Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия экзистенциализма.




Existentia по-латински означает “существование”. Первым назвал свою философию “экзистенциальной” датский писатель Сёрен Кьйркегор (1813-55).

Философы-экзистенциалисты хотят понять человеческое существование и отдельные его “феномены” – смерть, страх, заботу, скуку и др., в их абсолютной уникальности. Разум для этого не годится. Он способен понимать лишь повторяющееся, типичное. Крупной сетью всеобщих понятий, которыми оперирует разум, нельзя уловить то своеобразное и неповторимое, что образует существо человеческой личности, ее экзистенцию.

Разум всюду ищет причины и следствия, он объясняет вещи, между тем экзистенцию нельзя объяснить – ее можно лишь описать. И вот Мартин Хбйдеггер (1889-1976), самый глубокий мыслитель-экзистенциалист XX века, всю жизнь придумывает специальный философский язык для описания подлинного бытия человеческого “я”.

Но лучше, адекватнее всего понять экзистенцию позволяет художественный образ. Поэтов и художников Хайдеггер именует «хранителями бытия». Ведь образы искусства, в отличие от научных понятий, описывают не личность вообще, а всегда ту или иную конкретную личность. Такой образ позволяет в совершенстве передать уникальный внутренний мир личности.

Экзистенциальную философию отличают настроение высокой тревожности, иногда и трагичности. Начало философии не удивление, как учил Аристотель, а отчаяние, писал Кьеркегор. Он определял экзистенцию, как inter-esse(бытие-между). Человеческое существование разорвано надвое, оно протекает в промежутке между бытием и ничто, Богом и внешним миром.

Внешний, предметный мир эта философия рассматривает как “отчуждённое бытие” человеческой экзистенции. Этот безличный мир, управляемый фатальными законами природы и истории, отрицает всякую свободу воли и стремится поглотить и растворить в себе экзистенцию. Здесь протекает повседневное существование индивидуума, для жизни в этом мире и предназначен разум. О подлинном же, экзистенциальном бытии человеку напоминают внеразумные эмоциональные состояния – безотчетный и беспричинный “страх” (Кьеркегор, Хайдеггер), “тревога” и “тошнота” (Жан-Поль Сартр), “скука” (Альбер Камю).

 Основоположник позитивизма француз Огюст Конт (1798-1857) объявил «метафизикой» не только всю философию, но и все науки, стремящиеся к знанию причин вещей. «Позитивная» наука ограничивается описанием явлений, не вдаваясь в «метафизические» вопросы о причинах.

Конт не отвергает разум как таковой, однако его критика метафизического разума отнимает у разума то, что вся предшествующая философия считала его главным атрибутом, – способность постигать причины вещей. «Позитивно-научное» мышление вправе задаваться вопросом “как” и описывать мир, но ему категорически запрещается ставить вопросы “почему”. К примеру, ньютоновская формула, с математической точностью описывающая всемирное тяготение, относится к позитивной науке, а всякие рассуждения о причинах гравитации, т.е. о том, почему тела притягиваются и притом в соответствии с данной формулой, – чистой воды метафизика. После такого радикального обрезания разум, конечно, не мог больше претендовать на гордое имя “Бога”, творца мироздания.

От анекдотического жителя крайнего Севера, который что видит, о том и поет, позитивист отличается лишь тем, что описывает видимое прозой – точным языком математики и физики. Вникать в причины вещей у обоих нет ни малейшего желания, да и умения тоже.

Бытие как философская категория. Основные сферы бытия.

Учение о бытие- онтология - одна из центр.проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совегосущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот.имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзаданасозн-ю, действию отд. индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме. Выделяют след.различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот.дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...