Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет и система юридической психологии




 

Юридическая психология — научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек—право» и разрабатывает реко­мендации, направленные на повышение эффективности этой системы. Психологичес­кие закономерности в рассматриваемой области проявляются в деятельности правопослушной и деятельности, связанной с теми или иными правонарушениями. Этими методологическими предпосыл­ками, а также принципом иерархии определяется структура юридической психологии, в которой последовательно анализируются психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии (рис. 33-1).

 

Юридическая психология —научно-практиче­ская дисциплина,которая изучает психологические закономерности системы «человек—право» и раз­рабатывает рекоменда­ции, направленные на повышение эффективно­сти этой системы.

 

В общей части юридической психологии излагаются пред­мет, система, история, методы, связь с другими научными дисциплинами, а также основы общей и социальной психологии. В этой части также рассматриваются психологические аспекты правоотношений в сфере предпринимательской деятельности. К общей части принадлежит также самостоятельная научная дисциплина — «Психология юридического труда», в которой в частности рассматри­ваются проблемы психологического сопровождения деятельности правоведа и пре­дупреждения профессиональной деформации.

Особенная часть юридической психологии, которую часто называют судебной пси­хологией, состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следственная пси­хология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и ис­правительно-трудовая (пенитенциарная)психология.

Юридическая психология — самостоятельная психологическая дисциплина, изу­чающая человека во всей полноте. С другой стороны, в этой научной дисциплине ярко выражены юридические аспекты, которые обусловливают комплекс объективных за­кономерностей, изучаемых данной дисциплиной. Она разрабатывает психологиче­ские основы:

 1) правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);

2) преступного поведения (структура личности преступника, преступный стерео­тип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и их роль в генезисе преступного поведения);

3) правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, следствен­ная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая эксперти­за);

4) ресоциализации правонарушителей (пенитенциарная психология, психология адаптации после освобождения из ИТУ);

 5) психологии несовершеннолетних (психологические особенности проблем, из­ложенных в пунктах 1-4).

Юридическая психология решает следующие задачи:

- изучение психологических закономерностей воздействия права и правоохрани­тельной деятельности на отдельных лиц, группы, коллективы;

- разработка научных рекомендаций по повышению эффективности правоприменительной деятельности, строгому соблюдению законности, успешному осуществле­нию задач правосудия и перевоспитания лиц, совершивших преступление.

Наряду с развитием криминальной психологии, психологии потерпевшего, след­ственной психологии и других дисциплин, входящих в структуру особенной части юридической психологии, за последние годы в нашей стране получили развитие ис­следования психологии юридического труда, в частности отдельных его сторон, профессиограмм юридических профессий, профессионального отбора и профессиональ­ной ориентации в области юриспруденции.

Для оптимизации правоохранительной деятельности необходимо, с одной сторо­ны, подробное описание всех сторон этой сложной профессиональной деятельности, личностных качеств и навыков, которые в ней реализуются, и, с другой — научно обо­снованные рекомендации о соответствии конкретной человеческой личности объек­тивным требованиям, предъявляемым к профессии юристов, о методике подбора и расстановки юридических кадров.

Психология юридического труда — самостоятельная психологическая дисципли­на: комплекс основных изучаемых ею проблем связан с юридической профессиографией, профессиональной консультацией и ориентацией, профессиональным отбором и профессиональным воспитанием, специализацией и предупреждением профессио­нальной деформации работников правоохранительных органов, т. е. обеспечивает психологическое сопровождение правоведа на всех этапах его служебной карьеры. Однако есть целый ряд пограничных аспектов, по которым эта дисциплина входит в систему юридической психологии: например, индивидуальные особенности личности работника и их реализация в правоохранительной деятельности (индивидуальный стиль допроса), доминирование различных этапов, роль личностных качеств в дости­жении успеха (или неуспеха) в различных профессиональных ситуациях и т. д.

Синтез психологии и юриспруденции в научных дисциплинах—юридической пси­хологии и психологии юридического труда — должен привести к взаимному обога­щению этих наук, решению одной из наиболее актуальных задач в этой области — повышению эффективности правоохранительной деятельности.

Юридическая психология прошла сложный путь развития прежде чем оформилась в самостоятельную научную дисциплину. Ниже мы кратко остановимся на развитии юридической психологии в нашей стране в течение трех последних десятилетий.

В 1965-1966 гг. началось чтение специальных курсов юридической психологии в юридических вузах Москвы, Ленинграда, Минска и некоторых других городов. В 1966 г. Министерством высшего и среднего образования СССР был проведен Все­союзный семинар по вопросам преподавания юридической психологии и основных проблем этой науки. В мае 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конферен­ция по судебной психологии. В 1971 г. в Тбилиси на IV Всесоюзном съезде психоло­гов судебная психология была представлена отдельной секцией.

Осенью 1986 г. в Тарту (Эстония ) прошла Всесоюзная конференция по юриди­ческой психологии. На этой конференции собрались и выступили с докладами и со­общениями представители всех республик и регионов Советского Союза. В этих док­ладах широко обсуждались проблемы методологии и структуры юридической психологии, задачи ее отдельных отраслей (криминальной психологии, психологии потерпевшего, психологии предварительного следствия и др.), а также предполагае­мая структура вузовского курса этой дисциплины и методика ее преподавания.

Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В. В. Романов и М. И. Еникеев: первый — в сфере внедрения юридической психоло­гии в военную юстицию, а второй — в области организации преподавания этой дис­циплины в московских вузах. В последние годы опубликован ряд работ по проблеме использования психолога в качестве специалиста и эксперта на предварительном и судебном следствии (Енгалычев В. Ф., Шипшин С. С., 1997; Сафуанов Ф. С., 1998; Нагаев В. В., 2000).

В июне 1989 г. в Ленинграде на базе ИПК прокурорско-следственных работников был организован Всесоюзный семинар-совещание преподавателей юридической психологии. Его участники рассмотрели и утвердили предложенную в докладе проф. В. Л. Васильева программу вузовского курса предмета «Юридическая психология». В соответствии с этой программой В. Л. Васильевым был создан учебник «Юриди­ческая психология» (Васильев В. Л., 1991), который к настоящему времени выдержал три издания.

Для современной науки характерно совмещение двух противоположных тенден­ций — возрастающей дифференциации и интеграции различных наук. Возникнове­ние специальных дисциплин объясняется, конечно, растущей дифференциацией и прогрессом аналитических методов науки. Однако в области человекознания эта тен­денция переплетается с синтетическими подходами к реальным целостным или слож­ным видам человеческой деятельности. Поэтому специализация знаний в этой обла­сти чаще всего сочетается с комплексным объединением отдельных частных концепций в общую теорию (Ананьев Б. Г., 1977. С, 14)

Изучение генезиса правонарушений характеризуется различными подходами к этим явлениям в зависимости от научной дисциплины, поскольку структура конкрет­ного правонарушения может быть проанализирована с разных точек зрения. Юриди­ческий подход характеризует его как деяние, состоящее из четырех элементов: объек­та, субъекта, объективной и субъективной сторон. Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный, генетический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии.

Идея комплексного подхода к определению предмета и задач криминальной пси­хологии высказывалась еще в середине 1920-х годов С. В. Познышевым. «Криминаль­ная психология, — писал он, — изучает все те психические состояния личности, кото­рые оказывают то или иное влияние на уголовную ответственность, и предмет криминальной психологии составляет не отдельные психические процессы в возмож­ном мысленном их обосновании, а личность в известном круге ее проявлений, отно­сящихся к области преступления или борьбы с ним» (Познышев С. В. Криминальная психология. М„ 1926. С. 9).

Жизнеспособность любой общественной системы определяется теми условиями, которые она создает и предоставляет для самореализации большинства самодеятель­ного населения. Наряду с этим процессом, в любом обществе в той или иной степени также представлено манипулирование как альтернатива созидания. В этой связи для юридической психологии актуальным представляется исследование психологических аспектов генезиса возникновения и развития теневой экономики и коррупции и даль­нейшее психологическое исследование этих явлений как факторов, способствующих развитию организованной преступности.

Структура теневой экономики развивается в общественном организме тем шире и многообразнее, чем меньше возможности представляется для законного предприни­мательства, что, в свою очередь, связано с низким уровнем компетентности государ­ственного аппарата и высокой степенью его коррумпированности. Фактором, поддер­живающим коррупцию и теневую экономику, является психология так называемого двойного стандарта поведения. Наконец, психологической предпосылкой развития теневой экономики и коррупции является манипулирование индивидуальным и общественным сознанием, способствующее латентности этих явлений, их мимикрии и видоизменению. В арсенале коррупции — взяточничество, лоббирование, протекцио­низм, переход политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов коммерческих компаний, создание таможенных и налоговых привилегий и т. д.

Например, вследствие манипулирования в сфере потребления электроэнергии возникает система теневой экономики (бартер, векселя и посредники), которая блокирует активное взаимодействие между производителями и потребителями и созда­ет предпосылки для возникновения организованной преступности. Российская эко­номика попадает в порочный круг из-за того, что энергия, вырабатываемая неэффективными электростанциями, неоправданно дорога, государство не платит за электроэнергию, поэтому энергетики вынуждены перекладывать долги государства на предприятия, которые тоже не хотят платить деньгами за энергию по вдвое завы­шенным тарифам и расплачиваются товарами. На завышенные вдвое бартерные цены начисляются налоги, превосходящие те суммы, которые можно выручить за бартер в живых деньгах; чтобы не платить эти налоги, предприятия обрастают посредниками; не получив налоги, государство оказывается не в силах расплатиться за электроэнер­гию и т. д.                      

К началу проведения экономических реформ в России сложилась достаточно свое­образная ситуация, которую организаторы преобразований, очевидно, представляли себе недостаточно хорошо. Так, первым источником развития ситуации по крими­нальному типу стали экономические преступники и их капиталы, которые сформировались в период застоя и для которых было характерно получать прибыли в сфере теневой экономики. Второй источник — коррумпированные представители государ­ственной и партийной номенклатуры. Третий источник — профессиональная обще­уголовная преступность, которая, с одной стороны, паразитировала на деятелях те­невой экономики, а с другой — использовалась этими деятелями для сокрытия следов хищения, преступного воздействия на нежелательных свидетелей и т. п.

Теневая экономика и коррупция создают предпосылки для развития организован­ной преступности, представляющей собой иерархически организованную систему с разведкой и контрразведкой, распределением сфер влияния и коррумпированными связями.

Важная задача криминальной психологии — выделить внутренние личностные предпосылки, которые во взаимодействии с определенной внешней ситуацией могут создать криминогенную ситуацию, т. е. определить криминогенные личностные качества и предпосылки. Далее, в рамках криминальной психологии устанавливают­ся специфические особенности личности, которые причинно обусловливают в ней криминогенные предпосылки (дефекты правосознания, нравственности, культуры эмоций и т. д.), а также устанавливается причинная связь между выявленными дефек­тами и склонностью к совершению определенной категории преступлений. Крими­нальная психология исследует механизм иммунитета личности к криминогенной ситуации и через познание закономерностей этого явления разрабатывает рекомен­дации по профилактике преступности.

Аналогичные задачи («по другую сторону барьера») в криминогенной ситуации ставит и должна решать психология потерпевшего, которая изучает факторы форми­рования личности потерпевшего, его поведение в генезисе преступления, а также раз­рабатывает практические рекомендации по методике допроса потерпевшего и воспи­тания у людей морально-волевых качеств, которые обеспечивали бы защиту от преступного посягательства. Психология потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, социальной психологией и психологией личности.

Психологические исследования личности потерпевшего и его деятельности пред­ставляются весьма актуальными, так как способствуют решению целого ряда вопро­сов: более правильной квалификации преступлений, изучению их причин и условий, более всестороннему расследованию уголовных дел, обнаружению новых доказа­тельств и т. д.

Проблема включает в себя следующие аспекты: методы исследования личности потерпевшего, изучение поведения потерпевшего непосредственно перед событием преступления, в момент события преступления, после него и, наконец, в стадии пред­варительного следствия.

Сложная проблема формирования преступного умысла может быть достаточно глубоко исследована в первую очередь в рамках криминальной психологии и психо­логии потерпевшего.

В особом разделе криминальная психология исследует психологические аспекты неосторожной преступности, в том числе бытовую и профессиональную неосторож­ность.

Преступность — большое социальное зло, а преступность несовершеннолетних — это зло, многократно увеличенное. Значительное количество особо опасных рециди­вистов свое первое преступление совершили в возрасте до 18 лет. Общество, желаю­щее избавиться от преступности, прежде всего должно правильно воспитывать детей.

В подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей по­падают те, у которых не сложились отношения в школьном коллективе, кто по раз­ным причинам покинул школу, стал беспризорником и т. п.

Таким образом, юридическая психология исследует асоциальное поведение не­совершеннолетнего и влияние на него факторов внешней микросреды, а также осо­бенности личности подростка, которые обусловливают его индивидуальное реагиро­вание на различные «жизненные неудачи», и разрабатывает рекомендации, направленные на профилактику детской и юношеской преступности.

Предварительное следствие — это целенаправленный процесс, целью которого является реконструкция (восстановление) события преступления, имевшего место в прошлом, по следам, обнаруженным следователем в настоящем (ст. ст. 20, 21 УПК РСФСР).

Можно выделить по крайней мере два направления такой реконструкции: рекон­струкцию самого события преступления и объективных условий, которые способство­вали его совершению. Окончательной целью такой реконструкции является получе­ние исчерпывающих сведений об объекте и объективной стороне состава преступления.

Второе направление реконструкции — исследование личности преступника в ее эволюции, развитии, изучение механизма образования преступного умысла, преступ­ной установки, исследование субъективного отношения преступника к совершенно­му деянию. Такая реконструкция необходима для того, чтобы получить исчерпываю­щую информацию о субъекте и субъективной стороне состава преступления, о конкретных причинах данного преступления, которые проявляются через преступ­ные установки и преступное поведение исследуемой личности.

В рамках следственной психологии разрабатываются психологические основы важнейших следственных действий (осмотра, допроса, обыска, опознания и др.) и разрабатываются психологические рекомендации, направленные на повышение их эффективности.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности пси­хической деятельности всех лиц, участвующих в рассмотрении уголовного дела в суде, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсу­димого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судеб­ный процесс, и др. С этим разделом тесно связаны уголовное право, уголовный про­цесс, социальная психология, судебная этика.

Психологический анализ судебного процесса дает возможность разработать реко­мендации, направленные на повышение эффективности правосудия, культуры про­цесса, максимального воспитательного воздействия на всех его участников.

Исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология исследует психологиче­ские стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к тру­довой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной соци­альной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практи­ческие рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

Эти задачи не могут быть решены без использования данных различных наук, изу­чающих личность человека, его взаимоотношения с коллективом, а также роль раз­личных факторов, положительно или отрицательно воздействующих на личность осужденного. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...