Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика № 10. Классификация предметов.




ЗАДАНИЕ. Классификация предметов.

Методика является одной из основных в психологическом обследовании (Вейгль,

1927; Л.С. Выготский, 1934; Гольтштейн иШирер, 1941; Б.В. Зейгар

ник, 1970 и др.).

Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования. На материале

эксперимента можно также изучить возможность анализа последовательности

умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей памяти,

объема и устойчивости внимания, личностных реакций.

Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими

категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, растения, посуда,

мебель, инструменты, транспорт и т. д.).

Инструкция: разложите эти карточки на столе – что к чему подходит (название

групп и их количество не указывается).

Ход выполнения задания:

 I этап – «глухой»: предлагается раскладывать карточки и группировать их как

получится. После того, как выложено 16-20 карточек, начинается II этап работы.

Сначала оценивается, что было сделано ребенком. Отмечаются правильно

отобранные группы («Правильно, ты положил вместе игрушки, так и надо все

объединять: посуду с посудой, одежду с одеждой» и т.д.). Затем оцениваются и

корректируются ошибочные решения. На протяжении II этапа ребенку задаются

вопросы по поводу места раскладки карточек и оценивается работа. Важно

выяснить название каждой из выделенных групп и определить принцип

обобщения. Для этого необходимы словесные объяснения ребенка. III этап –

предлагается соединить выделенные группы между собой так, чтобы предметам

укрупненной группы можно было дать общее название с одним (!) общим

существенным признаком.

Диапазон применения: от 5-ти до 7-ми лет – I, II этапы; с 7-ми лет – III этап

работы.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в

действенном плане, определяя принцип обобщения на функциональном уровне.

Начиная с 6-ти лет нормой является использование отвлеченных категорий.

 

Методика № 11. Исключение предметов.

ЗАДАНИЕ. Исключение предметов.

Цель: исследование категориального мышления; выявления уровня обобщения.

Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета.

Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнеесходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к

этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:

1) каждый раз изменяется позиция «лишней картинки»;

2) используются «провокации»: по цвету, форме, величине, стилю изображения.

Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между

собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не

подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к

остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета».

Ход выполнения задания: ребенку последовательно предъявляются

карточки, на которых он показывает «лишний предмет», а затемобосновывает

принцип выделения.

Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей

сложности.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в

действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и

определяя «лишний» предмет способомпротивопоставления (например: это обувь, а

это - не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят

отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми

годам.

 

Методика № 12. Сюжетные картинки.

ЗАДАНИЕ 1. Объяснение сюжетных картин.

Цель: выявление возможности осмысления ситуации, содержания картины на основе

аналитико-синтетической деятельности.

Материaл: сюжетные картины, изображающие какое-либо событие - простые,

наглядно изображающие все детали соответствующего события (с явным смыслом);

усложненные, в которых общий смысл может быть понят только из сопоставления

ряда деталей и с помощью ряда заключений, которые ребенок должен сделать (со

скрытымсмыслом);

-нелепицы.

Инструкция: «Расскажи, что здесь происходит. Придумай об этомрассказ».

Диапазон применения: от 5-ти лет и старше по возрастающей сложности.

Норма выполнения: дети с 5-ти лет составляют связные рассказы с

элементами фантазирования. При анализе нелепиц у них возникают адекватные

эмоциональные реакции.

ЗАДАНИЕ 2. Установление последовательности событий.

Цель: выявление способностипонимать связь событийистроитьумозаключения.

Материал: сериисюжетныхкартин (от 3-хдо 6-тикартиноквсерии):

- с явнымсмысломсюжета;

- со скрытымсмысломсюжета;

- с незавершеннымконцомдействия. Инструкция: на картинках - одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все

началось, что было дальше и чем дело закончилось.

Ход выполнения задания: ребенку предлагается серия сюжетных картинок,

которые он раскладывает, а затем по выстроенному сюжету составляет рассказ.

Диапазон применения: предлагается детям с 5-ти лет, владеющимречью.

Норма выполнения: дети 5-ти лет справляются с серией из 3-4-х картинок; при

увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увеличению пробных

действий с ними.

 

Методика № 13. Тексты.

ЗАДАНИЕ. Объяснение сюжета, выраженного в словесной форме (текст).

Цель: выяснение возможности осмысления ситуации на основе слухового восприятия

(понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Материал: текст (рассказ, басня), содержащий ряд существенных и

побочных деталей, которые нужно проанализировать для понимания основного

смысла.

Инструкция: «Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи».

Ход выполнения задания: ребенку зачитывают текст и просят пересказать его.

После пересказа проводится беседа, направленная на выяснение глубины понимания

смысла (форма вопросно-ответная).

Диапазон применения: начиная с 5-ти лет.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста самостоятельно пересказывают текст,

фиксируя внимание на существенных деталях Им доступно понимание скрытого

смысла, что раскрывается в беседе.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...