Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские школы Древнего Китая: сравнительный анализ даосизма и конфуцианства




Китайская философия сложилась в VIII — V вв. до н. э. Свое начало она ведет от первых философов даосов, конфуцианцев и авторов «Книги Перемен». В историко-философской науке нет общепринятого критерия периодизации китайской философии. При всей многочисленности и разнообразии философских школ их сводят к двум основным течениям — даосизму и конфуцианству, между которыми особое место занимает учение «Книги перемен». У китайской философии общее происхождение, единый корень — культура Дао, которую по-разному рассматривали с разных мировоззренческих позиций. Её становление охватывает два периода: родовой и переходный от родового строя к государству. Древние философские учения рассказывают о возникновении Дао в космической пустоте. Под влиянием космических ритмов, первоначал инь и ян в пустоте образуется воронка, происходит вспышка, и в этом огненно-светлом спиральном вихре рождается Дао – единая духовно-телесная субстанция мира. В результате вращения Дао расширяется и делится на пять элементов, располагающихся в виде креста по горизонтали и вертикали: один элемент в центре, четыре по сторонам света. Элементы горизонтального кольца улавливают и генерируют космический ритм инь (женского начала), а вертикального — ян (мужского начала). Бинарные элементы центра соединяют противоположные ритмы и генерируют новый ритм цзы («детские» элементы). Функции энергетических двигателей спирали выполняют две зеркальные триады (по вертикали и горизонтали) инь-цзы-ян. На основе духовно-телесной субстанции Дао возникает Космос: телесная темная сущность образует Землю, идеальная легкая и светлая поднимается и образует из светящихся облаков, солнца, луны, звезд и созвездий Небо. Первопредок — божественная сущность помещается на Небе, человек — в центре, вещи — на Земле.

Вмешательство людей приводит к деформации гармонии Дао. Естественный ход событий распадается, телесная, духовная и идеальная сущность расслаиваются, дезинтегрируется единство первопредка-бога, человека и вещи. Ввергнутый в хаос универсум умиротворяется мудрой личностью, занимающей место пустого центра сферы Дао и пытающейся воссоздать былую гармонию. Вот почему в именах древнекитайских философов встречается слово «цзы» (Лаоцзы, Кунцзы и т. д.) - они занимают центральное место в спиральной системе Дао. Философия обретает ценностный смысл, она призвана гармонизировать мироздание: все ценности символически сосредоточены на Небе, откуда они работой философского сознания смещаются на Землю. Космос Дао становится Поднебесной. Философ как бы является проводником идеальных ценностей сверху вниз и материальных запросов людей снизу вверх. Человек получает свою духовную определенность, и его философская деятельность наполняется гуманистическим содержанием. Так рождается первая философия, распадающаяся на онтологию, занимающуюся приведением телесных противоположностей к непротиворечивому тождеству, психологию, гармонизирующую духовные противоположности, гносеологию, призванную примирить противоположности в идеальной сфере. В зависимости от направленности философии на человека, первопредка-бога или вещь возникают антропология, теология и космология.

Даосы, начиная с основателя даосизма Лаоцзы (VI - V вв. до н. э.), полагали, что совершенномудрый человек умозрительно постигает естественные принципы жизни и передает их людям. Лаоцзы оценивал настоящее как хаос, причина которого — в нарушении естественного хода событий. Задача мудреца - вывести Поднебесную из границ цивилизации (хаоса) через применение принципов естественной жизни - недеяния, неслужения, неучения, неименования, ненасилия и т. д. Необходимо восстановить в человеческой жизни телесную, духовную и идеальную триады инь-ян, что возвратит каждого человека к истокам гармоничной жизни. Даосы были сторонниками естественного порядка вещей, выступали против вмешательства в него человека.

Дух традиционализма, закрепленный ритуалом, адекватно выразил Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Идеалом древнего конфуцианства было сильное государство, процветающее общество, нравственная личность. Благородный человек живёт в соответствии с законом Дао, управляет государством и воспитывает подданных. Средством достижения «великого процветания» Поднебесной Конфуций считает нравственное совершенствование людей на основе принципов взаимности, соблюдения ритуала, сыновней почтительности и исправления имён. Гармония Поднебесной основывается на отношениях почтительности со стороны младших и любви со стороны старших. Люди строят отношения на основе ритуала, скрепляют их доверием и почитанием предков, возвращают привычным словам их древний подлинный смысл. Одной из основных проблем конфуцианства была проблема определения духовного качества природы человека, которая колеблется между добром и злом, определяя характер общественных отношений.

В моизме, основанном философом Моцзы (479 - 400 гг. до н. э.), народ рассматривался как источник благосостояния общества, носитель истинного знания и справедливости. Смысл существования каждого человека определялся его местом и ролью в общественной жизни. Основой жизни людей считалась добродетель, подкрепленная знаниями.

Философия легизма была органически связана с учением конфуцианца Сюньцзы о злой природе человека. Основоположник легизма Шаньян (IV в. до н. э.) критиковал конфуцианство и моизм за установку на добродетель, полагая, что главное в жизни общества — это законы государства, а не ритуал и добродетель. Закон должен пресекать проявления злой природы человека и тем самым гарантировать порядок в обществе. Просвещение народа, культуру, философию легисты считали вредным источником смуты, поскольку умными людьми трудно управлять.

Учения даосизма и конфуцианства оказали определяющее влияние на развитие китайской культуры и определяют многие её современные черты.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...