Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Банкротство в дореволюционной России.




Е.С. Никонорова

Правовые основы

 проведения процедур

Банкротства

Учебно-практическое пособие

Москва  2009


УДК – 347.9

ББК – 67.410

Б – 30

 

 

 

Никонорова Е.С.Правовые основы проведения процедур банкротства: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2009. – 166с.

 

 

ISBN 5-7764-0539-4                                   © Никонорова Елена Сергеевна, 2009

© Московский государственный университет

  экономики, статистики и информатики, 2009




Содержание

Предисловие.........................................................................................................................    6

Раздел 1. Правовое регулирование банкротства в Российской Федерации..........    7

Глава 1. Общие положения...............................................................................................    7

Глава 2. История становления института банкротства

В Российской Федерации................................................................................................... 13

2.1. Банкротство в дореволюционной России................................................................. 13

2.2. Развитие банкротства как средство оздоровления

экономики в современных условиях.................................................................................. 16

Глава 3. Понятие и признаки банкротства................................................................... 20

Глава 4. Субъекты процедуры банкротства.................................................................. 28

4.1. Субъекты процедуры банкротства............................................................................ 28

4.2. Роль арбитражного суда в процедуре банкротства................................................ 35

4.3. Роль арбитражных управляющих в процедуре банкротства................................ 36

4.4. Деятельность саморегулируемых организаций

арбитражных управляющих................................................................................................ 41

Глава 5. Порядок подачи заявления о признании лица банкротом....................... 44

5.1. Право (обязанность) на обращение в арбитражный суд ..................................... 44

5.2. Требование к форме и содержанию заявления о банкротстве.............................. 45

5.3. Порядок принятия заявления о признании должника банкротом....................... 48

5.4. Порядок утверждения арбитражного управляющего............................................ 50

5.5. Меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника.............. 51

5.6. Отзыв должника на заявление о признании должника банкротом..................... 52

5.7. Отказ в принятии, оставление без движения

и возвращение заявления о признании должника банкротом....................................... 52

5.8. Рассмотрение обоснованности заявления

 о признании должника банкротом.................................................................................... 53

Раздел 2. Процедуры банкротства должника.............................................................. 55

Глава 6. Наблюдение.......................................................................................................... 55

6.1. Введение наблюдения ................................................................................................ 55

6.2. Последствия вынесения арбитражным судом

определения о введении наблюдения................................................................................ 57

6.3. Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения................................. 57

6.4. Правовой статус временного управляющего........................................................... 58

6.5. Отстранение руководителя должника от должности............................................. 60

6.6. Первое собрание кредиторов..................................................................................... 60

6.7. Окончание наблюдения.............................................................................................. 61

Глава 7. Финансовое оздоровление................................................................................. 64

7.1. Условия введения финансового оздоровления........................................................ 64

7.2. Обеспечение исполнения должником обязательств

в соответствии с графиком погашения задолженности................................................... 65

7.3. Порядок и последствия введения финансового оздоровления............................. 66

7.4. Управление должником в ходе финансового оздоровления................................. 67

7.5. Правовой статус административного управляющего............................................ 69

7.6. План финансового оздоровления

и график погашения задолженности................................................................................. 70

7.7. Окончание финансового оздоровления.................................................................. 72

Глава 8. Внешнее управление.......................................................................................... 75

8.1. Порядок и последствия введения внешнего управления....................................... 75

8.2. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов........................................ 76

8.3. Правовой статус внешнего управляющего.............................................................. 77

8.4. Установление размера требований кредиторов...................................................... 79

8.5. Распоряжение имуществом должника

и признание сделок недействительными........................................................................... 80

8.6. План внешнего управления ....................................................................................... 82

8.7. Продажа предприятия, части имущества

должника и уступка права требования.............................................................................. 83

8.8. Размещение дополнительных обыкновенных

акций и замещение активов должника............................................................................... 86

8.9. Завершение внешнего управления............................................................................ 88

8.10. Расчеты с кредиторами............................................................................................... 91

Глава 9. Конкурсное производство.................................................................................. 93

9.1. Порядок и последствия введения конкурсного производства.............................. 93

9.2. Правовой статус конкурсного управляющего......................................................... 95

9.3. Оценка имущества, конкурсная масса и счета должника..................................... 97

9.4. Удовлетворение требований кредиторов................................................................. 99

9.5. Продажа имущества и уступка права

требования должника........................................................................................................... 102

9.6. Прекращение и завершение конкурсного производства....................................... 104

Глава 10. Мировое соглашение......................................................................................... 106

10.1. Общие положения заключения мирового соглашения

при банкротстве, требования к форме и содержанию.................................................... 106

10.2. Особенности заключения мирового соглашения

в ходе отдельных процедур банкротства........................................................................... 108

10.3. Условия утверждения мирового соглашения

арбитражным судом и его последствия............................................................................. 109

10.4. Обжалование и пересмотр определения

об утверждении мирового соглашения.............................................................................. 111

10.5. Расторжение мирового соглашения и его последствия....................................... 112

Глава 11. Банкротство отдельных категорий должников.......................................... 115

11.1. Банкротство градообразующих организаций......................................................... 115

11.2. Банкротство сельскохозяйственных организаций................................................... 117

11.3. Банкротство финансовых организаций................................................................... 118

11.4 . Банкротство стратегических предприятий и организаций............................... 126

11.5.  Банкротство субъектов естественных монополий................................................... 131

11.6. Банкротство гражданина......................................................................................... 132

Глава 12. Упрощенные процедуры в деле о банкротстве.......................................... 139

12.1. Банкротство ликвидируемого должника.................................................................. 139

12.2. Банкротство отсутствующего должника................................................................... 140

 

Список рекомендуемой литературы.............................................................................. 142

 

Тестовые задания для текущего контроля................................................................... 143

 

Итоговый тест...................................................................................................................... 150

 

Контрольные вопросы и задания................................................................................... 158

Вопросы для подготовки к экзамену.............................................................................. 161

Примерная тематика дипломных работ....................................................................... 163

Планы семинарских занятий........................................................................................... 164

 

 

Предисловие

 

 

«Правовые основы проведения процедур банкротства» – это специальный курс, в котором изучаются нормы права, регулирующие правовые отношения, складывающиеся в процессе банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вопрос о банкротстве граждан на сегодняшний день в российской правовой системе остается открытым. Но в перспективах развития процедур банкротства в нашей стране разрабатывается концепция закона о банкротстве физических лиц. Особенно этот вопрос стал актуален во время экономического кризиса. Особое место среди нормативно-правовых актов по банкротству занимает Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Банкротство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в рамках арбитражного процесса и является специальным производством, предусмотренным главой 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому данный специальный курс – это углубленное изучение такой отрасли российского права как арбитражное процессуальное право. Учебный курс позволит изучить понятие и признаки банкротства, выявить особенности каждой процедуры банкротства, а также специфику банкротства различных хозяйствующих субъектов.

 

Главными целями данного курса следует считать изучение следующих основополагающих разделов:

 

· Нормативно-правовые акты, регулирующие процедуры банкротства различных субъектов предпринимательской деятельности.

· История становления банкротства в Российской Федерации.

· Понятие и признаки банкротства.

· Субъекты  процедуры банкротства. Роль арбитражных управляющих в процедуре банкротства. Деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

· Порядок подачи заявлений о признании лица банкротом.

· Особенности процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство).

· Заключение мирового соглашения.

· Особенности банкротства отдельных категорий должников.

· Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве.

 

Исходя из того, что банкротство является особым производством в арбитражном процессе, изучение специального курса «Правовые основы проведения процедур банкротства» предполагается либо при параллельном изучении арбитражного процессуального права, либо студент уже освоил арбитражный процесс.

Основной задачей курса «Правовые основы проведения процедур банкротства»   следует считать не только изучение студентом процедуры ликвидации субъекта предпринимательской деятельности в процессе банкротства, но и выработку у него навыков осуществления процессуальных действий при участии в таких делах в арбитражном суде.


Раздел 1. Правовое регулирование банкротства в Российской Федерации


Глава 1.



Общие положения

 


Нормативные правовые акты, регулирующие банкротство в РФ. Значение арбитражной практики в банкротстве субъектов предпринимательской деятельности. Правовые отношения, урегулированные нормами права в сфере банкротства.

 

 

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, содержащихся не только в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)", но и в некоторых других нормативных правовых актах.

Основанием системы правового регулирования несостоятельности (банкротства) являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65).

Как уже было сказано в предисловии, банкротство физических лиц правовой системой Российской Федерации не предусмотрено. Хотя во многих цивилизованных странах, как например, в США, такая процедура существует. Сейчас идет подготовка законопроекта о признании несостоятельным (банкротом) физического лица. Согласно пункту 2 статьи 231 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотренные в нем положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

Каковы дальнейшие прогнозы принятия такого закона на сегодняшний день говорить пока рано. Но если физическое лицо имеет статус индивидуального предпринимателя или является главой крестьянского (фермерского хозяйства) оно может быть признано  банкротом в соответствии со статьей 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает три вида прекращения юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам:

1. по решению его учредителей (участников) либо органа юридического
лица, уполномоченного на то учредительными документами;

2.  по решению суда;

3.  в соответствии со статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

 

Согласно статье 65 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

 

Основным законом, устанавливающим основные понятия процедуры банкротства, описывающим правовой статус лиц, участвующих в деле о банкротстве и особенности каждой процедуры, является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).  Закон был принят Государственной Думой Российской Федерации 27.09.2002 года и подписан Президентом Российской Федерации 26.10.2002 года. Согласно пункту 1 статьи 231 Закона о банкротстве настоящий Закон вступил в силу (за исключением пункта 3 статьи 231, абзаца одиннадцатого пункта 4 статьи 29 и параграфа 6 главы IX) с 03.12.2002. Таким образом, начало действия первой редакции Закона о банкротстве с 03.12.2002.

 Предметом регулирования Закона о банкротстве признается весь комплекс отношений, возникающих в связи с неплатежеспособностью граждан и юридических лиц как участников имущественного оборота. Прежде всего, определяются критерии и внешние признаки несостоятельности (банкротства), которые для арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве должника, являются основанием для применения к должнику соответствующих процедур, предусмотренных Законом о банкротстве: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

                         

 

 Обратите внимание, что в Закон о банкротстве с  03.12.2002  внесено  множество             

                       изменений, поэтому знакомиться с законом необходимо

                       в действующей редакции.

 

 

К специальным законам, регулирующим банкротство отдельных категорий должников, относятся законы, которые детализируют положения главы 9  Закона о банкротстве.

Так, Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.

 

Правовое регулирование банкротства субъектов предпринимательской деятельности включает помимо законов наличие подзаконных актов, содержащих нормы права.               К нормативным правовым актам относятся:

1. Постановления Правительства Российской Федерации:

· Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2002 № 855 «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства».

· Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства».

· Постановление Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 № 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников».

· Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2005 № 510 «Об  официальном издании, осуществляющем опубликовании сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

· Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2005 № 684 «О стратегических предприятиях и стратегических акционерных обществах, в отношении которых применяются специальные правила банкротства».

·   Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 260 «О мерах по реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

2. Акты федеральных органов исполнительной власти:

· Приказ Федеральной регистрационной службы от 28.05.2007 № 102 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности должностных лиц Росрегистрации по осуществлению полномочий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления.

· Письмо Федеральной налоговой службы от 24.07.2006 № ММ-6-19/718@ «О расходах на вознаграждение конкурсных управляющих, осуществляющих процедуру банкротства отсутствующего должника».

 

 

Большую роль в правовом регулировании процедур банкротства играют судебные акты Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, такие как постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и информационные письма Президиума ВАС РФ. Наиболее значимые постановления и информационные письма:

 

1. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.08.2003 № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

3.  Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

4.  Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве».

5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.10.2005 № 94 «О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве».

6. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.10.2005 № 95 «О процессуальных последствиях смены места нахождения должника – юридического лица при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве)».

7. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 20.12.2005 № 97 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с заключением, утверждением и расторжением мировых соглашений в делах о несостоятельности (банкротстве)».

8. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 04.05.2006 № 108 «О некоторых вопросах, связанных с назначением, освобождением и отстранением арбитражных управляющих в делах о банкротстве».

9. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 04.05.2006 № 109 «О некоторых вопросах, связанных с возбуждением дел о банкротстве».

10. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 22 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве».

11. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкции за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

12. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей».

13. Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц ».

 

Так, возникающие пробелы в российском законодательстве о банкротстве или решение коллизионности банкротных норм разрешаются положениями, содержащимися в судебных актах Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Например, Закон о банкротстве установил новую очередность удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 134), отличную от той, которая определена в статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ГК. В связи с коллизией п. 1 ст. 64 ГК и п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4) разъяснил, что изменение очередности удовлетворения требований кредиторов при несостоятельности должника не затрагивает установленную п. 1 ст. 64 ГК очередность удовлетворения требований при ликвидации юридических лиц, не связанной с банкротством. Данное разъяснение означает, что при несостоятельности (банкротстве) юридических лиц п. 1 ст. 64 ГК, устанавливающий очередность удовлетворения требований кредиторов, не подлежит применению.

Законодательство о банкротстве устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

 Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о банкротстве, применяются правила международного договора Российской Федерации.

К регулируемым Законом о банкротстве отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения:

1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права

Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);

2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Специальные законы - это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".

Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что "наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений".


 




Глава 2.


История становления института банкротства в
Российской Федерации


2.1. Банкротство в дореволюционной России.

2.2. Развитие банкротства как средства оздоровления экономики в

современных условиях.

 

В

 




Банкротство в дореволюционной России.

 

В дореволюционной России была создана целая система норм о банкротстве, которые образовали конкурсное право. Гражданско-правовое регулирование банкротства оказалось делом достаточно сложным. На обработку норм уходили столетия. Вехами развития конкурсного права явились «Банкротский Устав» от 15 декабря 1740г., «Устав о банкротах» от 19 декабря 1800 г., «Устав о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832 г. Законодательство о банкротстве в России было трудно не только создавать, но и применять. По свидетельству известного российского цивилиста Г.Ф. Шершеневича, многие статьи были построены настолько сложно, что затрудняли не только торговых лиц, но и опытных юристов.

Современный этап развития гражданского права, в том числе проблема гражданско-правового регулирования банкротства, - это не что иное, как новый виток развития того механизма, который закладывался в России на протяжении XVIII и XIX столетий.

Исторические корни института несостоятельности (банкротства) в России достаточно глубоки. Хотя само слово "банкротство" появилось в российском праве значительно позднее, положения, касающиеся несостоятельности, имеются уже в Русской правде (одном из первых русских законодательных актов, действовавшем в Древней Руси в XI - XII вв.).

Анализируя основные положения Русской правды, необходимо отметить, что при определении банкротства Русская правда не склоняется ни к одному из критериев несостоятельности (неоплатности или неплатежеспособности), а говорит лишь о невозможности погашения должником требований кредиторов.

Законодателем того времени выделяются два вида несостоятельности, а именно:

- несчастная (невиновная) несостоятельность, возникшая не по вине должника (имела место в случае наступления различного рода форс-мажорных обстоятельств: пожара, стихийного бедствия);

- злонамеренная (виновная) несостоятельность, которая могла наступить, к примеру, в случае легкомысленного поведения купца (растрата вверенных средств, потеря товара в результате пьянства и других предосудительных действий)

При этом как виновная, так и невиновная несостоятельность были видами коммерческой несостоятельности.

Интересен тот факт, что уже тогда появились "наметки" установления очередности удовлетворения требований кредиторов.

Анализируя ст. 55 Русской правды, ряд ученых (к примеру, А.Х. Гольмстен) приходят к выводу о том, что требования князя удовлетворялись в первую очередь, затем удовлетворялись требования иностранных купцов и только после этого - требования соотечественников.

Но в то время этот вопрос мог быть решен и по-другому. Так, по договору Смоленска с Ригой (1229 г.) иностранные купцы имели право первоочередного удовлетворения своих требований из конкурсной массы .

Подход к несостоятельности, обозначенный в Русской правде, сохранился и в более позднем российском законодательстве. Так, в Вексельном уставе 1729 г. понятие несостоятельности связывалось с процедурой акцепта векселя. "Когда приниматель векселя по слухам в народе банкрутом учинился (т.е. в неисправу и убожество впал) и за тем от биржи или публичного места, где торговые люди сходятся, отлучается, то может подаватель чрез публичного нотариуса, а где оного нет, то в таможенном суде просить и взять от него добрых порук, хотя срок того векселя и не пришел; а ежели в поруках откажет, то надлежит за тем протестовать в недаче порук...".

После принятия Вексельного устава развитие института несостоятельности происходило путем появления прецедентов.

Так, в 1736 г. по делу одного должника оказалось, что в составе конкурсной массы имеются товары, сданные на комиссию иностранными купцами. При этом часть продукции находилась в нераспакованном после транспортировки виде. Решая данное дело, Коммерц-коллегия указала вернуть нераспакованные товары собственнику, а уже распакованные остались в составе конкурсной массы.

Заслуживает внимания казус 1738 г. Товар был куплен несостоятельным должником и сопроводительные документы уже отправлены, но продавец настаивал на возвращении ему товара и предпринял меры по задержке товара, опасаясь неполучения оплаты. По решению Коммерц-коллегии, принимая во внимание ярмарочное время, товар выгрузили и распродали, а вырученные средства поступили в конкурсную массу для удовлетворения требований кредиторов.

Важной вехой в развитии института несостоятельности стало принятие 19 декабря 1800 г. Банкротского устава. Это была первая попытка комплексного регулирования несостоятельности путем принятия единого кодифицированного акта.

Данный устав ввел множество новелл в институт банкротства. В Банкротском уставе виден переход законодателя к более современным понятиям критериев несостоятельности, отказ от категории неоплатности, свойственной Русской правде. Банкротом законодатель того времени признавал лицо, которое не могло сполна заплатить своих долгов.

Под несостоятельностью понималось такое имущественное положение лица (физического или юридического), при котором последнее не в состоянии удовлетворить требования своих кредиторов. Оно явилось следствием или очевидной недостаточности имущества, или стечения таких обстоятельств временного расстройства дел, которые дают основание предполагать недостаточность у должника средств и невозможность полной расплаты с кредиторами.

В отличие от Русской правды Банкротский устав выделяет три вида несостоятельности:

- несостоятельность несчастная, которая может быть признана лишь при наличии непредвиденных обстоятельств, нисколько не зависящих от действий должника (пожар, наводнение и т.д.);

- несостоятельность неосторожная, происходившая от вины самого должника;

- несостоятельность злостная, иначе, злонамеренное банкротство (так, злостным банкротом мог быть признан в том числе должник, пришедший к такому положению в силу своей неопытности, но по открытии конкурсного производства предпринявший попытки к сокрытию части или всей конкурсной массы).

Важной новеллой в законодательстве о банкротстве явилось введение мер по обеспечению иска в отношении предполагаемого банкрота. Эти меры применялись как по отношению к личности самого должника, так и по отношению к его имуществу (арест имущества должника, выражающийся в опечатывании не только имущества должника, но и документации, связанной с его деятельностью).

После объявления о несостоятельности все имущество должника составляло конкурсную массу, за исключением имущества, сданного должнику на хранение, находящегося у должника по договору комиссии, относящегося к личным вещам и находящегося в залоге.

В 1832 г. был принят новый Устав о несостоятельности. Однако он оказался менее удачным, чем Банкротский устав 1800 г. По полноте постановлений, по ясности положений Банкротский устав (1800 г.) стоит выше Устава о несостоятельности 1832 г., особенно если принять во внимание позднейшее время издания последнего и существование такого образца, как французское Торговое уложение.

Так, новый устав установил сложную систему родов и разрядов долгов, в частности, преимущественное положение имели церкви и монастыри. Во вторую очередь удовлетворялись требования по оплате труда рабочих и лишь затем требования казны и конкурсных кредиторов.

В уставе 1832 г. не указаны также точные сроки начала и окончания конкурсного производства.

Вместе с тем данный устав ввел ряд новелл по сравнению с ранее действовавшим законодательством. В частности, одним из способов наиболее эффективного удовлетворения интересов кредиторов стало выделение из общего числа кредиторов так называемых кураторов, руководивших работой общего собрания, а также выполнявших некоторые функции по управлению имуществом должника. За кураторами закреплялось право на признание недействительными сделок должника и отказ от исполнения текущих договоров.

Дальнейшая эволюция законодательства о банкротстве характеризуется выходом в свет ряда указов Сената. Так, Указом Сената 1806 г. устанавливался запрет выбора кураторов из посторонних лиц, т.е. лиц, не являющихся кредиторами должника. Указом Сената 1809 г. закреплялось положение, согласно которому конкурсное производство прекращалось при наличии у должника одного кредитора, но требования кредитора при этом удовлетворялись в порядке, предусмотренном Указом.

В 1846 г. действие норм о торговой несостоятельности было распространено на дворянство.

В связи с проведением судебной реформы и появлением нескольких разновидностей судов возникла потребность в регламентации вопросов подсудности дел о несостоятельности. Данные вопросы нашли решение в Указе Сената 1868 г.

Следует заметить, что на данном этапе развивались и другие категории института банкротства. В частности, достаточно четко были определены критерии разграничения торговой и неторговой несостоятельности, вытекающие из оснований их возникновения. В решении Сената 1899 г. было указано, что для признания несостоятельности торговой необходимо, чтобы хотя бы один долг происходил из торговли.

Происхождение долга из торговли подразумевало осуществление должником предпринимательской деятельности. В дальнейшем Сенат сам истолковал данную формулировку: торговая несостоятельность вызвана сделкой по торговле, а не единичной сделкой, каковой является, к примеру, перепродажа. Иными словами, в основу торговой несостоятельности должны были быть положены не единичные действия, а систематические действия, совершаемые должником.

Помимо этого был конкретизирован правовой статус конкурсного управляющего, а также полномочия суда при его назначении. При назначении присяжного попечителя суд не был связан кругом лиц, представленных кредиторами. Это положение закреплялось решением Сената 1876 г. N 119: "...суд останавливается в своем выборе на лице, указанном кредиторами, если оно представляется ему благонадежным: это же правило должно применяться и к случаям, когда прежний попечитель по просьбе должника или кредиторов будет оставлен в своей должности. Однако суд вправе его заменить по своему выбору и вопреки желанию кредиторов".

Революция 1917 г. внесла коррективы в законотворческий процесс. Основные преобразования происходили в области государственного права. Тем не менее даже в реформировании правоотношений, регулируемых государственным правом, находили отражение вопросы несостоятельности. Так, например, в Положении о выборах в Учредительное собрание (2 октября 1917 г.) указывалось, что "права участия в выборах лишаются: ...3) несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений банкротами злонамеренными, - до истечения трех лет по таковом признании".

Следующим этапом в развитии института несостоятельности (банкротства) было принятие в 1922 г. Гражданского кодекса РСФСР, в 1923 г. - Гражданского процессуального кодекса РСФСР (в 1927 г. в него были введены соответствующие главы, предназначенные для регулирования вопросов несостоятельности). Законодателем были детально регламентированы отдельные положения, в частности, касающиеся условий признания сделок недействительными, правил зачета взаимных требований, отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров и т.д.

С 1930-х гг. в России правоотношения, связанные с несостоятельностью предприятий, практически не регулировались. Официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности. Более того, в начале 1960-х гг. нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР.

 

2.2 Развитие банкротства как средства оздоровления экономики в
современных условиях.

 

Юристы, занимающиеся институтом банкротства, убеждены, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) в странах с рыночной экономикой необходимо для «развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных структурных изменениях. Оно способствует воспитанию дисциплины и соблюдению правил делового оборота в области финансового управления, а также предназначено для того, чтобы содействовать реконструкции неэффективных предприятий либо их цивилизованному выводу из рынка.

В принципе, подобные процессы оздоравливают экономику, освобождая ее от аутсайдеров, что способствует структурной перестройке и обновлению производства. Таким образом, законодательство о банкротстве является важной составляющей законодательной базы рыночной экономики, либо экономики, находящейся в переходном периоде, и обеспечивает гарантии как местным, так и иностранным инвесторам, что в конечном счете способствует экономическому развитию страны».

Так, за период с 1992 по 2002 г. было принято три Федеральных закона о банкротстве - в 1992 г., 1998 г., 2002 г., два Федеральных закона об особенностях банкротства отдельных, особых категорий должников: "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" - 1999 г., "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" - 1999 г.; в системе арбитражных судов создана достаточно эффективно функционирующая практика применения законодательства о банкротстве, написаны десятки научно-практических статей и книг, посвященных банкротству.

Начало возрождения института несостоятельности в нашей стране было положено принятием в 1992 году указа Президента №623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур». Однако на практике этот указ имел весьма ограниченное применение из-за содержавшихся в нем ошибок. Указ должен был действовать до момента принятия Закона «О банкротстве».

В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон о банкротстве 1992 г.), а затем в ст. ст. 61 и 65 ГК РФ.

Между тем следует отметить, что с принятием первой части ГК РФ многие положения Закона о банкротстве 1992 г. устарели, что не могло, в свою очередь, не сказаться на правоприменительной практике: в 1993 - 1994 гг. федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве) широко не применялось. Так, достаточно сказать, что в 1994 г. во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными.

Прогнозы о волне банкротств с принятием закона 1992 года не сбылись. Вероятно, здесь следует говорить как об экономических и организационных, так и о чисто правовых причинах нечастого обращения предприятий и организаций, выступающих в роли должников и кредиторов, в арбитражные суды с заявлениями о возбуждении дел о своей собственной несостоятельности либо о банкротстве контрагентов по договорным обязательствам. Одной из причин служит неблагоприятные условия для работы законодательства о банкротстве – это общий кризис неплатежей, поразивший нашу экономику. В условиях, когда все должны всем, каждому участнику экономических отношений трудно, а иногда и невозможно дать объективную оценку финансовому состоянию конкретного контрагента по договорному обязательству. Такая оценка может быть дана лишь в ситуации, когда общим правилом имущественного оборота является своевременная оплата проданных или поставленных товаров, выполненной работы, оказанных услуг. Только лишь на таком фоне определение неплатежеспособности отдельных предприятий, задерживающих оплату, представляется легко решаемой задачей. В ряду организационных причин нельзя не назвать проявление обычной российской проблемы: Закон 1992 года «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» «был введен в действие без всякого механизма его реализации». Так, закон предоставил возможность применения «прокредиторской» и «продолжниковской» системы, не указав, как это должно реализовываться на практике. В частности, порядок рассмотрения дела по заявлению должника ничем не отличается от порядка рассмотрения такого же дела по заявлению кредитора, впрочем так же, как и все процедуры банкротстваа, применяемые к должнику.

Говоря о недостатках Закона 1992 года, необходимо выделить и то, что само понятие и признаки банкротства, которыми оперировал Закон, не отвечают современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. Как известно, согласно указанному закону под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника (ст. 1 Закона от 19.11.1992). Кроме того, представляется принципиально неправильным абсолютно одинаковый, одномерный подход ко всем категориям должников при применении к ним процедур банкротства, как это имело место в ранее действовавшем законодательстве. Закон не делал никаких различий между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным (зачастую градообразующим) предприятием и посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; торговым предприятием и крестьянским (фермерским) хозяйством; промышленным предприятием и кредитной организацией. Одинаковыми были признаки банкротства таких должников, применяемые к ним процедуры и т.п., хотя было совершенно ясно, насколько различны последствия их применения.

Таким образом, главными причинами необходимости реформирования законодательства о банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики. За шесть лет применения Закона о банкротстве 1992 г. в нашей стране выявился ряд объективных оснований, способствовавших принятию в 1998 г. нового Закона о банкротстве, учитывающего как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности. В результате этого была создана российская правовая система регулирования несостоятельности (банкротства), не уступающая мировым аналогам. Вместе с тем следует заметить, что данный Закон не смог в полной мере обеспечить эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Федеральный закон от 8 января 1998 г.                        N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве 1998 г.) был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов. В результате он из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. Нередко кредиторы были заинтересованы не в осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий, а в их банкротстве и овладении их имуществом.

Эти и многие другие обстоятельства вызвали необходимость разработки и принятия нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г.

20 сентября 1993 года в соответствии с постановлением Правительства РФ №926 было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению при Госкомимуществе России, основными задачами которого стали разработка и осуществление комплекса мер, направленных на эффективную реализацию законодательства о несостоятельности, а также на предотвращение негативных последствий реальных банкротств предприятий и организаций. Дальнейшая судьба этого органа складывалась следующим образом. Выйдя в марте 1997 года из состава Госкомимущества и получив самостоятельность, управление стало называться Федеральной службой по делам о несостоятельности. А уже с сентября 1999 года – Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству была упразднена. Функции по принятию нормативных актов в установленной сфере деятельности упраздненной Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, функции по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства – Федеральной налоговой службе.

Согласно Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 451 Федеральная регистрационная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ведению единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, реестра арбитражных управляющих и функции по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Федеральная регистрационная служба Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 переименована с 1 марта 2009 года в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Данная служба находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

 


Глава 3 .


                                  Понятие и признаки банкротства

 

Определение банкротства. Признаки банкротства граждан и юридических лиц. Признаки банкротства субъектов естественных монополий и кредитных организаций. Виды обязательств должника при определении признаков банкротства.

 

 


Несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) – это                         

признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В российском законодательстве термины "несостоятельность" и "банкротство" употребляются как синонимы. Это положение отражает российскую специфику и не полностью отвечает мировой практике, поскольку в законодательстве ряда других стран термин "банкротство" имеет более узкое значение, подразумевающее совершение должником уголовно наказуемого деяния, наносящего ущерб кредиторам. Термин же "несостоятельность" имеет более широкое значение и обозначает удостоверенную решением соответствующего судебного органа неспособность лица погасить свои долговые обязательства

В настоящее время данный вопрос имеет дискуссионный характер. С позиции законодателя понятия "несостоятельность" и "банкротство" - синонимы. Однако, по мнению некоторых ученых, такой подход законодателя к употреблению данных терминов не совсем удачен.

М.И. Кулагин в отношении этой проблемы писал: "Институт несостоятельности нередко в экономической и юридической литературе смешивают с банкротством. В строгом юридическом значении банкротство есть лишь одно из возможных последствий, проявлений несостоятельности. Банкротство рассматривается как уголовно наказуемое деяние, в то время как несостоятельность считается институтом частного права".

Фактически "несостоятельность" и "банкротство" не тождественны. Одно вытекает из другого, так как несостоятельность может привести к банкротству (ликвидации) или восстановлению платежеспособности должника.

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Учитывая рисковый характер предпринимательской деятельности, возможность применения к предпринимателям правил о юридических лицах, а также повышенную ответственность по обязательствам, при банкротстве индивидуального предпринимателя следует использовать критерий неплатежеспособности (т.е. не имеет значения, превышает стоимость имущества размер обязательств или нет).

Следует заметить, что при отсутствии у индивидуального предпринимателя имущества, на которое может быть обращено взыскание в соответствии со ст. 446 ГПК РФ для проведения процедур банкротства, дело о несостоятельности подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, в том числе по инициативе суда (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 22 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве").

Возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом связана с наличием у него задолженности по обязательствам, возникшим при осуществлении им предпринимательской деятельности. Задолженность перед физическими лицами, образовавшаяся в результате деятельности предпринимателя как физического лица, не может служить основанием для определения признаков его несостоятельности как предпринимателя.

Если суд установит, что задолженность предпринимателя возникла в связи с его деятельностью как физического лица, то это станет основанием для принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом, а не для прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду по п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ

В силу п. 1 ст. 53 Закона о банкротстве  решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, предусмотренных ст. 3 данного Закона.

Основания для прекращения производства по делу о банкротстве указаны в ст. 57 Закона о банкротстве. Статьей 55 этого же Закона определены случаи, когда арбитражный суд выносит решение об отказе в признании должника банкротом. В частности, к таким случаям, по нашему мнению, должно относиться наличие у предпринимателя задолженности, не связанной с предпринимательской деятельностью, означающее, как представляется, отсутствие признаков банкротства.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В юридической литературе понятие "признаки банкротства" определяется по-разному. Одни ученые полагают, "что признаками банкротства является необходимая и достаточная совокупность формальных и материальных фактов, дающих возможность суду признать лицо банкротом или самому объявить о наличии несостоятельности (банкротства)". Другие ученые понимают под признаками банкротства "систему внешних характеристик должника, позволяющих предположить его несостоятельность". Кроме данных подходов существует мнение, что признаки банкротства представляют собой не систему внешних характеристик должника, позволяющих предположить несостоятельность, а приемы выражения (воплощения) в тексте правового акта критерия несостоятельности, избранного законодателем в отношении той или иной категории потенциальных банкротов".

   Под признаками несостоятельности (банкротства) следует понимать

необходимую совокупность юридических фактов, предоставляющих суду возможность инициировать дело о несостоятельности и впоследствии при наличии определенных оснований вынести решение о признании должника банкротом.

В доктрине принято классифицировать признаки банкротства на внешние и сущностные.

 

ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА

Внешние, служащие основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности Сущностные, т.е. необходимые и достаточные для квалификации несостоятельности должника  

 

Анализ действующего российского законодательства о банкротстве позволяет выделить следующие признаки несостоятельности субъекта предпринимательской деятельности:

- наличие денежного обязательств должника долгового характера;

- неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения:

- наличие задолженности гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;

- официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) гражданина, а именно: превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Для отдельных категорий должников Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает несколько иные признаки несостоятельности (банкротства). Так, в целях защиты прежде всего публичных интересов законодатель увеличивает срок неисполнения обязательств должником - стратегическим предприятием и размер требований к такому должнику по сравнению с общими признаками несостоятельности. Стратегическое предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма требований должна составлять не менее 500 тыс. руб. (ст. 190 Закона о банкротстве 2002 г.).

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для возбуждения производства по делу о банкротстве кредитной организации необходимо, чтобы сумма требований к ней в совокупности составляла не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда и эти требования не были исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения. Либо необходимо, чтобы после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) была недостаточна для исполнения обязательств перед кредиторами и уплаты обязательных платежей.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" устанавливает, что для инициирования дела о несостоятельности соответствующего субъекта требования к должнику должны в совокупности составлять не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда и указанные требования должны быть не погашены в течение шести месяцев. Кроме того, для указанных должников применяется критерий неоплатности, при котором размер общей кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость принадлежащего должнику имущества.

Следует заметить, что с 1 июля 2009 г. вступит в силу § 6 гл. IX Закона о банкротстве 2002 г., нормы которого будут регламентировать несостоятельность любых субъектов естественных монополий. Данные положения закрепляют следующую систему признаков:

- размер задолженности - 500 тыс. руб.;

- срок неисполнения требований - шесть месяцев;

- подтверждение требования кредитора исполнительным документом;

- требования кредитора не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество кредиторов первой и второй очередей в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", непосредственно не участвующее в производстве (валютные ценности, ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника и т.д.).

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

 

ВИДЫ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Денежные обязательства Обязательные платежи

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...