Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 5. Неформальная силовая структура




Названия и клички

       Название группировки обычно отсылает к территории, имени лидера или некоторому типу связей, на которых изначально было основано данное сообщество, — например, спортивным или этническим. Так, в Ленинграде первые бригады, занимавшиеся охранным рэкетом, выросли на базе студенческих землячеств и спортивных школ. В конце 1980-х гг. несколько студентов, приехавших учиться в ленинградских вузах (включая институт физкультуры) из Тамбова, образовали бригаду, которая стала называться тамбовскими, или тамбовцами (в правоохранительных органах — тамбовская ОПГ [*]). … В отличие от топонимических названий мигрантских бригад, местные ленинградские бригады получали свои названия либо в соответствии с видом спорта — например, борцовская, либо по имени лидера — комаровские (Ю. Комаров), малышевские (А. Малышев)… Этнические группировки, активно действовавшие во всех крупных российских городах, называли как в соответствии с конкретной этничностью (азербайджанцы, чеченцы), так и регионом (кавказцы). … Хотя фигурирующие в названиях территории и были на протяжении некоторого времени местом формирования и «базирования» соответствующих группировок, из этого не следует, что их деятельность привязана к этой территории. Если у группировки этническое название, это также не означает, что в ней участвуют исключительно представители данной этнической группы. Группировки быстро пополнялись участниками, не имевшими отношения ни к определенной местности, ни к этнической группе, а их сфера деятельности выходила за пределы первоначальной топографии. …

       Клички представителей низшего и среднего звена бандитских группировок часто отсылают к животным (слонам, быкам, котам и т.п.), инструментам (кувалдам, гвоздям, болтам и пр.) или другим подходящим предметам или признакам. … Клички многих (но не всех) лидеров ОПГ образуются тем же способом, что и названия группировок. К имени добавляется топонимическое прилагательное, отсылающее к определенной местности, часто той, откуда прибыл или где родился тот или иной авторитет: Витя Курганский, Стёпа Ульяновский, Федя Крымский и т.п. Способ образования таких кличек похож на способ образования «фамилий» средневековой военной знати. Во времена, когда институт фамилий как таковой в Европе отсутствовал, наличие передававшихся по наследству дополнений к именам было редкой привилегией; эти дополнения происходили от названий земель, которыми владел или правил тот или иной знатный род, и образовывались путем прибавления частиц «de» во французском, «of» в английском, «fon» в немецком и «-ский» в польском и русском. Это не значит, что бандитские авторитеты стремились облагородить себя, подражая средневековой знати. Скорее наоборот, так называемые «фамилии» … функционировали как клички.

Флаги, репутации, торговые марки

           Многие группировки постепенно утратили изначальную связь с определённой местностью, этничностью или конкретным человеком. Но если название группировки на самом деле ничего … не отражает, это ещё не значит, что оно бесполезно. Важнейшая роль названий становится очевидной, если посмотреть на их практическое применение (их роль в языковой игре). … В практике силового предпринимательства названия группировок и имена (клички) авторитетов функционируют как флаги или торговые марки, в которых воплощена определенная репутация. … В случае ОПГ, которые, конечно, не имели флагов в прямом смысле, «встать под флаг» означало подчиняться правилам и отстаивать интересы группировки. … Названия более важны в сфере межгрупповых отношений, чем для поддержания групповой солидарности. Как только группировка Х установила охранные отношения с фирмой Y, руководство этой последней должно сообщать её название или имя (кличку) авторитета всякий раз, когда другая такая же группировка будет проявлять интерес к данной фирме или угрожать ей. … Если … наличие «крыши» подтверждается рутинной «пробивкой» и это оказывает должный эффект, то новые претенденты на охрану, как правило, отступают. Таким образом, названия и имена служат группировкам символами охраны друг от друга и инструментами сдерживания.

       Следующая логическая ступень — материализация имени или названия и использование материального знака вместо постоянного цитирования, превращение его в маркёр охраняемого объекта. … Стали производить специальные наклейки с названием и гербом охранного предприятия и его телефоном, которые прикреплялись к дверям офисов кампаний или ресторанов с тем, чтобы потенциальные конкуренты сразу получали нужную информацию и лишний раз не нарушали рабочий ритм заведения. …

       Название преступной группировки является носителем, в первую очередь, репутации решительности. Изначально это не более, чем сумма репутаций отдельных её участников, заработанная в столкновениях с представителями других группировок. … Репутация ОПГ нарабатывается постепенно через прецеденты решительных силовых действий и необходима для последующего успешного «решения вопросов». … Когда репутация отчуждается от своего носителя и … превращается в товар, она становится торговой маркой. … На этой стадии непосредственное физическое присутствие авторитета уже не обязательно, он может находиться за границей или в местах заключения. Знак репутации успешно функционирует и в отсутствие своего физического носителя.

Ответственность за речевые действия

       Ответственность за речевые действия представляет собой совокупность норм, регулирующих использование языка членами ОПГ и другими индивидами, занятыми силовым предпринимательством. … «Реальный» бандит должен быть «конкретным» в своих утверждениях, обещаниях, угрозах, определениях и других речевых действиях, а также брать на себя полную ответственность за сказанное. Бандит не может сказать «Я не имел этого в виду» или «Я просто пошутил», поскольку в любой момент его слова могут быть приняты с предельной серьёзностью, как друзьями, так и врагами. … Норма ответственности за речевые действия способствует наделению слов материальной силой и приравнивает их к делам. Нормы, принятые в среде ОПГ, предполагают также систему санкций за неспособность отвечать за свои слова («базар»), оскорбление или нарушение каких-либо других норм. … На практике система норм позволяет им вести повседневный бизнес в основном с помощью слов, а не с помощью кулаков или «стволов». … В языковой практике особый класс высказываний, которые не описывают (отражают) некоторое положение вещей в действительности, а выполняют некоторое действие, меняя действительность. … Именно власть или сила некоторого социального института даёт его представителю возможность «делать дела при помощи слов». … Общественный результат всех этих запутанных и жестоких игр по принуждению к исполнению можно выразить известной строкой Фридриха Ницше из … «Генеалогии морали»: «Выдрессировать животное, смеющее обещать…»

Практики

       В своей повседневной деятельности силовые предприниматели используют ряд технических терминов, обозначающих различные формы своей деятельности. Некоторые из этих терминов вошли в обиходный язык и получили более широкое употребление, некоторые до сих пор используются только в профессиональном языке или жаргоне бандитов. …

       Пробивка. … Информация о компаниях и предприятиях и об их силовых партнерах имеет стратегическое значение. Информация также экономит время и усилия. Силовой предприниматель должен знать, кто есть кто в данном регионе или сфере деятельности или кто с кем работает. … Поиск ответов на подобные вопросы и обработка полученной информации занимает большую часть повседневной деятельности силовых предпринимателей. … Практика сбора информации … требовала создания специализированных бах данных и использование методов деловой разведки. Формальные сведения можно было получать в региональных администрациях, но получение сведений более конфиденциального характера требовало доступа к базам данных МВД или ФСБ. Это называлось «пробить по базам данных». …

       Наезд. … Это способ психологического, а иногда и физического давления на бизнесмена — в основном для стимуляции его искренности и деморализации. Он может принимать различные формы: от визита страшных бандитов, крушащих оргтехнику, угрожающих персоналу физической расправой и обливающих офис бензином с обещаниями сжечь всё в чёртовой матери, до более или менее вежливых визитов пожарной, эпидемиологической или налоговой инспекции с явным намерением закрыть фирму. …

       Стрелка. … Считается, что бандит не должен обманывать другого бандита, тем более при личной встрече и при свидетелях. Обман может быть расценен как оскорбление и «предъявлен». Поэтому многие ситуации, и ситуация конфликта в особенности, требуют личных встреч. Согласно правилам («понятиям»), любой бандит или группировка может назначить встречу любому другому бандиту или группировке. Такие встречи и обсуждения называются «стрелки». … Стрелку нельзя пропустить или игнорировать; это не только приведет к проигрышу по конкретному вопросу, но и повредит репутации. Опоздание тоже не приветствуется и может поставить опоздавшую сторону в невыгодную ситуацию с самого начала. Наиболее примечательным аспектом стрелок является … их семиотика. «Забивая» стрелку, участники не оговаривают всех её деталей и условий, но существуют особые знаки или признаки, которые помогают предсказать ее характер и исход. Все силовые предприниматели чувствительны к таким знакам и умеют их распознавать, а те, кто не умеет, значительно уменьшают ожидаемую продолжительность своей жизни. Наиболее важным является умение определить вероятность применения силы и соответственно подготовиться. …

       Присутствие большого количества вооружённых людей и нервозная обстановка, конечно, повышают вероятность силового сценария. Однако если обе стороны адекватно подготовлены и показывают наличие силового ресурса, должен сработать механизм сдерживания и переговоры пройдут относительно мирным образом. … В целом, умение «грамотно провести стрелку» (т.е. успешно и без стрельбы), своего рода бандитская дипломатия, ценилась в преступном мире более высоко, чем умение драться или стрелять.

        Разборка. Столкновение с применением силы или оружия обычно называют «разборкой». Она может произойти как спонтанно, так и в виде спланированной массовой акции, когда две или более вооруженные ОПГ встречаются в условленном месте и применяют … автоматическое оружие. …

       Разводка. Этот термин обозначает один из основных тактических приемов, применяемых силовыми предпринимателями. … В своей классической форме … — это способ увеличения размера охранной дани посредством манипуляции внешними угрозами взамен прямых угроз. … ».

Волков В. Силовое предпринимательство. СПб. – М., 2002

(Труды факультета политических наук и социологии

Европейского университета в Санкт-Петербурге. Вып. 4).


[*] Организованная преступная группа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 115.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...