Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Порядок подготовки курсового проекта




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

 (ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

Факультет сервиса

Кафедра «Информационные системы и технологии»

                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                              Зам. председателя

Научно-методического совета,

            проректор, д.с.н., профессор

                                                 _________________________Ананьева Т.Н.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

ДисциплинаПроектирование информационных систем

для специальности 230201 Информационные системы и технологии

 

Разработчик:

Доцент кафедры «Информационные системы и технологии»,

к.т.н., доцент                                                                            Исаев Г.Н.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры«Информационные системы и технологии»

протокол №___ от «__»_______ 201_ г.

Заведующий кафедрой, к.т.н., доцент                                             Роганов А.А.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции Факультет сервиса ФГБОУ ВПО «РГУТиС»

протокол №___ от «__»_______201_ г.

Декан, к.т.н., доцент                                                                         Сумзина Л.Д.

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании Научно-методического совета

протокол №___ от «__»_______ 201_ г.

Отдел мониторинга методического обеспечения образовательного процесса:

к.с.н. Маковская И.В.

 


 


Общие положения

1.1. Настоящие методические указания (далее Указания) предназначены для студентов  Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС), обучающихся по специальности 230201 «Информационные системы и технологии». Указания могут быть применены также и студентами других специальностей,  учебными планами которых предусмотрены курсовые проекты по тем учебным дисциплинам, преподавание которых ведет кафедра «Информационные системы и технологии» (ИСТ).

1.2. Целью настоящих Указаний является предоставление студентам источника информации по методике подготовки и защиты курсовых проектов (КП), как составной части промежуточной и итоговой аттестации студента.

1.3. КП  выполняется каждым студентом на кафедре  ИСТ и защищается в конце семестра перед зачетным периодом.

1.4. Под курсовой работой студента понимается индивидуальная работа студента в письменном виде, имеющая исследовательский и/или проектный характер, содержание и защита которой свидетельствуют об уровне усвоения содержания соответствующей дисциплины учебного плана.  

1.5. Курсовая работа представляет собой логически законченную разработку определенной задачи по тематике учебной дисциплины. В КП должны быть представлены следующие вопросы:

· сформулирована актуальность и место решаемой задачи в предметной области дисциплины;

· анализируется литература и информация библиотечных фондов, а также полученная с помощью глобальных сетей по функционированию подобных систем в данной области или в смежных предметных областях;

· определяются и конкретно описываются выбранные студентом объемы, методы и средства решаемой задачи, иллюстрируемые данными и формами документов, используемых при реализации поставленной задачи на модельном примере и (или) на реальной вычислительной технике, работающей в составе информационной системы;

· анализируются предлагаемые пути, способы, а также оценивается экономическая, техническая и (или) социальная эффективность их внедрения в реальную информационную среду в области применения.

1.6. Курсовой проект студента выполняется на кафедре ИКТ, которая ведет преподавание соответствующей учебной дисциплины, под руководством ведущего преподавателя по дисциплине «Проектирование информационных систем» (преподавателя-лектора).

1.7. Тему КП студент обязан согласовать с руководителем. Тема КП и   руководитель утверждаются заведующим кафедрой ИКТ.

1.8. Тема работы должна соответствовать ее содержанию и цели. В названии темы не применяются аббревиатуры и словосокращения за исключением общеизвестных..

1.9.Автор выполняет работу на основе рекомендаций научного руководителя и отвечает за своевременность и качество подготовки и защиты своей курсовой работы.

1.10. Вопрос о допуске к защите КП решается с учетом мнения научного руководителя. Окончательное решение вопроса о вынесении КП на защиту принимается заведующим кафедрой.

 

Подготовка курсового проекта

Структура курсового проекта

Курсовой проект содержит следующие структурные компоненты:

· Введение.

· Основные разделы (главы).

· Заключение.

· Список использованной литературы.

· Приложения.

 

Введение

Во введении должны быть отражены актуальность темы, цель и задачи, задействованные методы исследования и проектирования (решения задач), приведены аннотации (краткая характеристика) основных литературных источников и основных разделов КП.

Актуальность темы определяется сущностью рассматриваемой задачи, уровнем ее значимости и решения в настоящее время. Она характеризуется обычно возникновением проблемы, какого-либо противоречия. Проблема может заключаться в том, что в определенной сфере человеческой деятельности, например, на предприятии автосервиса, с одной стороны, имеется настоятельная необходимость создания или совершенствования информационной системы для поддержки принятия решений и контроля прохождения заказов на ремонт автомобилей,  а с другой - наблюдается отсутствие или низкий уровень информационной системы рассматриваемого класса, отсутствие или недостаточность соответствующих методов и средств познания и улучшения качества подобных систем.

Цель проекта вытекает из актуальности темы. Она формулируется кратко и четко, как правило, одной фразой.

Задачи КП  вытекают из цели и направлены на ее достижение. Это в основном две-три задачи, которые определяют логику исследования и уточняют содержание работы. Количество и содержание задач обычно самым тесным образом связано с поставленными задачами КП. В общем случае последовательность формулировки  решения задач ориентируется и определяется логикой устранения имеющейся проблемы.

Методы исследования определяются характером решаемых задач [2, 6, 7, 8, 9, 11, 12]. Структура, содержание и порядок применения методов исследования и проектирования изучаются студентами в рамках общепрофессиональных и специальных дисциплины, производственной практики, предусмотренных учебным планом.

Основные разделы

Основные разделы курсового проекта состоят обычно  из двух-трех глав, названия которых обычно отражают задачи проекта.

Каждая глава охватывает соответствующий этап КП. Первая глава обычно носит общетеоретический характер. Она содержит анализ отечественного и зарубежного опыта по теме, наиболее прогрессивных идей, концепций, моделей, принципов, требований, предъявляемых к объекту изучения (создания) и его совершенствованию. Целесообразно в данной главе представить изучаемый объект, например, информационную систему, базу данных, технологический процесс обработки данных, на уровне концептуальной и формализованной (математической) модели. Полноту содержания изучаемого объекта определяет наличие рассмотрения его системообразующих признаков, в частности, цель, задачи, функции, структура, технология функционирования, порядок оценки качества и эффективности изучаемого объекта.

Во второй главе анализируется фактическое состояние конкретного объекта изучения, например информационной системы, функционирующей на определенном предприятии (фирме). Последовательность и содержание анализа конкретного изучаемого объекта в определенной мере могут определяться структурой и содержанием первой главы, в которой представлена модель объекта. Во второй главе должны быть представлены качественные и количественные характеристики по системообразующим признакам изучаемого объекта, рассмотренных ранее в первой главе проекта.

 Третья  глава является наиболее значимой (опорной) по своему содержанию. Она содержит то, что обычно называется предметом защиты КП. В данной главе содержатся вопросы, касающиеся построения или совершенствования объекта, например, информационной системы автосервиса. Построение объекта или изложение его модернизированного варианта проводится с применением различных методов, в частности, синтеза. Синтез объекта проводится с учетом обязательного рассмотрения нового аспекта его системообразующих признаков. В зависимости от характера решаемой задачи в данной главе могут быть выполнены определенные экспериментальные практические работы. Эти эксперименты должны служить целям подтверждения или опровержения гипотез, выводов или оценок, которые автор сформулировал в предшествующих главах КП. Эти эксперименты могут быть выполнены в рамках пройденных студентом практик или лабораторных работ.      

В текст глав КП не включаются материалы, имеющие большой объем (методики, классификаторы и кодификаторы, прайс-листы, фотографии, рисунки и др.), созданные (разработанные) без участия автора КП. При необходимости автор ссылается на номер соответствующего библиографического описания источника, в котором содержится материал, в крайнем случае, помещает этот материал в приложении к КП.

Выводы, как правило, приводятся в конце каждой главы. К составлению выводов необходимо подойти с особым вниманием. Формулирование выводов является наиболее трудной логической задачей [9]. Выводы это не отдельные фрагменты, взятые из текста раздела, даже самые значимые. В них синтезируется содержание этапов изучения и проектирования, выделяется наиболее значимое, важное, новое, что автор достиг в результате выполнения работ по соответствующей главе (задаче) КП. Содержание выводов является исходным моментом, на основе которого автор будет строить решение последующей задачи КП. Выводы показывают умение автора работать с теоретическим и экспериментальным материалом. Они отображают уровень его теоретической подготовки, знание существа выполняемых работ по курсовому проектированию, способность выражать емкое содержание в краткой форме.

 

Заключение

Заключение является логическим завершением КП. В нем кратко формулируются основные выводы и рекомендации, показывающие уровень качества и отражающие степень завершенности КП. Необходимо показать также то новое, что привнесено автором в решение рассматриваемой задачи, в совершенствование изучаемого информационного объекта.  В связи с этим необходимо указать наличие апробации результатов работы в форме докладов, прочитанных на научных конференциях и публикаций в научной и/или студенческой периодике. Целесообразно отразить состояние практического применения результатов КП, например, наличие отзыва с констатацией внедрения результатов КП от фирмы, на базе которой выполнялся курсовой проект.

Литература

Курсовой проект выполняется на основе и с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и передового опыта работы. Вот почему очень важно подобрать такую литературу, которая бы максимально соответствовала теме и содержанию решаемых в КП задач. В списке использованной литературы приводятся в систематизированном виде (по алфавиту) библиографическое описание литературы, которую автор проработал в процессе выполнения курсового проекта. Основанием для ее включения в список является ссылка на источник научной информации по тексту КП. Следует помнить, что в список литературы не включаются библиографические описания, в которых по тексту КП нет соответствующей ссылки.

Приложения

По усмотрению автора в приложения включаются материалы, которые автор разработал или использовал в процессе работы, например формы документов, распечатки программ, блок-схемы технологических процессов и алгоритмов обработки информации, фрагмент базы данных и др.  При решении включить материалы, разработанные без участия автора, следует помнить об информативности текста и рационализации объема КП.

 

Порядок подготовки курсового проекта

Сложный процесс подготовки КП целесообразно разбивать на отдельные, более простые, этапы [11]. Это обеспечивает, в частности, последовательность в  выполнении этапов, минимизирует время их выполнения, контроль за содержанием и объемом работ, повышает эффективность КП в целом.

 

Этапы подготовки

Процесс подготовки КП можно условно разделить на следующие основные этапы:

1. Выбор темы.

2. Поиск источников научной информации по теме и их предварительное изучение.

3.Систематизация источников информации по теме.

4.Составление плана КП

5.Подготовка текста КП.

6.Оформление КП.

При выборе темы КП обычно учитываются: личная профессиональная склонность студента, содержание общих курсов, тематика выполненных студентом предшествующих курсовых работ (проектов), место и характер практики (для студентов дневного отделения), место и характер работы (для студентов вечернего и заочного отделений). Для выбора темы можно ознакомиться с Перечнем примерных тем курсовых проектов по дисциплине «Проектирование информационных систем», который приведен в Приложении 1 данных Методических указаний. В обязательном порядке окончательный вариант темы КП должен быть согласован с научным руководителем КП -  преподавателем  кафедры, читающим лекции по данной дисциплине.

Выбор темы должен быть сделан своевременно, то есть не позднее первого месяца семестра, c которого начинается преподавание дисциплины «Проектирование информационных систем» в соответствии с Учебным планом.

Поиск источников научной информации и литературы по теме КП проводится путем анализа автоматизированной базы данных библиотечного фонда,  других библиотечных каталогов и картотек, системы информационных изданий, в частности, реферативного журнала «Информатика», профильных научных журналов «Методика и организация информационной работы», «Информационные системы и процессы» (1 и 2 серии журнала «Научно-техническая информация»), «Информационные технологии», «Открытые системы» и др. Кроме того, плодотворным оказывается поиск по  библиографическим и аннотированным указателям, а также  спискам литературы, помещаемым в различных источниках научной информации - монографиях, учебниках, программах курсов и др. Можно также просмотреть профильные информационные материалы на сайтах Интернета и использовать их в разумной дозе, так как зачастую эти материалы не всегда содержат верифицированную (достоверную) информацию. В случае заимствования сведений из Интернет в библиографическом описании интернет-материала помимо прочего следует указывать точную дату заимствования.

С целью эффективной работы с исходным научным материалом набор источников информации должен быть систематизирован. Систематизация проводится по основным разделам КП. Это обеспечивает сокращение трудоемкости работы и позволяет более качественно провести анализ и синтез исходного материала.

В процессе подготовки КП рациональным представляется составление Плана-графика работы КП.  Основными позициями Плана должны быть разделы КП, которые обычно включаются в состав оглавления КП. Каждый раздел КП должен иметь срок (дату) завершения. Наличие Плана обеспечивает более эффективное распределение времени студента на подготовку разделов КП и способствует реализации самоконтроля в профессиональной работе.

После завершения Плана студент приступает к подготовке текста КП. Подготовка текста заключается в последовательном изложении содержания каждого раздела КП. Кроме требований к содержательной стороне КП, которые представлены в разделе 2.1.2, следует сделать еще несколько дополнительных рекомендаций. Текст КП должен быть изложен профессиональным языком. Это значит, что необходимо пользоваться, прежде всего, стандартизированной и унифицированной терминологией [5, 10]. Аббревиатуры и сокращения, кроме общеизвестных, вводятся в текст непосредственно после первого полного написания соответствующего словосочетания. Иногда полезно в приложении привести список основных терминов, понятий и их определений (мини-глоссарий), используемых автором в КП.

Материал должен излагаться в соответствии с правилами грамматики русского языка. Текст должен быть лаконичным и точным. Желательно, чтобы он отвечал стилю научных и технических документов. В случае использования в КП каких-либо положений, сведений, формул и других материалов, взятых из работ других авторов,  необходимо сделать ссылку на соответствующий источник путем указания в конце предложения порядкового номера издания в списке литературы, а при необходимости и номера страницы, заключаемых в квадратные скобки, например [23, с. 104].

 

Оформление

Курсовой проект оформляется с учетом требований, предъявляемых к официальным информационным изданиям [3,4,5]. Текст КП становится более компактным, информативным, если в нем используется иллюстративный материал: таблицы, рисунки (блок-схемы, графики, диаграммы и др.). Таблицы и рисунки помещают в тексте после абзаца или страницы, на которых находится ссылка на них, или в приложениях. Таблицы и рисунки должны иметь порядковые номера и точное название. Справа над заголовком таблицы пишется слово «таблица» и соответствующий номер (номер главы и порядковый номер таблицы в главе).

Например:

Таблица 1.2

Сравнение функциональных характеристик пакетов

прикладных программ поддержки принятия решений

Подписи к рисункам приводятся под иллюстрациями. Номер рисунка (тоже из двух цифр) указывается слева от названия. Например:

 

Рис. 2.3. Блок-схема технологического процесса обработки данных по формированию расчетно-платежных ведомостей в бухгалтерии

Приводимые в тексте формулы должны быть оформлены аккуратно, в соответствии с существующими правилами. Каждой формуле присваивается номер, который помещается в круглых скобках справа и образуется по такому же принципу, как и номера иллюстраций.

Текст должен быть отпечатан на принтере без дефектов печати. Ориентировочный объем КП составляет в среднем 24 страницы без учета приложений. Работа печатается на одной стороне листа писчей бумаги одинакового формата А4 (210 х 297 мм). Для разворотных таблиц и рисунков допускается формат A3 (297 х 420 мм). Текст печатается в формате редактора MS Word через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman (обычный), размер шрифта - 14.

Оттиск шрифта на бумаге должен быть четким. Печатать текст деформированным, загрязненным шрифтом, с затемненным фоном и др. не допускается.

Основные требования к размещению текста:

· напечатанный текст должен иметь поля следующих размеров: верхние и нижние - 20 мм, левые и правые 25 мм и 10 мм соответственно;

· абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 5 знакам;

· заголовки разделов и подразделов глав располагаются посредине страницы, точки в конце заголовков не ставятся

·  заголовки подразделов глав отделяются по тексту сверху и снизу 3 и 1,5 интервалами соответственно;

· текст КП должен быть отпечатан строчными буквами. Прописными печатаются заглавные буквы и аббревиатуры в соответствии с правилами, а также названия некоторых разделов (главы, введение, заключение);

· знаки, символы, обозначения, отсутствующие в наборе средств MS Word, могут быть вписаны от руки чернилами (пастой) черного цвета. Вписываемые знаки должны иметь размер не менее вышеуказанного шрифта; надстрочные и подстрочные индексы, показатели степени и т.п. могут быть меньших размеров, но не менее 2 мм по высоте.

В формулах относительные размеры и взаимное расположение символов, индексов должны точно соответствовать их значению, а также общему содержанию формулы.

В тексте необходимо обозначить соподчиненность заголовков и подзаголовков. Нумерация глав и разделов (подразделов) выполняется арабскими цифрами. Номера глав и их разделов располагаются слева от их названий и отделяются точкой. Номер раздела состоит из цифры, обозначающей номер главы, и цифры, обозначающей его порядковый номер в составе главы, отделяются друг от друга точкой.

Текст КП располагается в следующей последовательности разделов: титульный лист, оглавление, введение, главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Каждый раздел работы начинается с новой страницы.

Титульный лист КП оформляется в соответствии с установленной формой (см. Приложение 2). На титульном листе имя и отчество автора пишутся полностью, у других фамилий слева от них указываются только инициалы.

За титульным листом идет оглавление, в котором указаны все названия разделов работы так, как они приведены в самом тексте КП. По каждому разделу проставляется номер его начальной страницы, расположенный справа от названия соответствующего раздела.

Затем начинается введение. Ориентировочный объем его составляет не более 2-3 страниц. За введением следуют главы, причем каждая начинается с новой страницы. В конце каждой главы приводятся выводы под соответствующей рубрикой.

За последней главой идет заключение. Обычно его объем составляет 2-3 страницы. После этого раздела следует список использованной литературы. Список представляет собой перечень библиографических описаний, расположенных по алфавиту и оформленных в соответствии с требованиями стандарта [3|.

При наличии в КП приложений последние нумеруются арабскими цифрами (без символа №) и располагаются по мере их рассмотрения (ссылки) по тексту работы. Каждое приложение должно включать материалы одного вида, например формы документов, схемы технологических процессов, листинги программ, методика оценки качества АИС и т.д., причем с указанием конкретного наименования.

Страницы работы должны быть пронумерованы от титульного до последнего листа, но цифра 1 на титульном листе не проставляется. Нумерация выполняется арабскими цифрами сверху посредине страницы над первой строкой. Для снижения ошибок в оформлении КП в качестве «путеводителя» полезно посмотреть порядок оформления учебника или монографии, опубликованных солидным издательством.

После оформления курсового проекта студент проводит считку текста и исправляет ошибки. Затем проект передается научному руководителю для окончательной проверки и решения о допуске к защите.

 

 

Защита курсового проекта










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 114.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...