Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон) Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм) Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт) Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант) Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень) 3.Типы мировоззрений 1.Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей. 2.Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований. 3.Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно. 4.Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки. 5.Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д. Специфика формирования философского мировоззрения.Вряд ли можно спорить с тем, что философские взгляды играет важную роль в мировоззрении людей. Вместе с тем ясно, что мировоззрение людей начинает складываться в процессе их непосредственной жизнедеятельности и общении между собой. Исторически на формирование мировоззрения людей огромное влияние оказывали мифология и религия, искусство и развитие научных знаний. В индивидуальном развитии личности мировоззрение формируется поначалу на дотеоретическом уровне - в ходе освоения родного языка, духовной культуры, приобретения жизненного опыта. Мировоззренческий выбор человека - это прежде всего его духовно-практический выбор. Философия может способствовать осознанности этого выбора. Поэтому можно сказать, что разработанное и теоретически обоснованное мировоззрение, как правило, складывается при участии философии. Она приобретает особо властный характер в тех случаях, когда мировоззренческие позиции утрачивают цельность и непосредственную достоверность, когда возникают напряжения и рассогласования в жизни общества и человека, становятся очевидными конфликты в культурных системах и социальных институтах. Сказанное не следует понимать так, что философия предлагает человеку уже готовое мировоззрение. Реальная картина такова, что и здесь требуется выбор, поскольку в самой философии существует целый спектр мировоззренческих позиций. С самого зарождения философии в ней существовал мировоззренческий плюрализм - разнообразие направлений и школ, которые вели между собой спор по принципиальным вопросам понимания природы, человека и его сознания. Но все эти позиции - материалистическая или идеалистическая, рационалистическая или иррационалистическая и т.п. - представлены в философии в достаточно целостных, продуманных и отточенных в длительных философских дискуссиях формах. Но даже обращаясь к тем или иным философским концепциям, используя их при решении мировоззренческих проблем, приходится вносить в эти концепции большие или меньшие изменения, адаптируя, приспосабливая их к существу новых задач. Поэтому такого рода деятельность включает в себя творческий импульс, возникающий на пересечении стремления к конкретности и действенности мировоззрения и неизбежной абстрактности мировоззренческих построений философии. 4.РЕФЛЕКСИЯ– понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека. Объективная реальность - весь материальный мир, существующий независимо от человеческого сознания и первичный по отношению к нему. Мони́зм(от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. ДУАЛИЗМ(от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, физического и психического, тела и души. Идеалисты.Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Материалисты.Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга. Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинскогоdualis — двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух). Теперь выясним, как материалисты и идеалисты решают вопрос, относящийся ко второй стороне основного вопроса философии. Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей. Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил. Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного идеализма, которые сомневаются в возможностях познания мира или объявляют некоторые области действительности принципиально непознаваемыми. Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой философии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет подтипы. Например, материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания. 5.Объективный идеализм— одна из основных разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, объективный идеализм в отличие отсубъективного идеализма первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание — «абсолютный дух», «мировой разум» и т. д. Субъективный идеализм — философское направление, представители которого отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. Миром, в котором живёт и действует субъект, субъективный идеализм считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира. 6.Всё разнообразие философских проблем можно свести к ряду больших групп: Онтологическая группа - в учении о бытии; Гносеологическая группа ("гносис" - знание) -проблемы познания мира, логика, методология, философия науки; Антропологическая - проблемы, возникающие в процессе реальной жизни человека (философия, антропология); Аксиологическая ("аксио" - ценность) - учение о ценностях. Древнейшими ценностными науками являются этика и эстетика; Праксиологическая("праксис" - деятельность) - изучает наиболее общие проблемы человеческой деятельности (праксиология); Социально-философская группа - проблемы общества. Основной вопрос философии - является интегративным ядром всех философских проблем, вопрос об отношении материи и духовного, бытия и сознания, вопрос о возможности и достоверности человеческого знания. Античная философия Учение Фалеса Все свои натурфилософские познания Фалес использовал для создания стройного философского учения. Так, он считал, что все существующее порождено водой, понимая под ней влажное первовещество. Вода - это источник, из которого все постоянно происходит. При этом вода и все, что из нее произошло, не являются мертвыми, они одушевлены В качестве примера своей мысли Фалес приводил такие вещества как магнит и янтарь: так как магнит и янтарь порождают движение значит они обладают душой. Фалес представлял весь мир одушевленным, пронизанным жизнью. Он заложил теоретические основы учения, имеющее название гилозоизм. Хотя гилозоизм имеет свои корни в мифологии, у Фалеса он получает философское обоснование. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог. 8. Платон
Первый последовательный идеалист античности. Его концепция сформировалась в процессе критики Демокрита и всей материалистической традиции. Лучше всего философия Платона представлена в работе "Закон", где его антологические, политические, этические и эстетические взгляды объединяются воедино. У Платона материальный мир, окружающий нас, является лишь тенью и производной от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи - возникают, изменяются и гибнут, поэтому не могут быть подлинно сущим. Идеи неизменны, неподвижны и вечны. Именно эти их свойства придают им подлинное, действительное бытие. Бытие идей и является единственным предметом подлинного познания.
Идея существования вне материального мира, не зависит от него и от сознания человека, т.е. объективна. Мир вещей занимает промежуточное положение между подлинным бытием (мир идей) и небытием (материя, как таковая, в себе).
Мир идей согласно Платона расположен на планете Гиперурания. Ядро теории познания Платона - теория воспоминаний. Душа вспоминает идеи, которые познавала, находясь в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удаётся отстраниться от телесности. Душа бестелесна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Тело подчиняется душе.
Аристотель
Если о Платоне можно сказать, что он обобщил в своих работах почти все идеалистические системы до него, то Аристотель логически завершил всю предшествующую философию. Поэтому его называют не только философом, но и энциклопедистом.
Основная группа работ Аристотеля посвящена учению о бытии. Кроме того, Аристотель создал серию работ по вопросам философии и природы, по обществознанию, а так же по логике и методологии познания.
Ядром философии Аристотеля является учение о бытии (антология). Основой всякого бытия он считал первую материю. Она принципиально не определима, её нельзя считать даже составной частью конкретной вещи или явления. Основой всего выступают огонь, земля, вода, воздух. Сами эти вещества - суть соединения первой материи и формы. Первая материя - лишь потенциальное бытие. Форма образует из потенциального бытия действительное, реальное бытие.
Аристотель по новому решает отношение общего и единичного - как отношение двух сторон действительности. Форма имеет активный, деятельный характер, а материя пассивный.
У Аристотеля находим и самые общие определения движения - это реализация осуществления сущего, это переход возможности в действительность, поэтому движение это универсальное свойство бытия.
В философии Аристотеля важное место занимает категория причинности. Он различает четыре вида причин:
Материальная. Содержится в самой первой материи, в её характере. В этом смысле она потенциальна; Формальная. Соединена с формой, как активный принцип, который творит из материи истинную реальность; Активная (движущая) причина - то, откуда идёт начало движения, то, что оформляет материю; Конечная (целевая) причина - объясняет цель и смысл движения - то, ради чего происходит движение. Для понимания и объяснения бытия необходимо познать все виды причин, ибо благодаря их воздействию существуют вещи. Познание формальной причины важнее, чем познание материальной, однако каждая вещь находит своё завершение в том назначении, в котором она возникла и существует. Таким образом познание конечной причины выступает целью познания.
Аристотель впервые вводит в ясно осознанной форме проблему теологии (учение о целесообразности мира). СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Социокультурные и мировоззренческие предпосылки возникновения Первые века нашей эры характеризуются кризисом рабовладельческого строя и возникновением феодализма. Этот процесс сопровождается возникновением государства, ставшим ведущим явлением западного средневековья. Философия в эту эпоху развивается в рамках христианского мировоззрения. Христианское мировоззрение складывалось в борьбе с античным и отличалось главным образом по следующим позициям: Античное ориентировалось преимущественно на внешний мир и стремилось осознать его как грандиозное, новое, живое и гармоничное образование (космос). Средневековое обратилось внутрь человека, т.е. идея христианства - личное спасение. Предметом анализа становятся совесть, вера, надежда, любовь, самосознание, религиозный мотив... Средоточием духовности объявлялась вера. Разуму отводилась второстепенная роль; Человек, в античном мировоззрении, занимает центральное место, в силу центрального положения Земли в структуре вселенной. В средневековой философии, центральное место человека обуславливается тем, что он является высшим творением бога, по образу и подобию. Существенное отличие человека от всего мира усматривалось в его духовности; В античном мировоззрении неравенство людей усматривалось в их природе. В средневековом - все люди равны перед богом, ибо несут духовное начало (именно в этом их подобие богу). Признание этого было громадным, но противоречивым шагом вперёд, ибо не означало социального, политического и экономического равенства. Все люди рабы божьи - возникает идея универсализма человеческой природы, а Христианство понимается, как универсальная религия. В античном мировоззрении время циклично. В средневековом, мир обретает временной вектор - от сотворения его богом, до предстоящего ссудного дня. В отличие от античного культа человеческой телесности, восхищения её красотой, в средневековой плоть понимается, как носитель греховности, поэтому её стремились обуздывать, умерщвлять. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 612. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |