Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследование. Открытие. Изобретение
Исследование - понятие, обозначающее обычно специализированный вид научного познания в рамках естественной науки. Но сегодня мы говорим об И. в гуманитарных и социальных науках, о философских и методологических И., о прикладных и междисциплинарных И. Ретроспективно об И. можно говорить, начиная с античной науки («Начала» Евклида, работы Архимеда и Птолемея). Тем не менее во второй половине 20 в. в связи с необходимостью управления научными работами и их оценки (большинство современных научных работ должны быть проведены в заданные сроки, качественно и при ограниченных ресурсах) стало формироваться новое понятие научного И. В этом смысле научное И. есть специализированный вид научной деятельности, которая организована так, что становятся возможным и оценка и управление связанной с этой деятельностью научной работы. Сегодня мы различаем не только математические, естественные, технические и гуманитарные науки, но и науки философские и даже паранауки. Результатом научной работы в настоящее время является не только новое теоретическое знание или теоретическое объяснение (описание) определенного явления, но и построение новой концепции (теории), различного рода при-, кладные И. .(«монодисциплинарные» и «комплексные»), методологические И. и разработки (критика, рефлексия, программирование, проектирование и т. д.), конституирование (в аспекте интеллектуального, знаниевого обеспечения) новых практик, научная рефлексия сложившихся практик, направленная, напр., на их совершенствование, и другие работы. В связи с этим научные И. дифференцируются и приобретают разную структуру. Объяснение в теории определенного явления является, пожалуй, наиболее типичным видом научного И. Чаще всего интересующее исследователя явление существует в эмпирическом слое (т.е. это феномен практики). Для того чтобы ввести явление в теорию, его, как правило, сначала проблематизируют. Затем, уже под углом данных проблем, феномен схематизируют, описывают. В результате он переводится в форму эмпирических знаний (эмпирических закономерностей). Следующий шаг — построение идеального объекта, который, с одной стороны, может быть истолкован как теоретическое представление схематизированного феномена, а с другой — как удовлетворяющий принципам выбранной теории. Чтобы ввести построенный идеальный объект в теорию (при этом он часто уточняется и перестраивается), необходимы специальные рассуждения и процедуры сведения, включающие иногда построение новых схем объекта. Параллельно исследователь теоретически объясняет выделенный феномен и снимает относящиеся к нему проблемы. Второй тип — монодисциплинарное и комплексное прикладное И. В первом случае для решения поставленной исследователем практической задачи используется определенная существующая теория. Чтобы решить монодисциплинарную прикладную задачу, сначала необходимо в выбранной теории создать теоретическое представление, описывающее интересующее исследователя явление. По характеру эта часть научного И. относится к предыдущему типу, но имеет одну особенность. Так как И. здесь нацелено на решение прикладной задачи, проблематизация и идеальный объект строятся так, чтобы обеспечить это решение. Затем на основе построенного идеального объекта и опирающихся на него теоретических объяснений исследователь создает схемы и представления, которые используются непосредственно для решения прикладной задачи. В случае комплексного прикладного И. он обращается к нескольким теоретическим дисциплинам и поэтому вынужден интегрировать (конфигурировать) заимствованные из них -теоретические представления. Для этого исследователь строит «диспозичвные схемы» (конфигураторы), которые объективируются и истолковываются как изображения новой идеальной действительности (напр., таким образом были получены многие психологические и педагогические понятия — деятельности, установки, гештальта, образования, дисциплины, содержания обучения и другие). Построение новой теории (концепции, науки) — тоже достаточно распространенный тип И. Нередко эта работа начинается с критики существующих, неудовлетворительных теорий и концепций, а также методологической проблематизации. Следующий шаг — формулирование нового подхода и методологии изучения, на основе которых дальше формируются предмет и объект изучения. Формирование предмета и объекта изучения позволяет перейти к построению идеальных объектов, а затем — новой теории. Процесс построения и разворачивания теории включает в себя также анализконтпримеров(смотри работы И. Лакатоса) и обоснование теории. Открытие – термин, имеющий два основных значения: О. как выявление в форме законов, фактов, знаний уже существующего в природе (первой или второй) и как обнаружение и О. в ходе размышлений как момент решения теоретической задачи представляет собой процесс конструирования идеального объекта, реагирующий и на опытные данные, и на теоретические соображения (критику, контрпримеры, необходимость снять противоречия и др.). ИЗОБРЕТЕНИЕ — техническое или интеллектуальное построение, обладающее принципиальной новизной. Как артефакты И. появляются вместе с человеком; в более специфическом смысле, как о виде технической деятельности, об изобретениях можно говорить, начиная с античности. В отличие от регулярной инженерной деятельности (напр., конструирования или инженерного проектирования) техническое И. —это, как правило, создание нового изделия (машины, механизма, системы и т.п.), в результате творчества отдельного человека, реже — группы. Хотя опыт И. может быть обобщен и периодически обобщается, по своей сути И. есть прорыв, нестандартный ход, новшество. Объективные предпосылки И. — технологическое и техническое развитие (изобрести нечто можно, лишь следуя «логике» и реальности данной области деятельности), субъективные предпосылки — развитие человека как творца (творческой личности). В истории культуры можно различить четыре идеальных типа И. Для первого, «опытного», типа характерно создание новшеств, когда изобретатель опирается только на опыт наблюдений и пробы; этот тип появляется вместе с самим человеком. Именно в его рамках изобретаются и формируются орудия труда, оружие, строительные и ирригационные сооружения и многие другие изделия. Второй тип, «инженерный», в свою очередь подразделяется на два вида. Примером первого вида является творчество Леонардо да Винчи, считавшего вслед за другими гуманистами, что человек может творить вещи, опираясь при этом на математику и опыт. Второй вид инженерного типа И. формируется, начиная с работ Галилея и Гюйгенса. Здесь техническое И. формируется в контексте инженерной деятельности, причем инженер готовит для него не только функциональное место, но и рассчитывает необходимые параметры нового технического устройства. Третий тип И., «патентный», появляется только в 20 в. Для него характерно не только наличие самого И., но и экспертная оценка его новизны, практической применимости, отсутствия аналогов и прочего. Именно патентная деятельность обусловливает необходимость осмысления изобретений. И. могут иметь место в любой сфере человеческой деятельности. На их основе дальше, уже систематическим путем, создаются, так сказать, нормальные изделия. При этом И. вводятся в рамки той или иной дисциплины: новшества, обязанные творчеству изобретателя, анализируются, сводятся к принятым в данной дисциплине решениям, ор-ганизуются на новой систематической основе. В этом плане И. прокладывают путь нормальному развитию наук и практических сфер деятельности. Расцвет изобретательской деятельности приходится на 19-й — первую половину 20 вв., когда идеи творческого субъекта и творчества во всех видах деятельности достигают свого пика. В настоящее время И. как вид творчества все больше становятся моментом других видов деятельности — научной, инженерной, проектной, художественной, социотехнической, а также технологии в широком смысле. В связи с этим существенно меняется логика изобретений. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 182. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |