Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психофизиологическая проблема
В последние годы благодаря развитию технических средств изучение работы мозга продвигалось исключительно быстро (Безденежных Б. Н., 1997). Исследователям удалось найти методы, с помощью которых можно анализировать взаимодействия различных структур мозга в процессе осуществления определенной психической деятельности. Успехи в понимании принципов работы мозга означают, что некоторые его сложные функции, такие как память и зрение, могут исследоваться ранее недоступными способами. Исследователь не просто выясняет, хорошо ли животное или человек запомнил предъявленный материал, а может анализировать специфическим изменения в работе нервных клеток. Накопленные факты позволяют выдвигать новые гипотезы, которые по-новому трактуют многие механизмы поведения. Но как от этого перейти к психике? Исследование всего нашего внутреннего мира исторически было отделено от изучения работы мозга естественнонаучными методами. К изучению психического предшествовало два подхода. В первом случае для описания субъективного мира наблюдатель использовал аналогию с собственным внутренним миром, что приводило использованию таких психологических терминов, как воля, цели, чувства, разум. Но это не приводило к пониманию реально существующих материальных механизмов психических явлений. Другой подход использовал исключительно естественонаучные методы и понятия, и это приводило к тому, что исчезал феномен психического: если память рассматривается в контексте пластичности нейронных ответов, биофизических и биохимических реакций, то нет сомнений в ценности таких наблюдений; но как от физических величин и химических реакции перейти к миру психических явлений? Это и есть психофизиологическая проблема, или, в старинной терминологии, проблема взаимоотношения тела и души. Она является пробным камнем для состояния естествознания и философского обобщения. Среди имеющихся решений проблемы наиболее перспективна идея, что психическое и физиологическое - это две сущности одного и того же системного процесса (Александров Ю. И., 1997) Вопросы для повторения 1. Что такое нейронаука? 2. Какая существует связь между нейрофизиологией и психологией? 3. Чем по своей сути является психика? 4. Есть ли психика у вирусов и растений? 5. Чем раздражимость отличается от чувствительности? 6. Почему психика появляется с чувствительностью? 7. Что такое сигнальная функция? 8. Расскажите об эволюции сенсорных систем на примере зрения. 9. Что такое зрительные рецептивные поля? 10. Что такое эпифиз и каковы его функции? 11. Зачем нужна нервная система? 12. Перечислите основные отделы ЦНС. 13. Что такое периферическая нервная система, соматическая, вегетативная? 14. Каково соотношение площади коры головного и спинного мозга у разных позвоночных животных? 15. Что такое нейрон и чем он отличается от других клеток тела? 16. Что такое нейромедиатор? 17. Чем отличается электрический синапс от химического? 18. В чем суть психофизиологической проблемы? Рекомендуемая литература Александров Ю. И. Системная психофизиология // Основы психофизиологии: Учебник /Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко, И. О. Александров; Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: Инфра-М. — 1997. — С. 266-313. Безденежных Б. Н. Методы психофизиологических исследований // Основы психофизиологии: учеб. пособ. / Отв. ред. Ю. И. Александров. - М.: Изд. дом «Инфра-М», 1997. - 430 с. - С. 24-40 Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение / Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хофстедтер. — М.: Мир, 1988.-246 с. Вилли К. Биология / Пер. с англ. Н. Н. Баевской. — М.: Мир, 1966. — 685 с. Гаврилов В. Сравнительная психофизиология // Основы психофизиологии: Учеб. пособ. / Отв. ред. Ю. И. Александров. - М.: Изд. дом «Инфра-М», 1997. - 430 с. - С. 384-396: Гэйто Дж. Молекулярная психобиология. — М.: Мир, 1969. Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1992.-192 с. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с. Моренков Э. Д. Общий обзор строений центральной нервной системы // Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. — М.: Российское Психологическое Общество, 1998. — С. 6-10. Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. — М.: Мир, 1986. Савельев С. В. Изменчивость мозга // Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы / Российское Психологическое Общество. — М.: Изд-во РПО, 1998. Тинберген Н. Поведение животных / Пер. с англ. Орлова А. — М.: Мир, 1969. — 192 с. Фабри К. Э.Зоопсихология. -М.: Изд. МГУ, 1993. - 334 с. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — М.: Мир, 1990. — 239 с. Швырков В. Б. Введение в объективную психологию: Нейронал. основы психики / РАН, Ин-т психологии. - М.: ИП РАН, 1995. - 164 с. Шевченко Д. Г. Сон и сновидения // Основы психофизиологии: Учебник / Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко, И. О. Александров; Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: Инфра-М, 1997. — 430 с, — С. 244- 264. — (Высшее образование). Экклс Дж. Физиология синапсов / Под. ред. П. К. Анохина. — М.: Мир, 1966. — 395 с.
Глава 4. Природная и социальная детерминация психического развития
Краткое содержание главы Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии. Типологический подход. Концепция индивидуальности. Психогенетический подход. Взаимодействие генотипа и среды. Изучение различающихся групп. Социобиология. Факторы развития когнитивной сферы. Механизмы адаптации. Сензитивные периоды развития. Подражание. Научение. Социальное научение.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |