Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос .Мировоззренческие и методологическое значение классической философии свободы для совремеренной правовой политики.




Примитивное политическое мышление замешана на борьбе корпоративных интересов на лабировании, в нем не представлены общественные интересы в должной мере, отсутствуют методологические основания.

Гуманитарные дисциплины: философия, философия права призваны формировать мировоззренческие и методологические основания политического мышления.

В выступлении Дмитрия Медведева на расширенном заседании государственного совета РФ в котором подводились итоги и выстраивались персперктивы дальнейшего развития страны указывалось что одной из главных задач является «развития гражданских и экономических свобод, больше свободы для каждого». С точки зрения классической философии свободы в выступлении президента речь идет о свободе не как о произволе, а о свободе как о гражданской ответствености, совести, основанной на образованности, культуре.

«Есть 2 вида свободы:

-свобода своеволия — что хочу то и делаю (она не гарантированна).

-гражданское свобода — это свобода гарантированная государством и обеспеченная законом (если субъект действует в соответствии с прав.нормами, то но может рассчитывать на гарантии своей свободы и защиты государственно-правовый институтов).

В конце 80-ых годах было проведено международное социологическое массированное исследование правосознания россиян и французов, по результатам былы опубликованы книги: образ правосознании россии и фрнации, там по результатам опроса выяснилось что француз (европеец) ассоциирует личную свободу, тем что гарантировано государством и обеспечено законом (поэтому ставят в известность в полицию правонарушениях соседей, прохожих). А у россиян личная свобода ассоциируется с тем что находится за пределоми государства и права.»

 

Вопрос. Проблема истины в философии и в юристпруденции. Основные философские концепции истины.

В юристрруденции проблема истины всегда была в числе основных, это связано с общественной и индивидуальной потребности, стремление к истинности. С точки зрения Канта это заложено в основаниях человеческого разума.

В истории философии можно выделить следующие концепции философии:

-кореспонденская концепция истины, т.е истины это соответствие знания объекту.

-конвенциональная концепция истины, истины это результат соглашения по поводу того что считать истинным (на рубеже 19-20вв. Анри Пуанкаре — позитивист, а в науке физик, математик + неопозитивисты Карл Поппер, постпозитивисты Томас Кун — его теория научный парадигм, согласно этой теории парадигма это система правил принятых в научных сообществе, конвенционально установленных методов постановки проблем и их решений. А в праве например следует говорио о парадигмальных конвенциях законодательной деятельности. Кроме того в праве решение суда может носит конвенциональный характер (суд присяжных,если в суде больше одного человека. В юриспруденции истина носит конвенциональный характер в той или иной степени.)

В настоящий момент в отечественной системе права обсуждается вопрос о характере истины достигаемой в результате судебного разбирательства. Если говорит о иностранных примерах то в разных правовых системах концепция такой истины различаются: в американском правовом системе истина это продукт соглашения. В советской правовой системе истина достигаемая в судебной разбирательстве рассматривалась как объективная истина, т.е истина не зависящая от субъекта, но при этом признавалась что это истина имеет относительный характер, именно поэтому существуют инстанции, институты обжалования и т. д. Установка суда должна быть на установлении объекта, но при этом не исключались судебные ошибки, но должны быть добросовестные. Данная модель сохранилось до сих пор, конвенциональная концепции в ней много. Недавно выступил со статьей оприроде истины в судебном разбирательства и уделил объективности этой истины.

Вопрос.Гносеология нового времени: сенцуализм и рационализм.

Новое время начинается с буржуазных революций. Новое время пришло на смену средневековой философии: философия перестала служить теологии, философия избавилась от теоцентризма (бог перестал быть центром мира). Материализм и идеализм определились как противоборствующее философские направления. В гносеологии противобоствуют сенцуализм и рационализм.

Сенцуализм и рационализм разделяются по признаку источника знаний: для сенцуализма источником знаний являются чувства (цензус, Джон.Лок — нет ничего в разуме чего не было бы в чувствах). Человек родится чистым листом, чувство заполняют лист. Локк создал теорию «вторичных качества» эти те качества которыми субъект наделяет предметы: вкус, запах, цвет.

Рационализм: источник знаний в самом разуме. Рене Декарт латинское картези: «мыслю следовательно существую»; «кауза causa = рацио ratio» перевод естественная причина = логической причине. Это принцип адекватного отражения в мышлении причинно-следственных связей.

Философия Декарта — дуализм, т.к он равноправно признавал материальную и духовную субстанции. Свойство материальной субстанции: протяженность, инертность и т. д. Свойство духовной субстанции: способность мыслить. Человек состоит из двух этих субстанций. Свойство субъекта его тело — носитель СМС, а мышление человека проявление духовной субстанции. Отсюда (иэ этой онтологии) его рационализм. Если в человеке изначально присутствует мыслящая субстанция, значит у него изначально в сознании представлено содержание этой субстанции.

Вопрос.Диалектика материалистическая теория познания, истина как процесс.

Диалектика материалистеческой гносеологии была создана Марксом и Энгельс, развито Лениным. И в отечественной юриспруденции именно это концепция истины актуально до сих пор, например, в уголовном процессе. Сама идея истины как процесса взаимствована маркцизмом у Гегеля.

Концепции истины как процесса:

-Объективная истина это содержание наших знаний, которые не зависит от субъекта.От субъекта не зависит не только ядро истинны теории и сопуствующие ему заблуждения, которые могут быть исправлены в будущем. Ни одна теория не является абсолютно верной, в ней всегда есть моменты заблуждения, даже если это заповедь.

-Истина относительна, т.к она конкретна (относится к определенному времени, культуре, области знаний и т. д.): «Нет истины абсолютных, истина верная для всех времен народов, не верна ни для одного времени и ни для одного народа».

Каждая истина объективна, но при этом относительно, потому что конкретна.

-Истина носит характер процесса: ее содержание развивается, ядро абсолютной истины в объективной оносительно истине увеличивается. Увеличивается сумма знаний. А моменты заблуждения преодолеваются, но при этом возникают новые. Поэтому абсолютная истина это только недостижимый идеал познания, т. к. его нет, она существует только в виде ядра и невозможно полное исчерпывающее окончательное знание о мире.

-В юриспруденции в отечественной именно это модель истины достигаемой в следствии и в судебной разбирательстве. Истина как процесс: суд.инстанции, институты кассации.

Гносеология И.Канта.

У Канта нельза абсолютно разграничить онтологию и гносеологию.

Кант развил идеи след.философов:

-Девид Юмм: «У субъекта нет средств ни для того что отрицать и утверждать существование внешнего мира».

-Джон Локк: «концепция вторичных качеств».

-Теория врожденных идей Де-Карта.

 

Кант задается вопросом: «Как возможны доопытные систематические суждения» т.е не извлеченные из опыта, но добавлающие некоторые свойства. (Пример: вселенная бесконечна).

Кант считал что источником таких суждений являются априорбные (доопытные, изначально данные в разуме) представления.

Кант выделял след.позновательные спосбоности: чувственность<=рассудок<=разум.

Рассудок — это способность действовать по правилу.

Разум — создает правила для рассудка, это творческая спосбность человека, создавать новые новые моральные законы, новые правила для рассудка.

Кант выделял антиномии чистого разума:

1. Бог есть — Бога нет.

2. Мир конечен — Мир бесконечен.

3. В мире все происходит по необходимости — В мире есть свобода.

Антиномии — это равнодоказуемые суждения с противоположным смыслом.

Антиномии возникают в результате попыток объяснит ноунимальные явления с помощью рассудочных схем.

Кант выделял 3 апреаризмы разума: о душе, о мире, о Боге, т.е у всех людей в любые эпохи изначально в разуме присутствуют эти три представления.

На базе этих апреаризмах разума в разных культурах формируются разные системы ноуменальных представлений.

Онтология Канта.

В кантовской философии невозможно четко разграничить гносеологию и онтологию. Это разграничение в лекциях для диалектических (учебных) целях.

Кант выделял у человека 2 вида представлений: представления о отдельных, конечных вещах; система абстрактных представлений, которые в принципе не могут быть предметов эмпирического восприятия.

Кант задумывался над источником этих представлений:

1.Эмпирические (конечные) вещи, предметы. Кант развил идею Юма о том, что : Кант считал что можно только предполагать в наличие внешнего мира по отношению к субъекту (а также наличие Бога), поэтому он ввел понятие «вещь в себе».

«Вещь в себе» — это возможная причина наших единичных эмпирических представлений, существует ли внешний мир и существует ли эта вещь в себе, а если существует, то какова она на самом деле — это в принципе знать мы не можем.

Сами единичные импирические представление Кант называл «феномены».

«Феномены» - это результаты афференцирования возбуждения нашей чувственности.

2.Ноумены — это идеальные конструкции разума на основании опреорных представлений. Другими словами: источником ноуменальных представлений является опреоразмы разума.

Т.о. С точки зрения Канта субъект конструирует объект. (формула относится к гносеологии и онтологии). В юриспруденции это Кантовская формула реализируется так:

1.В норматворчестве: законодатель «росчерком пера» «творит» или «уничтожает» преступность. Субъект законодатель констурирует правовую реальность в той части, которая зависит от правовых норм.

2.В праве очень важна интерплитация: в той или иное жизненное событие может по разному трактоваться на предмет его юридического смысла, например, в уголовном праве по поводу одного и того же деяния могут быть разные квалификации, необходимое оборона, превышение необходимой обороны, действие в крайной необходимости, тяжкое телесное нанесение.

Проблема антропросоциогинеза.Происхождение человека и сознания.

Кроме религиозных концепций происхождения человека можно выделить такие научные концепции, одной из основных является концепция Моргена — Энгельса:

1.Человек является результатом как биологической так и социальной эволюции под влиянием природных факторов, как эпоха обледенения, в результате — изменение среды обитания высших приматов (обезьяны).

2.Постепенно высокоразвитые приматы стали переходить к орудийной деятельности, изготавливать простейшее орудие труда.

3.Изготовление орудия труда, вообще орудийная деятельность необходимым образом связаны с понятийным мышлением.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 145.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...