Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. Социальные последствия безработицы




Функции

1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

 

20)основные виды рынка

Рыночная сфера имеет тенденцию к расширению,по этому за масштабами:

-местные

-национальные

-мировой рынок

Современный рынок за объектами включает:

А)рынок товаров которые классифицируются за критериями:

-собственного или изготовительного потребления

-отраслевой принадлежности продукции

-структура товара

Б)рынок услуг:

-изготовительных

-научно-техничных

-финансовых

-социальных

Рынок факторов производства:

а)рынок труда

б)рынок капитала

-рынок кредитов

-рынок ценных бумаг

-валютный рынок

В)рынок земельных ресурсов

Г)рынок технологий

Существует свободный рынок-функционирует без вмешательства государства и характеризуется большим числом независимых продавцов и покупателей

Регулирующий рынок- регулируется со стороны государства и права

Нелегальный рынок:

-теневой (операции купли-продажи которые уходят от оплачивания)

-черный рынок

Сейчас государство все больше влезает в процесс рыночных отношений с целью обеспечить стабильных и одинаковых для все правил поведения участников рынка

1. Рынок продовольственных товаров - используется для торговли продуктами питания и продовольствием.

2. Рынок промышленных товаров - применяется для приобретения товаров народного потребления.

3. Рынок услуг - здесь приобретают бытовые, жилищно-коммунальные и услуги по перевозке.

4. Рынок недвижимости - используется для проведения сделок по купле-продаже недвижимости.

5. Рынок средств производства - продажа средств производства.

6. Рынок денег - продажа и покупка валют, ценных бумаг или фондовый рынок.

7. Рынок капитала и инвестиций - средства для строительства, расширения и проведения реконструкции.

8. Рынок рабочей силы - на данном рынке продается и покупается рабочая сила.

9. Рынок инноваций - на нем ведется торговля техническими и экономическими изобретениями.

21)спрос.Закон спроса

Спрос- выраженная в деньгах потребность населения ,то есть то число товаров и услуг которое потребители хотят и могут купить.

Причиной смены спроса есть смена цены,эта связь между ценой и спросом есть законом спроса.

Закон спроса проявляется через эк.поведения потребителяю. Оно выявляется через:

1)доход потребителя всегда ограниченный по этому объективно за низкую цену он может купить больше товара

2)снижение цен на потребительские товары равнозначные выросту дохода.

Существует индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос-спрос отдельного потребителя

Рыночный спрос- сумма индивидуальных спросов, которые предъявляются каждым потребителем за разные цены.

Цена-выраженная в денежной форме стоимость товара

22)предложение.закон предложения

Предложение- объем товаров и услуг,которые изготовители могут и хотят поставить на рынок за разной ценой на некоторый промежуток времени.

Причинно-следственная связь между ценой и объемом товаров которй товароизготовитель может поставить на рынок ,выражается в законе предложения.

Содержание закона предложения состоит в том что чем выше цена тем больше товара за такой ценой товароизготовители готовы предложить на рынок на протяжении определенного промежутка времени,и наоборот чем ниже цена тем меньше товаров изготовитель будет желать и сможет поставить на рынок.

Следовательно выплывает прямая связь между ценой и предложением товара.

23)особенности рынка чистой(доскональной)конкуренции

Конкуренция-эк.соперничество,борьба между субъектами хозяйственной деятельности за лучшие условия производства и реализации товаров и услуг с целью получения как можно больше прибыли.

Доскональная (свободная)конкуренция- такая рыночная ситуация ,в которой численные независимо действующие производители продают идентичную продукцию и каждый из них не в силах контролировать рыночную ценную

Рынок чистой конкуренции имеет такие черты:

-большое число товароизготовителей

-нету препятствий для входа и выхода из рынка

-продукция стандартна

-на рынке складывается единая рыночная цена на которую не могу повлиять отдельные товароизготовители ,ни покупатели

Рынок чистой конкуренции свободный от вмешательства государства.

Если на рынке существует чистая конкуренция то она позитивно влияет на поведение субъектов рынка.

24)особенность и структура рынка недоскональной конкуренции(монополия)

Конкуренция-эк.соперничество,борьба между субъектами хозяйственной деятельности за лучшие условия производства и реализации товаров и услуг с целью получения как можно больше прибыли.

Монополистическая конкуренция-  такая ситуация на рынку когда большое число изготовителей предлагает подобную ,но не идентичную продукцию,то есть она базируется на диференцации продукции.

Признаки

-один товароизготовитель

-есть барьеры для входа и выхода

-зависимые товароизготовители

Рынок монополии представляет собой недосканальную конкуренцию

Распространенными рынками монополистической конкуренции есть рынок одежды ,обуви,безалкогольных напитков,духов.

Участниками монопольной конкуренции могут быть как и большие так и средние и маленькие предприятия.

25)причины возникновения и сущность денег

Деньги- особенный товар, выступает посредником в обмене товаров и выражает эк. отношения между людьми по поводу изготовления и обмена товаров

Появление денег было вызвано развитием производства и появлением на местных локальных рынках спецефических товаров.по этому товары выступали мерой стоимости и платежным способом при купли-продаже.Это были щкуры,благородные метали.Потом начинается золотой стандарт когда большинство стран базирывались на золоте.Это было вызвано тем что золото начинает исполнять роль общего эквивалентаи выступает в качестве денег в большинстве странах мира благодоря своим свойствам( деления,высокой стоимости,присутствием в достаточном количестве).Затем золото начинает вытесняться с внутреннего оборота,а потом уже с мировой валютной системы.Затем происходил процесс становление денег.

26)основные функции денег

Функции денег- действия которые они осуществляют в рыночной эк.

1)Мера стоимости- функция состоит в способности денег измерять стоимость всех остальных товаров,давая им форму цен.

Деньги как мера стоимости широко используется единица счета. В каждой стране денежная единица имеет свое название- доллар,франк,гривна и т.д.

2)способ обращения-деньги исполняют роль посредника в обмене товаров и обеспечивают их обращение.

Функцию способа обращения исполняют в форме монет и бумажных денег.

Монета- слиток денежного металла определенного веса,формы,пробы,узаконенные государством.

Бумажные  деньги-знаки,символы,представители полноценных денег в обращении.

3)способ платежа- обслуживание деньгами погашения разных кредитных обязательств между субъектами эк.отношений.

На основе этой функции возникли кредитные деньги-вексель,чек.

4)мировые деньги-обслуживание деньгами межгосударственных эк.отношений.

изначально эту функции исполняло золото

в этой функции деньги выступают:

-как платежный способ

-как покупательный способ

5)способ накопления-эта функцыя действует корда деньги выходят из обращения и наседают на отдельных субъектов.

27)современные деньги и их особенности   

Современные денежные системы базаруються на двух компонентах:

-кредитные деньги(банкноты),то есть долговых обязательствах банков,государства и приватних лиц,которые исполняли роль денежного товара.Они были обеспечены золотом и доболяли стабильность денежной системе.

-бумажные деньги-выпускаются государством для покрытия дефецита государственного бюджета и не были обеспечены золотом.

В целом современные денежные системы нетабильны и подчиненные инфляцией.деньги стали играть роль знаков стоимости  ,а стоимость денег измеряется покупательской состоянии.

Современные деньги реализуют только три функции

-мера стоимости

-способ оборота

-способ платежа

Современные деньги имеют разную степень ликвидности-спсобность денег обмениваться на товары и услуги

28)сущность и виды инфляции

Инфляция-переполнения каналов денежного оборота лишней денежной массой.Она сопровождается ростом цен на товары и услуги.

Критерии класиффикации инфляции:

1)за масштабами

-мировая

-локальная

2)за характером инфляционных процессов

-спрятанная

-открытая

-инфляционный шок

3)за темпами инфляции

-ползучая

-голопируюшия

-гиперинфляция

Типы инфляции:

· Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара).

· Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

· Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.

· Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

· Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

· Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

· Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары.

Виды инфляции

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

· Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.
Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

· Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

· Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 — июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

· Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

· Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

· Инфляцию спроса

· Инфляцию издержек

· Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

· Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

· Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

· Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

· Неожидаемая

· Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов.

 

 

29)измерение инфляций

Для того, чтобы измерить инфляцию, используют такой показатель, как индекс стоимости жизни, который рассчитывается по формуле : исж := Рыночная цена потребительской корзины в текущем году / рыночная цена потребительской корзины в базовом году * 100%

Если I = 100% - цены неизменяемы, инфляция отсутсвует

Если I =140 %, то цены в текущем году увеличились на 40% в сравнении с базовым ( деньги обесценились на 40%)

Если I= 80 % - в текущем году цены снизились на 20% в сравнении с базовым годом. (такой процесс называется дефляция.)

 

30)соц-эк последствия инфляции

От инфляции сильно страдает и производство. По мере ее нарастания у предпринимателей и работников пропадают стимулы к труду. Инфляция ломает рыночный механизм саморегуляции. Производители не получают ценовых сигналов и выгод от перемещения капиталов. Поэтому экономическое равновесие между отраслями не может осуществляться с помощью рынка. В этих условиях перераспределение инвестиций должно стать заботой государства, что означает уже функционирование не рыночной, а командной экономики. Цены диктуют не рыночный механизм, а директивы, указывающие, какой размер прибыли должен иметь предприниматель. Подавленная инфляция приводит к натуральному и уравнительному распределению, а следовательно, исчезает экономический интерес.

Инфляция спроса обычно возникает при полной занятости и полной загруженности производительных мощностей. В этом случае повышение спроса на какой-либо товар вызывает производственный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Если бы часть ресурсов до этого была бы не задействована, то они могли бы вовлекаться в производство при уже действующих ценах. Но рост спроса при полной загруженности мощностей и занятости не подкрепляется эластичным расширением предложения, поэтому цены растут.

Возможен и другой вариант, когда издержки растут, но в условиях-насыщенного рынка предприниматель не может перекрыть рост рас-Ходов повышенной ценой. В этом случае сокращается прибыль. Часть капиталов из-за падающей доходности покинет производство и уйдет в сбережения. Совокупное предложение уменьшится, что неизбежно также приведет к общему росту цен.

Кроме перечисленных выше социально-экономических последствий можно добавить:

• перераспределение доходов и богатства;

• отставание цен государственных предприятий от рыночных;

• скрытую государственную конфискацию денежных средств через налоги;

• ускоренную материализацию денежных средств;

• нестабильность экономической информации;

• падение реального процента;

• обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Инфляция представляет собой опасность для экономического развития в силу ее агрессивности, которая связана с ее самовоспроизводством. Она начинает сама себя подхлестывать, увеличивая инфляционную волну.

 

31. Мікроекономіка формується на базі приватної власності і досконалої конкуренції і нині представлений домашніми господарствами та дрібними підприємствами різних форм власності. Мікроекономіка є фундаментом сучасного національного господарства, оскільки 60-70% суб’єктів підприємництва відносяться саме до малого бізнесу. Малі фірми є мобільними, гнучкими завдяки тому, що випускають продукцію малими партіями, орієнтуються на певний сегмент споживачів, спираються на нові науково-технічні ідеї, малі фірми отримають державну підтримку.

У рамках національного господарства здійснюються постійні циклічні потоки товарів, послуг и чинників виробництва, з одного боку, і грошей – з іншого, між суб’єктами мікроекономіки. При цьому кожен суб’ект виступає як продавцем, так і покупцем. Циклічні потоки між суб’єктами мікроекономіки забезпечують безперервність процесу суспільного виробництва.

32. Під підприємництвомрозуміють таку господарську діяльність, яка заснована на ризику підприємця, його господарській самостійності й економічній відповідальності. Зазвичай для підприємництва необхідні:

- засоби виробництва

- робоча сила, або праця

- сам підприємець

Роль і значення підприємництва в економічному розвитку полягає у тому, що:

– підприємництво є важелем для зміни структури економіки. Для підприємців основний спонукальний мотив – можливість одержання прибутку

– розвиток підприємництва створює «поживне середовище» для конкуренції

– підприємництво можна вважати каталізатором економічного розвитку прискорення темпів економічного розвитку національної економіки в цілому.

– підприємництво сприяє економії і раціональному використанню всіх ресурсів.

– підприємництво забезпечує сильнодіючі стимули до високоефективної праці.

Отже, підприємництво виконує особливу функцію в економіці і народному господарстві, змістова сутність якої зводиться до оновлення економічної системи, створення інноваційного середовища, що спричиняє руйнацію традиційних структур і відкриття шляху до перетворень, зрештою стає тією силою, котра прискорює рух економіки по шляху ефективності, раціоналізації, бережливості і постійного оновлення.

33. Види підприємництва:

За масштабами :

- Індивідуальне (баз.на приватній власності)

- Колективне (баз.на загальній частковій власності або загальному суспільному привласненні)

За характером діяльності:

- Некомерційне ,тобто, таке, що не передбачає отримання прибутку

- Комерційне, що підрозділяють на:

А) виробничий бізнес

Б) невиробничий бізнес

В) бізнес у сфері торгівлі

Г) бізнес у сфері послуг

34. Менеджмент — це специфічна професійна діяльність, спрямована на наукову організацію праці, а також узгодження інтересів усіх, хто бере в цьому процесі участь.

Менеджмент — процес управління матеріальними або людськими ресурсами в інтересах їхнього ефективного використання з метою досягнення стабільного розвитку підприємства, транснаціональної компанії, суспільства.

35.Витрати виробництва в грошовій формі є собівартістю товару.Собівартість товару, або витрати являють собою тільки частину вартості товару. Це капітал, який був авансований підприємцем на придбання економічних ресурсів (засобів виробництва і робочої сили).

36.  W = c+v+m , де

W – вартість товару

c- витрати постійного капіталу , або минулої праці

v- змінний капітал, або витрати на придбання робочої сили

m-додатковий продукт

37.Валовий прибуток являє собою виражений у грошовій формі додатковий продукт, саме він є основною метою розвитку та вдосконалення підприємництва.

У структурі валового прибутку можна виділити наступні елементи:

- Земельну ренту - доход власника з землі

- Позиковий відсоток – дохід власника позикового капіталу

- Чистий прибуток – дохід підприємця 

Джерела збільшення валового прибутку лежать у сфері виробництва, тому що він створюється в процесі виробництва.

Валовий прибуток може бути негативним, нульовим та позитивним.

В залежності від таких факторів, як монополізація ринку, нечесна конкуренція, державне регулювання ціноутворення, рівень цін, а отже, і розмір валового прибутку може істотно змінюватися.

Підприємець прагне максимізувати рівень валового прибутку, оскільки він відіграє найважливішу роль в ринковій економіці.

39. Індивідуальний капітал знаходиться в безперервному русі. У процесі кругообігу капітал послідовно проходить: сферу обігу, сферу виробництва, сферу обігу. При цьому капітал послідовно переходить з однієї форми в іншу: з грошової форми в товарну, потім у виробничу, в товарну і знову в грошову. Процес постійного повторення кругообігу індивідуального капіталу називається обігом.

40. Ринок праці є ринком економічних ресурсів на якому основним товаром виступає робоча сила. Під робочою силою розуміють здатність покупця до праці, або сукупність матеріальних, духовних і фізичних можливостей працівника для створення ним економічних благ у процесі праці. Робоча сили є найважливішим фактором виробництва але тільки в період класичного капіталізму стає товаром.

41. Структура ринку праці

Розрізняють зовнішній, або професійний, ринок праці і внутрішній ринок.
Зовнішній ринок охоплює відносини між продавцями і покупцями робочої сили в масштабах країни, регіону, галузі. Це відносини, що виникають з приводу наймання працівників відповідної професії, спеціальності, а отже, потребують жорсткої класифікації робіт і чіткого визначення їх змісту.

Внутрішній ринок передбачає рух кадрів усередині підприємства, переміщення з однієї посади (роботи) на іншу. Це переміщення може відбуватися як по горизонталі, так і по вертикалі. По горизонталі — переведенням на інше робоче місце без змін у кваліфікації, без підвищення в посаді. По вертикалі — переведенням на інше робоче місце з підвищенням у посаді або на роботу, що потребує вищої кваліфікації.

Зовнішній і внутрішній ринки тісно пов'язані. У країнах з розвинутою економікою може переважати як один, так і інший ринок праці.
Відкритий ринок охоплює все працездатне населення. Це насамперед організована, офіційна частина ринку — населення, яке перебуває на обліку в державних службах зайнятості, тобто безробітні, а також випускники державної служби професійного навчання. Друга, неофіційна, частина охоплює тих громадян, які намагаються влаштуватися на роботу через прямі контакти з підприємствами або з недержавними структурами працевлаштування і професійного навчання.
До прихованого ринку належать працівники, які зайняті на підприємствах і в організаціях, проте мають велику ймовірність опинитися без роботи з причини зниження темпів розвитку виробництва, його конверсії, ліквідації колишніх економічних і виробничих взаємозв'язків.
Ринок праці підрозділяється на окремі частини — цільові ринки, які називаються сегментами.Сегментація ринку праці — це поділ працівників і робочих місць на замкнуті сектори, зони, які обмежують мобільність робочої сили своїми рамками.

42. Понятие занятости. Виды занятости.

Занятым считается гражданин трудоспособного возраста, который:

1. работает на семейном предприятии без вознаграждения

2. работает за вознаграждение в рамках полного или неполного рабочего дня

3. временно отсутствует на работе по причине болезни, отпуска сессии, забастовки, декрета и т.д.

Виды занятости:

1. Полная. Ситуация, при которой каждому желающему и способному трудиться предоставляется возможность заниматься каким-либо видом общественно-полезной деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее.

2. Эффективная – такое распределение ресурсов труда с учетом специальности, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта.

3. Рациональная – оптимальное сочетание выше указанных видов.

Формы занятости:

1. По организации рабочего времени: полное рабочее время, неполная занятость в условиях сокращенного рабочего дня, неполная занятость в рамках почасовой оплаты, совместительство.

2. По значимости: первичная (приносящая основной доход), вторичная.

3. По признаку стабильности: постоянная, временная.

 

43. Сущность и виды безработицы.

Уровень безработицы– это выраженное в процентах отношение количества безработных к экономически активному населению. В Украине в 1991 г. был принят закон «О занятости населения». В начале 1997г. официально зарегистрировано 351 тыс. безработных, а уровень безработицы равен 1,6 %.

Естественный уровень безработицы определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет (или более длительный период) и последующие 10 лет.

Различают пять типов безработицы:

1 Фрикционная – связанная с добровольной сменой работниками места работы и периодами временного увольнения, с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их классификации и индивидуальным предпочтениям, требует определённого времени:

а) сельскохозяйственные, торговые, курортные услуги, строительные услуги – работники, нанятые на сезон;

б) люди, впервые ищущие работу (окончившие учебные заведения);

Фрикционная безработица – естественное явление и самая легкая форма, т.к. не требует затрат на переобучение.

Информация о вакансиях и претендентах на рабочие места несовершенна, и её распространение требует известного времени. Территориальное перемещение рабочей силы также не может быть моментальным. Часть работников увольняется по собственному желанию: в связи с изменением профессиональных интересов, места жительства и т.д. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются «готовые» навыки к работе, которые можно продать на рынке труда.

2 Структурная безработица – это безработица, связанная с изменением спроса на товары и технологии производства (уменьшение спроса на уголь уменьшает спрос на шахтеров). Это безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет «готовых» к продаже навыков к работе, и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.

Структурная безработица складывается в результате несоответствия структуры предложения и спроса на рабочую силу.

Структурная безработица регулируется государством:

- организуется частная система переобучения;

- выплачивается пособие по безработице;

- создаются условия для межрегиональной миграции рабочей силы.

Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВНП.

3 Сезонная безработица связана с неодновременными объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в один месяц спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – уменьшается (и безработица возвращается). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и занятости), относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство.

4 Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные не оплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

5 Цикличная безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного (в период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционные и структурные; в периоды циклического подъёма циклическая безработица отсутствует) и порождается общим экономическим спадом (кризисом). Это следствие сокращения ВВП, так как уменьшается совокупный спрос, ведущий к уменьшению объема производства и сокращению рабочих мест. Необходимо оздоровление ситуации в экономики в целом.

 

 

Измерение безработицы. Для измерения безработицы используют три взаимосвязанных показателя.

1 Уровень безработицы – доля числа безработных в самодеятельном населении страны:

.

Самодеятельное население – это все население минус лица, не достигшие 16 лет, а также находящиеся в специализированных учреждениях (тюрьмы, психиатрические больницы), минус выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, учащиеся, инвалиды).

 

 

44.Социально-экономические последствия безработицы.






I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 123.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...