Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественное сознание и его структура.




Общественное сознание — отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Носителем общественного сознания, безусловно, выступает субъект общественной деятельности. Таковым может быть не только отдельный индивид, личность, но и социальная группа, класс, общество в целом. В отличие от индивидуального сознания в общественном сознании откристаллизовывается сама сущность общественной жизни, самое характерное, то, что есть (или может быть) в каждом человеке. Поэтому общественное сознание имеет надличностный характер, его нельзя представить в виде простой суммы индивидуальных сознаний. В отличие от индивидуального, общественное сознание изначально неэкзистенциально, т.е. оно не обязательно переживается отдельным индивидом на уровне эмоций, чувств, воображения и т.п. Оно всегда выражено в знаниях, теориях, нормах, идеологиях, общественных отношениях в целом. Отдельный субъект может приобщиться к ним, а может и не приобщиться – не воспринять эти теории и нормы. Кроме того, общественное сознание беднее индивидуального, так как оно абстрагируется от всего многообразия специфических, индивидуальных, неповторимых черт, присущих каждой отдельной личности. Однако неверно понимать это качество как проявление полной независимости от индивидуального, по отношению к которому оно выступает как нечто внешнее, почти трансцендентное. И наконец, общественное сознание имеет социальные функции: регулятивную, коммуникативную, воспитательную, программирующую, аксиологическую, идеологическую и др.

Структурирование общественного сознания осуществляется с точки зрения гносеологического и социологического подходов.

Гносеологический аспект предполагает выяснение того, что и как отражает общественное сознание в общественном бытии. Социологический аспект позволяет выяснить роль общественного сознания в жизни людей. Оба этих аспекта следует принимать во внимание при анализе уровней и всех форм общественного сознания.

Разделение общественного сознания по уровням (горизонтальный срез) осуществляется в зависимости от глубины отражения общественного бытия. Гносеологически выделяют два уровня общественного сознания – обыденный и теоретический. Обыденный и теоретический уровни общественного сознания не существуют в чистом виде. Разделение их в таблице в определенном смысле условно (как и любая схема).

УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Обыденное сознание

Теоретическое сознание

1. ФОРМИРУЕТСЯ

стихийно в границах повседневных житейских ситуаций как сознание реального процесса жизни, деятельности человека, его конкретных ближайших потребностей. В некотором смысле это «практическое» сознание

в целенаправленной теоретической (логической) деятельности в форме анализа, синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, диалектики логического и исторического и т.п.

2. СУЩЕСТВУЕТ В ФОРМЕ

разрозненных, несистематичных мозаичных представлений, мнений, верований, суеверий, привычек, народной мудрости (пословицы, поговорки), заблуждений и предрассудков людей

строгой системы определенных идей и положений, выстроенной с использованием соответствующих методов, принципов, законов и понятий. Выстраивание такой системы имеет определенную цель и последовательную цепь логических доказательств, как правило, многократно эмпирически перепроверенных, а также ряд гипотез и предположений. В результате система приобретает концептуальный характер

3. ДАЕТ ЗНАНИЕ:

непосредственной действительности на уровне явлений, охватывает и обобщает в основном внешние связи и отношения общественной жизни

сущности вещей, отвлекаясь (абстрагируясь) от непосредственной действительности

4.ИСТИНА ПРЕДСТАВЛЕНА

в виде «здравого смысла», интуитивных догадок, «вечных истин», стихийно рожденных самой жизнью

в виде многократно перепроверенных постулатов, аксиом, теорем, принципов, умозаключений, формул и выводов

5. ЯЗЫК

повседневный, разговорный (в том числе фольклорный, жаргонный, национально особенный)

Специально (часто искусственно) созданный: понятия, цифры, графики, знаки, таблицы, схемы

6. НОСИТЕЛЯМ (СУБЪЕКТАМИ) ЯВЛЯЮТСЯ

все люди (на индивидуальном и групповом уровнях)

профессионально подготовленные люди (на основе разделения физического и умственного труда)

Анализ двух уровней общественного сознания был бы неполным, если бы мы не раскрыли социологический аспект, т.е. роль общественного сознания в жизни людей. Обыденный и теоретический уровни дополняются здесь общественной психологией и идеологией.

Общественная психология представляет собой несистемную, стихийно сложившуюся совокупность духовных образований, включающих в себя: 1) индивидуальную психологию – устойчивые психологические состояния людей (чувства, эмоции, настроения, предрассудки, влечения, переживания и т.п.), возникающие часто безотчетно, инстинктивно по поводу явлений общественной жизни (в отличие, скажем, от переживаний личного характера, настроения по поводу погоды, плохой оценки на экзамене, удачного или неудачного дня и т.п.); 2) явления (традиции, обычаи, навыки, привычки); 3) процессы (подражания, внушение и т.д.); 4) взгляды, идеи, представления (политические, правовые, религиозные, нравственные и др.), но не в виде теорий, как в идеологии, а в виде убеждений, верований, социальных позиций.

Общественная психология – это массовое, широко распространенное сознание, возникающее непосредственно в самом процессе материального производства, когда люди приобретают определенные навыки, когда у них возникают представления и привычки, но она выходит за рамки материального производства и пронизывает все сферы общественной жизни. Возникающая в условиях первобытного общества социальная психология существовала в виде группового сознания, стихийно вырабатываемого членами рода или племени. Она обслуживала материальное производство, а также регулировала с помощью обычаев, запретов, традиций и верований все стороны жизни первобытного коллектива.

С развитием общества появились социальные группы (семья, народности, классы и др.), у которых были свои специфические интересы. Общественная психология стала дифференцированной, возникла психология класса, народности, семьи и других социальных групп. Следует обратить внимание на то, что роль общественной психологии в обществе противоречива. Устойчивые элементы психологии (чувства, групповой характер) способствуют сохранению и закреплению общественных структур, а динамические элементы (массовые психологические реакции) стимулируют их изменение.

Как известно, в социальной структуре общества большое место занимают классы, у которых появляется потребность в выработке программы поведения по отношению к другим социальным группам. Эта потребность реализовалась в выработке идеологии. Идеология – это система взглядов, идей, теорий, отражающая социально-экономические условия жизни людей и выражающая коренные интересы классов. Идеология представляет собой теоретическое специализированное сознание, которое разрабатывается специалистами. Идеологию можно назвать «практическим» мировоззрением формирующим конкретные принципы сознательного поведения социальных групп и отдельных личностей. Идеология способствует выработке представлений о ценностях жизни, ее идеалах, соответствующих классовым Интересам. Выделяют прогрессивные, консервативные и реакционные идеологии. Основным проводником идеологии является политическая партия, выражающая либо прогрессивные, либо консервативные, либо реакционные интересы и цели переустройства общества.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...