Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: ОБЩИЙ ОБЗОР.




Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имелиВеды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).

 Упанишады (дословно – «сидеть рядом с кем-либо», более широко – «наставление», «сокровенное учение») – самый поздний пласт Ведической литературы, произведения, разъясняющие тайный смысл Вед. В Упанишадах нет строгой системы философии, но в них были впервые сформулированы идеи и понятия, ключевые для индийской традиции. Религиозно-философские учения древней Индии назывались даршаны, подразделялись по отношению к Ведам.

 

Направление Сущность Направления Даршана Основатель

Астика

«Ортодоксальные даршаны» – совокупность учений, которые признавали духовный авторитет Вед и развивали содержащиеся в них религиозно-философские представления о мире, человеке и т.д.

Веданта Бадараяна, Вьяса
Миманса Джаймини
Санкхья Капила
Йога Патанджали
Ньяя Готама
Вайшешика Канада

Настика

«Неортодоксальные даршаны»– совокупность учений, которые не признавали духовный авторитет Вед, либо выступали с критикой брахманизма как господствующей религии, опирающейся на Веды

Локаята Брихаспати – ?
Буддизм Гаутама Будда
Джайнизм Махавира
Адживика Маккхали Госала

 

Важнейшие понятия древнеиндийской философии:

· брахман – безличный духовный Абсолют, творец мира как целого;

·майя – иллюзия подлинности видимой реальности (подлинная – брахман);  

· атман– субъективное, духовное начало, «Я»; в Упанишадах провозглашается тождество атмана и брахмана (каждого существа и бытия в целом);

· карма – закон воздаяния за поступки человека в земной жизни;

· сансара – перерождение души человека в зависимости его от поступков;

· мокша – освобождение человека от круга перерождений как высшая цель его жизни, достигается при условии познания тождества атмана и брахмана;     

· дхарма – всеобщий моральный долг, закон мироздания и жизни человека.

Веданта была наиболее близка Ведам и выражала позицию объективного идеализма,главными былипонятиябрахмана, атмана имайи. Санкхья являлась учениемдуализма: признавалось наличие двух исходных противоположных реальностей – пракрити(материальной первоосновы, лишенной сознания) и пуруши (сознания, духа). При соприкосновении этих начал возникает мир объектов.

В вайшешике была обоснована атомистическая теория. Материальный мир возник из земли, воды, воздуха и огня. Каждая из стихий состоит из «ану» – вечных, мельчайших, неделимых, сверхчувственных частиц, их существование доказывается разумом. Ану – предел делимости материального объекта.

Локаята выражала позицию материализма:не существует брахмана и атмана, закона кармы. Реален только материальный мир, образовавшийся из спонтанного сочетания воды, земли, огня и воздуха. Жизнь и сознание – это функция этих элементов. Познание осуществляется органами чувств. В отличие от других школ, отвергался аскетизм в пользу идеи чувственных удовольствий.   

Буддизм. Существуют четыре «благородные истины»: страдание, причина страдания – желание, освобождение от страдания и путь, ведущий к освобождению. Сансара превращает желание и страдание в лишенное завершения. Освобождение – это достижение нирваны (остывание, угасание). Интеллектуально – это обнаружение бессущностности вещей, нравственно-эмоционально – безгрешность, в плане воли – абсолютная свобода духа от мира. Слияние всех психических способностей дает состояние покоя и блаженства. Поэтому важно определить правильное отношение к окружающему: ахинса – общая мягкость, не нанесение вреда, терпимость и принцип «срединного пути» (избегать крайностей удовольствий и их подавления). Освобождение достигается в медитации.

 

2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ОБЩИЙ ОБЗОР.

В культуре этой страны были аспекты, сильно повлиявшие на философию:

· космогоническая мифология – мироздание возникло из изначального хаоса, когда не существовало ни Неба, ни Земли;

· культ Неба – безличное, всевидящее Небо управляет ходом всего в мире;

· традиционализм – идеализация прошлого, преданность традиции;

· манизм – культ предков, которые должны были заботиться о потомках;

· анимизм – имеются духи всего, у человека две души: одна после смерти возносится на Небо, другая остается на Земле, чтобы помогать / вредить живым;

· гадания – предсказания будущего в личной и общественной жизни.

Фундаментальную роль играло Пятикнижие. В его состав входили: «Ши цзин» – «Книга песен», «Шу цзин» – «Книга истории», «И цзин» – «Книга перемен» (гадания), «Ли цзин» – «Книга обрядов», летопись «Чунь цю». Первые две книги были отредактированы Конфуцием, «Чунь Цю» написана им самим.

В этих книгах появляются сомнения в мифологии. В «Шу цзин» говорится о пяти началах мира – воде, огне, дереве, металле и земле – и о пяти явлениях природы – дожде, сиянии Солнца, жаре, холоде и ветре. Зачатки естественного объяснения мира, идея всеобщих связей бытия не означали отказа от мифологических представлений: утверждалось, что эти пять первоначал были созданы Небом.

Особенности древнекитайской философии:

· холизм – человек и природа, физическое и психическое рассматриваются в единстве, гармонии, нет отношения «субъект – объект»;

· интуитивность – единство бытия постижимо только в интуиции, но не может быть проанализировано с помощью строгой системы понятий;

· символизм – особенности китайской иероглифической письменности не позволили выработать формально-логическую систему мышления, имеет место многозначность смыслов иероглифов-образов;

· практичность – философия была тесно связана с социальной и политической практикой, устанавливалась связь природных, социальных и нравственных явлений, что является выражением холизма – принципа целостности.

Древнейшие представления о мире изложены в «И цзин» – «Книге перемен». Ци– это энергия, жизненная сила, бескачественная субстанция, из которой состояла Вселенная в исходной фазе – тай цзи(«великий предел»). Это – исходно-целостное, не дифференцированное, хаотическое состояние ци. Из тай цзи последовательно рождаются два противоположных явления – инь и ян, которые находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, вследствие чего создается и изменяется все существующее. Из ян возникло «Небо» (тянь) как божественная, сакральная, судьбоносная реальность, из инь – «Земля».

В древнем Китае существовало шесть главных философских школ: 

· дао дэ цзя (даосизм);

· жу цзя (конфуцианство);

· мо цзя (моизм, основатель Мо Ди или Мо-цзы);

· мин цзя («школа имен» или, как называли в Европе, школа логиков, софистов, диалектиков, «спорщиков», представители – Хуэй Ши и Гуньсун Лун);

· иньян цзя («школа натурфилософов», представитель – Цзоу Янь);

· фа цзя («школа законников» или легизм, основатель – Шан Ян).

До начала XX века в Китае не было понятия «философия». Его заменяло слово чжэсюэсовокупность классических текстов китайских мыслителей.

 

СРАВНЕНИЕ ДАОСИЗМ КОНФУЦИАНСТВО
Основатель Лао-цзы Кун-Фу-цзы или Конфуций
Главный труд «Дао-дэ-цзин» – «Книга о дао и дэ» «Лунь юй» – «Суждения и беседы»
Понятие «дао» Генетическое начало мира; синоним единого мирового целого; пустота – Небытие; вечный и всеобщий мировой закон спонтанного, естественного развития; источник движения Лишено космологической окраски и понимается как моральный закон, нравственный долг, «путь» человека, благой ход общественных событий и жизни человека
Понятие «дэ» «Благая мощь», «добродетель», проявление даов единичных вещах «Благодать-добродетель», и, прежде всего, в человеке
Главные моральные принципы У вэй– принцип «осознанного недеяния» человека, отказа от деятельности, не совместимой с естественным ходом процессов в природе, не соответствующей да тун – гармонии природы, неотъемлемой частью которой является и человек. Эгоизм и отступление от дао порождают заблуждения в умах людей, а следование дао приводит к «сокровенному единению» со всем сущим Жэнь«гуманность», «добродетель», «человеколюбие». Чжи – мудрость. Ли «благопристойность», «закон», «ритуал», следование традиции. Сяо– «сыновняя почтительность», почитание «старших» (по возрасту и статусу).«Золотое правило» морали: «не навязывай другим того, чего не желаешь себе, и упрочивай других в том, в чем желаешь упрочиться сам»
 Идеал мудреца Шэньжэнь – «совершенномудрый» человек, следующий путем «осознанного недеяния» Цзюнь цзы – «благородный муж», моральный человек (сяо жэнь – «низкий человек») 
Управление государством Правитель должен позволить всему идти своим чередом на основе «осознанного недеяния». Лучший правитель – тот, кто не правит, но народ знает, что он существует Государство является большой семьей, правитель – это «сын Неба» и одновременно – «отец народа». Управление должно опираться только на принцип «жэнь»

 

 

ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...