Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.Стр 1 из 40Следующая ⇒
Экзаменационные вопросы по философии (2008-2009 год) 1 часть 1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания. 2. Мировоззрение: его понятие и структура. Исторические типы мировоззрения. 3. Материализм и идеализм как направления в философии, их разновидности. Рационализм и иррационализм как направления в философии. 4. Досократовский период развития античной философии. 5. Философское учение Сократа. 6. Философские учения Платона и Аристотеля. 7. Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм. 8. Средневековая философия: период патристики. Философия Августина. 9. Средневековая философия: период схоластики. Номинализм и реализм. Философия Ф.Аквинского. 10. Рационализм как философское направление эпохи Нового времени. Р.Декарт, Г.Лейбниц. 11. Эмпиризм как философское направление эпохи Нового времени. Ф.Бэкон, Дж.Беркли.
13. Основные черты философии Гегеля. 14. Особенности развития русской философии 19-20 веков. 15. Позитивизм и его разновидности. 16. Философия жизни: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. 17. Экзистенциализм: Ж.-П.Сартр, А.Камю. 18. Понятие «бытие» и его трактовка в различных философских учениях. Бытие и существование. 19. Понятие материи как субстанции. Современные представления о сущности и структуре материального мира. 20. Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития (прогресс, регресс). Движение и покой. Основные формы движения материального мира. 21. Понятие пространства и времени, их характеристика. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени. 22. Сознание как предмет философского исследования. различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание. 23. Бессознательное как предмет философского исследования: З.Фрейд, К.Юнг. 24. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятия «знание» и «понимание». 25. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании. 26. Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская. 27. Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания. 28. Виды познавательной деятельности: обыденно-практическая, мифическая, религиозная, философская, художественная, научная. 29. Понятие и специфика науки. 30. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь. 31. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. 32. Эмпирические методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов. 33. Теоретические методы научного познания: абстрагирование и идеализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.
Экзаменационные вопросы по философии (2008-2009 год) 2 часть 34. Диалектика как метод познания. Принципы и законы диалектики. 35. Диалектика категорий, выражающих универсальные связи: единичное и общее, явление и сущность. 36. Диалектика категорий, выражающих связи детерминации: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. 37. Диалектика категорий, выражающих структурные связи: содержание и форма; целое и часть; элемент, структура, система. 38. Общество как предмет философского анализа. Философия как методологическая основа обществознания. 39. Общество как целостная и саморазвивающаяся система, его специфика и структура. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. 40. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства. 41. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений. 42. Социальная структура общества: различные подходы к ее определению. Классы, социальные группы, слои. Теория социальной стратификации. 43. Исторические формы общности людей: семья, род (племя), народность, нация. Место и роль национальных культур и национальных отношений в современном мире. 44. Понятие и условия возникновения политических отношений в обществе. Понятие политической власти. Политическая система общества и ее элементы. 45. Государство, его сущность, происхождение и функции, выполняемые в обществе. 46. Формы государственного устройства. 47. Политический режим: понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства. 48. Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали. 49. Основные этические категории: добро, зло, долг, справедливость. Классические и современные проблемы этики. 50. Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции религии. Место и роль религии в современном обществе. 51. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм. Сущность атеистического мировоззрения. 52. Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции науки. Соотношение науки, религии и философии. 53. Духовная жизнь общества: сущность эстетического отношения к действительности. Искусство как вид духовной деятельности. 54. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Различные подходы к определению сущности человека. 55. Человек, индивид, личность. Понятие личности, ее формирование и развитие. Личность и история. 56. Проблема свободы человека и ее различные решения в философии. Фатализм, волюнтаризм. 57. Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений. 58. Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теории локальных культур и цивилизаций О.Шпенглера и Тойнби. 59. Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма: Д.Белл, О.Тоффлер. 60. Общественный прогресс как философская проблема. Критерии общественного прогресса. Человек перед лицом глобальных проблем.
Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.
Философия - самая древняя область знаний. Возникла почти одновременно в трех районах мира-Индии, Китае и Греции в середине 1 тысячелетия до н.э.. Рождение философии было вызвано настоятельными общественными потребностями. Философия(греч.)- фило - люблю, софия – мудрость, характерно что 300 лет тому назад на Руси философию так и называли любомудрие. Но сам термин мало что говорит о содержании науки. Философия- совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи. Философия выступает как особый теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его соотношении к человеку и отношение человека к миру. Способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому – усвоение достижений философской культуры. Ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. В центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. Главное назначение философии – помочь человеку ориентироваться в жизни. Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия. Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Функции: 1) мировоззренческая - с помощью фил у чела формируется мировоззрение. 2)Теоретико-познавательная - фил. познает мир, выраб. новые знания. 3) Ценностно-ориентационная - фил. анализирует ценности и ориентирует чела на них. 4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира. 5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности итд) 6)Прогностическая - фил. анализирует соц. происш и предсказывает всякую 7) аксиологическая – соц, нравственные, эстетические ценности. 8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить опред знания Структура философии: 1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия 2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания. 3)логика- учение о законах и принципах мышления 4)Этика – учение о нравственности, морали 4)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития. 7)Философ.антропология- учение о чел-е (существование чел-а как личности) 8) философия науки – учение о науке 9) философия техники 10) аксиология – учение о ценностях Специфика философии: · Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке · В философии нет прогресса · В философии сущ вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому · Любой философ отражает свое мировоззрение · Философия плюорестична позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения · Одного языка, понятного всем философам, нет.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 211. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |