Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика № 10. Классификация предметов. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
ЗАДАНИЕ. Классификация предметов. Методика является одной из основных в психологическом обследовании (Вейгль, 1927; Л.С. Выготский, 1934; Гольтштейн иШирер, 1941; Б.В. Зейгар ник, 1970 и др.). Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования. На материале эксперимента можно также изучить возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций. Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, растения, посуда, мебель, инструменты, транспорт и т. д.). Инструкция: разложите эти карточки на столе – что к чему подходит (название групп и их количество не указывается). Ход выполнения задания: I этап – «глухой»: предлагается раскладывать карточки и группировать их как получится. После того, как выложено 16-20 карточек, начинается II этап работы. Сначала оценивается, что было сделано ребенком. Отмечаются правильно отобранные группы («Правильно, ты положил вместе игрушки, так и надо все объединять: посуду с посудой, одежду с одеждой» и т.д.). Затем оцениваются и корректируются ошибочные решения. На протяжении II этапа ребенку задаются вопросы по поводу места раскладки карточек и оценивается работа. Важно выяснить название каждой из выделенных групп и определить принцип обобщения. Для этого необходимы словесные объяснения ребенка. III этап – предлагается соединить выделенные группы между собой так, чтобы предметам укрупненной группы можно было дать общее название с одним (!) общим существенным признаком. Диапазон применения: от 5-ти до 7-ми лет – I, II этапы; с 7-ми лет – III этап работы. Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, определяя принцип обобщения на функциональном уровне. Начиная с 6-ти лет нормой является использование отвлеченных категорий.
Методика № 11. Исключение предметов. ЗАДАНИЕ. Исключение предметов. Цель: исследование категориального мышления; выявления уровня обобщения. Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнеесходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу: 1) каждый раз изменяется позиция «лишней картинки»; 2) используются «провокации»: по цвету, форме, величине, стилю изображения. Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета». Ход выполнения задания: ребенку последовательно предъявляются карточки, на которых он показывает «лишний предмет», а затемобосновывает принцип выделения. Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей сложности. Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя «лишний» предмет способомпротивопоставления (например: это обувь, а это - не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам.
Методика № 12. Сюжетные картинки. ЗАДАНИЕ 1. Объяснение сюжетных картин. Цель: выявление возможности осмысления ситуации, содержания картины на основе аналитико-синтетической деятельности. Материaл: сюжетные картины, изображающие какое-либо событие - простые, наглядно изображающие все детали соответствующего события (с явным смыслом); усложненные, в которых общий смысл может быть понят только из сопоставления ряда деталей и с помощью ряда заключений, которые ребенок должен сделать (со скрытымсмыслом); -нелепицы. Инструкция: «Расскажи, что здесь происходит. Придумай об этомрассказ». Диапазон применения: от 5-ти лет и старше по возрастающей сложности. Норма выполнения: дети с 5-ти лет составляют связные рассказы с элементами фантазирования. При анализе нелепиц у них возникают адекватные эмоциональные реакции. ЗАДАНИЕ 2. Установление последовательности событий. Цель: выявление способностипонимать связь событийистроитьумозаключения. Материал: сериисюжетныхкартин (от 3-хдо 6-тикартиноквсерии): - с явнымсмысломсюжета; - со скрытымсмысломсюжета; - с незавершеннымконцомдействия. Инструкция: на картинках - одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось. Ход выполнения задания: ребенку предлагается серия сюжетных картинок, которые он раскладывает, а затем по выстроенному сюжету составляет рассказ. Диапазон применения: предлагается детям с 5-ти лет, владеющимречью. Норма выполнения: дети 5-ти лет справляются с серией из 3-4-х картинок; при увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увеличению пробных действий с ними.
Методика № 13. Тексты. ЗАДАНИЕ. Объяснение сюжета, выраженного в словесной форме (текст). Цель: выяснение возможности осмысления ситуации на основе слухового восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое). Материал: текст (рассказ, басня), содержащий ряд существенных и побочных деталей, которые нужно проанализировать для понимания основного смысла. Инструкция: «Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи». Ход выполнения задания: ребенку зачитывают текст и просят пересказать его. После пересказа проводится беседа, направленная на выяснение глубины понимания смысла (форма вопросно-ответная). Диапазон применения: начиная с 5-ти лет. Норма выполнения: дети пятилетнего возраста самостоятельно пересказывают текст, фиксируя внимание на существенных деталях Им доступно понимание скрытого смысла, что раскрывается в беседе.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |