Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: ОБЩИЙ ОБЗОР.Стр 1 из 18Следующая ⇒
Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имелиВеды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»). Упанишады (дословно – «сидеть рядом с кем-либо», более широко – «наставление», «сокровенное учение») – самый поздний пласт Ведической литературы, произведения, разъясняющие тайный смысл Вед. В Упанишадах нет строгой системы философии, но в них были впервые сформулированы идеи и понятия, ключевые для индийской традиции. Религиозно-философские учения древней Индии назывались даршаны, подразделялись по отношению к Ведам.
Важнейшие понятия древнеиндийской философии: · брахман – безличный духовный Абсолют, творец мира как целого; ·майя – иллюзия подлинности видимой реальности (подлинная – брахман); · атман– субъективное, духовное начало, «Я»; в Упанишадах провозглашается тождество атмана и брахмана (каждого существа и бытия в целом); · карма – закон воздаяния за поступки человека в земной жизни; · сансара – перерождение души человека в зависимости его от поступков; · мокша – освобождение человека от круга перерождений как высшая цель его жизни, достигается при условии познания тождества атмана и брахмана; · дхарма – всеобщий моральный долг, закон мироздания и жизни человека. Веданта была наиболее близка Ведам и выражала позицию объективного идеализма,главными былипонятиябрахмана, атмана имайи. Санкхья являлась учениемдуализма: признавалось наличие двух исходных противоположных реальностей – пракрити(материальной первоосновы, лишенной сознания) и пуруши (сознания, духа). При соприкосновении этих начал возникает мир объектов. В вайшешике была обоснована атомистическая теория. Материальный мир возник из земли, воды, воздуха и огня. Каждая из стихий состоит из «ану» – вечных, мельчайших, неделимых, сверхчувственных частиц, их существование доказывается разумом. Ану – предел делимости материального объекта. Локаята выражала позицию материализма:не существует брахмана и атмана, закона кармы. Реален только материальный мир, образовавшийся из спонтанного сочетания воды, земли, огня и воздуха. Жизнь и сознание – это функция этих элементов. Познание осуществляется органами чувств. В отличие от других школ, отвергался аскетизм в пользу идеи чувственных удовольствий. Буддизм. Существуют четыре «благородные истины»: страдание, причина страдания – желание, освобождение от страдания и путь, ведущий к освобождению. Сансара превращает желание и страдание в лишенное завершения. Освобождение – это достижение нирваны (остывание, угасание). Интеллектуально – это обнаружение бессущностности вещей, нравственно-эмоционально – безгрешность, в плане воли – абсолютная свобода духа от мира. Слияние всех психических способностей дает состояние покоя и блаженства. Поэтому важно определить правильное отношение к окружающему: ахинса – общая мягкость, не нанесение вреда, терпимость и принцип «срединного пути» (избегать крайностей удовольствий и их подавления). Освобождение достигается в медитации.
2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ОБЩИЙ ОБЗОР. В культуре этой страны были аспекты, сильно повлиявшие на философию: · космогоническая мифология – мироздание возникло из изначального хаоса, когда не существовало ни Неба, ни Земли; · культ Неба – безличное, всевидящее Небо управляет ходом всего в мире; · традиционализм – идеализация прошлого, преданность традиции; · манизм – культ предков, которые должны были заботиться о потомках; · анимизм – имеются духи всего, у человека две души: одна после смерти возносится на Небо, другая остается на Земле, чтобы помогать / вредить живым; · гадания – предсказания будущего в личной и общественной жизни. Фундаментальную роль играло Пятикнижие. В его состав входили: «Ши цзин» – «Книга песен», «Шу цзин» – «Книга истории», «И цзин» – «Книга перемен» (гадания), «Ли цзин» – «Книга обрядов», летопись «Чунь цю». Первые две книги были отредактированы Конфуцием, «Чунь Цю» написана им самим. В этих книгах появляются сомнения в мифологии. В «Шу цзин» говорится о пяти началах мира – воде, огне, дереве, металле и земле – и о пяти явлениях природы – дожде, сиянии Солнца, жаре, холоде и ветре. Зачатки естественного объяснения мира, идея всеобщих связей бытия не означали отказа от мифологических представлений: утверждалось, что эти пять первоначал были созданы Небом. Особенности древнекитайской философии: · холизм – человек и природа, физическое и психическое рассматриваются в единстве, гармонии, нет отношения «субъект – объект»; · интуитивность – единство бытия постижимо только в интуиции, но не может быть проанализировано с помощью строгой системы понятий; · символизм – особенности китайской иероглифической письменности не позволили выработать формально-логическую систему мышления, имеет место многозначность смыслов иероглифов-образов; · практичность – философия была тесно связана с социальной и политической практикой, устанавливалась связь природных, социальных и нравственных явлений, что является выражением холизма – принципа целостности. Древнейшие представления о мире изложены в «И цзин» – «Книге перемен». Ци– это энергия, жизненная сила, бескачественная субстанция, из которой состояла Вселенная в исходной фазе – тай цзи(«великий предел»). Это – исходно-целостное, не дифференцированное, хаотическое состояние ци. Из тай цзи последовательно рождаются два противоположных явления – инь и ян, которые находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, вследствие чего создается и изменяется все существующее. Из ян возникло «Небо» (тянь) как божественная, сакральная, судьбоносная реальность, из инь – «Земля». В древнем Китае существовало шесть главных философских школ: · дао дэ цзя (даосизм); · жу цзя (конфуцианство); · мо цзя (моизм, основатель Мо Ди или Мо-цзы); · мин цзя («школа имен» или, как называли в Европе, школа логиков, софистов, диалектиков, «спорщиков», представители – Хуэй Ши и Гуньсун Лун); · иньян цзя («школа натурфилософов», представитель – Цзоу Янь); · фа цзя («школа законников» или легизм, основатель – Шан Ян). До начала XX века в Китае не было понятия «философия». Его заменяло слово чжэсюэ – совокупность классических текстов китайских мыслителей.
ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |