Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Древнегреческая мифология.




1. Понятие о мифе: когда и как рождается миф?

2. Два периода в развитии древнегреческой мифологии: архаический (доолимпийский) и классический (олимпийский). Тератоморфизм архаической мифологии как выражение ужаса древнего человека перед слепыми милами природы. Древний образ Земли – всеобщей Матери.

3. Космогония и теогония древних греков. Мифы творения и «Теогония» Гесиода как генеалогия богов. Историософия Гесиода: пять веков человечества. Воплощение в этой концепции представлений о цикличности времени и зачатков исторического сознания.

4.  Патриархальный пантеон богов на Олимпе. Боги как олицетворение природных стихий. Антропоморфизм олимпийской религии как начало эпохи героизма.

5. Символическое число олимпийских богов. Их функции и атрибуты.

6. Универсализм Аполлона. Аполлон и музагет. Функции 9-ти муз.

7. Смысл противопоставления Диониса божеству родовой аристократии – Аполлону. Дионисические и аполлоническое начала в мировой культуре .

8. Элевсинские мистерии и их тайный смысл (вера в связь со стихийными силами Земли). Магические переодевания и их символическое значение (связь с оборотничеством).

9. Миф об аргонавтах и его символический смысл.

10. Миф о Геракле как выражение героики классической эпохи.

11. Мифологический характер духовной культуры Древней Греции.

 

Литература:

1. Замаровский Войтех. Боги и герои античных сказаний. – М., 1994.

2. Мифологический словарь / Под ред. М. Н. Ботвинника и др. – Л., 1964.

3. Мифологический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского. – М., 1990.

4. Мифы народов мира в 2 т. – Т. 1.. – М., 1987. (ст. Греческая мифология)

5. Словарь античности. Пер. с нем. – М., 1989.

6. Грейвс Р. Мифы Древней Греции – М., 1992.

7. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология – М., 1989.

8. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом освещении. – М., 1957 (см. о Зевсе, Аполлоне и Дионисе).

9. Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – М., 1994.

10. Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. – М., 1992.

11. Гесиод. Теогония (пер. В. Вересаева).- любое издание

 

 

Практическое занятие № 2 - 3.

Тема: «Илиада Гомера».

Задание: прочесть поэму Гомера и с помощью рекомендуемой литературы ответить на вопросы.

I. Гомер и его время; что такое «гомеровский вопрос»?

II. История и мифология в греческих сказаниях о Троянской войне.

III. Эпико-мифологическое содержание «Илиады»:

    1) найдите отражение мифологического характера «Илиады» в ее первых стихах;

    2) боги и люди в поэме;

    3) о чем свидетельствует соотнесенность «Илиады» с историческим событием греческого народа?

    4) охарактеризуйте особенности изображения эпического героя в поэме Гомера:

    а. монументальность.

    б.отождествление индивидуального и родового самосознания гомеровского героя.

    в. чем вызвано господство судьбы в гомеровском эпосе?

    г. герой и судьба в эпосе; каким отношением к судьбе определяется доблесть эпического героя? его слава?

    д. чем вызвано внимание Гомера к вещам и что такое «вещественное изображение психики» эпического героя?

    е. что преобладает в эпосе, роль обстоятельств или личная воля героя? Мог ли Ахиллес стать героем «Илиады», если б он остался верен своему гневу?

    ж. за счет чего достигается единство и завершенность «Илиады» как эпопеи?

IV. Особенности стиля «Илиады»:

    1.каким размером написана «Илиада»? Продекламируйте выученные Вами стихи.

    2. каково соотношение эпизодов и целого в поэме? Можно ли читать «Илиаду» по частям?

    3. особенности эпического повествования: эпическое раздолье, эпическая ретардация. Каким ценностным отношением к миру, какой позицией автора вызваны эти особенности эпического стиля?

    4. в чем особенность сравнений в «Илиаде», в чем их самодостаточность?

    5. в чем суть «закона хронологической несовместимости»? Как этот закон связан с «ахронным временем» или пространственным изображением времени?  

V. Почему боги смеются, а люди плачут? Кто «взрослее», а, следовательно, мудрее у Гомера: боги или люди? Смех богов как «божественная» сущность бытия или сущность божественного бытия.

 

Рекомендуемая литература:

1. Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса. - Тбилиси, 1978.

2. Лосев А. Ф. Гомер. - М, 1960; М, 2006 (ЖЗЛ)

3. Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. - М., 1976.

4. Тахо-Годи А. А. Мифологическое происхождение поэтического языка «Илиады» Гомера // В кн.: Античность и современность. – М., 1972., с. 194-215. 

5. Шталь И. В. Гомеровский эпос: Опыт текстологического анализа «Илиады». - М., 1975. или Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983

6. Ярхо В. Н. Гомеровский эпос // История всемирной литературы: В 9 т. - М., 1988. - Т. 1., с. 316-327.

 

Практическое занятие № 4.

Тема: Лирика Древней Греции: Сапфо, Анакреонт, Пиндар.

Задание: прочесть лирические произведенияСапфо, Анакреонт, Пиндара.  и с помощью рекомендуемой литературы ответить на вопросы. Свои ответ необходимо обосновать стихотворным примером.

 

1. Этимология (происхождение) слова «лирика».

2. Составьте схему форм древнегреческой лирики.

3. Сапфо:

    а) легендарная биография поэтессы;

    б) любовь как главная тема поэзии Сапфо. Раскройте многозначительные

    оттенки этого чувства, изображаемые поэтессой; проиллюстрируйте их     примерами;

    в) выделите другие тематические группы в биографии Сапфо, расскажите     о каждой из них.

4. Своеобразие поэзии Анакреонта. Анакреонтика.

5. Пиндар:

    а) охарактеризуйте жанр эпиникия в творчестве Пиндара;

    б) структура I Пифийской оды;

    в) структура IX Пифийской оды;

Примечание:Характеризуя структуру од Пиндара, особое внимание обратите на то, как осуществляется переход от темы к теме. Умейте комментировать рассказанные Пиндаром мифы.

    г) представления Пиндара о поэзии.

6. Как используют мифологию Сапфо, Анакреонт, Пиндар?

 

Литература:

1. Античная лирика. - М.. 1968. (сер БВЛ)

2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 2 т. - М., 1992.

3. Гаспаров М. Л. Об античной поэзии: Поэты. Поэтика. Риторика – М., 2000.

4. Гачев Г. Г. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр. - М., 1968.

5. Дрыжакова Е. В. В волшебном мире поэзии - М., 1978.

6. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. - М., 1967.

 

Практическое занятие № 5-6.

Тема: Трагедия Софокла «Царь Эдип».

Задание: прочесть трагедию и с помощью рекомендуемой литературы ответить на поставленные вопросы.

1. Миф о Эдипе. К какому циклу принадлежит этот миф? Содержание и последовательность событий в мифе.

2. Чем отличается структура мифа от фабулы трагедии «Царь Эдип»? Какие эпизоды сюжетного развития «Царя Эдипа» отсутствуют в мифе?

3. теория трагедии у Аристотеля. Основные существенные элементы трагедии согласно «Поэтике» Аристотеля.

4. С какой целью Софокл отступает от логики мифа и какое художественное значение имеет это отступление? С какой целью оно предпринимается?

5. Что становится темой трагедии у Софокла: преступление или самопознание героя?

6. Из каких двух моментов складывается жизнь Эдипа, его судьба?

7. Из каких двух моментов складывается наказание Эдипа?

8. Из каких двух моментов складывается преступление Эдипа?

9. Кто открывает Эдипу, что он убийца Лая?

10. Каков обратный эффект попытки Иокасты успокоить Эдипа?

11. Кого казнит Эдип за содеянные им преступления, себя или богов, определивших его судьбу? (см. финал. монологи Э.)

12. «Царь Эдип» - «трагедия рока» или «трагедия знания»?

13. Каков итог самопознания Эдипа?

14. Исходя из содержания «Царя Эдипа», прокомментируйте существенные элементы греческой трагедии:

а) гамартия / греч. «ошибка»/ или поступок героя, с которого начинается процесс, приводящий его к гибели или страданиям;

б) гибрис / греч./, гордость и упорство героя, который сохраняет приверженность чему-либо, несмотря на предостережения и отказывается изменить их;

в) ретардация, с помощью которой отодвигается развязка трагедии и усиливается ее напряженное ожидание;

г) патос / пафос/ - страдания героя, которые трагедия передает зрителям;

д) катарсис - очищение страстей посредством страха и сострадания.

15. Спроецируйте на содержание трагедии «Царь Эдип» суждение: «Трагическая история подражает человеческим поступкам, совершаемым под знаком страдания персонажей и сострадания вплоть до момента взаимного узнавания персонажей или до момента осознания источника зла».

 

Литература:

1.Аверинцев С. С. К истолкованию мифа об Эдипе // Античность и современность: Сб. ст. - М., 1972.

2. Античная драма. - М., 1970.

3. Аристотель. Поэтика. // Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. - Т. 4.. - М., 1984.

4. Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. - Новосибирск, 1990.

5. Древнегреческая трагедия. - Новосибирск, 1993.

6.Стратилатова В. П. Приемы драматизации хоровых партий в трагедиях Софокла. // Античность и современность: Сб. ст. - М., 1972.

7. Учебные пособия по античной литературе.

Практическое занятие № 7.

Тема: Аристофан - «отец аттической комедии».

Задание: подготовьте текстуальный анализ комедии Аристофана «Лягушки» и ответьте на вопросы.

1. Аристотель о греческой комедии (449аI - 449а5, 449а32 - 449б8) .

2. Структурные элементы трагедии: пролог, парод, строфа и антистрофа, аннон, парабаса, эписодий, эксод.

3. Общая характеристика комедийного творчества Аристофана.

4. Место «Лягушек» в наследии комедиографа.

5. Мифологические, исторические и вымышленные герои «Лягушек». С каким эпизодом комедии связано ее название?

6. На какие две части отчетливо делится комедия, каково их содержание?

7. Зачем Дионис спускается в Аид?

8. Чем возбуждены обитатели Аида?

9. Назовите участников агона и определите его содержание.

10. Что объединяет спорящих и что их разводит, делает оппонентами?

11. Как позиции спорящих находят отражение в их монологах, в стиле их речей? Приведите примеры, характеризующие особенности стиля каждого из участников спора?

12. Кому принадлежат симпатии Аристофана? Сторонником каких традиций греческой государственности предстает Аристофан?

13. Сформулируйте Ваше художественное впечатление от чтения комедии Аристофана.

 

 Литература:

1. Аристофан: Сб. статей. - М., 1957.

2. Аристотель и античная литература. - М., 1978.

3. Аристотель. Поэтика. // Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. - Т. 4.. - М., 1984.

4. Головня В. В. Аристофан. - М.. 1955.

5. Соболевский С. И. Аристофан и его время. - М., 1957.

6. Толстой И. И. Инвективные песни аттического крестьянства в древней комедии // Статьи о фольклоре. - М. - Л., 1966.

7. Ярхо В. Н. Аристофан. - М.. 1954.

8. Ярхо В. Н. Была ли у древних греков совесть? (К изображению человека в аттической трагедии) // Античность и современность: Сб. ст. - М., 1972.

9. Ярхо В. Н. У истоков европейской трагедии. - М., 1979.

 

Практическое занятие № 8

Тема: Символико-аллегорический смысл романа Апулея «Метаморфозы. Или Золотой осёл».

Задание: Прочесть роман и тексты, помогающие осмыслить его аллегорический смысл. Ответить на вопросы.

1. Смысл названия «золотой» в заглавии романа.

2. Интерес Апулея к магии и социологии, политологии, психологии и педагогики Платона.

3. Учение Платона о трехчастной природе человеческой души: божественная, средняя, низшая.

4. Эллинистический культ богини Исиды.

5. Воплощение платоновского представления об иерархическом составе души в композиции романа:

    а) приключения Луция / милетское непотребство/;

    б) сказка об Амуре и Психее;

    в) жизнь Луция под водительством Исиды.

6. Каковы причины - буквальные и сокровенные - превращения Луция в осла? Почему Луций хотел превратиться в птицу?

7. Странствия Луция как аллегория нравственного и религиозного самопознания героя:

    а) Фотида и Исида как две полярные инстанции судьбы Луция;

    б) аллегорический смысл белого коня в судьбе Луция;

    в) символика «розового венка», который Луций получает из рук Исиды.

8.Художественные функции вставных новелл в романе.

9. «Метаморфозы. Или Золотой осёл» как роман посвящения-инициации.

 

Литература:

1. Апулей. Апология. // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. - М., 1993 (сер. «Лит. памятники»).

2. Апулей. // Горбунов А. М. Панорама веков: Популярная библиографическая энциклопедия. - М., 1991.

3. Григорьева Н. И. Вступ. Статья // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. - М., 1993 (сер. «Лит. памятники»).

4. Григорьева Н. И. Поэтика аллегорий в «Метаморфозах»: платонизм в художественном сознании Апулея. // поэтика древнеримской литературы. - М., 1989.

5. Платон. Федр, 245с-247; Федон, 80а-81е // Платон. Собр. соч.: В 4 т. - Т. 2. - М., 1993.

6. Полякова С. «Метаморфозы. Или Золотой осёл» Апулея. - М., 1988.

7. Исида // Словарь античности. - М., 1989.

 

 

Практическое занятие № 9.

Тема: Классический период римской литературы:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...