Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Критерии оценки материалов эссе.Стр 1 из 2Следующая ⇒
При оценивании материалов учитываются следующие элементы: 1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте ответа на вопрос эссе; 3. Аргументация своей позиции с опорой на факты социально-экономической действительности или собственный опыт. 4. Наличие выводов и обобщений. 5. Соответствие оформления требованиям (см. приложение 1). Все эти элементы изучаются и оцениваются преподавателями.
Информация для анализа ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА
Романенко О.Г., преподаватель психологии
Образование принципиально работает на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, следовательно, экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом. «Пора осознать: все люди, от президентов до рядовых граждан, - продукт системы образования» - писал Б.С. Гершунский. Потребность социума в преподавателях, способных занять личностно – гуманную позицию по отношению к детям и к себе, еще более актуализирует проблему повышения профессиональной, прежде всего психолого-педагогической,компетентностипедагога. Проблема эта, по мнению М.И.Лукьяновой, приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации и гуманитаризации образования, перестройки учебно-воспитательного процесса на психологической основе. В структуре профессиональной компетентности психолого-педагогическая компетентность – относительно самостоятельная подсистема – проявляет себя как способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми и обозначает возможности педагога. Под психолого – педагогической компетентностью педагогапонимается совокупность определенных качеств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с детьми, их родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения в образовательном процессе. В структуру психолого – педагогической компетентности входят три блока психолого – педагогической ориентации: · грамотность, то есть общепрофессиональные знания; · общие и профессиональные компетенции,обеспечивающие способность педагогаиспользовать имеющиеся у него знания в организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами(приложение 2); · профессионально значимые для педагогической деятельности личностные качества. Сущность психолого – педагогической компетентности педагогасостоит в направленности на ребенка как главную ценность своего труда, а также потребности в самопознании и самоизменении. Исходя из общих подходов к структуре личности, изложенных в концепциях Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, согласно которым начало формирования личности лежит в подструктуре опыта и обусловлено знаниями, умениями, навыками, можно сделать вывод, что основой психолого – педагогической компетентности педагогаявляется умение применять знания о закономерностях личностного развития человека на разных возрастных этапах в практике своей работы. (М.И.Лукьянова) По мнению Н.В. Кузьминой, к психологическим компонентам системы профессиональной компетентности личности относятся: · дифференциально-психологический – знания об особенностях усвоения учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного ребенка в ней, об особенностях взаимоотношений педагогас группой, о закономерностях общения; · аутопсихологический– знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах. Высокий уровень психологических знаний позволяет педагогупереструктурировать всю систему раннее приобретенных знаний и «перекодировать новые знания таким образом, чтобы, в свою очередь, формировать у своих воспитанников/обучающихся дифференциально-, социально-, ауто-психологические компоненты усвоения этих знаний, то есть чтобы усвоение этих знаний стало средством развития их способностей» (Н.В.Кузьмина). По мнению Г.С. Сухобской, именно психолого-педагогические знания лежат в основе анализа практических ситуаций и служат критериями оценки результативности предпринятых педагогомдействий. Только в психологических терминах можно зафиксировать те реальные сдвиги в уровне знаний и воспитанности детей, которые происходят в реальной практике и по сути своей являются именно психологическим результатом взаимодействия в образовательной среде. Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия с детьми осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет: · приводить воспитанников/обучающихсяв более деятельное состояние; · так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых и достаточной для более сильных; · включать всех воспитанников/обучающихсяв работу. Основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого – педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию воспитанников/обучающихся. Выбор способов, с помощью которых педагог добивается тех или иных целей педагогической деятельности необходимо уметь соотнести с личностными качествами – своими и детей. Замечено, что глубина и разносторонность знаний педагогов не всегда совпадают с продуктивностью их деятельности. Уровни развития педагогических знаний могут быть рассогласованы со сложившимися взаимоотношениями с субъектами образовательного процесса (детьми, их родителями, коллегами, администрацией). Опытность педагога сама по себе не приводит к структурным изменениям педагогической деятельности, характерным для высокого уровня профессионализма. Личность педагога рассматривается в ее внутренней целостности, где профессиональное и личностное «Я» тесно связаны системой ценностей. Невозможно рассматривать психолого-педагогическую компетентность педагога вне развития его личности. Детерминируется это, видимо, тем, что, во-первых, личность усваивает необходимые знания, умения, навыки лишь в личностном контексте. Во-вторых, овладевать профессиональным мастерством можно лишь на индивидуально-творческом уровне. Любые психологические знания, прежде чем воплотятся в педагогическую практику, пропускаются через аффективно-ценностные «фильтры» личности, становятся личным достоянием каждого педагога, преобразуясь в собственные оценочные и понятийные категории, установки, поведенческие программы. Профессионально значимые личностные качества выступают в роли тех внутренних условий, «проходя» через которые внешние характеристики и требования деятельности преобразуются в компетентность. Психолого – педагогическая компетентность тесно связана с коммуникативной, т.к. обеспечивает эффективность контактов, сотрудничества, совместную деятельности, взаимодействия в образовательном процессе и, в конечном счете, – систему взаимоотношений. Специфика педагогической деятельности обусловливает особую значимость социально-психологических качеств личности, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию педагогас детьми. Именно наличие этих качеств следует считать важнейшим признаком профессионализма. К их числу относятся:рефлексивность, гибкость, эмпатийность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность (М.И.Лукьянова). Обретение психолого – педагогической компетентности происходит с помощью педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия определяет отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности, ориентирует педагогана постоянную «обратную связь», на умение интерпретировать полученную информацию с позиции ребенка, оценивать эффективность, результативность и целесообразность предпринимаемых им педагогических действий. Рефлексивность, как личностное качество, тесно связана с высоким уровнем творчества в профессиональной сфере. Значимость данного качества выражается в том, что оно способствует развитию других личностных качеств, а именно эмпатийности, гибкости. В единстве они обеспечивают активный поиск новых методов взаимодействия, необходимых для формирования проблемно – исследовательского подхода педагогак собственной профессиональной деятельности. Постоянно изменяющаяся социальная ситуация усиливает потребность в гибкой, творческой личности, способной адекватно реагировать на происходящие изменения, адаптироваться к новым типам отношений, готовой участвовать в инновационных процессах, самореализоваться в любых проблемных ситуациях. Если творческий потенциал личности педагога есть гарантия его индивидуальности, то гибкость – это способность изменяться в изменяющемся мире (тем более в ситуациях педагогического взаимодействия), это умение адекватно выразить свою индивидуальность. Гибкость мышления и поведения педагога, в итоге, становятся условием развития личностных возможностей и способностей детей. Способность к сопереживанию, к эмоциональному отклику на проблемы детей, а также к сорадованию его успехам – эмпатийность – означает, что специфика поведения каждого из них понимается и принимается в расчет, а собственная стратегия поведения педагогом строится по-другому, более гибко. Конструктивность общения во многом зависит от того, насколько чутко и эмоционально педагог воспринимает то, что стоит за сообщаемыми фактами. Надо суметь дать знать ребенку, что педагог его видит, слышит, понимает. Важнейшее качество педагога – общительность – формируется и развивается на основе жизненно важной социогенной потребности человека в общении. Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатийность, общительность формируется на основе искреннего интереса к партнеру, его деятельности, желания сотрудничать и предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия. Не менее важным качеством педагога-профессионала является эмоциональная привлекательность (иначе – визуальность). Это внешняя привлекательность, способность расположить к себе ребенка манерой поведения, внешним видом. Важно не только то, что говорит каждый педагог, но и внешнее выражение чувств в мимике и пантомимике. Приятные манеры поведения ускоряют адаптацию, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность влияния на студентов. Эмоционально привлекательным педагогам присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения, с другой личностью, которая позволила бы сохранить обоим личностное достоинство. Правомерно говорить о влиянии названных качеств на психолого – педагогическую компетентность в целом, на стиль общения педагога с детьми и окружающими взрослыми, выработку характерных для него способов поведения в различных педагогических ситуациях. Поведенческий компонент следует считать обобщенным показателем компетентности педагога, в котором концентрируются и воплощаются все ее структурные составляющие. Профессионально значимые личностные качества педагогаявляются системообразующим элементом компетентности. Следовательно, их развитие выступает узловым моментом, важным условием формирования и повышения психолого– педагогической компетентности педагога. Приложение 1 Образец оформления титульного листа Министерство образования Омской области бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Омский педагогический колледж № 1»
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 150. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |