Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наука как система знаний и вид духовного производства.
Наука является важнейшим видом духовного производства (ДП). Это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной реальности. Наука - это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существующие закономерные стороны в абстрактно- логической форме понятий. Наука как бы создает параллельный реальному идеальный мир, в котором и отражает его основные свойства и закономерности. Однако наука воспроизводит жизнь не полностью, не в подробностях, а отражает только лишь его существенные стороны. Отличительными чертами научного познания (НП) являются: Систематизированность ( одни положения логически выводятся из других) Объектами НП являются не сами по себе предметы и явления реального мира, а идеализированные модели их. Наука располагает своим языком и понятиями. Подготовку научных кадров осуществляют специальные учебные заведения. Наука выполняет следующие функции: 1. Познавательная 2. Объяснительная 3. Практически-действенная 4. Прогностическая 5. Мировоззренческая 6. Социальная память. Духовная жизнь общества: сущность эстетического отношения к действительности. Искусство как вид духовной деятельности. Особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство. Искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное субъективное бытие. Эстетическое переживание произведений искусства, также как и их создание, требует всего человека, т.к. оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение и эмоциональное восприятие. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Как и наука, искусство представляет собой творение профессионалов-художников, поэтов, музыкантов и специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированной философией в категории «эстетическое». Эстетическим вызывающие у человека соответствующие чувства может быть что угодно: любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и все возможные проявления их активности - трудовые, спортивные и т.д..То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая порождает у него специфические чувства и мысли. И только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер,преобретает основное и самостоятельное значение Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Различные подходы к определению сущности человека. Проблема человека по Канту разделяется на 3 вопроса: Что человек, как мыслящее, разумное, вселенское существо может знать, должен делать, смеет надеяться? Человек – это существо, выдвинутое в НИЧТО (М. Хайдеггер) Человек – существо, умирающее прежде, чем успевает полностью родиться (Э. Фромм) Человек – бесконечная открытая потенциальность, всегда большая своих психических, телесных проявлений и всех результатов своей деятельности Человек – существо, никогда полностью не объективируемое Человек – есть ничто иное, как ряд его поступков По Канту – мотивы поступков важнее самих поступков, т.к. они и определяют смысл поступка 2 вида поведения по Канту: -легальное – тот поступок, который полностью отвечает человеческим нормам, но цель лежит вне поступка -моральное – когда цель поступка лежит внутри самого поступка 4 уровня в человеке по К. Ясперсу: -человек, как физическое существо (все его болезни, страсти) -человек, как социальное существо (статус, гражданство, профессия) -человек, как духовное существо (моральные и ценностные качества) -человек, как экзистенция (подлинное ядро человека рационально непостижимое, оно способно обнаружиться только в «пограничных» ситуациях) «Пограничная» ситуация – это выбор между жизнью и смертью или ситуация кардинального переживания вины Человек – это постоянная борьба данных уровней и смысловых ориентаций |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |