Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура философского знания




Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:

 . Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о

первоначалах всего сущего.

 . Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это

раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей.

Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности

и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:

- Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы

познавания.

- Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли,

необходимых для рационального познания в любой области знания.

(диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика

отношений и т.д.)

- Критика познания – анализирует соотношение между элементами

объективными и субъективными.

- Общая история познания, эволюция познания.

 . Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.

 

В структуре философского знания выделяют так же:

 . Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества,

человека в нём.

 . Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения

до космического будущего.)

 . Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и

значение культуры.

 . Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-

мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..

 . Философия истории.

 . История философии.

 

Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как:

 . Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих

закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод

познания.

 . Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к

миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию

эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию

искусства.).

 . Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль,

нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон

жизнедеятельности человека.

 

Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например:

- Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология)

- Систематизация данных научного познания.

- Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами

оценки деятельности человека).

Современные философы отказываются от построения многоступенчатых

классификаций, поскольку для философии нет запретных тем.

Генезис философии.

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ - философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной философии и призваны содействовать «углублению нашего осознания современности». Человек есть историческое существо, а сама история предполагает пронизывающий время смысл, обеспечивающий осмысленность человеческих поступков. Однако современность, характеризующаяся радикальным разбожеств-лением мира, ставит под вопрос наличие какого-либо высшего смысла в истории. Тем более, что прежние святыни, имевшие локальное значение, не в состоянии обеспечить духовное единство всего человечества, насущно необходимое в условиях глобализации общественной жизни. Вопрос о смысловом единстве всей истории, без которого она рассыпается на бессвязный набор событий, ставится Ясперсом прежде всего как вопрос о возможности осмысленного действия человека в современном мире. Однако истоки и цель истории, объединяющие человечество в единое целое, достоверно неизвестны и непосредственно ощутимы «лишь в мерцании многозначных символов». Единство человеческой истории выступает у Ясперса предметом «философской веры», отличной от религиозной своей конфессиональной нейтральностью и наличием рационального обоснования. В качестве эмпирически наблюдаемого воплощения той идеальной оси, вокруг которой разворачивается история всего человечества, Ясперсом указывается «О.В.» - период примерно с 800 по 200 до н.э. В этот промежуток времени в различных регионах параллельно возникают мощные духовные движения, связанные в Китае, прежде всего, с деятельностью Конфуция и Лао-цзы, в Индии - мыслителей Унанишад и Будды, в Иране - Заратустры, в Палестине - пророков, в Греции - философов и трагиков. Несмотря на локальное своеобразие этих процессов, по Я., это было по существу единое духовное движение, имеющее значение для всего человечества и сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Важнейшей характеристикой «О.В.» Ясперс считает прорыв мифологического миросозерцания - основы «доосевых» культур. Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью и само-собой-понятностью приходит конец. Твердые изначальные устои жизни начинают колебаться» человек осознает хрупкость своего бытия; возникают религии спасения, связанные с идеей трансцендентного единого Бога. Борьба против мифа ведется и со стороны рационально проясненного опыта: бессознательно принятые ранее воззрения становятся предметом критического внимания, начинается духовная борьба, в ходе которой каждый пытается убедить другого, обосновывая свои идеи. «О.В.» является концом непосредственного отношения человека к миру и к самому себе. Человек уже не замкнут в себе и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он ставит вопросы о смертности, о трагической вине, вырастающие в один общий вопрос - о смысле человеческого существования, который перестает быть самоочевидной данностью. Обобщенно все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением. С этого периода, по Ясперсу, берет свое начало общая история человечества. Вначале О.В. ограничено в географическом отношении, но постепенно становится всеохватывающим. Тем, что тогда свершилось, человечество живет по сей день - каждый его новый подъем сопровождается актуализацией опыта «осевой эпохи».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 135.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...