Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные концепции истины.




1. Классическоепониманиеистины. Ограниченность этого понимания.

Аристотель–автор классической концепции истины: Сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина- как отношение, а не как самостоятельная сущность.

S=O , то- это истина, если между S и O нет тождества- заблуждение.

Нормативное(традиционное) понимание истины исходит из установки, что O и S познания находятся в жесткофиксированном состоянии и относятся к разным полюсам, отсюда познаваемое жестко отделяется от познающего субъекта. Такой подход имеет отрицательные черты: 1. Сковывает широту поиска познающего. Творчеству(познанию нового ) места нет. 2. Есть признание зеркальности наших познавательных усилий.

Идея нормативной истины прижилась в марксизме. Ленинская теория отражения полностью базируется на этом.

В современности:

§ Корреспондентская концепция истины. Корреспонденция предполагает простую информацию о событии.

§ Референтная(реферативная) концепция истины–точный слепок событий или познающего объекта.

§ Прагматическая концепция истины(прагма–действие)–знание, с помощью которого можно добиться поставленных результатов.

§ Конвенции(Рассел): «Истинно то, что принято считать истиной»(договорная).

2. Проблема разнообразия истины.

Классически истина может быть только одна. Истина–понятие однозначное. Истина объективно может быть разнообразна. Впервые удар был нанесен естественными науками–убрали грань между О и S. Знание может быть разнообразно, т.к. S в процессе познания получает субъективные знания( само положение субъекта может влиять на получение знания–вспышка на Солнце и Земле). При познании О мы не просто должны включать знание S, мы не можем исключить субъекта из результата знания.(Н-р, изучение электрона в камере Вильсона: электрон не ведет себя естественно, т.к. соприкасается с газом, истина искажена прибором).

Сам факт многообразия истины подводит нас к многомерности истины- одна истина может иметь множество измерений(толкований)(Н-р, рац.число изображаем на оси в пределах от.. и до …, пределы разные, но все толкования истинны). Но истина должна быть однозначной. Истина не определяется фиксированным набором познавательных актов. Истина- не результат , а Истина–процесс. Очень близко к пониманию истины примыкает понимание плюрализма(множественности) истины. Именно плюрализм позволяет ввести в научный оборот мнение как содержательный компонент истинного знания.

3. Истина и идеология. Сталкиваемся с пограничными понятиями. Идеология находилась всегда рядом с наукой и претендовала на истинное знание(ислам, христианство, марксизм и др)–все идеологии заявляли право на истину.

Идеологияистина , но с конкретной точки зрения–адекватное отражение действительности, но зависящее от положения субъекта в системе социальных отношений, отражает положение человека в данном обществе. «Недостаток» идеологии в том, что она всегда субъективна.

4. Истина и правда. Правда–не ложь, но правда не есть истина. Правда подразумевает в первую очередь правду жизни, ее находят в искусстве. Правда–как отражение мира, но в особой форме. «В науке добытое знание выражается в понятиях, а в искусстве–в образах». Искусство не несет функцию познания, но что?

Правда художественного произведения заключается в том, что если художник(поэт, музыкант и т.д.) зафиксировал свои чувства и мы это переживаем, то это- художественная правда. Когда мы говорим о правде художественного произведения, то речь идет о соответствии художественных форм тем эмоциям, которые испытал автор с изображаемым объектом. Правда–когда автор способен вызвать у нас ответные адекватные чувства, пробудить эстетические чувства.

5. Проблема критерия истиныдо конца не разрешена. Критерии истины делятся на внешниеивнутренние.

Внешние.Истинность знания, теории. Проверять теорию на истинность необходимо за пределами этой теории–на практике. Но практика–не достаточный критерий истинности. Некоторые теории практически проверить просто нельзя(измерить расстояние от Земли до Солнца), и практика сама постоянно меняется. Что было прежде истинно, теперь ложно. Если внешних критериев недостаточно, то мы говорим о вторичных–внутренних критериях.

Внутренние. 1. Критерий логики: по свойству непротиворечивости( изучив логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории, не имея знаний в данной области). 2. Эстетический критерий. 3.Экономности мыслей. 4. Симметричности. 5. Научной рациональности.

6. Проблема научного и философского понимания истины. Наука определяет истину как отношение. Эта точка зрения получила распространение и в нашей философии. Истина сама по себе может являться сущностью.(«Вот это истинный человек»–это высказывание не метафора, а сущность). С точки зрения философской концепции истины: истина–то, чем предмет должен стать(а не есть).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...