Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основа методики построения учебно-тренировочного занятия ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Эффективность любого учебно-тренировочного занятия связана в первую очередь с правильной постановкой его задач. Первоначально, с учетом задач занятия, определяется и разрабатывается содержание основной части, а затем, в соответствии с ним, подбирается материал для подготовительной и заключительной частей. Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением новым материалом, движениями большой координационной сложности, решают в самом начале основнойчасти урока. При этом придерживаются такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование. Управление тренировочным процессом возможно при наличии разработанных программ как отдельного учебно-тренировочного занятия, так и цикла занятий. План-конспект учебно-тренировочного занятия — самый детализированный план, необходимый для построения и управления своим тренировочным процессом. Ниже приводим типичную схему оформления плана-конспекта учебно-тренировочного занятия.
План-конспект Задачи ______________________________________________________ Дата ________________________________________________________ Место _______________________________________________________
1-я графа: указываются цифрами части урока, их продолжительность. 2-я графа — содержание частей занятия, т. е. указываются все предусмотренные для проведения занятия физические упражнения. 3-я графа: указывается количество повторений каждого упражнения, время выполнения (продолжительность) или дистанция. 4-я графа: указываются методические, организационные требования к выполнению физических упражнений. Документальной формой учета данных о выполнении физической нагрузки и степени ее воздействия на организм является дневник тренировок. После каждого учебно-тренировочного занятия в дневник подробно записывается не только сама физическая нагрузка, но и свои ощущения и наблюдения, как она переносилась (хорошее самочувствие, легкость или вялость, боль в мышцах и т. п.). Дневник тренировок
Дозирование физической нагрузки
Основным фактором, определяющим степень воздействия мышечной деятельности на физическое развитие, является нагрузка физических упражнений. Нагрузка физических упражнений (физическая нагрузка) — это определенная мера их влияния на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом субъективных и объективных трудностей. Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными: недостаточные нагрузки — не эффективны, чрезмерные — наносят вред организму. Если нагрузка остается прежней и не изменяется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием занятий физическими упражнениями. Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (амплитуда движений, количество повторений, темп выполнения, степень сложности упражнения и др.). Физиологические параметры характеризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема). Дозирование физической нагрузки, регулирование интенсивности их воздействия на организм связаны со следующими факторами, которые необходимы учитывать: количество повторений упражнения: чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот; амплитуда движений: с увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает; исходное положение: положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ним относятся: изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменения положения центра тяжести тела по отношению к опоре; темп выполнения упражнений: темп может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых — медленный темп; продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Более продолжительный отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются легкие упражнения разгрузочного характера или упражнения в мышечном расслаблении, восстановительный эффект повышается. Учитывая вышеперечисленные факторы, можно уменьшать или увеличивать суммарную физическую нагрузку в одном занятии и в серии занятий на продолжительном периоде времени.
Организация и содержание занятия Цель работы — ознакомиться с методикой построения отдельного учебно-тренировочного занятия. Оборудование: графики, рисунки, протокол занятия. Ход занятия 1. Преподаватель сообщает цель, задачи, содержание занятия, знакомит с организацией и методикой разработки и проведения учебно-тренировочного занятия. 2. Выбор задач занятия с учетом спортивной специализации учебной группы. Пример: для студентов, занимающихся плаванием: исходя из специализации условно ставятся задачи: 1) совершенствовать технику плавания способом брасс; 2) содействовать совершенствованию общей и специальной выносливости. 3. В соответствии с задачами основной части студенты под руководством преподавателя подбирают комплекс общеразвивающих и специальных упражнений для подготовительной части, разрабатывают содержание заключительной части. 4. Задачи, содержание каждой части занятия занести в протокол занятия. 5. Обсуждение содержания разработанного на занятии примерного плана-конспекта. Домашнее задание: самостоятельно разработать план-конспект тренировочного занятия с направленностью по выбору. В результате данного занятия студенты должны: знать общую структуру и методику построения учебно-тренировочного занятия; уметь самостоятельно разработать и провести учебно-тренировочное занятие в избранном виде спорта.
План-конспект учебно-тренировочного занятия Спортивная специализация _____________________________________ Задачи: 1) ___________________________________________________ 2) ________________________________________________________________ Дата и место проведения _______________________________________
Контрольные вопросы 1. Структура учебно-тренировочного занятия. 2.Особенности подготовительной части учебно-тренировочного занятия. 3. Задачи, содержание и методика построения основной части учебно-тренировочного занятия. 4. Дневник тренировок. 5. Перечислите основные параметры, влияющие на дозирование физических нагрузок. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 164. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |