Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основа методики построения учебно-тренировочного занятия




 

Эффективность любого учебно-тренировочного занятия связана в первую очередь с правильной постановкой его задач. Первоначально, с учетом задач занятия, определяется и разрабатывается содержание основной части, а затем, в соответствии с ним, подбирается материал для подготовительной и заключительной частей. Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением новым материалом, движениями большой координационной сложности, решают в самом начале основнойчасти урока. При этом придерживаются такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.

Управление тренировочным процессом возможно при наличии разработанных программ как отдельного учебно-тренировочного занятия, так и цикла занятий.

План-конспект учебно-тренировочного занятия — самый детализированный план, необходимый для построения и управления своим тренировочным процессом. Ниже приводим типичную схему оформления плана-конспекта учебно-тренировочного занятия.

 

План-конспект

Задачи ______________________________________________________

Дата ________________________________________________________

Место _______________________________________________________

 

Части занятия Содержание занятия Дозировка Методические указания
1 2 3 4
       

 

1-я графа: указываются цифрами части урока, их продолжительность.

2-я графа — содержание частей занятия, т. е. указываются все предусмотренные для проведения занятия физические упражнения.

3-я графа: указывается количество повторений каждого упражнения, время выполнения (продолжительность) или дистанция.

4-я графа: указываются методические, организационные требования к выполнению физических упражнений.

Документальной формой учета данных о выполнении физической нагрузки и степени ее воздействия на организм является дневник тренировок. После каждого учебно-тренировочного занятия в дневник подробно записывается не только сама физическая нагрузка, но и свои ощущения и наблюдения, как она переносилась (хорошее самочувствие, легкость или вялость, боль в мышцах и т. п.).

Дневник тренировок

 

Дата Содержание Наблюдения и самочувствие
10.09.08 Медленный бег — 10 мин. Общеразвивающие упражнения — 5 мин. Специальная разминка — 5 мин. Силовые упражнения: подтягивание 12 раз + приседание 40 раз + пресс 40 раз. 3 серии, отдых 3 мин. Упражнения на растягивание — 5 мин. Самочувствие хорошее. Упражнения выполнялись легко. Пульс до тренировки — 66 уд./мин. Восстановился в течение часа.
     

Дозирование физической нагрузки

 

Основным фактором, определяющим степень воздействия мышечной деятельности на физическое развитие, является нагрузка физических упражнений.

Нагрузка физических упражнений (физическая нагрузка) — это определенная мера их влияния на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом субъективных и объективных трудностей.

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными: недостаточные нагрузки — не эффективны, чрезмерные — наносят вред организму. Если нагрузка остается прежней и не изменяется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием занятий физическими упражнениями.

Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (амплитуда движений, количество повторений, темп выполнения, степень сложности упражнения и др.). Физиологические параметры харак­теризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема).

Дозирование физической нагрузки, регулирование интенсивно­сти их воздействия на организм связаны со следующими факторами, ко­торые необходимы учитывать:

количество повторений упражнения: чем большее число раз по­вторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;

амплитуда движений: с увеличением амплитуды нагрузка на ор­ганизм возрастает;

исходное положение: положение, из которого выполняется уп­ражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ним от­носятся: изменение формы и величины опорной поверхности при выпол­нении упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимна­стических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменения положения центра тя­жести тела по отношению к опоре;

темп выполнения упражнений: темп может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых — медленный темп;

продолжительность и характер пауз отдыха между упражнения­ми. Более продолжительный отдых способствует более полному восста­новлению организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются легкие упражне­ния разгрузочного характера или упражнения в мышечном расслаблении, восстановительный эффект повышается.

Учитывая вышеперечисленные факторы, можно уменьшать или увеличивать суммарную физическую нагрузку в одном занятии и в серии занятий на продолжительном периоде времени.

 

Организация и содержание занятия

Цель работы ознакомиться с методикой построения отдельного учебно-тренировочного занятия.

Оборудование: графики, рисунки, протокол занятия.

Ход занятия

1. Преподаватель сообщает цель, задачи, содержание занятия, знакомит с организацией и методикой разработки и проведения учебно-тренировочного занятия.

2. Выбор задач занятия с учетом спортивной специализации учебной группы. Пример: для студентов, занимающихся плаванием: исходя из специализации условно ставятся задачи: 1) совершенствовать технику плавания способом брасс; 2) содействовать совершенствованию общей и специальной выносливости.

3. В соответствии с задачами основной части студенты под руководством преподавателя подбирают комплекс общеразвивающих и специальных упражнений для подготовительной части, разрабатывают содержание заключительной части.

4. Задачи, содержание каждой части занятия занести в протокол занятия.

5. Обсуждение содержания разработанного на занятии примерного плана-конспекта.

Домашнее задание: самостоятельно разработать план-конспект тренировочного занятия с направленностью по выбору.

В результате данного занятия студенты должны:

знать общую структуру и методику построения учебно-тренировочного занятия;

уметь самостоятельно разработать и провести учебно-тренировочное заня­тие в избранном виде спорта.

 

План-конспект

учебно-тренировочного занятия

Спортивная специализация _____________________________________

Задачи: 1) ___________________________________________________ 2) ________________________________________________________________

Дата и место проведения _______________________________________

 

Части занятия Содержание занятия Дозировка Методические указания
I. Подготовительная (разминка)   15–20 мин Разминочный бег ОРУ на месте: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) ОРУ в движении: 8) 9) 10) 11)    
II. Основная   55–60 мин Упражнения для совершенствования техники движений: 1) 2) 3) Упражнения для совершенствования общей и специальной выносливости: 1) 2) 3)    
III. Заключительная (заминка) 8–10 мин Упражнения на растягивание, дыхательные, элементы самомассажа: 1) 2) 3) 4)    

Контрольные вопросы

1. Структура учебно-тренировочного занятия.

2.Особенности подготовительной части учебно-тренировоч­ного занятия.

3. Задачи, содержание и методика построения основной час­ти учебно-тренировочного занятия.

4. Дневник тренировок.

5.  Перечислите основные параметры, влияющие на дозирование физических нагрузок.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...