Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация приемов управления функциональным состоянием
Основная задача тренировок заключается в освоении трех методических приемов: 1) аутогенной релаксации, предназначенной для самоуспокоения и снятия чрезмерного нервно-психического напряжения; 2) аутогенной стимуляции, направленной на снятие явлений утомления или оперативного повышения работоспособности; 3) релаксидеомоторной тренировки для формирования образного представления рабочего овладения состоянием при выполнении трудовых задач. В настоящее время наука располагает довольно большим количеством фармакологических средств, способствующих коррекции функционального состояния и повышению работоспособности. С этой целью могут быть использованы различные препараты: - для мобилизации резервных возможностей организма — стимуляторы центральной нервной системы (феналин, сиднокарб и др.); - для улучшения обменных процессов, нормализации энергетического баланса — психоэнергизаторы (амивис, бемитил и др.); - для предотвращения воздействия на организм неблагоприятных факторов — актопротекторы (бромантин, бемитил и др.); - для ускорения и закрепления эффектов адаптации организма — адаптогены (корень женьшеня, элеутерококк и др.); - для регуляции эмоционального состояния — транквилизаторы (триоксазин, мебикар и др.). Следует отметить, что применение фармакологических средств целесообразно лишь в качестве временной меры поддержания или повышения работоспособности человека в особых условиях деятельности и должно проводиться по назначению врача с учетом индивидуальных особенностей человека. Вопросы 1. В чем заключается сущность понятия «функциональное состояние» и какие факторы определяют его формирование? 2. В чем заключаются основные принципы классификации состояния утомления? 3. В чем заключаются различия в понятиях «стресс» и «психологический стресс»? 4. В чем основная суть когнитивной теории стресса? 5. Какие виды психологического стресса вам известны и каковы основные причины их развития? 6. Перечислите основные компоненты структуры состояния психологической готовности к деятельности и определите различия между временной и длительной готовностью. 7. Какие этапы и условия формирования состояния психологической готовности к деятельности вам известны? 8. Перечислите основные направления мероприятий психологического обеспечения трудовой деятельности в целях поддержания работоспособности и профилактики нарушений функционального состояния. 9. Приведите классификацию приемов управления функциональным состоянием и определите направленность регулирующего воздействия методов и средств каждого класса приемов. Литература Авиационная медицина: Руководство / Под ред. Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулева. — М.: Медицина, 1986. - 534 с. - С. 407-418. Бодров В. А. Проблема утомления летного состава // Физиология человека. — 1988. — № 5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / РАН, Ин-т психологии. - М.: ИП РАН, 1995. - 136 с. Дикая Л. Г., Гримак Л. П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. — М.: Наука, 1983. - 234 с. Дьяченко М. И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях / Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономоренко В. А. — Минск: Изд-во «Университетское», 1985. — 206 с. Зинченко В. П. и др. Психометрика утомления / Зинченко В. П., Леонова А. Б., Стрелков Ю. К.; Научн. ред. А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - 129 с. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. — 368 с. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под. ред. Л. Леви. - Л.: Медицина, 1970. - 104 с. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964. — 344 с. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 199 с. Медведев В. И., Леонова А. Б. Функциональные состояния человека // Физиология трудовой деятельности / Отв. ред. В. И. Медведев, В. С. Аверьянов; РАН. - СПб.: Наука, 1993. - 522 с. - С. 30. Медведев В. И. Функциональные состояния оператора // Эргономика: Принципы и рекомендации: Сборник статей. Вып. 1. - М.: ВНИИТЭ, 1970. - 120 с. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: ЛГУ, 1960. — 426 с. Наенко Н. И. Психическая напряженность. — М.: МГУ, 1976. — 112 с. Розенблат В. В. Проблема утомления. — М.: Наука, 1975. — 220 с. Селье Г. На уровне целого организма. — М.: Наука, 1972. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. Глава 26. Психология профессиональной пригодности Краткое содержание главы Профессиональные способности и мотивация. Профессиональная пригодность. Задатки, способности и одаренность. Общие и специальные способности. Развитие способностей. Мотивация в трудовой деятельности. Психологическая диагностика и прогностика. Определение психодиагностики. Классификации психодиагностических методик. Профессиональная ориентация. Профессиональное самоопределение. Формы профориентационной деятельности. Функции профориентации. Формы консультационной работы. Профессиональный психологический отбор. Разработка системы психологического отбора. Методики, используемые для проведения психологического отбора. Критерии оценки профессиональной эффективности. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду. Профессиональные знания, умения и навыки. Психологические особенности адаптации к труду.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |