Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Соц.функции философии.




Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия.

Мировоззрение – опред. система наиболее общих взглядов человека на мир, себя самого, на цели и пути историч.развития.

Имеет следующие структурные изменения:

1. Теоретико-познавательный компонент. Представляет собой единство повседневных, научных, проф. и др. знаний, из кот.слагается конкретно научная или универсальная картина мира.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, нормы, верования.

3. Эмоц.-волевой. Мировоззрение – не только совокуп.знаний и убеждений, но и система эмоц. отношения к миру (разума и сердца). Перевод знаний на уровень доброй воли. Практически действенный компонент. Мировоз.считается сформированным, когда выступает как руководство к действию.

По характеру формирования и по способу функционир.мировоззрения разделяют на след. уровни:

1. Житейско-практич.уровень. Житейская философия. Осн. на личном опыте и воспитании. Разные факторы влияют на развитие: религия, среда, традиции, обычаи, уровень личной культуры. Характериз. стихийностью, бессистемностью и узостью суждений. Очень часто и функционир. на основе слухов, домыслов и индивид.характеристик.

2. Теоретич. уровень. Системность, направленность, объективность, показательность, понятийность.

Историч. типы мировоззрения. Миф, религия, философия.

Миф – историч. первый тип, свойственно ранне классовому обществу, к первобытным людям. Отлич. след.чертами:

1. Антропоморфизм. Проявляется в одухотворении явлений природу, наделение природы телесными человеч.свойствами.

2. Синкретизм. Переводится как «соединение». Нет деления на отрасли. Миф пытается объяснить абсолютно всё. Включает в себя элементы религии, рацион.знания, искусство, систему ценностей.

3. Символизм. Проявляется в неразделении сущности и явления вещи, а так же слова. Внешне сходное предстаёт как тождественное, поэтому конкретные предметы, конкретные явления, не утрачивая своей конкретности, становятся знаками других предметов и явлений, то есть символично их заменяет.

4. Генетизм (от слова генезис – рождение, происхождение). Для мифа объяснение вещи означает рассказ о происхождении вещи. Во всех мифах рассказ об устройстве мира выглядит как рассказ о его происхождении. Мифология – целостное миропонимание, в кот. различные представления увязаны в единую образную картину мира, кот.сочетает фантазию, реальность, естественное и сверхъестественное, мысль, эмоцию и веру. Миф – первое издание умственного словаря человечества.

Религия. Религиозное мировоззрение обладает опред. сходствами с мифом. Но особенное – догматизм, то есть, возникнув, религия оставляет определенное представление на протяжении многих веков. Центр.место в любом религ. течении – образ или идея Бога. Бог – первооснова, первоначало. В религии – у Бога создающее, творящие первоначало с т. зр. верующего человека. Всё существующее зависит от желания и воли Бога. Всем правит Мир. Доминир. духовного над телесным (отличие от мифа). Культовые обряды – молитвы, жертвы. Это способ освоение действительности через её удвоение – земная (естественная) и небесная (сверхъестественная). Укрепляла новые общественные отношения, формировала гос-ва.

 

Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Соц.функции философии.

Специф.черты философского знания.

Основная специфика заключается в двойственности философского знания, так как философское знание имеет много общего с научным знанием (объективность, системность, рационалистичность, проверяемость, предмет, понятие категории предельно общие, законы ,методы исследования (от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, анализ, синтез))

Философия не является чисто научным знанием. Главное отличие философии от др.наук – является теоретическим мировоззрением, то есть предельным обобщением накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, поскольку философия обобщает, интегрирует отдельные науки.

Философское знание во многом субъективно, хотя и стремится к объективности, поскольку несёт отпечаток личности и мировоззрения конкретного философа.

 

Философское знание является совокупностью объективного знания и ценностей.

 

Философия изучает не только предмет собственного познания, но и механизм самого познания.

Философское знание динамично, постоянно развивается и обновляется. Оно неисчерпаемо по сути.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

онтология (учение о бытии);гносеология (учение о познании);человек;общество.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:диалектика;метафизика;догматизм;эклектика;софистика;герменевтика.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:Обособлено, как сами по себе,Статично ,Однозначно .

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание –проявление матери. Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.

Функции.

Характеризуется многофункциональностью, поскольку посредством функций раскрывается её значение.

1. Мировоззренч. функция. Философия способствует формир. целостной картины мира, представлению места человека в мире, принципов взаимодействия человека с миром, принципов формир.мировоззрения.

2. Методологическая функция. Философия выступает общим методом для других видов и форм знания, поскольку вырабатывает наиболее рациональные способы и подходи к познанию окружающей действительности.

3. Гносеологическая функция. Формирует способ познавательного отношения человека к миру, совершенствует мыслительную деятельность, оттачивает механизм мышления, пополняет понятийный аппарат и всё это вместе взятое совершенствует общую культуру мышления.

4. Ценностно-ориентирующая функция. Философия приобщает человека к миру духовных ценностей не только тем, что даёт знание о данных ценностях, но и направляет человека в этом мире, то есть указывает те ценности, аргументируя. Этим помогает ориентироваться человеку.

5. Критически преобразующая функция. Философия должна учить человека сомневаться, критически оценивать действительность и самого себя.

6. Культурологическая функция. Философия не просто часть культуры, но её ядро.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...