Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предупреждение органами внутренних дел преступлений экстремистской направленности




Отдельная роль в деле противодействия экстремизму отводится органам внутренних дел Российской Федерации. Как следует из определения экстремизма, наличествующего в тексте Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», экстремизм охватывает собой как преступления, так и правонарушения. Предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в соответствии с Законом РФ «О Полиции» относится к числу обязанностей сотрудников ОВД.[41]

 Указом Президента Российской Федерации № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» деятельность органов внутренних дел по противодействию экстремизму подверглась серьезному реформированию. На базе подразделений по борьбе с организованной преступностью образованы подразделения по противодействию экстремизму. На них возложена функция противодействия экстремистской деятельности. Этот указ повлек за собой реорганизацию органов внутренних дел. Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, в ведении которого прежде находились вопросы противодействия экстремизму, был упразднен. Координацию действий по борьбе с экстремизмом теперь осуществляет отдельный Департамент по противодействию экстремизму. Центр по борьбе с терроризмом переименован в Центр обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму.

Вместе с тем следует указать на тот факт, что подследственность уголовных дел экстремистской направленности следователям органов внутренних дел крайне мала. Они могут осуществлять предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2. Однако эти преступления законодатель в соответствии со статьей 151 УПК РФ отнес к компетенции следователей Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ и следователей ФСБ. Поэтому сотрудники следственных подразделений крайне редко выступают в качестве лиц, осуществляющих предварительное следствие по данной категории уголовных дел.

Предварительное расследование большинства уголовных деяний, перечисляемых в определении экстремистской деятельности, осуществляется в форме предварительного следствия. Основная масса этих уголовных дел находится в ведении Следственного комитета при Генеральной Прокуратуре РФ. Следователи осуществляют предварительное следствие по уголовным делам, предусмотренным статьями 141, 136, 205, 205.1, 205.2, 282, 282.1, 282.2, 318 УК РФ. Судебно-следственная практика по выбранной мной теме выпускной квалификационной работы приведена в приложении.

 Анализируя деятельность следователей ОВД на стадии предварительного расследования по уголовным делам экстремистской направленности, стоит указать на то, что предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 282.1 и 282.2, может производиться следователем органа, выявившего это преступление. Поэтому осуществление предварительного расследования по данным уголовным преступлениям также может быть отнесено к компетенции следователей органов внутренних дел.

Таким образом, ведущим звеном в деле противодействия экстремизму в составе органов внутренних дел оказываются службы полицииобщественной безопасности, а не криминальная полиция. Сотрудники ОВД обязаны в своей деятельности предупреждать и пресекать административные правонарушения экстремистского характера.[42]

К таковым относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.15, 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Значительную работу по предупреждению и пресечению экстремизма должен проводить участковый уполномоченный полиции.  

В соответствии с Приказом МВДРоссии № 900он должен знать население административного участка, характер его занятости, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру. В его обязанности входит знать места концентрации людей с противоправным поведением, в том числе и места концентрации лиц, подозреваемых в осуществлении или подготовке к осуществлению деятельности экстремистской направленности.

 Участковый уполномоченный полиции обязан выявлять на административном участке общественные и религиозные объединения либо иные организации, деятельность которых сопряжена с совершением противоправных действий либо с побуждением к их совершению. Принимать к ним в установленном порядке в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.

 Он должен выявлять на административном участке лиц, подлежащих индивидуальному предупреждению совершения ими преступлений и других правонарушений экстремистской направленности. В целях осуществления мер индивидуального предупреждения осуществления ими экстремистской деятельности участковый уполномоченный милиции обязан собирать, систематизировать и использовать полученную о таких лицах информацию, применять к профилактируемым лицам меры индивидуального предупреждения преступлений экстремистской направленности в соответствии с принципами и нормами служебной деятельности и при наличии соответствующих законодательных оснований.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания выпускной квалификационной работы была достигнута заявленная во введении цель, а именно, проведен анализ основ предупреждения органами внутренних дел преступлений экстремистской направленности.

По итогу выполненной дипломной работы сделаем выводы, для этого еще раз кратко остановимся на основных освещенных в главах моментах.

Очевидно, что количество поступающих в суды дел, связанных с проявлениями экстремизма, и по количеству, и по общественной значимости инкриминируемых виновным деяний не соответствует фактической распространенности и общественной опасности этих преступлений, несмотря на то, что такие явления, как широкая продажа книги "Майн кампф" А. Гитлера (которую не составляет труда заказать в том числе и через интернет), распространение листовок, пропагандирующих идеи расового превосходства, использование фашистской символики, подготовка боевиков, угрозы политическим оппонентам, являются криминальными и в рамках действующего законодательства.

Нельзя не учитывать, что отсутствие адекватного сегодняшнему положению дел законодательства, направленного на борьбу с проявлениями политического экстремизма и содержащего четкие определения понятий действий, влекущих различные формы ответственности, осложняет работу правоохранительных органов по пресечению проявлений политического экстремизма.

Проведенный анализ полномочий органов внутренних дел в сфере борьбы с экстремизмом показывает, что без внесения ряда изменений и передаче органам внутренних дел определенных функций структурные новации в организации борьбы с экстремизмом не дадут положительных результатов. В сложившейся ситуации органы внутренних дел не обладают должными полномочиями для всестороннего противодействия экстремизму. Само по себе создание отдельного департамента и образование отделов по борьбе с экстремизмом на уровне УВД по субъектам Российской Федерации проблему решить не может. Остро очевидна необходимость внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и отнесения всех уголовных дел экстремистской направленности к компетенции следователей органов внутренних дел или же, напротив, следует передать все функции по противодействию экстремизму в ведение Следственного комитета при Генеральной Прокуратуре РФ. Тот параллелизм функций, который имеется сегодня, ни в малейшей мере не способствует улучшению состояния дел в сфере борьбы с экстремизмом.

 Помимо этого необходимо определить объем работ, который должны осуществлять сотрудники полицииобщественной безопасности в рамках противодействия экстремистской деятельности. Речь идет, прежде всего, о должностных обязанностях участкового уполномоченного полиции и сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. На настоящей момент четкого алгоритма их действий не выработано, а потому данное направление деятельности результативно далеко не в полном объеме.

 Особое значение имеет разработка мер по конкретизации взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с должностными лицами и представителями органов местного самоуправления. Последние также являются одним из субъектов противодействия экстремизму, однако, как правило, минимизируют свое участие в этой деятельности. Представляется, что успех профилактики раннего выявления и пресечения преступлений и правонарушений экстремистской направленности может быть достигнут только в случае координированных действий органов внутренних дел и органов местного самоуправления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...