Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Единство чувственного и логического познания




Чувственная и логическая ступени познания и их формы находятся в диалектическом единстве. В процессе человеческого познания их нельзя разделять так как логическое познание может совершаться только на базе материала, который приобретается чувственным познанием.

Данное положение в истории философии признавалось отнюдь не всеми мыслителями. В XVII в. в теории познания четко выделились два течения: сенсуализм и рационализм. Те философы, которые преувеличивали значение чувственного познания, считая, что все основные знания дают нам ощущения, а разум мало что добавляет и даже затемняет то, что дают ощущения, получили наименование сенсуалистов (от лат. sensus — чувство, ощущение). Сенсуалистами были Дж. Локк, Г. Гоббс, многие материалисты XVIII в. (Д. Дидро, Ж.-П. Ламетри и др.), а также субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм, махисты).

Те философы, которые недооценивали возможности органов чувств и считали разум основой познания, получили наименование рационалистов (от лат. ratio — разум). Представителями рационализма были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.

«Теория познания диалектического материализма преодолела односторонность как эмпиризма, так и рационализма. Эмпирическое познание является основой, на которой развивается абстрактно-логическое познание. Сущность предметов, законы могут быть познаны только с помощью логического мышления».

Абстрактное мышление и чувственное познание находятся в диалектическом единстве. Только взятые вместе, в своем единстве чувственная и абстрактно-логическая ступени познания в состоянии раскрыть объективный мир и его законы.

 

Понятие истины, грани и критерии

Истина - это адекватное отражение действительности в сознании познающего

субъекта. Истина характеризуется объективностью.

Объективная истина - это такое знание, содержание которого, так сказать,

«задано» объектом и не зависит ни от воли, ни от св-в человека.

Постижение истины - это процесс. Она не может быть постигнута в одном акте

познания. Этот процесс идет через относительные истины к абсолютной.

Абсолютная истина - это точное, полное, наиболее исчерпывающее

отражение объекта познания. Под АИ надо понимать и те моменты, которые в

дальнейшем не будут отброшены как ошибочные. Относительная истина

- это неполное отражение, ограниченное достигнутым. Путь к истине ограничен

между истиной и заблуждением. Заблуждение - такое содержание сознания,

которое не соответствует действительности, но принимается за истинное. От

заблуждения следует отличать ЛОЖЬ, которая представляет собой намеренное

искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Наиболее

приемлемым критерием различения знаний истинных от ложных является практика,

так как только лишь в процессе своей практической деят-ти мы можем накладывать

содержание своих знаний на действительность, т.е. опредметить их, и тем самым

проверить, соответствуют ли последние действительности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...