЕСТВО – соответствие идеального образа услуги, удовлетворяющего все стороны, и реального воплощения этой услуги.

КАЧЕСТВО В КВАЛИМЕТРИИ – некоторая иерархическая совокупность свойств, которые представляют интерес для потребления данной услуги.

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ) – совокупность свойств продукции (услуги), обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСЛУГИ – репутация организации, знания (осведомленность о нуждах клиентов), компетентность и мастерство исполнителя услуги; доступность персонала; доверие к персоналу; эффективность коммуникации исполнителя и потребителя, реакция сотрудников (желание и способность быстро предоставлять услугу), обходительность, вежливость, чуткость персонала; надежность, безопасность, внешний вид сотрудников, физическая обстановка, эстетика интерьера, комфортность условий обслуживания.

КВАЛИМЕТРИЯ – наука об измерении и количественной оценке качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира.

КВАЛИТОЛОГИЯ –наука о качестве.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА:

· количественные (время ожидания и предоставления услуги; характеристики оборудования, инструмента, материалов и т. п.; надежность оказания услуги; точность исполнения; полнота; уровень автоматизации и механизации; безопасность; полнота оказания услуги и т. п.);

· качественные (вежливость, доступность персонала, чуткость, компетентность, доверие к персоналу, уровень профессионального мастерства, эффективность контактов исполнителей и клиентов, искренность и т. п.).

МЕТРОЛО́ГИЯ (от греч. μέτρον – мера, + др.-греч. λόγος – мысль, причина) – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, ИСО(INTERNATIONAL ORGANIZATION FOR STANDARDIZATION, ISO) – международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 году (расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году. Фактически её работа началась с 1947 года. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО. При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος (исос) – равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «ИСО». На сегодняшний день в состав ИСО входит 165 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета – члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов, членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (МГС СНГ)является региональной организацией по стандартизации и нормативной документации в странах СНГ (в соответствии с резолюцией Совета Международной организации по стандартизации ISO 40/1995 от 14 сентября 1995 г.).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ – стандарт, принятый международной организацией.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ – стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

НЕЗАВИСИМОЕ СВОЙСТВО – это свойство, входящее в группу свойств, так что оно находится с любым из остальных свойств в отношении независимости по предпочтению.

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ – одна из форм общественного контроля, которая проводится в целях предоставления получателям социальных услуг информации о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания, а также в целях повышения качества их деятельности. Независимая система оценки качества социальных услуг действительна в отношении организаций соцобслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и организаций социального обслуживания субъектов РФ, других организаций социального обслуживания, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, а также в отношении иных негосударственных организаций социального обслуживания, которые оказывают государственные, муниципальные социальные услуги.

ОРГАНИЗАЦИЯ – ОПЕРАТОР – независимая организация, обладающая специалистами для проведения необходимых исследовательских работ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Организация – оператор разрабатывает инструментарий и методику проведения оценки, проводит необходимые полевые исследования, анализирует полученные данные, составляет рейтинги и систематизирует выявленные проблемы.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ:

1. Открытость и доступность информации об организации;

2. Комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения людьми с ограниченными возможностями здоровья;

3. Время ожидания предоставления услуги;

4. Доброжелательность, вежливость, компетентность

5. работников социальной организации;

6. Удовлетворенность граждан оказанными услугами.

ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА – показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать его качество в целом.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ – независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания, организуемая общественными советами по ее проведению, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА – количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта

ПОЛУЧАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ – гражданин, признанный нуждающийся в социальном обслуживании.

ПОСТАВЩИК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ КВАЛИМЕТРИИ – оценка качества социальных услуг и качества жизни в количественном выражении.

СВОЙСТВО ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ) – объективная особенность продукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ – наука об измерении и оценке качества любых объектов и процессов, входящих в пространство ценностного мироосвоения человека.

ТЕОРИЯ КАЧЕСТВА – это область науки, предметом которой является исследование природы качества, изучение экономических, социологических, информационных аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения.

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ – это область науки, занимающаяся разработкой научных основ и методов обеспечения и управления качеством.

УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОВЕДЕНИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА. Для активизации участия общественных организаций в проведении независимой оценки качества оказания услуг принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2013 г. № 976 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа № 713», которым предусмотрена финансовая поддержка программ проведения независимой оценки, реализуемых социально ориентированными некоммерческими организациями на конкурсной основе.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ (РОССТАНДАРТ) – федеральный орган исполнительной власти оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. С 2004 г. находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ определяется, исходя из таких показателей, как развитие сети учреждений, качество предоставленных услуг, состояние и использование материальных и людских (кадровых) ресурсов, соотношение результата и затрат.

ЭКВИСАТИСНЫЕ (достаточно равные) СВОЙСТВА − свойства, эквивалентные по своему влиянию на удовлетворение определенной потребности, в одинаковой степени удовлетворяющие эту потребность.

 


 

4. ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы.

АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.

АКСЕЛЕРАЦИЯ – (от лат «аkstlerasio» – ускорение) – ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

АККРЕДИТАЦИЯ – право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербовой печатью.

АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ – основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА – система взаимного обучения, при которой в младшей школе старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. – в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.

БЕЦКОЙ Иван Иванович (1704-1795) – видный деятель просвещения в России, много сделавший в области образования. При его содействии в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома с госпиталем для рожениц, коммерческое училище, училище при Академии художеств, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок. Путем воспитания Б. стремился создать «новую породу людей» – дворян и представителей др. сословий, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством. Не зараженные предрассудками и нормами старого поколения, всесторонне образованные, эти люди, по мысли Б., передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, что приведет к постепенному изменению нравственности и улучшению общества. Б. выступал против физических наказаний.

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884-1941) – русский и советский педагог и психолог, написал свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике («Трудовая школа», «Педагогика», «Задачи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и др.). Б. выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в которой большое место должны занимать труд и самообразование. Значительную роль в формировании личности отводил умственному труду, эстетическому, нравственному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопросы подготовки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психологические труды Б. имеют педагогическую направленность.

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС – процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ – учебные заведения, существовавшие в XVI-XVII вв. при братствах – национально-религиозных объединениях православных верующих Украины, Белоруссии, Чехии и др. стран. Деятельность Б. ш. способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания народов этих стран. В Б. ш. впервые в истории школьного обучения зародилась классно-урочная система, получившая теоретическое обоснование и разработку в трудах чешского педагога Я.А. Коменского.

БЕСЕДА – вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся, применяющийся на всех этапах учебно-воспитательного процесса: для сообщения новых знаний, для закрепления, повторения, проверки и оценки знаний.

ВОСПИТАНИЕ – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

ВИКТИМОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (от лат. victime – жертва и греч. logos – слово, понятие, учение) – отрасль знания, составная часть социальной педагогики, изучающая реальные или потенциальные жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание. Социальная педагогика разрабатывает общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой. Термин введен в социальную педагогику А.В. Мудриком.

ГЕРОГОГИКА – наука о воспитании пожилых и престарелых людей.

ГИМНАЗИЯ – среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-филологического направления. Г. дает углубленное изучение дисциплин, обеспечивающее вариативность образования в зависимости от его конкретного направления, а также освоение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю, выбранному учащимися.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ –1) основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2) основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, которыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования; 3) федеральные компоненты Г. о. с. определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

ДАЛЬТОН-ПЛАН – одна из форм индивидуализированного обучения, возникшая в США в начале XX в. Учащиеся не связывались общей классной работой, они самостоятельно планировали свою учебную деятельность, определяли очередность изучения отдельных предметов и порядок использования своего рабочего времени.

ДОКЛАД – 1) публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему; 2) устное или письменное сообщение руководителю о служебном деле; 3) устное сообщение секретаря, швейцара и т.п. о приходе посетителя.

ЗНАНИЕ – 1) постижение действительности сознанием; 2) совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН– план, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.

КАПТЕРЕВ Петр Федорович (1849-1922) – русский педагог, историк педагогики, психолог. Основные работы: «Педагогический процесс», «Дидактические очерки», «История русской педагогики», «Этюды по психологии народов» и др. Много внимания уделял дошкольной педагогике и воспитанию в семье. Ратовал за распространение детских садов, правильно оценив их педагогическое и общественное значение. Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие типов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал развитие и воспитание характера и воли. Ввел в русскую педагогику понятие «педагогического процесса» как целостного явления, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрел независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство, общество. Считал, что улучшение материального и правового положения учителя привлечет к этой профессии способных людей. Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педагогики за весь период ее существования. Соединяя историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ – система методов обучения, упорядоченная по единому основанию.

КОМЕНСКИЙ Ян Амос (1592-1670) – выдающийся чешский мыслитель, педагог. Основные работы: «Открытая дверь языков и всех наук», «Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках», «Материнская школа», «Законы хорошо организованной школы». Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, необходимость создания единой школы, куда принимались бы все дети без сословных, имущественных, половых ограничений. Разработал возрастную периодизацию (детство – до 6 лет, отрочество – до 12 лет, юность – до 18 лет, возмужалость – до 24 лет) и соответствующую ей систему образования, построенную на принципах единства и преемственности (материнская школа, школа родного языка, латинская школа или гимназия и академия). К. дал научное и теоретическое обоснование дидактическим принципам природосообразности, наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности обучения, прочности усвоения учебного материала, а также дидактическим правилам: «от конкретного к абстрактному», «от частного к общему», «от легкого к трудному», «от более известного к менее известному». К. разработал научные основы классно-урочной системы организации учебных занятий, которая распространилась по всему миру и до сих пор, при всех имеющихся в ней недостатках, остается одной из самых распространенных, признанных форм организации обучения. К. создал первые в мировой практике образцовые учебники «Открытая дверь языков и всех наук» и «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках», которые были переведены на многие языки и использовались не одно столетие. По сути, К. является основоположником дидактики. Педагогическая система его взглядов выделила педагогику из лона философии как самостоятельную научную отрасль.

КОНЦЕПЦИЯ – система взглядов на что-нибудь, составная мысль.

КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (от лат. conceptio – понимание, восприятие, система) – система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.

КОРЧАК Януш (Генрик ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942) – польский педагог-гуманист, не пожелавший оставить своих воспитанников и погибший вместе с ними в концлагере. Основные произведения: «Воспитательные моменты», «О школьной газете», «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка», «Правила жизни», «Шутливая педагогика». В своей педагогической деятельности старался изменить подход к детству таким образом, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка. Целью воспитания ставил полное, свободное и гармоничное развитие каждого конкретного ребенка, формирование личности, свободной от конформизма и эгоцентризма. К. считал детство самоценным, подлинным, а не предварительным этапом жизни, а ребенка – полноценным, только с иным масштабом понятий, опыта, чувств человеком. Признавая ребенка субъектом воспитания, К. призывал в работе с детьми осуществлять индивидуальный подход, создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, любви и уважения. Все эти идеи находили практическое применение в жизни «Дома сирот» в Варшаве, которым К. руководил до конца своих дней.

ЛЕКЦИЯ – устное изложение учебного предмета какой-нибудь темы, а также запись этого изложения.

МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888 – 1939) – советский педагог. Основные работы: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса» и др. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников. Выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм. В своей работе руководствовался принципом диалектического единства личности и общества и веры в творческие силы человека, сумел соединить обучение и воспитание детей и подростков с производительным свободным творческим трудом. Является одним из теоретиков коллективного воспитания, разработал его принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требования к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины. Вопросы полового воспитания предложил не выделять из общей системы воспитания гражданина.

МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА – система дифференцированного обучения, возникшая в начале XX в. в народных школах Германии. Предусматривала 4 вида классов: для детей со средними способностями; для малоспособных (классы развития); для умственно отсталых (вспомогательные классы); переходные классы иностранных языков для наиболее способных, желающих продолжать образование в реальных школах и гимназиях. В настоящее время активно возрождается методика дифференциации обучения по классам.

НРАВСТВЕННОСТЬ – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

ОБРАЗОВА́НИЕ – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ– документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ –(от лат protensia-обобщенная способность, возможность, сила) – главная характеристика – педаг
















Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...