Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рефлексия – осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению.




Аттракция – процесс формирования привлекательности человекадля воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

 

Психология межличностного воздействия

 

Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену инфор­мацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществлять­ся на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, ис­полнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эф­фективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологиче­ской подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия:

- изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

- выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

- учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности—неуспешности воз­действия;

- организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объек­та на субъект) и т. д.

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стре­мится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет воз­можность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не со­глашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, пос­ле чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффектив­ность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, обра­зование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, фор­мы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия — это спосо­бы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач психологического воз­действия посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся убеждение * и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть ре­чевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного харак­тера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляет­ся). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — дока­зательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.).

 * Слово убеждение используется в двух смыслах: как метод и как процесс.

 

Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которы­ми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.) *. В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизио­логических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуще­ствлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.

* Проблема критериев в научной литературе разработана недостаточно.

 

Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участ­ников, на которых оказывается воздействие.

Вопросы для повторения

1. Какие особенности субъекта влияют на восприятие людей?

2. Что входит в воспринимаемый облик объекта?

3. Каким образом влияют механизмы познания и искажающие механизмы на адекватность образа воспринимаемого человека?

4. Как влияют основные характеристики процесса психологического воздействия на его эффектив­ность?

5. Каким образом субъект учитывает свои характеристики и особенности объекта для организации эффективного воздействия?

6. Дайте одно из определений межличностного общения.

7. Раскройте содержание методологического принципа общения в социальной психологии.

8. Что такое структура общения?

9. Перечислите основные классификационные схемы функций общения и раскройте их содержание.

10. Опишите основные механизмы взаимопонимания в процессе общения.

11. Как влияют основные характеристики процесса психологического воздействия на его эффектив­ность?

12. Каким образом субъект учитывает свои характеристики и особенности объекта для организации эффективного воздействия?

Рекомендуемая литература

Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 429 с.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.

Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 271 с.

Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. — Минск: Изд-во «Университетское», 1990. — 212с.

Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН, 1994. — 235 с.

Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат, 1987. — 255 с.

Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Наука, 1975. - 295 с. - С. 79.

Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1985. — 73 с.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. —М.: Наука, 1989. - 449 с.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 151 с.

Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 136 с.

Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН; Ин-т социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.-280 с.

Резников Е. Н. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное руко­водство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999. - 687 с. - С. 508-516.

Резников Е. Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999. - 687 с. - С. 516-523.

Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М.: Academia, 1996. — 219 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...