Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Порядок подготовки курсового проектаСтр 1 из 3Следующая ⇒
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГБОУ ВПО «РГУТиС») Факультет сервиса Кафедра «Информационные системы и технологии» УТВЕРЖДАЮ Зам. председателя Научно-методического совета, проректор, д.с.н., профессор _________________________Ананьева Т.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ДисциплинаПроектирование информационных систем для специальности 230201 Информационные системы и технологии
Разработчик: Доцент кафедры «Информационные системы и технологии», к.т.н., доцент Исаев Г.Н. Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры«Информационные системы и технологии» протокол №___ от «__»_______ 201_ г. Заведующий кафедрой, к.т.н., доцент Роганов А.А. Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции Факультет сервиса ФГБОУ ВПО «РГУТиС» протокол №___ от «__»_______201_ г. Декан, к.т.н., доцент Сумзина Л.Д.
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании Научно-методического совета протокол №___ от «__»_______ 201_ г. Отдел мониторинга методического обеспечения образовательного процесса: к.с.н. Маковская И.В.
Общие положения 1.1. Настоящие методические указания (далее Указания) предназначены для студентов Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС), обучающихся по специальности 230201 «Информационные системы и технологии». Указания могут быть применены также и студентами других специальностей, учебными планами которых предусмотрены курсовые проекты по тем учебным дисциплинам, преподавание которых ведет кафедра «Информационные системы и технологии» (ИСТ). 1.2. Целью настоящих Указаний является предоставление студентам источника информации по методике подготовки и защиты курсовых проектов (КП), как составной части промежуточной и итоговой аттестации студента. 1.3. КП выполняется каждым студентом на кафедре ИСТ и защищается в конце семестра перед зачетным периодом. 1.4. Под курсовой работой студента понимается индивидуальная работа студента в письменном виде, имеющая исследовательский и/или проектный характер, содержание и защита которой свидетельствуют об уровне усвоения содержания соответствующей дисциплины учебного плана. 1.5. Курсовая работа представляет собой логически законченную разработку определенной задачи по тематике учебной дисциплины. В КП должны быть представлены следующие вопросы: · сформулирована актуальность и место решаемой задачи в предметной области дисциплины; · анализируется литература и информация библиотечных фондов, а также полученная с помощью глобальных сетей по функционированию подобных систем в данной области или в смежных предметных областях; · определяются и конкретно описываются выбранные студентом объемы, методы и средства решаемой задачи, иллюстрируемые данными и формами документов, используемых при реализации поставленной задачи на модельном примере и (или) на реальной вычислительной технике, работающей в составе информационной системы; · анализируются предлагаемые пути, способы, а также оценивается экономическая, техническая и (или) социальная эффективность их внедрения в реальную информационную среду в области применения. 1.6. Курсовой проект студента выполняется на кафедре ИКТ, которая ведет преподавание соответствующей учебной дисциплины, под руководством ведущего преподавателя по дисциплине «Проектирование информационных систем» (преподавателя-лектора). 1.7. Тему КП студент обязан согласовать с руководителем. Тема КП и руководитель утверждаются заведующим кафедрой ИКТ. 1.8. Тема работы должна соответствовать ее содержанию и цели. В названии темы не применяются аббревиатуры и словосокращения за исключением общеизвестных.. 1.9.Автор выполняет работу на основе рекомендаций научного руководителя и отвечает за своевременность и качество подготовки и защиты своей курсовой работы. 1.10. Вопрос о допуске к защите КП решается с учетом мнения научного руководителя. Окончательное решение вопроса о вынесении КП на защиту принимается заведующим кафедрой.
Подготовка курсового проекта Структура курсового проекта Курсовой проект содержит следующие структурные компоненты: · Введение. · Основные разделы (главы). · Заключение. · Список использованной литературы. · Приложения.
Введение Во введении должны быть отражены актуальность темы, цель и задачи, задействованные методы исследования и проектирования (решения задач), приведены аннотации (краткая характеристика) основных литературных источников и основных разделов КП. Актуальность темы определяется сущностью рассматриваемой задачи, уровнем ее значимости и решения в настоящее время. Она характеризуется обычно возникновением проблемы, какого-либо противоречия. Проблема может заключаться в том, что в определенной сфере человеческой деятельности, например, на предприятии автосервиса, с одной стороны, имеется настоятельная необходимость создания или совершенствования информационной системы для поддержки принятия решений и контроля прохождения заказов на ремонт автомобилей, а с другой - наблюдается отсутствие или низкий уровень информационной системы рассматриваемого класса, отсутствие или недостаточность соответствующих методов и средств познания и улучшения качества подобных систем. Цель проекта вытекает из актуальности темы. Она формулируется кратко и четко, как правило, одной фразой. Задачи КП вытекают из цели и направлены на ее достижение. Это в основном две-три задачи, которые определяют логику исследования и уточняют содержание работы. Количество и содержание задач обычно самым тесным образом связано с поставленными задачами КП. В общем случае последовательность формулировки решения задач ориентируется и определяется логикой устранения имеющейся проблемы. Методы исследования определяются характером решаемых задач [2, 6, 7, 8, 9, 11, 12]. Структура, содержание и порядок применения методов исследования и проектирования изучаются студентами в рамках общепрофессиональных и специальных дисциплины, производственной практики, предусмотренных учебным планом. Основные разделы Основные разделы курсового проекта состоят обычно из двух-трех глав, названия которых обычно отражают задачи проекта. Каждая глава охватывает соответствующий этап КП. Первая глава обычно носит общетеоретический характер. Она содержит анализ отечественного и зарубежного опыта по теме, наиболее прогрессивных идей, концепций, моделей, принципов, требований, предъявляемых к объекту изучения (создания) и его совершенствованию. Целесообразно в данной главе представить изучаемый объект, например, информационную систему, базу данных, технологический процесс обработки данных, на уровне концептуальной и формализованной (математической) модели. Полноту содержания изучаемого объекта определяет наличие рассмотрения его системообразующих признаков, в частности, цель, задачи, функции, структура, технология функционирования, порядок оценки качества и эффективности изучаемого объекта. Во второй главе анализируется фактическое состояние конкретного объекта изучения, например информационной системы, функционирующей на определенном предприятии (фирме). Последовательность и содержание анализа конкретного изучаемого объекта в определенной мере могут определяться структурой и содержанием первой главы, в которой представлена модель объекта. Во второй главе должны быть представлены качественные и количественные характеристики по системообразующим признакам изучаемого объекта, рассмотренных ранее в первой главе проекта. Третья глава является наиболее значимой (опорной) по своему содержанию. Она содержит то, что обычно называется предметом защиты КП. В данной главе содержатся вопросы, касающиеся построения или совершенствования объекта, например, информационной системы автосервиса. Построение объекта или изложение его модернизированного варианта проводится с применением различных методов, в частности, синтеза. Синтез объекта проводится с учетом обязательного рассмотрения нового аспекта его системообразующих признаков. В зависимости от характера решаемой задачи в данной главе могут быть выполнены определенные экспериментальные практические работы. Эти эксперименты должны служить целям подтверждения или опровержения гипотез, выводов или оценок, которые автор сформулировал в предшествующих главах КП. Эти эксперименты могут быть выполнены в рамках пройденных студентом практик или лабораторных работ. В текст глав КП не включаются материалы, имеющие большой объем (методики, классификаторы и кодификаторы, прайс-листы, фотографии, рисунки и др.), созданные (разработанные) без участия автора КП. При необходимости автор ссылается на номер соответствующего библиографического описания источника, в котором содержится материал, в крайнем случае, помещает этот материал в приложении к КП. Выводы, как правило, приводятся в конце каждой главы. К составлению выводов необходимо подойти с особым вниманием. Формулирование выводов является наиболее трудной логической задачей [9]. Выводы это не отдельные фрагменты, взятые из текста раздела, даже самые значимые. В них синтезируется содержание этапов изучения и проектирования, выделяется наиболее значимое, важное, новое, что автор достиг в результате выполнения работ по соответствующей главе (задаче) КП. Содержание выводов является исходным моментом, на основе которого автор будет строить решение последующей задачи КП. Выводы показывают умение автора работать с теоретическим и экспериментальным материалом. Они отображают уровень его теоретической подготовки, знание существа выполняемых работ по курсовому проектированию, способность выражать емкое содержание в краткой форме.
Заключение Заключение является логическим завершением КП. В нем кратко формулируются основные выводы и рекомендации, показывающие уровень качества и отражающие степень завершенности КП. Необходимо показать также то новое, что привнесено автором в решение рассматриваемой задачи, в совершенствование изучаемого информационного объекта. В связи с этим необходимо указать наличие апробации результатов работы в форме докладов, прочитанных на научных конференциях и публикаций в научной и/или студенческой периодике. Целесообразно отразить состояние практического применения результатов КП, например, наличие отзыва с констатацией внедрения результатов КП от фирмы, на базе которой выполнялся курсовой проект. Литература Курсовой проект выполняется на основе и с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и передового опыта работы. Вот почему очень важно подобрать такую литературу, которая бы максимально соответствовала теме и содержанию решаемых в КП задач. В списке использованной литературы приводятся в систематизированном виде (по алфавиту) библиографическое описание литературы, которую автор проработал в процессе выполнения курсового проекта. Основанием для ее включения в список является ссылка на источник научной информации по тексту КП. Следует помнить, что в список литературы не включаются библиографические описания, в которых по тексту КП нет соответствующей ссылки. Приложения По усмотрению автора в приложения включаются материалы, которые автор разработал или использовал в процессе работы, например формы документов, распечатки программ, блок-схемы технологических процессов и алгоритмов обработки информации, фрагмент базы данных и др. При решении включить материалы, разработанные без участия автора, следует помнить об информативности текста и рационализации объема КП.
Порядок подготовки курсового проекта Сложный процесс подготовки КП целесообразно разбивать на отдельные, более простые, этапы [11]. Это обеспечивает, в частности, последовательность в выполнении этапов, минимизирует время их выполнения, контроль за содержанием и объемом работ, повышает эффективность КП в целом.
Этапы подготовки Процесс подготовки КП можно условно разделить на следующие основные этапы: 1. Выбор темы. 2. Поиск источников научной информации по теме и их предварительное изучение. 3.Систематизация источников информации по теме. 4.Составление плана КП 5.Подготовка текста КП. 6.Оформление КП. При выборе темы КП обычно учитываются: личная профессиональная склонность студента, содержание общих курсов, тематика выполненных студентом предшествующих курсовых работ (проектов), место и характер практики (для студентов дневного отделения), место и характер работы (для студентов вечернего и заочного отделений). Для выбора темы можно ознакомиться с Перечнем примерных тем курсовых проектов по дисциплине «Проектирование информационных систем», который приведен в Приложении 1 данных Методических указаний. В обязательном порядке окончательный вариант темы КП должен быть согласован с научным руководителем КП - преподавателем кафедры, читающим лекции по данной дисциплине. Выбор темы должен быть сделан своевременно, то есть не позднее первого месяца семестра, c которого начинается преподавание дисциплины «Проектирование информационных систем» в соответствии с Учебным планом. Поиск источников научной информации и литературы по теме КП проводится путем анализа автоматизированной базы данных библиотечного фонда, других библиотечных каталогов и картотек, системы информационных изданий, в частности, реферативного журнала «Информатика», профильных научных журналов «Методика и организация информационной работы», «Информационные системы и процессы» (1 и 2 серии журнала «Научно-техническая информация»), «Информационные технологии», «Открытые системы» и др. Кроме того, плодотворным оказывается поиск по библиографическим и аннотированным указателям, а также спискам литературы, помещаемым в различных источниках научной информации - монографиях, учебниках, программах курсов и др. Можно также просмотреть профильные информационные материалы на сайтах Интернета и использовать их в разумной дозе, так как зачастую эти материалы не всегда содержат верифицированную (достоверную) информацию. В случае заимствования сведений из Интернет в библиографическом описании интернет-материала помимо прочего следует указывать точную дату заимствования. С целью эффективной работы с исходным научным материалом набор источников информации должен быть систематизирован. Систематизация проводится по основным разделам КП. Это обеспечивает сокращение трудоемкости работы и позволяет более качественно провести анализ и синтез исходного материала. В процессе подготовки КП рациональным представляется составление Плана-графика работы КП. Основными позициями Плана должны быть разделы КП, которые обычно включаются в состав оглавления КП. Каждый раздел КП должен иметь срок (дату) завершения. Наличие Плана обеспечивает более эффективное распределение времени студента на подготовку разделов КП и способствует реализации самоконтроля в профессиональной работе. После завершения Плана студент приступает к подготовке текста КП. Подготовка текста заключается в последовательном изложении содержания каждого раздела КП. Кроме требований к содержательной стороне КП, которые представлены в разделе 2.1.2, следует сделать еще несколько дополнительных рекомендаций. Текст КП должен быть изложен профессиональным языком. Это значит, что необходимо пользоваться, прежде всего, стандартизированной и унифицированной терминологией [5, 10]. Аббревиатуры и сокращения, кроме общеизвестных, вводятся в текст непосредственно после первого полного написания соответствующего словосочетания. Иногда полезно в приложении привести список основных терминов, понятий и их определений (мини-глоссарий), используемых автором в КП. Материал должен излагаться в соответствии с правилами грамматики русского языка. Текст должен быть лаконичным и точным. Желательно, чтобы он отвечал стилю научных и технических документов. В случае использования в КП каких-либо положений, сведений, формул и других материалов, взятых из работ других авторов, необходимо сделать ссылку на соответствующий источник путем указания в конце предложения порядкового номера издания в списке литературы, а при необходимости и номера страницы, заключаемых в квадратные скобки, например [23, с. 104].
Оформление Курсовой проект оформляется с учетом требований, предъявляемых к официальным информационным изданиям [3,4,5]. Текст КП становится более компактным, информативным, если в нем используется иллюстративный материал: таблицы, рисунки (блок-схемы, графики, диаграммы и др.). Таблицы и рисунки помещают в тексте после абзаца или страницы, на которых находится ссылка на них, или в приложениях. Таблицы и рисунки должны иметь порядковые номера и точное название. Справа над заголовком таблицы пишется слово «таблица» и соответствующий номер (номер главы и порядковый номер таблицы в главе). Например: Таблица 1.2 Сравнение функциональных характеристик пакетов прикладных программ поддержки принятия решений Подписи к рисункам приводятся под иллюстрациями. Номер рисунка (тоже из двух цифр) указывается слева от названия. Например:
Рис. 2.3. Блок-схема технологического процесса обработки данных по формированию расчетно-платежных ведомостей в бухгалтерии Приводимые в тексте формулы должны быть оформлены аккуратно, в соответствии с существующими правилами. Каждой формуле присваивается номер, который помещается в круглых скобках справа и образуется по такому же принципу, как и номера иллюстраций. Текст должен быть отпечатан на принтере без дефектов печати. Ориентировочный объем КП составляет в среднем 24 страницы без учета приложений. Работа печатается на одной стороне листа писчей бумаги одинакового формата А4 (210 х 297 мм). Для разворотных таблиц и рисунков допускается формат A3 (297 х 420 мм). Текст печатается в формате редактора MS Word через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman (обычный), размер шрифта - 14. Оттиск шрифта на бумаге должен быть четким. Печатать текст деформированным, загрязненным шрифтом, с затемненным фоном и др. не допускается. Основные требования к размещению текста: · напечатанный текст должен иметь поля следующих размеров: верхние и нижние - 20 мм, левые и правые 25 мм и 10 мм соответственно; · абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 5 знакам; · заголовки разделов и подразделов глав располагаются посредине страницы, точки в конце заголовков не ставятся · заголовки подразделов глав отделяются по тексту сверху и снизу 3 и 1,5 интервалами соответственно; · текст КП должен быть отпечатан строчными буквами. Прописными печатаются заглавные буквы и аббревиатуры в соответствии с правилами, а также названия некоторых разделов (главы, введение, заключение); · знаки, символы, обозначения, отсутствующие в наборе средств MS Word, могут быть вписаны от руки чернилами (пастой) черного цвета. Вписываемые знаки должны иметь размер не менее вышеуказанного шрифта; надстрочные и подстрочные индексы, показатели степени и т.п. могут быть меньших размеров, но не менее 2 мм по высоте. В формулах относительные размеры и взаимное расположение символов, индексов должны точно соответствовать их значению, а также общему содержанию формулы. В тексте необходимо обозначить соподчиненность заголовков и подзаголовков. Нумерация глав и разделов (подразделов) выполняется арабскими цифрами. Номера глав и их разделов располагаются слева от их названий и отделяются точкой. Номер раздела состоит из цифры, обозначающей номер главы, и цифры, обозначающей его порядковый номер в составе главы, отделяются друг от друга точкой. Текст КП располагается в следующей последовательности разделов: титульный лист, оглавление, введение, главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Каждый раздел работы начинается с новой страницы. Титульный лист КП оформляется в соответствии с установленной формой (см. Приложение 2). На титульном листе имя и отчество автора пишутся полностью, у других фамилий слева от них указываются только инициалы. За титульным листом идет оглавление, в котором указаны все названия разделов работы так, как они приведены в самом тексте КП. По каждому разделу проставляется номер его начальной страницы, расположенный справа от названия соответствующего раздела. Затем начинается введение. Ориентировочный объем его составляет не более 2-3 страниц. За введением следуют главы, причем каждая начинается с новой страницы. В конце каждой главы приводятся выводы под соответствующей рубрикой. За последней главой идет заключение. Обычно его объем составляет 2-3 страницы. После этого раздела следует список использованной литературы. Список представляет собой перечень библиографических описаний, расположенных по алфавиту и оформленных в соответствии с требованиями стандарта [3|. При наличии в КП приложений последние нумеруются арабскими цифрами (без символа №) и располагаются по мере их рассмотрения (ссылки) по тексту работы. Каждое приложение должно включать материалы одного вида, например формы документов, схемы технологических процессов, листинги программ, методика оценки качества АИС и т.д., причем с указанием конкретного наименования. Страницы работы должны быть пронумерованы от титульного до последнего листа, но цифра 1 на титульном листе не проставляется. Нумерация выполняется арабскими цифрами сверху посредине страницы над первой строкой. Для снижения ошибок в оформлении КП в качестве «путеводителя» полезно посмотреть порядок оформления учебника или монографии, опубликованных солидным издательством. После оформления курсового проекта студент проводит считку текста и исправляет ошибки. Затем проект передается научному руководителю для окончательной проверки и решения о допуске к защите.
Защита курсового проекта |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 114. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |