Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:
· привлечение новых видов бизнеса; · расширение существующего бизнеса; · развитие малого бизнеса; · развитие центра города; · развитие промышленности; · развитие сферы услуг; · повышение уровня занятости населения региона. Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития: · ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей; · средний уровень доходов населения и степень их дифференциации; · продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей; · уровень образования; · уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования; · уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг); · состояние окружающей среды; · равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса; · обогащение культурной жизни людей. Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Методы управления региональным развитием.
Местные органы власти любого уровня — региона, города или района — выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории. Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество (рис. 7.2).
Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так: · создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности; · регулирование деловой активности; · прямая кооперация администрации региона и бизнеса. Рассмотрим эти методы управления региональным развитием. Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др. Регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов. Методы управления региональной экономикой.
Организационно-экономические факторы.
Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов. 1. Рыночного — взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО. 2. Конкурентного — усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции — конкуренции в области качества жизни и инноваций. 3. Производственного — постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда — горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности — соучастием индивида в производственном процессе. Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков — к диверсифицированным, а в целом — от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации. Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих: · производственно-ресурсный потенциал региона; · структуру регионального рынка; · кадровый потенциал региона; · региональный бюджет; · стратегию развития региона. Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами: · внешними поставщиками товаров и услуг; · внешними потребителями; · регионами-конкурентами; · финансовыми организациями; · транспортными предприятиями. Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния: · общеэкономические; · общеполитические; · научно-технические; · природно-экологические; · демографические.
Общая характеристика методов управления. Методы управления — важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления. Метод управления — это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач. Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов. Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 215. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |