Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественно-политическая мысль в XIX – начале XX вв.




Концепт такой: О влиянии идей просвещения, революций, технич. прогресса и развития естест. науки (напр., Дарвин) на общ. мысль. Внимание к соц. проблемам: социализм и коммунизм, анархизм и марксизм. Все фи­ло­со­фы так или ина­че бы­ли ис­то­ри­ка­ми, рас­смат­ри­вая об­щес­т­вен­ные от­но­ше­ния в их дви­же­нии. Вспоминаем историографию: реакция на просвещение (сначала консервативное - отрицающее, затем либеральное – синтез идей), пессимизм, романтизм, историзм, история – царица наук, ее расцвет, со вт. пол. 19 в.- позитивизм (реакция на возросший пессимизм, индивидуализм и мистицизм) на фоне бурного развития естсественных наук: за рациональность, эмпиризм, прогресс, научные методы (установление и обобщение фактов). Общественный оптимизм к концу века доходит до культурного пессимизма и декаданса, недовольство прогрессом, а тут и Первая мировая. Вопрос бездонный, есть же у нас общие знания. Кому интересно- подробности далее.

Общ. мысль в рас­смат­ри­ва­емый на­ми пе­ри­од прош­ла путь от соз­да­ния ес­тес­т­воз­на­ния до ре­во­лю­ции в его ос­но­вах. На­ука как фор­ма те­оре­ти­чес­ко­го мыш­ле­ния прев­ра­ти­лась как в ин­тел­лек­ту­аль­ную, так и про­из­во­ди­тель­ную си­лу об­щес­т­ва.

Наряду с мно­го­чис­лен­ны­ми по­пыт­ка­ми дать ра­ци­она­лис­ти­чес­кую кар­ти­ну че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия с на­ча­ла XIX в. стал воз­рас­тать ин­те­рес к та­ким на­ча­лам лич­нос­ти, как ее ве­ра, во­ля, сво­бо­да. Бы­ли за­ло­же­ны ос­но­вы ли­бе­ра­лиз­ма. На сме­ну ате­ис­ти­чес­ко­му от­б­ра­сы­ва­нию ре­ли­гии приш­ли серь­ез­ные тру­ды по ре­ли­ги­ове­де­нию. Ре­ли­ги­оз­ность вновь про­яви­ла се­бя не­ус­т­ра­ни­мой сущ­нос­тью че­ло­ве­чес­кой куль­ту­ры.

ФИЛОСОФИЯ. Противостояние эм­пи­риз­ма (на­уч­ное поз­на­ние на­чи­на­ет­ся с по­ка­за­ний ор­га­нов чувств и яв­ля­ет­ся их обоб­ще­ни­ем) и ра­ци­она­лиз­ма (осно­вой поз­на­ния яв­ля­ют­ся на­уч­ные по­ня­тия, уче­ный ви­дит в пред­ме­те то, что он зна­ет о нем) оп­ре­де­ли­ло суть по­ле­ми­ки фи­ло­со­фов XVII - на­ча­ла XIX в. Син­тез эм­пи­риз­ма и ра­ци­она­лиз­ма пы­тал­ся осу­щес­т­вить И. Кант, при­шед­ший к вы­во­ду о не­поз­на­ва­емос­ти сущ­нос­ти ве­щей.

Просветители те­оре­ти­чес­ки под­го­то­ви­ли эти со­бы­тия, спо­соб­с­т­во­ва­ли и ре­во­лю­ции у се­бя, и из­ме­не­нию ин­тел­лек­ту­аль­но­го кли­ма­та в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке… И. Кант по­ка­зал ог­ра­ни­чен­ность воз­мож­нос­тей на­уч­но­го поз­на­ния. Это­го в эпо­ху на­уч­ной эй­фо­рии по­тер­петь бы­ло нель­зя. За вос­ста­нов­ле­ние це­лос­т­ной фи­ло­со­фии как на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния и ме­то­до­ло­гии взя­лись всерь­ез не­мец­кие фи­ло­со­фы Фих­те, Шел­линг и Ге­гель. Ес­ли пер­вые двое упо­ва­ли преж­де все­го на лич­ные твор­чес­кие спо­соб­нос­ти че­ло­ве­ка (а Шел­линг к кон­цу жиз­ни при­шел к мыс­ли, что ис­тин­но твор­чес­кое на­ча­ло дол­ж­но быть свя­за­но с убеж­де­ни­ем в су­щес­т­во­ва­нии Бо­га), то Г. Ге­гель (1770-1831) ве­рил в си­лу аб­со­лют­но­го ра­зу­ма тво­рить са­мо­го се­бя пу­тем соз­да­ния ра­зум­но­го ми­ра. Он пос­т­ро­ил сис­те­му аб­со­лют­но­го иде­ализ­ма и ра­ци­она­лиз­ма. Все фор­мы жиз­ни, по Ге­ге­лю, яв­ля­ют­ся лишь сту­пень­ка­ми се­бя раз­ви­ва­юще­го ра­зу­ма (го­су­дар­с­т­во, ре­ли­гия, пред­п­ри­ни­ма­тель­с­т­во, мо­раль и т. д.), от­чуж­ден­ным вре­мен­ным сос­то­яни­ем это­го ра­зу­ма, ко­то­рые он пре­одо­ле­ва­ет даль­ней­шим сво­им дви­же­ни­ем к са­мо­поз­на­нию. Сис­те­ма Ге­ге­ля бы­ла дос­та­точ­но прив­ле­ка­тель­на для ре­во­лю­ци­оне­ров сво­им ре­ши­тель­ным сня­ти­ем от­жив­ших форм бы­тия («Все дей­ст­ви­тель­ное дос­той­но смер­ти!»), ут­вер­ж­де­ни­ем не­ми­ну­емос­ти но­во­го, по­ня­то­го ра­зу­мом. Но она ус­т­ра­ива­ла и кон­сер­ва­то­ров, ибо «все дей­ст­ви­тель­ное ра­зум­но!» и по­то­му под­ле­жит сох­ра­не­нию.

Система Ге­ге­ля ока­за­лась ра­ци­она­ли­зи­ро­ван­ной бес­че­ло­веч­ной ма­ги­ей­, а то, что удел лич­нос­ти - быть иг­руш­кой в ру­ках ду­ха, по­нял его уче­ник Л. Фей­ер­бах (1804-1872). Еще до не­го до­цент из Фран­к­фур­та-на-Май­не А. Шо­пен­га­у­эр (1788-1860) по­ка­зал ог­ра­ни­чен­ность чис­то ра­ци­она­лис­ти­чес­ко­го по­ни­ма­ния че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия. Он счи­тал, что жизнь и де­ятель­ность че­ло­ве­ка есть про­яв­ле­ние все­об­щей сущ­нос­ти бы­тия - во­ли к жиз­ни, ко­то­рая не­дос­туп­на для по­ни­ма­ния его (че­ло­ве­ка) рас­суд­ком.

После бур­но­го пе­ри­ода ре­во­лю­ци­он­ных пе­ре­мен кон­ца XVI­II в., ког­да на аре­не ис­то­рии по­яви­лись но­вые дей­ст­ву­ющие си­лы, фран­цуз­с­кий ис­то­рик и го­су­дар­с­т­вен­ный де­ятель Ф. Ги­зо (1787-1874) уви­дел ос­но­ву об­щес­т­ва в его клас­со­вом сос­та­ве, стол­к­но­ве­нии ин­те­ре­сов клас­сов по по­во­ду соб­с­т­вен­нос­ти, осо­бен­но зе­мель­ной. Та­ких же взгля­дов при­дер­жи­вал­ся Ф. Минье (1796-1884), рас­смат­ри­вав­ший ис­то­рию ре­во­лю­ции как ре­зуль­тат стол­к­но­ве­ния раз­лич­ных клас­сов.

Ориентация ис­то­ри­ог­ра­фии то­го пе­ри­ода на прак­ти­чес­кие ин­те­ре­сы, на оп­рав­да­ние су­щес­т­ву­юще­го и то­го, что впос­лед­с­т­вии мо­жет воз­ник­нуть, оп­ре­де­ля­ло ее тес­ную связь с те­ори­ей го­су­дар­с­т­ва и пра­ва.

Внимание к со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти воз­рос­ло в кон­це XVI­II- на­ча­ле XIX в. пос­ле бур­жу­аз­ных ре­во­лю­ций­, не ре­али­зо­вав­ших ожи­да­ния их учас­т­ни­ков. Воз­рос­ло вни­ма­ние к иде­ям Мо­ра и Кам­па­нел­лы, на­ча­ла свое су­щес­т­во­ва­ние идея со­ци­ализ­ма - каж­до­му по тру­ду.

Социализм, как и ком­му­низм, ан­ти­ин­ди­ви­ду­алис­тич­ны по сво­ей су­ти. Че­ло­ве­чес­кие лич­нос­ти, дей­ст­вуя в «зем­ном рае», не воль­ны вли­ять на его струк­ту­ру.

Достаточно ре­ши­тель­ны­ми бы­ли ком­му­нис­ты. В 1795 г. Г. Ба­беф соз­дал «Общес­т­во рав­ных» для свер­же­ния су­щес­т­ву­ющей влас­ти и «соз­да­ния фак­ти­чес­ко­го ра­вен­с­т­ва меж­ду людь­ми». Пос­ле­до­ва­тель Ба­бе­фа Бу­онар­ро­ти соз­дал тай­ные об­щес­т­ва в Бель­гии, Фран­ции. Один из их учас­т­ни­ков В. Вей­тлинг пред­ло­жил вве­де­ние ком­му­низ­ма че­рез ре­во­лю­ци­он­ную борь­бу ра­бо­чих. Его со­рат­ни­ки соз­да­ли «Со­юз спра­вед­ли­вых», в ко­то­ром учас­т­во­ва­ли не­ко­то­рые ра­бо­чие раз­ных стран. Со­юз был, по ини­ци­ати­ве Ф. Эн­гель­са, пре­об­ра­зо­ван в «Со­юз ком­му­нис­тов». Для не­го был на­пи­сан «Ма­ни­фест ком­му­нис­ти­чес­кой пар­тии» Мар­к­сом и Эн­гель­сом (1848). Представители ба­бу­виз­ма (утопич. социализм) учас­т­во­ва­ли в ре­во­лю­ци­он­ных выс­туп­ле­ни­ях 1830 и 1848 гг. Один из них, про­ку­рор Кор­си­ки, жур­на­лист Э. Ка­бе (1788-1856) на­пи­сал оче­ред­ную уто­пию «Пу­те­шес­т­вие в Ика­рию». Кни­га ста­ла ком­му­нис­ти­чес­кой биб­ли­ей мно­гих ра­бо­чих ор­га­ни­за­ций во Фран­ции 40-х го­дов.

Менее аг­рес­сив­ны­ми, нап­рав­лен­ны­ми на пре­об­ра­зо­ва­ния преж­де все­го ха­рак­те­ра тру­да, а не на по­ли­ти­чес­кую кон­ф­рон­та­цию, бы­ли выс­туп­ле­ния пер­вых со­ци­алис­тов, ве­рив­ших в воз­мож­ность пос­те­пен­но­го, ос­но­ван­но­го на убеж­де­нии прод­ви­же­ния к «зо­ло­то­му ве­ку». Хо­тя идеи уто­пис­тов не ста­ли мас­со­вым умо­нас­т­ро­ени­ем, ока­за­лась ус­той­чи­вой са­ма идея со­ци­ализ­ма как уче­ния о спра­вед­ли­вом со­ци­аль­ном рас­п­ре­де­ле­нии

Анри де Сен-Си­мон (1760-1825), раз­ра­ба­ты­вал кон­цеп­цию но­во­го спра­вед­ли­во­го об­щес­т­ва: об­щес­т­во за­ко­но­мер­но раз­ви­ва­ет­ся как це­лос­т­ная сис­те­ма фи­ло­соф­с­ко-на­уч­ных, ре­ли­ги­оз­ных, мо­раль­ных воз­зре­ний и со­от­вет­с­т­ву­ющих им «индус­т­рии», т. е. тру­до­вой де­ятель­нос­ти. Пос­лед­няя оп­ре­де­ля­ет ха­рак­тер соб­с­т­вен­нос­ти, а че­рез нее - те со­ци­аль­ные си­лы, ко­то­рые гос­под­с­т­ву­ют в раз­лич­ных сфе­рах жиз­ни. Фран­цуз­с­кая ре­во­лю­ция - за­ко­но­мер­ное яв­ле­ние, унич­то­жа­ющее гос­под­с­т­во цер­к­ви и ду­хо­вен­с­т­ва, праз­д­но­го фе­ода­лиз­ма. Но со­вер­ши­лась ошиб­ка: власть бы­ла пе­ре­да­на не «индус­т­ри­алам», а ме­та­фи­зи­кам и за­кон­ни­кам, век ко­то­рых уже про­шел, и по­то­му они не по­ня­ли жи­вых со­зи­да­тель­ных за­дач ре­во­лю­ции.

Ближайшие уче­ни­ки Сен-Си­мо­на - Ан­фан­тен и Ба­зар сфор­му­ли­ро­ва­ли со­ци­алис­ти­чес­кий прин­цип рас­п­ре­де­ле­ния: «Каж­до­му - по его спо­соб­нос­тям, каж­дой спо­соб­нос­ти - по ее де­лам!» Они ор­га­ни­зо­ва­ли в Па­ри­же в 1828-1829 гг. чте­ние пуб­лич­ных лек­ций­, ко­то­рые пос­ле бы­ли из­да­ны под наз­ва­ни­ем «Уче­ние Сен-Си­мо­на». Эта кни­га ока­за­ла серь­ез­ное вли­яние на рас­п­рос­т­ра­не­ние со­ци­алис­ти­чес­ких идей в Ев­ро­пе. На нее ссы­ла­лись Пру­дон, Ба­ку­нин, Маркс, Бер­н­ш­тей­н. Сен­си­мо­низм стал по­пу­ляр­ным в Рос­сии. Де­каб­рист Лу­нин встре­чал­ся с его ос­но­ва­те­лем, и они пон­ра­ви­лись друг дру­гу; «сен­си­мо­нис­том из Мос­к­вы» зва­ли Ча­ада­ева. Идеи Сен-Си­мо­на бы­ли ин­те­рес­ны Пуш­ки­ну, Гер­це­ну, Ога­ре­ву, Дос­то­ев­с­ко­му, Чер­ны­шев­с­ко­му, на­ро­до­воль­цам.

Другой фран­цуз­с­кий со­ци­алист-те­оре­тик Ш. Фурье (1772-1837), счи­тал, что оп­ре­де­ля­ющую роль в об­щес­т­ве иг­ра­ют че­ло­ве­чес­кие «страс­ти», ко­то­рые, здо­ро­вые по су­ти, ис­ка­жа­ют­ся су­щес­т­ву­ющим об­щес­т­вен­ным по­ряд­ком. Сле­дом за Кам­па­нел­лой он преж­де все­го ин­те­ре­со­вал­ся ор­га­ни­за­ци­ей тру­да - нас­коль­ко он сво­бо­ден. Су­щес­т­ву­ющее об­щес­т­во не в сос­то­янии обес­пе­чить ос­нов­ное пра­во че­ло­ве­ка - пра­во на труд. Де­мок­ра­тия за­щи­ща­ет этот па­ра­зи­тизм и спо­соб­с­т­ву­ет мо­раль­но­му вы­рож­де­нию. для соз­да­ния «гар­мо­нии страс­тей­» не­об­хо­ди­мо «со­ци­етар­ное», прав­ди­вое, «прив­ле­ка­тель­ное про­из­вод­с­т­во», а имен­но - не­боль­шая про­из­вод­с­т­вен­но-тру­до­вая ас­со­ци­ация лю­дей­, сов­мес­т­но вла­де­ющая сред­с­т­ва­ми про­из­вод­с­т­ва и за­ни­ма­юща­яся тру­до­вой де­ятель­нос­тью.

Про ан­г­лий­ско­го фаб­ри­кан­та и со­ци­алис­та Р. Оу­эна (1771-1858) не­ко­то­рые ис­то­ри­ки иро­ни­зи­ро­ва­ли: «Он раз­бо­га­тел бла­го­да­ря ка­пи­та­лиз­му и здра­во­му смыс­лу и про­мо­тал все свое сос­то­яние бла­го­да­ря ком­му­низ­му и су­мас­шес­т­вию». Оу­эн счи­тал, что но­вое ма­шин­ное про­из­вод­с­т­во при пра­виль­ном его ис­поль­зо­ва­нии мо­жет обес­пе­чить бла­го­сос­то­яние всех лю­дей­, ес­ли соб­с­т­вен­ность бу­дет обоб­щес­т­в­ле­на их соб­с­т­вен­ным во­ле­вым уси­ли­ем. в 1825 г. в США (все-та­ки мо­гу­чая при­вив­ка от со­ци­ализ­ма бы­ла сде­ла­на в этой стра­не в прош­лом ве­ке!) ор­га­ни­зо­вал ко­ло­нию «Но­вая гар­мо­ния», Ко­ло­ния про­го­ре­ла че­рез три го­да.

Про­ти­во­ре­чия со­ци­аль­но­го бы­тия лю­дей пот­ре­бо­ва­ли как ин­тен­сив­но­го со­зи­да­ния те­оре­ти­чес­ких мо­де­лей этих про­цес­сов (по­ли­тэ­ко­но­мии, те­ории го­су­дар­с­т­ва и пра­ва, со­ци­оло­гии и т. д.), Так воз­ник уто­пизм в фор­ме со­ци­ализ­ма (тер­мин «со­ци­ализм» стал ши­ро­ко упот­реб­лять­ся с 30-х го­дов XIX в.); пред­п­ри­ни­ма­лись по­пыт­ки ре­аль­ной де­ятель­нос­ти по пе­ре­ус­т­рой­ст­ву об­щес­т­ва на прин­ци­пах со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти: дви­же­ние ба­бу­вис­тов, «Со­юз ком­му­нис­тов», ко­ло­нии со­ци­алис­тов в США, дви­же­ние анар­хис­тов.

К. Маркс и Ф. Эн­гельс, ана­ли­зи­руя со­ци­аль­ные кол­ли­зии в Ев­ро­пе и США на­ча­ла XIX в., по­пы­та­лись дать «ди­алек­ти­чес­ко-ма­те­ри­алис­ти­чес­кое» обос­но­ва­ние со­ци­алис­ти­чес­ким иде­ям, ис­поль­зуя для сво­ей кон­цеп­ции не­мец­кую клас­си­чес­кую фи­ло­со­фию, уче­ния А. Сми­та и дру­гих эко­но­мис­тов. Про­воз­г­ла­сив идею пре­об­ра­зо­ва­ния об­щес­т­ва пу­тем клас­со­вой борь­бы и про­ле­тар­с­кой ре­во­лю­ции, они прев­ра­ти­ли свое уче­ние в иде­оло­гию та­кой борь­бы и за­яви­ли о не­об­хо­ди­мос­ти пар­тий­но­го ею ру­ко­вод­с­т­ва… Ляля. В пря­мом про­ти­во­ре­чии с эти­ми иде­ями на­хо­дит­ся ре­ли­гия, хрис­ти­ан­с­кое уче­ние о сво­бо­де че­ло­ве­чес­кой лич­нос­ти. 

В об­с­та­нов­ке боль­шо­го ин­те­ре­са к со­ци­ализ­му воз­ник мар­к­сизм, счи­тав­ший воз­мож­ным осу­щес­т­вить со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость и ра­вен­с­т­во толь­ко пу­тем ре­во­лю­ци­он­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния об­щес­т­ва, ос­но­ван­но­го на час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти, пос­ред­с­т­вом лик­ви­да­ции та­ко­вой. Фи­ло­соф­с­кая и на­уч­ная эру­ди­ция поз­во­ли­ла ос­но­ва­те­лям кон­цеп­ции, Мар­к­су и . Эн­гель­су, луч­ше дру­гих со­ци­алис­тов про­ана­ли­зи­ро­вать об­щес­т­вен­ные про­цес­сы сво­ей эпо­хи, уви­деть их ре­аль­ные дви­жу­щие си­лы, сде­лать прог­ноз о гря­ду­щей со­ци­алис­ти­чес­кой ре­во­лю­ции, но они не из­ба­ви­лись при этом от уто­пи­чес­кой мыс­ли о воз­мож­нос­ти соз­да­ния бу­ду­ще­го, зап­ре­дель­но­го об­щес­т­ва, в ко­то­ром бу­дут удов­лет­во­ре­ны пот­реб­нос­ти всех жи­ву­щих там, где сво­бо­да и от­вет­с­т­вен­ность каж­до­го бу­дут сог­ла­со­ва­ны со спра­вед­ли­вым обес­пе­че­ни­ем пот­реб­нос­тей всех.

Маркс при­об­рел из­вес­т­ность в на­уч­ных кру­гах поз­д­нее, ког­да ин­тен­сив­но ста­ла раз­ви­вать­ся со­ци­оло­гия, имен­но как те­оре­тик це­лос­т­ной кон­цеп­ции объ­ек­тив­но­го ха­рак­те­ра ис­то­рии. За­то со­ци­алис­ты уви­де­ли в мар­к­сиз­ме (ко­неч­но, да­ле­ко не все) мо­гу­чее ору­жие в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, осо­бен­но в США, Гер­ма­нии, где со­ци­алис­ти­чес­кие за­да­чи бы­ли силь­но пе­ре­ме­ша­ны с воп­ро­са­ми го­су­дар­с­т­вен­но­го объ­еди­не­ния и борь­бой за не­за­ви­си­мость.

Еще до выс­туп­ле­ния Мар­к­са на по­ли­ти­чес­кой аре­не, а за­тем как про­ти­вос­то­яние «го­су­дар­с­т­вен­но­му ком­му­низ­му» мар­к­сиз­ма раз­ви­вал­ся анар­хизм. Те­оре­ти­чес­ки­ми ис­точ­ни­ка­ми его бы­ли сен­си­мо­низм и фи­ло­со­фия по­зи­ти­виз­ма. Со­ци­аль­ная плат­фор­ма та же, что и у мар­к­сиз­ма: ни­ще­та и нес­п­ра­вед­ли­вость, борь­бы за со­ци­ализм. Анар­хис­ты от­да­ва­ли пред­поч­те­ние нрав­с­т­вен­но­му пу­ти к со­ци­ализ­му . Глав­ным для со­ци­ализ­ма, по Пру­до­ну (1809- 1865), бы­ло приз­на­ние един­с­т­ва ин­ди­ви­ду­аль­ной и кол­лек­тив­ной сво­бо­ды, ос­но­ван­ной на спон­тан­ной де­ятель­нос­ти сво­бод­ных ас­со­ци­аций вне вся­кой их пра­ви­тель­с­т­вен­ной рег­ла­мен­та­ции. Важ­ным мо­мен­том анар­хиз­ма бы­ло приз­на­ние им са­мо­цен­нос­ти каж­дой че­ло­ве­чес­кой лич­нос­ти, го­су­дар­с­т­во иг­ра­ет роль кан­це­ля­рии, кон­то­ры на служ­бе об­щес­т­ву. А пер­вым ак­том от­ми­ра­ния го­су­дар­с­т­ва, прев­ра­ще­ния его в кан­це­ля­рию дол­жен стать пра­ви­тель­с­т­вен­ный акт об унич­то­же­нии пра­ва нас­ле­до­ва­ния. Анархизм поль­зо­вал­ся по­пу­ляр­нос­тью в ра­бо­чем дви­же­нии, по­рой да­же боль­шей­, не­же­ли мар­к­сизм и дру­гие со­ци­алис­ти­чес­кие те­ории (в Ис­па­нии, Ита­лии, Фран­ции пе­ри­ода Па­риж­с­кой ком­му­ны), что вы­зы­ва­ло не­го­до­ва­ние К. Мар­к­са. Из­вес­т­на его борь­ба с анар­хиз­мом в I Ин­тер­на­ци­она­ле. Его дос­та­точ­но глу­бо­кий ана­лиз сущ­нос­ти анар­хиз­ма был под­пор­чен субъ­ек­ти­виз­мом.

Но не толь­ко прак­ти­чес­кие за­бо­ты эко­но­ми­ки и по­ли­ти­ки ин­те­ре­со­ва­ли об­щес­т­во­ве­дов XIX в. Наб­лю­да­ет­ся бо­лее прис­таль­ное вни­ма­ние их к ис­то­рии ми­ро­вой ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры, ми­ро­вых ре­ли­гий. Реакция на атеизм. На­ча­лось офор­м­ле­ние в са­мос­то­ятель­ные на­уки ар­хе­оло­гии (Шлиман – раскопал Трою 1873г.), ан­т­ро­по­ло­гии и т. д.

Развитие ТЕХНИКИ (как фон общ.мысли). Мореплавание, раз­ви­тие сель­с­ко­го хо­зяй­ст­ва и лег­кой про­мыш­лен­нос­ти, а так­же пот­реб­нос­ти ар­мии ин­тен­си­фи­ци­ро­ва­ли ме­тал­лур­ги­чес­кую и ма­ши­нос­т­ро­итель­ную про­мыш­лен­ность.

Отношение к тех­ни­ке как к фак­то­ру, оп­ре­де­ля­юще­му мо­гу­щес­т­во го­су­дар­с­т­ва, ста­ло ус­та­нав­ли­вать­ся с на­ча­ла XVI­II в. На­ука все бо­лее ста­но­ви­лась про­из­во­ди­тель­ной си­лой об­щес­т­ва. Рассказываем об изобретениях ПП. В кон­це XVI­II - на­ча­ле XIX в. про­ис­хо­ди­ли про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция в Ан­г­лии, по­ли­ти­чес­кие пре­об­ра­зо­ва­ния в Аме­ри­ке, Фран­ции. Об­щес­т­ву ста­но­ви­лась все бо­лее яс­ной прак­ти­чес­кая поль­за на­уки

XIX век - эпо­ха рас­ц­ве­та клас­си­чес­ко­го ес­тес­т­воз­на­ния. Бы­ла соз­да­на еди­ная сис­те­ма на­ук. Пер­вые ис­сле­до­ва­ния раз­ви­ва­ющих­ся, не­пов­то­ри­мых яв­ле­ний­, на­ча­тые в пре­ды­ду­щем ве­ке И. Кан­том и ге­оло­га­ми, прев­ра­ти­лись в спектр ес­тес­т­вен­но-исто­ри­чес­ких на­ук - ге­оло­гию, па­ле­он­то­ло­гию, би­оло­гию, эм­б­ри­оло­гию и т. д., в рам­ках ко­то­рых шла ин­тен­сив­ная по­ле­ми­ка о воз­мож­нос­тях ис­поль­зо­ва­ния зна­ния о нас­то­ящем для по­ни­ма­ния прош­ло­го.

По­яви­лись пер­вые на­уч­но-иссле­до­ва­тель­с­кие ин­с­ти­ту­ты. Важ­ным ли­цом стал ин­же­нер. И историк)))

В ма­те­ма­ти­ке, О. Ко­ши (1789-1837) за­ло­жить ос­но­вы те­ории фун­к­ций ком­п­лек­с­но­го пе­ре­мен­но­го - эта те­ория ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся сов­ре­мен­ной на­укой. Н.И. Ло­ба­чев­с­кий (1792-1856) соз­дал ва­ри­ант не­ев­к­ли­до­вой ге­омет­рии. В 1856 г. не­мец­кий ма­те­ма­тик Б. Ри­ман (1826-1866) до­ка­зал, что мо­гут су­щес­т­во­вать и дру­гие ва­ри­ан­ты (ри­ма­но­вы) ге­омет­рии. Та­ко­вые ис­поль­зу­ют­ся ши­ро­ко в сов­ре­мен­ной на­уке. В 1820 г. слу­чай по­мог дат­с­ко­му уче­но­му X. Эр­с­те­ду (1777- 1851) ус­та­но­вить факт от­к­ло­не­ния маг­нит­ной стрел­ки под вли­яни­ем элек­т­ри­чес­ко­го то­ка. В 1831 г. ан­г­лий­ский фи­зик-са­мо­уч­ка М. Фа­ра­дей (1791-1867) под­т­вер­дил факт воз­ник­но­ве­ния элек­т­ри­чес­ко­го то­ка под вли­яни­ем маг­ни­та. Он же пред­ви­дел су­щес­т­во­ва­ние маг­нит­но­го по­ля, те­орию ко­то­ро­го раз­ра­бо­тал то­же ан­г­ли­ча­нин К. Мак­с­велл (1831-1879). По­яви­лась воз­мож­ность соз­да­ния элек­т­ро­маг­нит­ной кар­ти­ны ми­ра. Прак­ти­чес­кое ис­поль­зо­ва­ние ра­бот по элек­т­ро­маг­не­тиз­му и элек­т­ри­чес­т­ву при­ве­ло к соз­да­нию элек­т­ро­тех­ни­ки и ра­ди­отех­ни­ки, ус­пе­хи ко­то­рой - де­ло сле­ду­юще­го ве­ка.

Физические зна­ния спо­соб­с­т­во­ва­ли раз­ви­тию хи­мии, ко­то­рая сло­жи­лась как на­ука в XVII в. соз­да­ние Д.И. Мен­де­ле­евым в 1869 г. Пе­ри­оди­чес­кой сис­те­мы. В XIX в. хи­мия раз­ви­ва­лась в зна­чи­тель­ной ме­ре под вли­яни­ем пот­реб­нос­тей про­мыш­лен­нос­ти и сель­с­ко­го хо­зяй­ст­ва.

С по­мощью изоб­ре­тен­но­го мик­рос­ко­па Ле­вен­гук (1632-1723) и дру­гие ес­тес­т­во­ис­пы­та­те­ли ис­сле­до­ва­ли струк­ту­ру жи­вых ор­га­низ­мов. мысль об эво­лю­ции ока­за­лась жи­ву­чей. Ж. Ла­марк (1744-1829) выд­ви­нул идею о за­ви­си­мос­ти эво­лю­ции ор­га­низ­мов от прис­по­соб­ля­емос­ти их к ок­ру­жа­ющей сре­де. Это был круп­ный шаг к дар­ви­низ­му.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...