Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 43. Общество как исторически развивающаяся система.




Вопрос 41. Философское понятие практики. Виды практики

Практика - категория гносеологии. Практика (опыт) - взаимодействие познающего субъекта с познаваемым объектом в процессе познания. Практика в современном материалистическом понимании - это взаимодействие человека с окружающей средой, в которой человек играет роль активной и сознательной силы. Субъективный идеализм видит только субъективную сторону практики, объективный идеализм сводит практику к теоретической деятельности. Виды практики:

1. Трудовая деятельность человека.

2. Социальная практика человечества (социальный опыт).

3. Эксперимент.

4. Наблюдение.

Структура практики:

· Объект — то, на что направлено действие.

· Субъект — тот, кто совершает действие.

· Цель — то, ради чего совершается действие.

· Результат — то, что получается по окончании действия.

· Средство — то, с помощью чего осуществляется действие.

Вся общественная жизнь по существу носит практический характер. Практика - основа процесса познания, цель познания. Все области познания создаются и развиваются в конечном счёте для практического результата. Практика - критерий истины. Здесь философия получает разрешение спора с агностицизмом. Маркс говорит о том, что вопрос об истинности или не истинности наших знаний - вопрос не теории, а практики. Достижение истины проверяется практикой.

1) Учение о практике дало возможность представить философское решение вопроса о происхождении сознания. Вся производственная деятельность человечества даёт объяснение всего исторического процесса - основная идея материалистического понимания истории.

2) В учении о практике заложена ключевая идея теории и практики педагогики человечества - возможность сформировать как полноценное существо человека только совокупностью деятельности и обучения.

3) Только учение о практике даёт возможность понять социальное назначение самой философии. Философия даёт ориентиры практической регуляции всей жизнедеятельности человеческого общества. Мировоззренческая мудрость - и итог, и предпосылка мудрости в решении практических жизненных вопросов.

Вопрос 42. Природа как объект философского познания.

Природа – это существующее независимо от сознания человека материальное бытие, характеризующееся внутренне присущими ему закономерностями возникновения, функционирования и развития. Это совокупность естественных условий существования человека и общества.

Природа разделяется на живую и неживую. Уровни организации неживой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природа: молекулярный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клеточный, организменный, популяционный, видовой, биоценотический (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема), биосферный. Эти уровни связаны как генетически, так и структурно-функционально. Они иерархически соподчинены. Законы более высокого уровня не сводимы к законам более низкого.

Философские концепции:

· вырабатывают общее представления о мире, а значит и о природе;

· о путях ее познания;

· о месте и роли человека в мире, в природе.

В ходе развития культуры происходила смена систем мировоззренческих взглядов, накапливались данные о природе. Мировоззренческие установки влияют на постановку познавательных задач, выдвижение новых идей. Во многом определяют интерпретацию фундаментальных понятий и теорий, ориентируют и регулируют научный поиск.

Особая – диалектическая – трактовка жизни предлагается И. Кантом. Он придает особое значение активности живых организмов, а также трансформации внешних факторов под воздействием внутренних особенностей органических тел. Это и определяет целесообразность их организации. Выражает диалектический взгляд на Вселенную, выдвигает новую космогоническую гипотезу (Канта и Лапласса, построивших теоретическую модель возникновения упорядоченности Солнечной системы из хаотичности первичной туманности, можно считать первыми «синергетиками»). Кант создает глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной. В мировоззренческом плане важно, что возникновение жизни на Земле он считает таким же естественным процессом, как и образование планеты.

Гегель рассматривает природу как инобытие духа, из чего следует, что сама по себе она не развивается, но может быть представлена как система взаимосвязанных ступеней развития духовной основы мира.

Механистическая картина мира господствует в науке до появления электродинамической картины мира (Фарадей, Максвелл). Складывается концепция поля, ставшая фундаментальной в последующей физике. Особое значение для науки о жизни XIX в. приобретает клеточная тория (Т. Шван) и теория эволюции (Ч. Дарвин). Устанавливаются законы развития живой природы. Концепция Ч. Дарвина содержит в себе серьезные аргументы против механицизма, витализма, телеологизма. На ее основе предлагается естественнонаучная трактовка соотношения необходимости и случайности в биологических процессах. Утверждение теории естественного отбора способствует стихийному введению принципов материального единства мира и его развития в основания биологии, широкому распространению естественнонаучного материализма. В конце XIX в. физика подходит к необходимости изучения природы на микроуровне. Разрабатывается квантовая теория атома, появляется физика элементарных частиц. Место чисто механического дуализма пустоты и атомов занимает квантововолновой дуализм.

В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественнонаучные дисциплины, но определяющее значение в его утверждении сыграли:

· теория биологической эволюции и развития на основе концепции биосферы и ноосферы;

· теория нестационарной Вселенной;

·  синергетика.

Глобальный эволюционизм позволяет:

· выстроить новую картину мира:

· рассмотреть во взаимосвязи неорганическую, живую и социальную материю;

· установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума;

· рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на определенном этапе развития.

Согласно концепции глобального эволюционизма общая картина природы показывает реальную возможность рассмотреть все многообразие процессов в метагалактике в аспекте концепции самоорганизации. В системе наук физика занимает особое место, является лидером современного естествознания.

Современная физика представляет собой диалектическое единство системы теоретических моделей природы и методов ее экспериментального исследования.

 

Современная картина природы показывает реальную возможность рассмотрения всего многообразия процессов в метагалактике в аспекте самоорганизации.

 

Вопрос 43. Общество как исторически развивающаяся система.

ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система. 2.совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.

Развитие и функционирование общества определяется рядом закономерностей. Специфика социальных закономерностей, состоит в том, что они действуют, с одной стороны, объективно, независимо от человека, но, с другой стороны - через деятельность людей, благодаря их активности. Это внутреннее противоречие реализации социальных законов классической философской традицией фиксируется в представлении о субъективных и объективных факторах общественного развития.

Объективные факторы - независимые от воли и сознания людей феномены и обстоятельства, необходимые для возникновения, функционирования, изменения определенного исторического явления. Среди множества объективных факторов, влияющих на характер развития общества, наиболее важными являются социально-экономические (изменения экономики, прогресс в научно-технической сфере и др.); природно-географические (климат, ландшафт, природные ресурсы и др.); демографические (смена поколений, качество и количество народонаселения и др.); этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей и др.), технико-технологические. Роль этих факторов неравноценна и по-разному оценивается в различных системах и концепциях социальной философии.

Субъективные факторы исторического процесса представлены сознательной деятельностью различных социальных субъектов, направленная на изменение, развитие или сохранение общественного порядка. В качестве социальных субъектов могут выступать индивиды, социальные группы (классы, нации и др.), политические институты (государство, партии), элиты (экономическая, политическая, художественная и пр.), массы, толпа, человечество в целом.

Сложность в объяснении действия социальных законов, противоречивости в их реализации выражается в абсолютизации роли либо объективных, либо субъективных факторов исторического процесса. В традиции философского течения волюнтаризма (лат. voluntas - воля) воля человека как надиндивидуальное иррациональное начало становится высшим принципом социального бытия. Противоположное течение фатализм (лат. fatum – судьба) исключает свободный выбор субъекта, активную роль человека в истории.

История – это движение общества во времени. Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего раскрывает историю как направленный процесс. Существует несколько подходов к определению общей направленности исторического процесса: линейный (стадиально-поступательный) и нелинейный. Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, экологический пессимизм) и прогрессизм (Л. Морган, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс). Понятие общественного прогресса отражает процесс поступательного движения общества по восходящей линии, ведущей к усложнению системно-структурной организации общества. Противоположным прогрессу является социальный регресс – процесс упрощения, деградации общества.

Наиболее развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций. История, с точки зрения К. Маркса, имеет естественноисторический характер и реализуется через смену основных этапов – общественно-экономических формаций.

Выделяют пять формаций:

1. первобытнообщинная;

2. рабовладельческая;

3. феодальная;

4. капиталистическая;

5. коммунистическая.

Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории. В качестве основных К. Маркс выделил три формации, экономический базис которых опирается на общинную, частную и общественную собственность. Закон перехода от одной формации к другой определяет специфика способа производства, на котором базируется общество, и характер его противоречий. По К. Марксу, коммунизм как общество социальной справедливости и равенства является целью исторического развития. Концепция К. Маркса стала основой самостоятельного направления в социально-философском познании – формационного подхода к истории.

Во второй половине ХIХ в. социальный и экономический кризис Западной Европы развеял претензии европоцентризма - направления в философии истории, согласно которому история Европы является идеальной моделью развития в целом. Обществознание этого времени сориентировалось не только на общее и универсальное, но и особое, неповторимое в истории. Эта сторона исторического процесса получила свое развитие в нелинейных концепциях истории, в рамках которых история предстала как множество цивилизаций, культур, а также глобальных самостоятельных циклов, состояний. Наиболее авторитетны концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, концепция локальных культур О. Шпенглера, концепция цивилизаций А. Тойнби, теория культурных суперсистем П. Сорокина, концепция «осевого времени» К. Ясперса.

Линейный (формационный) и нелинейный подходы одновременно и альтернативны (как варианты классического и неклассического решения этой проблемы) и дополняют друг друга. В рамках формационного подхода история предстает как единый, закономерный, направленный к более совершенным состояниям общества процесс социодинамики. Современная глобализация подтверждает наличие такого аспекта исторического развития. Однако в концепции К. Маркса история безальтернативна, имеет провиденциалистский характер; экономически детерминирована, а поэтому упрощена и схематизирована.

Основными формами социальной динамики являются эволюционные (постепенные) изменения и революционные (коренные) преобразования в обществе. Эволюционные или реформаторские социальные движения происходят в рамках устоявшегося социального порядка, опираются на совершенствование законодательства. Вместе с тем реформаторские социальные движения могут приводить к глубоким социальным изменениям.

Революционные движения охватывают широкие массы, общественные классы. Причиной революций чаще всего выступают глубокие социально-экономические противоречия, разрешение которых осуществляется путем ниспровержения общественного строя. При этом происходит изменение классово-социальной системы, политических институтов, системы социальных ценностей и отношений. Проблема социально-исторической оправданности революции не может быть решена однозначно. В целом в XX в. в социальной философии преобладало критическое отношение к революции как форме социальных изменений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 143.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...