Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материя как ф-ская категория. Основные формы движения материи.




Категория «материя» введена в ф-ю для обозначения объективной реальности. Существует множество определений этой философской категории, в качестве исходного: Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. На пути своего формирования понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и т.д.); на втором этапе ма­терия отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объек­тивной реальностью (В. И. Ленин). В философском понимании категории «материя» можно вы­делить и четвертый этап, где эта категория предстает как сово­купность многих и многих атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так на­зываемое субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существова­ли различные модели материи. Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (Демокрит); • эфирная модель (Декарт); • вещественная модель (Гольбах).

Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией. Не существует мате­рия вообще, как не существует человек вообще, стол вообще, бе­лизна вообще и т.д. Однако категория «материя» имеет под со­бой объективное основание: существование многообразной дей­ствительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Она есть causa sui, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение, пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и коли честно и др. Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают еще иее модусы — такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния илиструктурные уровни развития (теплопроводность и электропроводность, получение или передача информации и т.п.). Материя немыслима без движения точно так же, как движе­ние немыслимо без материи. Если есть движение, то это движе­ние «чего-то», а не движение «само по себе», движение «ниче­го». «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле сло­ва т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все про­исходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от про­стого перемещения и кончая мышлением» — писал Ф.Энгельс.

Итак, движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равнове­сия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушается. Движение существует в различных формах, которые кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные от­личия. Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой: 1) ФИЗИЧЕСКАЯ Простое механичестое перемещение, изменение местоположения обьектов, движение элементарных частиц внутри­атомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромаг­нитные и оптические и др. процессы 2) ХИМИЧЕСКАЯ Неорганические химические реакции, реакции,приводя­щие к образованию органических веществ, геологичес­кие процессы и др. 3) БИОЛОГИЧЕСКАЯ Различные биологи­ческие процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственносгь, приспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п. 4) СОЦИАЛЬНАЯ Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многооб­разных проявлениях Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие — это такое количественно-качественное изме­нение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и не­обратимостью.

Представления современной физики и астрономии о материи.(неполн)

Время и пространство - осн. формы существования материи. Ф-ю прежде всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в. и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр. физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном в. и п.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...