Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественно-политическая мысль в XIX – начале XX вв.
Концепт такой: О влиянии идей просвещения, революций, технич. прогресса и развития естест. науки (напр., Дарвин) на общ. мысль. Внимание к соц. проблемам: социализм и коммунизм, анархизм и марксизм. Все философы так или иначе были историками, рассматривая общественные отношения в их движении. Вспоминаем историографию: реакция на просвещение (сначала консервативное - отрицающее, затем либеральное – синтез идей), пессимизм, романтизм, историзм, история – царица наук, ее расцвет, со вт. пол. 19 в.- позитивизм (реакция на возросший пессимизм, индивидуализм и мистицизм) на фоне бурного развития естсественных наук: за рациональность, эмпиризм, прогресс, научные методы (установление и обобщение фактов). Общественный оптимизм к концу века доходит до культурного пессимизма и декаданса, недовольство прогрессом, а тут и Первая мировая. Вопрос бездонный, есть же у нас общие знания. Кому интересно- подробности далее. Общ. мысль в рассматриваемый нами период прошла путь от создания естествознания до революции в его основах. Наука как форма теоретического мышления превратилась как в интеллектуальную, так и производительную силу общества. Наряду с многочисленными попытками дать рационалистическую картину человеческого бытия с начала XIX в. стал возрастать интерес к таким началам личности, как ее вера, воля, свобода. Были заложены основы либерализма. На смену атеистическому отбрасыванию религии пришли серьезные труды по религиоведению. Религиозность вновь проявила себя неустранимой сущностью человеческой культуры. ФИЛОСОФИЯ. Противостояние эмпиризма (научное познание начинается с показаний органов чувств и является их обобщением) и рационализма (основой познания являются научные понятия, ученый видит в предмете то, что он знает о нем) определило суть полемики философов XVII - начала XIX в. Синтез эмпиризма и рационализма пытался осуществить И. Кант, пришедший к выводу о непознаваемости сущности вещей. Просветители теоретически подготовили эти события, способствовали и революции у себя, и изменению интеллектуального климата в Европе и Америке… И. Кант показал ограниченность возможностей научного познания. Этого в эпоху научной эйфории потерпеть было нельзя. За восстановление целостной философии как научного мировоззрения и методологии взялись всерьез немецкие философы Фихте, Шеллинг и Гегель. Если первые двое уповали прежде всего на личные творческие способности человека (а Шеллинг к концу жизни пришел к мысли, что истинно творческое начало должно быть связано с убеждением в существовании Бога), то Г. Гегель (1770-1831) верил в силу абсолютного разума творить самого себя путем создания разумного мира. Он построил систему абсолютного идеализма и рационализма. Все формы жизни, по Гегелю, являются лишь ступеньками себя развивающего разума (государство, религия, предпринимательство, мораль и т. д.), отчужденным временным состоянием этого разума, которые он преодолевает дальнейшим своим движением к самопознанию. Система Гегеля была достаточно привлекательна для революционеров своим решительным снятием отживших форм бытия («Все действительное достойно смерти!»), утверждением неминуемости нового, понятого разумом. Но она устраивала и консерваторов, ибо «все действительное разумно!» и потому подлежит сохранению. Система Гегеля оказалась рационализированной бесчеловечной магией, а то, что удел личности - быть игрушкой в руках духа, понял его ученик Л. Фейербах (1804-1872). Еще до него доцент из Франкфурта-на-Майне А. Шопенгауэр (1788-1860) показал ограниченность чисто рационалистического понимания человеческого бытия. Он считал, что жизнь и деятельность человека есть проявление всеобщей сущности бытия - воли к жизни, которая недоступна для понимания его (человека) рассудком. После бурного периода революционных перемен конца XVIII в., когда на арене истории появились новые действующие силы, французский историк и государственный деятель Ф. Гизо (1787-1874) увидел основу общества в его классовом составе, столкновении интересов классов по поводу собственности, особенно земельной. Таких же взглядов придерживался Ф. Минье (1796-1884), рассматривавший историю революции как результат столкновения различных классов. Ориентация историографии того периода на практические интересы, на оправдание существующего и того, что впоследствии может возникнуть, определяло ее тесную связь с теорией государства и права. Внимание к социальной справедливости возросло в конце XVIII- начале XIX в. после буржуазных революций, не реализовавших ожидания их участников. Возросло внимание к идеям Мора и Кампанеллы, начала свое существование идея социализма - каждому по труду. Социализм, как и коммунизм, антииндивидуалистичны по своей сути. Человеческие личности, действуя в «земном рае», не вольны влиять на его структуру. Достаточно решительными были коммунисты. В 1795 г. Г. Бабеф создал «Общество равных» для свержения существующей власти и «создания фактического равенства между людьми». Последователь Бабефа Буонарроти создал тайные общества в Бельгии, Франции. Один из их участников В. Вейтлинг предложил введение коммунизма через революционную борьбу рабочих. Его соратники создали «Союз справедливых», в котором участвовали некоторые рабочие разных стран. Союз был, по инициативе Ф. Энгельса, преобразован в «Союз коммунистов». Для него был написан «Манифест коммунистической партии» Марксом и Энгельсом (1848). Представители бабувизма (утопич. социализм) участвовали в революционных выступлениях 1830 и 1848 гг. Один из них, прокурор Корсики, журналист Э. Кабе (1788-1856) написал очередную утопию «Путешествие в Икарию». Книга стала коммунистической библией многих рабочих организаций во Франции 40-х годов. Менее агрессивными, направленными на преобразования прежде всего характера труда, а не на политическую конфронтацию, были выступления первых социалистов, веривших в возможность постепенного, основанного на убеждении продвижения к «золотому веку». Хотя идеи утопистов не стали массовым умонастроением, оказалась устойчивой сама идея социализма как учения о справедливом социальном распределении Анри де Сен-Симон (1760-1825), разрабатывал концепцию нового справедливого общества: общество закономерно развивается как целостная система философско-научных, религиозных, моральных воззрений и соответствующих им «индустрии», т. е. трудовой деятельности. Последняя определяет характер собственности, а через нее - те социальные силы, которые господствуют в различных сферах жизни. Французская революция - закономерное явление, уничтожающее господство церкви и духовенства, праздного феодализма. Но совершилась ошибка: власть была передана не «индустриалам», а метафизикам и законникам, век которых уже прошел, и потому они не поняли живых созидательных задач революции. Ближайшие ученики Сен-Симона - Анфантен и Базар сформулировали социалистический принцип распределения: «Каждому - по его способностям, каждой способности - по ее делам!» Они организовали в Париже в 1828-1829 гг. чтение публичных лекций, которые после были изданы под названием «Учение Сен-Симона». Эта книга оказала серьезное влияние на распространение социалистических идей в Европе. На нее ссылались Прудон, Бакунин, Маркс, Бернштейн. Сенсимонизм стал популярным в России. Декабрист Лунин встречался с его основателем, и они понравились друг другу; «сенсимонистом из Москвы» звали Чаадаева. Идеи Сен-Симона были интересны Пушкину, Герцену, Огареву, Достоевскому, Чернышевскому, народовольцам. Другой французский социалист-теоретик Ш. Фурье (1772-1837), считал, что определяющую роль в обществе играют человеческие «страсти», которые, здоровые по сути, искажаются существующим общественным порядком. Следом за Кампанеллой он прежде всего интересовался организацией труда - насколько он свободен. Существующее общество не в состоянии обеспечить основное право человека - право на труд. Демократия защищает этот паразитизм и способствует моральному вырождению. для создания «гармонии страстей» необходимо «социетарное», правдивое, «привлекательное производство», а именно - небольшая производственно-трудовая ассоциация людей, совместно владеющая средствами производства и занимающаяся трудовой деятельностью. Про английского фабриканта и социалиста Р. Оуэна (1771-1858) некоторые историки иронизировали: «Он разбогател благодаря капитализму и здравому смыслу и промотал все свое состояние благодаря коммунизму и сумасшествию». Оуэн считал, что новое машинное производство при правильном его использовании может обеспечить благосостояние всех людей, если собственность будет обобществлена их собственным волевым усилием. в 1825 г. в США (все-таки могучая прививка от социализма была сделана в этой стране в прошлом веке!) организовал колонию «Новая гармония», Колония прогорела через три года. Противоречия социального бытия людей потребовали как интенсивного созидания теоретических моделей этих процессов (политэкономии, теории государства и права, социологии и т. д.), Так возник утопизм в форме социализма (термин «социализм» стал широко употребляться с 30-х годов XIX в.); предпринимались попытки реальной деятельности по переустройству общества на принципах социальной справедливости: движение бабувистов, «Союз коммунистов», колонии социалистов в США, движение анархистов. К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя социальные коллизии в Европе и США начала XIX в., попытались дать «диалектическо-материалистическое» обоснование социалистическим идеям, используя для своей концепции немецкую классическую философию, учения А. Смита и других экономистов. Провозгласив идею преобразования общества путем классовой борьбы и пролетарской революции, они превратили свое учение в идеологию такой борьбы и заявили о необходимости партийного ею руководства… Ляля. В прямом противоречии с этими идеями находится религия, христианское учение о свободе человеческой личности. В обстановке большого интереса к социализму возник марксизм, считавший возможным осуществить социальную справедливость и равенство только путем революционного преобразования общества, основанного на частной собственности, посредством ликвидации таковой. Философская и научная эрудиция позволила основателям концепции, Марксу и . Энгельсу, лучше других социалистов проанализировать общественные процессы своей эпохи, увидеть их реальные движущие силы, сделать прогноз о грядущей социалистической революции, но они не избавились при этом от утопической мысли о возможности создания будущего, запредельного общества, в котором будут удовлетворены потребности всех живущих там, где свобода и ответственность каждого будут согласованы со справедливым обеспечением потребностей всех. Маркс приобрел известность в научных кругах позднее, когда интенсивно стала развиваться социология, именно как теоретик целостной концепции объективного характера истории. Зато социалисты увидели в марксизме (конечно, далеко не все) могучее оружие в борьбе за социальную справедливость, особенно в США, Германии, где социалистические задачи были сильно перемешаны с вопросами государственного объединения и борьбой за независимость. Еще до выступления Маркса на политической арене, а затем как противостояние «государственному коммунизму» марксизма развивался анархизм. Теоретическими источниками его были сенсимонизм и философия позитивизма. Социальная платформа та же, что и у марксизма: нищета и несправедливость, борьбы за социализм. Анархисты отдавали предпочтение нравственному пути к социализму . Главным для социализма, по Прудону (1809- 1865), было признание единства индивидуальной и коллективной свободы, основанной на спонтанной деятельности свободных ассоциаций вне всякой их правительственной регламентации. Важным моментом анархизма было признание им самоценности каждой человеческой личности, государство играет роль канцелярии, конторы на службе обществу. А первым актом отмирания государства, превращения его в канцелярию должен стать правительственный акт об уничтожении права наследования. Анархизм пользовался популярностью в рабочем движении, порой даже большей, нежели марксизм и другие социалистические теории (в Испании, Италии, Франции периода Парижской коммуны), что вызывало негодование К. Маркса. Известна его борьба с анархизмом в I Интернационале. Его достаточно глубокий анализ сущности анархизма был подпорчен субъективизмом. Но не только практические заботы экономики и политики интересовали обществоведов XIX в. Наблюдается более пристальное внимание их к истории мировой материальной и духовной культуры, мировых религий. Реакция на атеизм. Началось оформление в самостоятельные науки археологии (Шлиман – раскопал Трою 1873г.), антропологии и т. д. Развитие ТЕХНИКИ (как фон общ.мысли). Мореплавание, развитие сельского хозяйства и легкой промышленности, а также потребности армии интенсифицировали металлургическую и машиностроительную промышленность. Отношение к технике как к фактору, определяющему могущество государства, стало устанавливаться с начала XVIII в. Наука все более становилась производительной силой общества. Рассказываем об изобретениях ПП. В конце XVIII - начале XIX в. происходили промышленная революция в Англии, политические преобразования в Америке, Франции. Обществу становилась все более ясной практическая польза науки XIX век - эпоха расцвета классического естествознания. Была создана единая система наук. Первые исследования развивающихся, неповторимых явлений, начатые в предыдущем веке И. Кантом и геологами, превратились в спектр естественно-исторических наук - геологию, палеонтологию, биологию, эмбриологию и т. д., в рамках которых шла интенсивная полемика о возможностях использования знания о настоящем для понимания прошлого. Появились первые научно-исследовательские институты. Важным лицом стал инженер. И историк))) В математике, О. Коши (1789-1837) заложить основы теории функций комплексного переменного - эта теория широко используется современной наукой. Н.И. Лобачевский (1792-1856) создал вариант неевклидовой геометрии. В 1856 г. немецкий математик Б. Риман (1826-1866) доказал, что могут существовать и другие варианты (римановы) геометрии. Таковые используются широко в современной науке. В 1820 г. случай помог датскому ученому X. Эрстеду (1777- 1851) установить факт отклонения магнитной стрелки под влиянием электрического тока. В 1831 г. английский физик-самоучка М. Фарадей (1791-1867) подтвердил факт возникновения электрического тока под влиянием магнита. Он же предвидел существование магнитного поля, теорию которого разработал тоже англичанин К. Максвелл (1831-1879). Появилась возможность создания электромагнитной картины мира. Практическое использование работ по электромагнетизму и электричеству привело к созданию электротехники и радиотехники, успехи которой - дело следующего века. Физические знания способствовали развитию химии, которая сложилась как наука в XVII в. создание Д.И. Менделеевым в 1869 г. Периодической системы. В XIX в. химия развивалась в значительной мере под влиянием потребностей промышленности и сельского хозяйства. С помощью изобретенного микроскопа Левенгук (1632-1723) и другие естествоиспытатели исследовали структуру живых организмов. мысль об эволюции оказалась живучей. Ж. Ламарк (1744-1829) выдвинул идею о зависимости эволюции организмов от приспособляемости их к окружающей среде. Это был крупный шаг к дарвинизму.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |