Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ранняя греческая философия:милетская школа, школа пифагорейцев.




Пифагор.

- Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира.

- Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония.

- Верил в переселение душ, возвращение подобного.

Гераклит.

- развитие материализма и диалектики. «Все течет, все изменяется»

- написал труд «О природе».

- Первоначало – огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и является огнем, загорающимся и потухающим. Огонь переходит в воду, вода в землю, земля в воздух, воздух в огонь и все опять с начала. Душа – огненное дыхание.

- Основоположник гносеологии - учения о познании. Первым различал чувственное и рациональное познания. Истина постигается умом, но не чувствами! Познание начинается с чувственного, но чувства должны быть обработаны разумом.

- Сочетание противоположностей: добро есть зло, зло есть добро. Бог – лето и зима, война и мир. В объединении этих противоположностей существует гармония. Борьба противоположностей – источник создания мира.

3. Древнегреческая философия.

Ксенофан, Парменид и Зенон представители элейской школы. Главная мысль – отрицание чувственного познания.

Ксенофан.

- первовещество – земля.

- Бог – абсолютный, вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой, следовательно Бог непохож на человека. Бог – не чувственный образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога.

- Отрицал чувственное познание. Чувственное познание – видимость, а познать сущность мира можно только мыслью.

Параменид.

- Ничто не меняется! Бытие не возникло и никогда не погибнет. Бытие не имеет частей. Бытие совершенно и неподвижно.

- Думать = быть. Бытие – то о чем можно думать и говорить. О небытие нельзя ни думать ни говорить, следовательно оно не существует вообще. Чувственное восприятие рождает мнение, мышление рождает истину.

- Мир: 2 первоматерии – светлый и деятельный огонь и темная пассивная масса.

Зенон.

- диалектика

- 40 апорий (парадоксов, затруднений). Например, одно зерно звука не издает, а мешок зерен – издает.

- чувств восприятие ведет к противоречивости. По логике вещей одно зерно должно издавать звук во столько раз меньший, во сколько оно, зерно, меньше мешка зерен. Но мы ведь не слышим – значит чувственное восприятие нас обманывает!

- Разум – оружие достижения истины.

4. Древнегреческая философия.

Демокрит.

- признавал бытие и небытие.

- Все происходящее – движение атомов разной формы и величины, места и расположения. Атомы находятся в вечном движении и благодаря их соединению и разъединению вещи родятся и гибнут. Душа – из круглых гладких атомов по всему телу. Движение – это способ бытия материальных тел, так как атомы внутри находятся в вечном движении.

- Глав цель познания – нахождение подлинных причин происхождения так как все происходит по причине, и все случайные события – это просто выдумка!

- Процесс познания: сперва чувственное (так как влияние атомов), затем рациональное.

- Высшее благо – блаженство: покой и веселье души, достиг за счет обуздания желаний и умеренного образа жизни.

Анаксагор.

- Вначале были различные мельчайшие элементы и находились они в хаосе. Затем «мировой ум» их упорядочил, однородные элементы соединились в вещи, все вещи образуются из уже существующих вещей.

- «Мировой ум» заключен в материи, в которой он творит, но не смешивается с ней.

5. Древнегреческая философия.

Софистика:

- открывает новый период – рационалистический!

- Главная цель спора – не истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского искусства), где важным было не только красиво говорить, а умение убедить.

- Протагор: человек есть мера всех вещей. Главное свойство материи – изменчивость – распространяется и на человека. Все существует только в относительности к другому, просто так – ничто (принцип релятивизма). Всякая вещь состоит из противоречивостей.

- Горгий: Бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать.

- У софистов были социально-политические вопросы: считали важнейшими законы природы. Каждый человек вправе считать добром то, что хочет. Проблема человека.

СОКРАТ.

- человек – нравственное существо, познающее само себя. Душа – самое главное, так как в ней происходит познание. Материальный мир познать невозможно, но душу можно! Познать себя значит найти общие для всех людей нравственные качества. Для роста души необходима добродетель. Счастье = добродетель, зло = незнание добра.

- Метод субъективной диалектики, цель которого – установить истину. Истина – знание, получаемое в результате диалога, беседы ( в противовес софистам!)

- Использовал метод индукции (выведение общего из частного).

6. Древнегреческая философия.

Платон.

- Мир состоит из мира теней, мира вещей и мира идей. Мир теней вторичен по отношению к миру идей, находится в постоянном движении. Мир идей первичен, вечен и постоянен.

- Материальный мир создан из хаоса, бесформенного движения творцом – Демиургом по идеальным образцам – идеям. Космос – шар, где есть планеты и звезды, приводимые в движение душой.

- Человек также состоит из мира теней = его тело и мира идей = душа. Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой. Душа является основой разумности, дает возможность познавать окружающий мир. Человек имеет врожденные идеи, он открывает мир как бы припоминая их.

- Чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, надо узнать смысл вещи, то есть умом созерцать идеи. Идея – не чувственный объект. Знание = смысл!!

- Из определения души вытекает концепция идеального государства Платона. Душа 3х типов: разумное (соответствует господству, то есть мудрецы, философы), яростное (защита то есть войны), неразумное (повиновение, то есть крестьяне, просто жители).

- Гармоничное общество – результат осознания и исполнения каждым из слоев своего предназначения, то есть в итоге каждый человек должен осознавать свои обязанности и права. Платон отрицал такие виды государства как тирания, олигархия.

7. Древнегреческая философия.

Аристотель.

- бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя вместе!!

- у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост, питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все то же + разум). Душа дает смысл и направленность жизни.

- Познание. Познание формы, то есть сути! С помощью чувствительных ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и логика. Создал учение о логике: там - основные законы логики, суждение, умозаключение, определение, доказательство.

- Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть (все люди) и существенная (воины, правители). Признавал необходимость сохранения рабства. Монархия - хорошо.

Ранняя греческая философия:милетская школа, школа пифагорейцев.

Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

Первые учения зародились г. Милет VII-VI в. д.н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практической деятельностью. Таким образом, им свойственен философский материализм и стихийная диалектика.

ФАЛЕС. Купец, много путешествовал. Гидроинженер. Проект политического объединения малоазиатских городов перед угрозой Персии. Знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Предсказал солнечное затмение в 585 г.д.н.э. Изобрел некоторые астрономические приборы. Считал, что все произошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи - они имеют душу. Стоит у истоков демифологизации мира - Зевс - мировой разум, боги - действующие в мире силы. АНАКСИМАНДР. Ввел понятие первоначала всего сущего, и считал таким первоисточником апейрон, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Их борьба порождает космос, горячее - огонь, холодное - небо и землю. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Дал первую формулировку закона сохранения энергии. Занимался космологией. Земля - цилиндр. Вокруг три небесных кольца: солнечное, лунное и звездное. Все обособившееся от беспредельного апейрона должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

АНАКСИМЕН. Первовеществом считал воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Воздух вечен и подвижен, сгущаясь, образует облака, затем воду, затем землю и камни. Разрежаясь - огонь. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Звезды - огонь, только далеко. Дал близкое объяснение затмений Луны и Солнца.

Пифагор, пифагорейцы.

Пифагор из Самоса 580-500 г.д.н.э. При тиране Поликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон где основал политический и религиозный Союз, представляющий интересы аристократии. Сам ничего не писал. Учения его претерпели значительную эволюцию. Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной жизни порядок - власть аристократов. Последователи  Пифанора объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 в.д.н.э. этот союз был разгромлен демократами. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - преобразование общего порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Математика, геометрия, теории архитектуры, музыки, скульптуры (высота тона струны зав. от ее длины). Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям - гармония сфер. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада(единица) – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. Четверка - образ четырех элементов природы. Мысль о том, что все в природе подчинено определенным числовым соотношениям, благодаря абсолютности чисел приводила Пифагора к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из противоположностей – четное - нечетное, предельное - беспредельное, единство - множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспредельное – воздух (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха. Выдвигали идеи бессмертия души и переселения душ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...