Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общечеловеческая сущность морали. Основные категории этики.




Моральное сознание составляют взгляды общества на те или иные поступки людей, выражающие их оценку с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедли­вости, честности или бесчестия. Мораль связана с право­сознанием, однако моральные нормы отличаются от пра­вовых. Правосознание оценивает поступки людей исходя из действующего права, закрепленного законом и поддер­живаемого государственным принуждением. Мораль же основывается на внутреннем убеждении и охраняется об­щественным мнением. Она объединяет совокупность прин­ципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении в семье, коллективе, в обществе в целом.

В содержание морали входят нравственные убеждения, чувства и привычки, образующие в совокупности нравственное сознание личности. Основные категории морали — доб­ро, зло, совесть, долг, честь, счастье, достоинство.

Человек, воспитанный в духе определенной морали, сам осознает свой моральный долг, оценивает свои поступки, морально осуждает себя за неправильный выбор поступка, за нарушение своих обязанностей, своего долга. Нравствен­ное самосознание человека, чувство личной ответственнос­ти за поведение и выбор поступков выражается в совести. Мораль не опирается непосредственно на какие-то спе­циальные учреждения, которые принуждали бы к соблю­дению моральных норм. За моралью стоят сила убежде­ния, примера, общественного мнения, воспитания, тра­диций, нравственный авторитет отдельных лиц, организа­ций или учреждений. Моральные нормы не так детально разработаны, как, например, юридические или организационные нормы. Зато они распространяются на такие отношения между людь­ми, которые не регулируются никакими государственны­ми органами или общественными организациями (друж­ба, товарищество, любовь и т. д.).

Мораль — понятие историческое. В истории развития общества можно выделить следующие типы морали:

1) первобытно-общинного строя, основные принципы которой — коллективизм, чувство собственного достоин­ства, дисциплина, однако наряду с ними сосуществовали кровная месть и людоедство; 2) рабовладельческого строя, ее основные принципы — индивидуализм, эгоизм, прямота, мужество, храбрость и жестокость; 3) феодального общества, основные принципы кото­рой — религиозные убеждения, презрение к физическому труду, жестокость к инакомыслящим, инквизиция, закре­пощение женщины;

4) буржуазная, основными принципами которой явля­ются бережливость, скромность, воздержание, труд, чест­ность (в начале становления капитализма), индивидуализм, эгоизм, ханжество, лицемерие, двуличие; 5) коммунистическая, ее основные принципы — кол­лективизм, солидарность, оптимизм, гуманизм, интерна­ционализм, сознательное отношение к труду. Коммунис­тическая мораль выражает гуманистическую миссию ра­бочего класса и передовых сил современного общества — осуществление на Земле подлинно человеческих отноше­ний между людьми.

Существуют ли в классовом обществе такие моральные нормы, которые необходимы для всех людей? Да, такие нормы существуют. Это некоторые принципы или правила человеческого общежития. Они призваны охранять совместную жизнь людей от тех или иных нару­шений общественного порядка (от физического насилия, оскорбления), требуют элементарной честности в повсед­невном общении. Однако, пока существует эксплуатация человека человеком, эти простые нормы нравственности и справедливости неизбежно нарушаются.

 

Религия и мораль. Религия и светская культуры - две концепции духовности, их единство и существенные различия.

Ф-ская концепция человека. Диалектика биологического и социального в человеке.(неполн)

 

1. Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков

 

а) Анотомические особенности как биологического вида:

· Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности

· Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции

· Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях

· Большой мозг и сложная нервная система

· Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка

· Длительная зависимость детей от родителей

· Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

 

Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам

Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков (животное, обезъяна-люди, гомениды, современный человек)

 

Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг и прямая походка)

 

2. С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.

 

3. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни.

 

4. Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

· Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке

· Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей

 

5. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

· Концепциями человека, которые принято называть биологеуатарскими (натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется рассовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина)

· Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...