Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рынок: условия возникновения и функционирования. Функции рынка.




Первоначально понятие рынок было тождественно термину базар (рыночная площадь). По мере развития товарного обмена, появления денег рынок стал рассматриваться как форма товарного и товарно-денежного обмена.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно исходя из разных позиций.

С точки зрения купли-продажи рынок – это сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.

С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.

С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения можно сказать, что рынок – эта система организационно-экономических отношений между продавцами и покупателями, осуществляющаяся через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства.

Условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей.

Рынок выполняет следующие функции:

•     информационную (посредством формирования рыночных цен определяет основные ориентиры в поведении как потребителей, так и производителей);

•     посредническую (обеспечивает встречу, взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда);

•     регулирующую (осуществляет регулирование общественного производства через выбор потребителя, поиск партнеров по бизнесу, предложение товара по объему и качеству, согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре);

•     интегрирующую (обеспечивает пропорциональность в развитии отдельных территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике);

•     стимулирующую (стимулирует эффективность производства, создание необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли при помощи научно-технического прогресса);

•     санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц, ведет к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств).

Эволюция рыночной системы: натуральное хозяйство, товарное производство, рыночная система.

Натуральное хозяйство, хозяйство, продукция которого потребляется внутри него самого, не выходя за его пределы и не обуславливая никаких связей с другими хозяйствующими субъектами.

Товарное производство,тип хозяйствования, при котором продукты труда производятся отдельными хозяйствующими субъектами не для собственных, а для общественных нужд, определяемых рынком, называют товарным производством.

Рыночная система — это сложный механизм взаимодействия производителя и потребителя, действующий свободно через систему цен и рынков, через механизм связи, служащий для объединения действий миллионов индивидуумов. Но это не царство хаоса и анархии. Рыночная система обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям.

Основные черты натурального хозяйства.

ü Производственно-экономическая замкнутость. Общество, в котором доминирует натуральное хозяйство, отличается тем, что оно состоит из массы разобщенных, оторванных друг от друга хозяйств (семей, общин, индивидуальных хозяйств), каждое из которых опирается на собственные ресурсы, выполняет самостоятельно все виды работ от добычи сырья до подготовки изделия для потребления. В современных условиях в процессе распространения в России суверенизации появились тенденции к натурализации производства, само обеспечению всем необходимым, к экономической замкнутости различных территориальных образований.

ü Универсальный труд. В натуральном хозяйстве преобладает ручной универсальный труд. Работы выполняются с помощью простейших орудий труда и кустарного инструмента. Труд в этих условиях является малопроизводительным.

ü Прямые экономические связи. Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Продукция делится между участниками хозяйства и непосредственно поступает в потребление. С развитием производительных сил и общественного разделения труда появляется специализация производства, на основе чего возникает товарное производство.

ü Основные черты товарного хозяйства: а) общественное разделение труда и ориентация производства на продажу;б) обмен товарами как форма экономической связи междупроизводителями;в) эквивалентность обмена;г) экономическое обособление производителей;д) полная экономическая ответственность за конечные результаты хозяйствования.

Конкуренция: понятие, виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция и ее виды.

(чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

Конкуренция – (от лат.Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Совершенная конкуренция, идеальная — конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят

Чистая монополия — положение на рынке товаров и услуг, характеризуемое наличием одного продавца данного вида товара или услуги.

Олигополия термин, применяемый для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых капиталистических странах, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Монополистическая конкуренция – тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...