Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Снижение объемов производства и нестабильная ситуация в сфере сельского хозяйства в сочетании с высокой положительной динамикой развития рыбохозяйственного комплекса.
Доля агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в структуре ВРП Республики Карелия составляет 6,3%. В них занято 5,7% от общей численности занятых в экономике Карелии. Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2016 г. составил 90,6%, производство сокращается с 2014 г. В Республике в 2016 г. произведено продукции на 5,414 млрд руб., что составляет менее 0,1% от произведенной в России. В сельском хозяйстве занято около 1,9 тыс. работников (в 2010 г. – 3,1 тыс. чел.). Посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2016 года достигла 33,5 тыс. га (0,04% от общероссийского значения), то есть выросла на 1 тыс. га по сравнению с 2015 годом, но стала практически в два раза меньше размера посевной площади по сравнению с 2000 годом (64,8 тыс. га). Крупнейшие предприятия в сельском хозяйстве в 2016 г. по объему выручки: ОАО «Племсовхоз «Мегрега», ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», ООО «Агрофирма «Тукса», ОАО «Совхоз «Аграрный» (Олонецкий район), ОАО «Корм» (Петрозаводск), ЗАО «Свинокомплекс «Кондопожский» (Кондопожский район), ЗАО «Эссойла» (Пряжинский район). В сельскохозяйственных организациях произведено 79% мяса скота, 90,4% молока. В пищевой промышленности (за исключение рыбопереработки) занято около 3 тыс. работников (в 2010 – около 4,1 тыс. чел.). Крупнейшие предприятия по объему выручки в 2016 г.: ООО «Торговый Дом Ярмарка», АО «Славмо», ОАО «Карельский Мясокомбинат», АО «Петрозаводский Хлебокомбинат-1», ОАО Петрозаводский хлебозавод «САМПО», ООО «Ярмарка производство пищевых ингредиентов» (Петрозаводск), АО «Олонецкий молочный комбинат» (Олонецкий район). Перспективы развития агропромышленного комплекса связаны с модернизацией производств, расширением номенклатуры готовой продукции, формированием брендов карельских продуктов и выходом на российские и зарубежные рынки продуктов здорового питания. В рыбохозяйственном комплексе действует около 230 организаций, в которых занято более 2,6 тыс. работников. Основные объекты для развития рыболовства – Белое море, Онежское и Ладожское озера, Водлозерское и Выгозерское водохранилища. Объем промышленного вылова рыбы в 2016 году составил 2,8 тыс. тонн, что выше на 25% средних уровней 2013-2015 гг. (1,9-2,6 тыс. тонн). В Белом море рыболовство преимущественно основано на вылове сельди и наваги. Ключевые предприятия, работающие в Белом море – рыболовецкие колхозы «Беломор», «Заря Севера», «Помор». Рыбоводными хозяйствами Республики Карелия в 2016 году выращено 21,2 тыс. тонн рыбы, в том числе товарной – 14,7 тыс. тонн и 43,5 тонны мидий. Основные объекты товарного рыбоводства – форель (99,5%), сиг и осетр (0,5%). Действует 56 рыбоводных хозяйств, общая численность занятых – 1025 человек. Доля компаний Республики Карелия на российском рынке садковой форели составляет около 75,4% и продукции аквакультуры в целом – 10,4%. Перспективы развития комплекса связаны с более активным использованием ресурсов Белого моря, расширением ассортимента продукции, развитием переработки рыбы, а также развитием обеспечивающих производств и инфраструктуры (производства кормов, создание селекционно-генетического центра рыбоводства и т.д.).
6. Высокая концентрация производства и населения в монопрофильных населенных пунктах. Более 80% объем промышленного производства и почти 25% населения Республики Карелия сосредоточено в моногородах. Высокая доля моногородов в объеме промышленного производства и общей численности населения является одной из ключевых социально-экономических особенностей Республики Карелия. На территории региона 11 моногородов, большинство из которых связаны с деятельностью градообразующих предприятий, относящихся к лесопромышленному и горнопромышленному комплексам (табл. 3).
Таблица 3 - Монопрофильные муниципальные образования
Для решения проблем, связанных с развитием и диверсификацией монопрофильных городский поселений приоритетными направлениями деятельности рассматриваются: разработка и реализация мер, направленных на стимулирование предпринимательской активности и поддержку малого бизнеса, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и организации новых производств на территории моногородов (в том числе за счет формирования инвестплощадок, обеспеченных инфраструктурой, создания ТОСЭР, промышленных парков, задействования неиспользуемых промышленных площадок и т.д.), повышения комфортности проживания в моногородах и развития объектов социальной инфраструктуры.
Высокая предпринимательская активность в Республике Карелия в сочетании с нерешенностью ряда проблем и высокой долей «теневого» сектора в сфере малого и среднего бизнеса. В регионе традиционно фиксируется относительно высокая предпринимательская активность. По показателю «число малых фирм по отношению к численности экономически активного населения» в 2015 году Республика занимала 7-е место в стране. Показатель имел положительную динамику в 2010-е гг. Сейчас более 35% занятых трудится в сфере индивидуального, малого и среднего предпринимательства, что выше, чем в России в среднем, но эта доля снижается в последние годы. При этом большинство предпринимателей – вынужденные, то есть они предпочли бы работу по найму. Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности RAEX Карелия имеет пониженный потенциал, но высокий риск. По данным обращений к бизнес-омбудсмену Республики Карелия для предпринимателей региона важны следующие проблемы: - высокие тарифы на электроэнергию и подключение к сетям; - информационное неравенство: невозможность установки онлайн-касс во многих удаленных населенных пунктах; - неосведомленность о мерах поддержки; - большое число внеплановых проверок; - проблемы с государственными и муниципальными контрактами; - отсутствие помещений для ведения предпринимательской деятельности. Для Карелии также характерна слабая обеспеченность банковскими услугами – совокупный индекс Центробанка (по данным Отчета о развитии банковского сектора и банковского надзора за 2016 год) составляет 0,7, при среднероссийском значении 1,0. Это сказывается на доступности финансирования для малого и среднего бизнеса.
Высокий энергетический потенциал и развитая энергетика Республики Карелия в сочетании с сохраняющейся энергодефицитностью, низкой доступностью энергетической инфраструктуры для рада районов республики, а также высокими энергетическими тарифами. Республика Карелия обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом, а также возможностями для развития альтернативной энергетики (включая биоэнергетику). На территории Республики Карелия действуют три каскада ГЭС (каскады Кемских ГЭС, Выгских ГЭС и Сунских ГЭС), ряд малых ГЭС (ГЭС Рюмякоски, ГЭС Каллиокоски, ГЭС Ляскеля), а также Петрозаводская ТЭЦ, ТЭЦ ОАО «Кондопога» и ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 АО «Сегежский ЦБК», осуществляется строительство Белопорожских ГЭС. Общая установленная мощность электростанций Карелии – 1098,1 МВт. Протяженность электрических сетей ЛЭП 110/35/10/0,4 кВ – 10256 км. Потенциал и возможности развития энергетики Республики Карелия связаны с дальнейшим использованием возобновляемых источников, включая строительство малых ГЭС, электростанций и котельных на биотопливе. Карельские предприятия уже ведут производство топливных гранул из отходов переработки древесины и осуществляют экспортные поставки в страны Европы. По энергоемкости ВРП Республика Карелия в 2015 году занимала 19-е место в стране – в 2015 году на 10 тыс. рублей ВРП в регионе приходилось 201,94 кг условного топлива, что почти вдвое выше, чем в среднем по стране. Этим обусловлена энергодефицитность территории Карелии. Также ограничивающими факторами для развития реального сектора экономики и привлечения инвестиций является неравномерное развитие энергетической инфраструктуры (электрических сетей), что обуславливает острую энергодефицитность ряда муниципальных районов и населенных пунктов, а также высокие тарифы на электроэнергию, поставляемую потребителям по сетям низкого напряжения.
Сочетание относительно благоприятной экологической обстановки с наличием очаговых острых экологических проблем, проблемами обеспеченности населения качественной питьевой водой, развития водоочистных сооружений и эффективной системы управления отходами. Анализ экологической ситуации показывает, что выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, в 2016 г. составили 116 тыс. тонн, что существенно меньше среднероссийских значений (209 тыс. тонн). Карелия находится на 35-м месте среди регионов России по данному показателю. При этом, объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта в 2016 г. составил 88 тыс. тонн, что почти на 33% выше, чем в 2012 г. (регион занимает 56-е место в стране). Однако по отношению суммы указанных выбросов к ВРП регион занимает 11-е место в России с показателем 0,86 тыс. тонн на 1 млрд. руб. (2015 г.), что говорит о достаточно низкой экологической эффективности экономики Республики Карелия. Основной объем выбросов в атмосферу среди промышленных предприятий обеспечивают предприятия по добыче полезных ископаемых (64,4%), предприятия в сфере целлюлозно-бумажного производства (18,5%), производства и распределения эл/энергии, газа и воды (10,7%). Основной объем загрязнения атмосферного воздуха приходится на Костомукшский городской округ (62,8%), Сегежский (12,5%), Кондопожский (4,3%) и Питкярантский (5,4%) районы. Состояние проб питьевой воды водопроводов в последние годы ухудшается. Доля проб, не соответствующих санитарно-химическим гигиеническим нормативам, составила в 2016 году 33,5% (в 2013 году – 23%, в 2014 году – 25,4%, в 2015 году – 27,8%), не соответствующим микробиологическим показателям – 3,9%. В 2015 году только 362 тыс. человек населения региона (57% населения) обеспечены качественной питьевой водой. Всего по итогам 2016 года в республике было сброшено 326 млн. м3 воды, из которых загрязненных – 221 млн. м3, в том числе недостаточно очищенных – 147 млн. м3, без очистки – 74 млн. м3. Основной объем сбрасываемых недостаточно очищенных сточных вод приходится на предприятия целлюлозно-промышленного комплекса (ОАО «Кондопога», АО «Сегежский ЦБК», ООО «РК-Гранд» и др.) – 45,1% от общего сброса загрязнённых сточных вод. В Республике Карелия действует 117 очистных сооружений, средняя нагрузка на которые составляет около 78%. Существует серьезная проблема неудовлетворительного технического состояния очистных сооружений, недостаточной гидравлической нагрузки, особенно некрупных очистных сооружений, построенных в 1980-х гг. В 6 городах (г. Кемь, г. Беломорск, г. Медвежьегорск, г. Пудож, п. Лоухи, п. Калевала) отсутствуют канализационные очистные сооружения, сброс осуществляется в водные объекты, из которых также производится забор воды для населения. В 2017 году в Петрозаводске был осуществлен ввод в эксплуатацию водоочистных сооружений. Актуальной проблемой для Республики Карелия является отсутствие эффективной системы управления отходами, инфраструктуры обращения с отходами (раздельного сбора, обработки, утилизации и вовлечения утильных фракций в хозяйственный оборот), недостаточное число предприятий, перерабатывающих и обезвреживающих отходы. Большинство объектов размещения (захоронения) отходов не являются инженерными сооружениями, эксплуатируются с минимальным уровнем затрат и не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. В 2016 году было образовано 134,0 млн. тонн отходов производства и потребления, из которых 56 тонн – отходы I класса опасности, 24 тонны – II класса, 9,6 тыс. тонн – III класса. Ключевую роль в поддержании экологического равновесия в Республике Карелия играют особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ). Современный природно-заповедный фонд региона включает в себя 137 ООПТ регионального значения (420,7 тыс. га) и 8 объектов федерального значения (566 тыс. га), что составляет 5,5 % от всей площади республики. За период 2012 – 2017 гг. в Карелии организовано 5 региональных ООПТ и 1 федеральная ООПТ на площади более 175 тыс. га.
Низкая привлекательность рынка труда в Республике Карелия, обусловленная низкой среднемесячной заработной платой, высокой стоимостью жизни, а также сравнительно низкой доступностью жилья. Среднемесячная заработная плата в Республике Карелия в 2017 г. составила 34,8 тыс. руб., что составляет 88,8% от среднероссийской. При этом Карелия характеризуется довольно высокими показателями стоимости жизни и низкой доступностью жилья. Так, по числу лет, необходимых для приобретения жилья, Республика Карелия занимает 50-е место в России (по данным за 2016 г.). В Карелии этот показатель составляет 8 лет, тогда как средний по России показатель – 5,1 года. Доля граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2016 г. превысила 17,3% (24-е место в России), что существенно выше среднероссийского уровня – 13,4%. При этом значение показателя растет в последние годы. Указанные факторы ограничивают возможности сохранения и привлечения человеческого капитала. Поэтому высокий миграционный отток населения из Республики Карелия обусловлен не только климатическими факторами, но и относительно низким качеством жизни, особенно в труднодоступных районах.
Снижение индекса человеческого развития в Республике Карелия, обусловленное снижением ожидаемой продолжительности жизни и доходов населения, в сочетании с высоким образовательным потенциалом. Индекс человеческого развития Республики Карелия, учитывающий показатели долголетия, образования и дохода, по данным «Доклада о человеческом развитии в Российской Федерации в 2015 году» составил 0,844, что соответствует 52-му месту в России (в 2013 году – 44-е место). Карелия отстает от среднероссийских значений по ожидаемой продолжительности жизни и доходам населения. Высокие позиции в рейтинге Республикой Карелия были достигнуты за счет высокого уровня развития образования (индекс образования - 0,929, 12 место в России), при том, что индекс долголетия составил всего 0,698. Республика Карелия характеризуется развитым научно-образовательным комплексом. Петрозаводский государственный университет стабильно входит в сотню ведущих вузов России (например, в рейтинге RAEX и Национальном рейтинге вузов «Интерфакс»). Всего в республике 5 государственных высших учебных заведений с учетом филиалов других вузов. Ведущую роль в научно-образовательной системе Республики Карелия занимает ФИЦ «Карельский научный центр РАН». В Республике в 2016/2017 уч. году обучалось около 12 тыс. студентов системы высшего профессионального образования, при этом около 75% от общего контингента региона обучается в опорном вузе – Петрозаводском государственном университете. В последние годы из-за демографических тенденций число студентов сокращается. Отношение числа студентов к численности населения в регионе несколько ниже, чем в России в среднем. Отношение численности трудоустроенных выпускников вузов региона к численности выпускников, трудоустроенных в других регионах, составляет около 0,33 (41-е место в РФ). В целом в Республике Карелия в 2016 г. около 30% занятых в экономике имели высшее образование, что несколько ниже среднероссийского значения (33,8%), но данный показатель стремительно рос последние годы (в 2011 году – 22,3%), что может свидетельствовать о повышении уровня квалификации занятых. Среди социальных проблем сохраняется потребность в дошкольном образовании для детей в возрасте до 3 лет, есть необходимость строительства детских садов в ряде населенных пунктов. С 2013 года в рамках реализации мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования была обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
2. Потенциал, ограничения и возможности Анализ имеющего пространственного, социально-экономического и экологического потенциала, основных тенденций и особенностей социально-экономического развития Республики Карелия позволяет выделить следующие условия и ограничения развития.
Основными элементами, образующими внутренний потенциал социально-экономического развития Республики Карелия, являются следующие: 1) Наличие значительного эксплуатационного запаса природных ресурсов (минеральных, лесных, водных биологических, земельных, топливно-энергетических, туристско-рекреационных), которые могут быть дополнительно вовлечены в хозяйственный оборот. 2) Наличие крупных промышленных предприятий, обладающих серьезными технологическими компетенциями и значимостью на международных и российских рынках, имеющих высокий потенциал для расширения и увеличения объемов производства, создания новых рабочих мест, развития кооперации с малым бизнесом. 3) Наличие достаточно большого числа потенциальных инвестиционных площадок типов Greenfield и Brownfield, а также неиспользуемых земель сельхозназначения, которые могут быть использованы для формирования привлекательных инвестиционных площадок. 4) Экономико-географические преимущества, выражающиеся в удобном транзитном расположении между промышленно развитыми центрами Мурманской, Вологодской и Ленинградской областей, близости к ёмкому потребительскому рынку Санкт-Петербургской агломерации, наличии протяженной границы с Финляндией (ЕС), обеспеченной достаточно развитой приграничной инфраструктурой, наличии выхода в моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов и Северный морской путь. 5) Исторически высокая гражданская и предпринимательская активность населения, которая может быть усилена разработкой и внедрением мер, направленных на поощрение и поддержку общественных инициатив, развитие малого и среднего бизнеса. 6) Относительно высокий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и концентраций компетенций по подготовке специалистов в этой сфере. 7) Высокий уровень развития научно-образовательного комплекса (включая вузы, средние профессиональные учебные учреждения, научные организации), являющегося основой для подготовки и обеспечения действующих и новых предприятий высококвалифицированными кадрами, а также для развития инновационной деятельности. 8) Высокий национально-культурный, исторический и духовный потенциал Республики Карелия, наличие большого числа памятников истории и культуры.
Использование имеющегося внутреннего потенциала социально-экономического развития Республики Карелия связано с рядом ограничений, которые могут быть сняты за счет разработки и реализации комплекса соответствующих мер и проектов: 1) растущая демографическая нагрузка, снижение численности и плотности населения, отток молодежи и выпускников вузов, усиление миграционного оттока наиболее квалифицированных кадров за рубеж, Санкт-Петербург и Москву, снижение качества миграционного притока в регион; 2) недостаточное развитие и неудовлетворительное качество транспортной инфраструктуры в муниципальных районах Республики Карелия, высокий износ основных объектов транспортной инфраструктуры республиканского и местного значения; 3) увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком уровне их утилизации и переработки, низкое качество питьевой воды и водоочистки в целом ряде населенных пунктов Республики Карелия; 4) высокие тарифы на электроэнергию и подключение к сетям при существующем дефиците энергетических мощностей в ряде муниципальных районов Республики Карелия, низкий уровень газификации; 5) высокий уровень износа жилищно-коммунальной, жилищной, дорожной инфраструктуры в большинстве городских и сельских населенных пунктов Республики Карелия, низкая доступность объектов социальной инфраструктуры в отдаленных поселениях, а также низкий комфорт городской среды; 6) слабое технологическое развитие и высокий уровень износа промышленной инфраструктуры отраслей третьего и четвертого технологического уклада, обусловливающее необходимость глубокой модернизации ряда предприятий и отраслей; 7) наличие монопрофильных муниципальных образований.
Анализ основных тенденций и проблем социально-экономического развития Республики Карелия, оценка потенциала и ограничений его использования позволили выявить следующие основные диспропорции и дисбалансы в развитии: - территориальная неравномерность развития: растущие диспропорции в уровне и динамике социально-экономического развития отдельных муниципальных образований, отличие в качестве жизни в городских и сельских населенных пунктах; - концентрация населения и рабочей силы: рост концентрации населения и субъектов хозяйствования в Петрозаводске в сочетании с ускорением процессов депопуляции в удаленных частях республики, формирование тенденции к образованию моноцентричного региона; - растущая конкуренция за молодых специалистов и квалифицированных кадров со стороны Москвы, Санкт-Петербурга, южных регионов России с точки зрения качества жизни, возможностей для самореализации, городской среды, качества досуга; - дисбалансы между потребностями регионального рынка труда и профилем подготовки в организациях высшего и среднего профессионального образования, недостаток рабочих специальностей; - дисбалансы с точки зрения высокого уровня развития науки и образования, с одной стороны, с другой - недостаточного взаимодействия между образовательными, научными организациями и организациями реального сектора экономики; - сохранение высокого уровня государственного долга и ограничений на введение и использование мер налогового стимулирования бизнеса и предпринимательства при необходимости реализации активной инвестиционной политики и поиске возможностей обеспечения государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности; - высокая роль малого бизнеса и туризма в создании новых рабочих мести и обеспечении самозанятости населения при высокой доле «теневого» сектора в этих сферах деятельности; - информационное неравенство – наличие населенных пунктов, необеспеченных сотовой связью и/или доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при общем высоком развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры в крупных городах; - наличие широких возможностей для развития приграничной торговли и внешнеэкономической деятельности при одновременном сохранении и ужесточении экономических и иных секторальных санкций со стороны зарубежных государств.
К основным возможностям для снятия отмеченных выше ограничений и диспропорций развития относятся: 1) Обеспечение запланированных объемов финансирования Федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года"и полная реализация проектов и мер, запланированных в ней на 2018-2020 годы. 2) Расширение участия Республики Карелия в федеральных государственных программах, федеральной инвестиционной программе с концентрацией ресурсов и внимания на нескольких прорывных инфраструктурных, экономических и социальных проектах, которые смогут обеспечить серьезный мультипликативный эффект для Республики Карелия, в том числе в области развития моногородов, сельских территорий, развития Арктических территорий и др. 3) Активное использование новых инструментов государственной поддержки и развития отдельных территорий, включая создание территорий опережающего социально-экономического развития, создание индустриальных парков и др. 4) Перезагрузка промышленной и инновационной политики в сочетании с выработкой новых форм и инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов, созданием и повышением эффективности работы региональных институтов развития. 5) Развитие межрегионального и международного сотрудничества в части реализации комплексных проектов экологической и туристской направленности, включая межрегиональные проекты, связанные с развитие туризма на Ладожском и Онежском озерах, Белом море и Соловецком архипелаге, проектов освоения и развития туризма территорий, входящих в состав Арктической зоны и др. 6) Привлечение ресурсов приграничного и межрегионального сотрудничества на федеральном, региональном и локальном уровнях в целях социально-экономического развития территории, использование потенциала программ приграничного сотрудничества России и ЕС; 7) Реализация крупных инфраструктурных проектов, включая модернизацию и развитие международного аэропорта «Петрозаводск» (Бесовец), модернизацию и строительство морских портов, модернизацию транзитных федеральных трасс в Мурманск и Финляндию, создание придорожных обслуживающих сервисов, развитие энергетической инфраструктуры и газификации и др. 8) Кардинальное повышение качества регуляторной среды и улучшение инвестиционного климата, снятие административных барьеров и административного давления на субъекты малого и среднего предпринимательства и создания институциональных условий; развитие специальной инфраструктуры поддержки предпринимательства. 9) Преодоление тенденции к снижению доли молодого поколения и роста лиц старшего возраста в составе рабочей силы через реализацию мер по закреплению квалифицированных молодых кадров в регионе. 10) Реализация передовых градостроительных практик и подходов к развитию городской среды, повышение конкурентоспособности за человеческий капитал за счет нового качества городской среды, создание общественных пространств для повышения комфортности проживания, сохранения и привлечения человеческого капитала. 11) Комплексное развитие научно-образовательного комплекса, направленное на формирование высокотехнологичного предпринимательства и сохранение высококвалифицированных кадров, формирование в Петрозаводске наукоемких услуг в области здравоохранения, рекреации, информационных технологий. 12) Технологическая модернизация для повышения глубины переработки сырья и производства готовой потребительской продукции за счет приоритетной, привлечения, реализации и поддержки инвестиционных проектов, направленных на создание производства новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью из местного сырья. 13) Формирование отраслевых кластеров (лесопромышленного, рыбохозяйственного, туристского, научно-образовательного и др.) за счет мер государственной поддержки и стимулирования кооперационных процессов и организации совместных производств, что позволит повысить интенсивность использования ресурсов, конкурентоспособность продукции и услуг, а также позволит сосредоточить в регионе производственные цепочки и добавленную стоимость, производимую ими. 14) Создание условий для становления Республики Карелия как центра экологического и оздоровительного туризма всероссийского значения, сохранение биоразнообразия и естественных ландшафтов, вовлечение ООПТ регионального значения в развитие республики, туристический сектор. 15) Популяризация и реализация экологических программ, направленных на развитие раздельного сбора мусора, переработки пластика, внедрение «зеленых» технологий в промышленности, развитие мусороперерабатывающих предприятий, развитие инфраструктуры водоочистки, повышение качества питьевой воды. 16) Снижение энергодефицитности территории за счет поддержки развития альтернативной и возобновляемой энергетики, в том числе малых ГЭС, развитие ветроэнергетики, биоэнергетики на основе использования местных биоэнергетических ресурсов (в том числе отходов деревообработки), решение проблем тарифообразования, «последней мили» и перекрестного субсидирования для запуска проектов в области альтернативной энергетики. 17) Организация поставки продукции в торговые сети крупных городов и агломераций страны, ориентированных на здоровые и экологически чистые продукты питания, продвижение продукции карельских производителей на основе формирования уникального торгового знака и создания единого регионального дистрибьютора.
3. Этапы и сценарии социально-экономического В основу сценарной модели социально-экономического развития Республики Карелия заложены три этапа (рис. 1): - ПЕРВЫЙ ЭТАП (2017–2018 гг.) – Создание базовых условий для устойчивого развития Республики Карелия – предполагает акцентирование внимание и ресурсов на реализации инфраструктурных проектов (в сфере строительства и реконструкции объектов транспортной, инженерной, энергетической, социальной инфраструктуры), создании необходимых условий (правовых и организационных) для привлечения инвестиций и развития новых отраслей и секторов экономики, а также на решении наиболее острых проблем в социальной сфере. Ключевыми инструментами привлечения финансовых средств в создание и развитие инфраструктуры являются ФЦП «Развитие Республики Карелия до 2020 года», а также участие республики в государственных программах Российской Федерации и Федеральной адресной инвестиционной программе). Реализация комплекса мер и проектов в рамках первого этапа позволит создать необходимые условия для экономического роста и стабилизации ситуации в социальной сфере. К конце первого этапа (2018 год) планируется достигнуть ВРП в объеме 270 млрд рублей. - ВТОРОЙ ЭТАП (2018–2020 гг.) – Этап запуска модели качественного роста – предполагает реализацию комплекса мер, направленных на усиление инвестиционной привлекательности Республики Карелия, повышение комфортности жизни в городских и сельских поселениях, а также на снижение и, в перспективе, прекращение оттока населения и привлечение трудовых мигрантов. Основными инструментами на данном этапе будут: «перезагрузка» промышленной политики, меры по диверсификации и развитию моногородов, меры по повышению конкурентоспособности карельских производителей, расширение мер господдержки малого бизнеса, предпринимательской и общественной инициативы, совершенствование мер инвестиционной политики, существенное сокращение государственного долга республики и его приведение в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса РФ, реализация программ «Комфортная городская среда» и «Развитие сельских территорий», а также системы мер по повышению доступности и качества социальных услуг жителям республики. Реализация комплекса мер и проектов в рамках второго этапа позволит качественно изменить модель экономического роста в Республике Карелия, создать предпосылки для привлечения инвестиций в новые для региона сектора и отрасли, а также создать привлекательные условия для жизни населения и привлечения трудовых мигрантов. К конце второго этапа (2020 год) планируется достигнуть ВРП в объеме 290 млрд рублей.
Рис. 1. Сценарная модель социально-экономического развития
- ТРЕТИЙ ЭТАП (2020–2022 гг.)– Этап количественно роста (наращивания темпов развития) – предполагает реализацию активной инвестиционной политики по привлечению и сопровождению реализации инвестиционных проектов, стимулирование и господдержку межотраслевой и внутриотраслевой кооперации между предприятиями и формирования производственных кластеров как инструментов концентрации производственных цепочек и добавленной стоимости на территории Карелии, а также роста налогового потенциала региона, существенное повышение эффективности бюджетной политики и увеличение бюджетных расходов и инвестиций в развитие и повышение доступности социальной инфраструктуры, развитие человеческого капитала и повышение качества жизни жителей Карелии, создание условий для кардинального улучшения демографической и миграционной ситуации в Республике Карелия. Реализация комплекса мер и проектов в рамках третьего этапа позволит минимум в полтора раза увеличить объем инвестиций в основной капитал (том числе качественно изменить отраслевую структуру инвестиций – до 35% инвестиций будут вкладываться в обрабатывающие производства), увеличить ежегодный рост ВРП до 104-105%, создать условия для роста налогового потенциала и налоговых доходов в бюджетную систему, переломить тенденции и обеспечить положительное сальдо миграции, обеспечить устойчивый рост уровня и качества жизни населения. К конце третьего этапа (2022 год) планируется достигнуть ВРП в объеме не менее 352 млрд рублей.
С учетом условий сценарной модели социально-экономического развития Республики Карелия, рассмотренной выше, в зависимости от интенсивности влияния внешних негативных факторов, ограничений и рисков, а также возможностей мобилизации внутренних ресурсов, возможны три сценария развития Республики Карелия, отличающихся динамикой социально-экономических процессов и инициируемых изменений: 1) инерционный сценарий; 2) целевой (селективный) сценарий; 3) форсированный сценарий. Указанные сценарии будут реализовываться в увязке с проводимой социально-экономической политикой на федеральном уровне, в том числе в увязке с реализацией мер Стратегии развития Российской Федерации на период 2018-2024 гг., указами Президента Российской Федерации, стратегией развития Северо-Западного федерального округа.
Инерционный сценарий. Данный сценарий предполагает постепенные изменения и преобразования условий социально-экономического развития Республики Карелия, которые осуществляются исходя из текущих бюджетных и ресурсных возможностей и действующих ограничений, а также при условии усиления негативного влияния внешних факторов и рисков, включая ужесточение внешнеэкономических санкций, сокращение объемов федерального финансирования госпрограмм и инвестиционных программ, изменение федерального законодательства в области налоговой и бюджетной политики, которые могут негативно отразиться на системе межбюджетных отношений и формировании доходной части бюджетов, опережающий рост энергетических и транспортных тарифов. В этих условиях имеющиеся ресурсы будут отвлекаться на обеспечение сбалансированности бюджетной системы, а также на выполнение расходных обязательств бюджета, главным образом, в части обслуживания и снижения государственного долга, а также содержания и обеспечения текущей деятельности социальной сферы. Это не позволит в полной мере обеспечить решение задач, связанных с финансированием и реализацией мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства, а также с деятельностью уже созданных и новых региональных институтов развития. В случае реализация данного сценария будет успешно завершена реализация ФЦП «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», а также проектов, реализуемых и финансируемых в рамках соответствующих ФЦП, госпрограмм и адресной инвестиционной программы. Однако после 2020 года объем привлекаемых федеральных ресурсов может существенно сократиться. Развитие экономики республики будет идти по инерционной модели с сохранением или незначительным ростом внебюджетных инвестиций в основной капитал. Однако их объем позволит обеспечить лишь воспроизводство выбывающих основных производственных фондов и компенсировать снижение их стоимости. Основные параметры и ожидаемые результаты реализации инерционного сценария представлены в таблице 4.
Целевой (селективный) сценарий. Данный сценарий предполагает сосредоточение внимания и ограниченных ресурсов на приоритетных первоочередных задачах, решение которых позволит сформировать необходимые условия и стимулы для ускорения социально-экономического развития Республики Карелия. Целевой сценарий реализуется в условиях ограниченных ресурсов, объем которых, тем не менее, будет достаточен для их концентрации на решении узкого круга приоритетных задач. Из каждого блока задач, определенных в настоящей Концепции (инфраструктурно-экономического блока, блока пространственного развития, социального блока и организационно-управленческого блока), предстоит выбрать ряд конкретных задач. При этом выбор (селекция) эти задач будет осуществляться исходя из их ресурсоемкости, минимизации сроков получения ожидаемого результата и наличия мультипликативного эффекта. Также приоритетность той мили иной задачи будет определяться в соответствии с требованиями и приоритетами, транслируемыми федеральными органами власти. Как и в инерционном сценарии, будет успешно завершена реализация ФЦП «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», а также проектов, реализуемых и финансируемых в рамках соответствующих ФЦП, госпрограмм и адресной инвестиционной программы. Реализация данного сценария в сфере развития инфраструктуры будет направлена на реализацию только первоочередных инфраструктурных проектов со средней и небольшой капиталоемкостью по строительству и реконструкции тех объектов, без которых невозможна успешная реализация уже намеченных и реализуемых инвестиционных проектов, либо реализация которых позволит купировать возможные очаги социальной напряженности. Решение основных проблем в развитии инженерной и социальной инфраструктуры будет обеспечиваться за счет федерального и республиканского бюджетов. В экономической сфере данный сценарий предполагает завершение и поддержку уже начатых крупных инвестиционных проектов, а также реализацию мелких и средних инвестиционных проектов, которые впоследствии способны стать новыми точками роста. В их отношении будут использоваться инструменты адресной государственной поддержки с акцентом на нефинансовые формы, а также имеющиеся возможности в части льготного режима налогообложения в ТОСЭР, предоставления подготовленных инвестплощадок (в том числе в промпарке «Надвоицы»). Для стимулирования предпринимательской активности будут реализованы меры по снижению административного давления на малый и средний бизнес. В социальной сфере данный сценарий предполагает приоритетную реализацию проектов и решение задач, которые позволят устранить или предупредить возможные очаги социальной напряженности. При этом в условиях ограниченности ресурсов в рамках данного сценария получат развитие механизмы привлечения внебюджетных ресурсов, включая государственно- и муниципально-частное партнерство и концессию. В организационно-управленческой сфере ресурсы предполагается сконцентрировать на тех задачах, решение которых позволит существенно повысить эффективность государственного и муниципального управления и оптимизировать бюджетные расходы. Основные параметры и ожидаемые результаты реализации целевого (селективного) сценария представлены в таблице 4.
Форсированный сценарий. Данный сценарий предполагает инициирование и проведение достаточно серьезных изменений и преобразований, позволяющих вывести Республику Карелия на траекторию устойчивого социально-экономического роста. Эти изменения будут касаться преобразования и активизации инвестиционной политики (включая разработку и внедрение новых форм господдержки инвесторов с концентрацией ресурсов на наиболее востребованных и эффективных), «перезагрузки» промышленной политики (включая создание новых институтов развития, таких как региональный фонд развития промышленности, центры кластерного развития), создания системы продвижения продукции карельских производителей, расширения мер господдержки малого бизнеса, предпринимательской и общественной инициативы, комплекса мер по повышению доступности и качества социальных услуг жителям республики и др. Реализация данного сценария в сфере развития инфраструктуры будет направлена на формирование и реализацию крупных инфраструктурных проектов, в том числе с привлечением федерального и зарубежного финансирования. К таким проектам относится не только строительство крупных линейных объектов, энергетической инфраструктуры, но и проекты комплексного развития и освоения территорий (особенно тех, которые сегодня активно теряют население). В экономической сфере данный сценарий предполагает концентрацию внимания и ресурсов на создании и развитии новых для Карелии секторов, отраслей и производств (в том числе относящихся к четвертому технологическому укладу), связанных с глубокой переработкой местного сырья и максимизацией извлекаемой добавленной стоимости, а также на выработке и внедрении мер стимулирования меж- и внутриотраслевого кооперирования между предприятиями (с целью концентрации производственных цепочек на территории республики) и создания производственных кластеров. Будет создана эффективная система поддержки малого и среднего бизнеса, предпринимательской инициативы населения. В сфере пространственного развития данный сценарий предполагает существенное расширение программ «Комфортная городская среда» и «Развития сельских территорий». Особое внимание уделяется достижению плановых показателей развития и диверсификации моногородов (в плане создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия), сбалансированному развитию муниципальных образований, а также активизации международного и межрегионального сотрудничества. В социальной сфере данный сценарий предполагает концентрацию организационных и финансовых ресурсов на решении задач повышения доступности и качества социальных услуг для жителей республики, росте уровня и качества жизни в республике, поддержки материнства и детства, закрепления и привлечения молодых высококвалифицированных специалистов в республике. В организационно-управленческой сфере предполагается полномасштабный переход на новые высокоэффективные методы и инструменты управления, включая внедрение инструментов цифровой экономики и проектного управления, повышение качества управления региональными и муниципальными финансами. Основные параметры и ожидаемые результаты реализации целевого (селективного) сценария представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Основные параметры сценариев социально-экономического
Для первого этапа реализации Концепции рабочим сценарием является целевой (селективный), как необходимое условие для выхода уже на втором этапе на форсированный сценарий.
4. Цели и ключевые задачи
Целью Концепции является предложение набора стратегических направлений, мер и шагов, направленных на перелом негативных тенденций в экономике и социальной сфере Республики Карелия и ее выход на устойчивую траекторию социально-экономического развития, в основу которой закладывается модель опережающего роста экономики и укрепления экономической базы Республики Карелия для роста качества жизни и благосостояния ее жителей. Стратегическая цель социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года – обеспечение опережающего роста экономики и развития социальной сферы Республики Карелия темпами выше среднероссийских на основе укрепления экономической базы, стимулирования предпринимательской инициативы, устойчивого пространственного развития и повышения эффективности государственного и муниципального управления. Реализация поставленной стратегической цели будет осуществляться в рамках следующих стратегических направлений: 1. Повышение качества и доступности инфраструктуры 2. Развитие экономики и предпринимательства 3. Устойчивое пространственное развитие 4. Социальное развитие 5. Совершенствование инструментов государственного и муниципального управления Основные задач, которые необходимо решить для достижения поставленной стратегической цели социально-экономического развития Республики Карелия, разбиты по двум блокам – по этапам реализации концепции и по стратегическим направлениям (табл. 5).
Таблица 5 – Основные задачи социально-экономического
Перечисленные в таблице 5 задачи определяют структуру и содержание стратегических направлений, включающих в себя комплекс мероприятий и проектов по решению поставленных задач. Комплекс мероприятий и проектов, направленных на решение перечисленных выше задач, структурированный по соответствующим стратегическим направлениям, разбит также по годам и этапам реализации Концепции и представлен в Приложении 1 «Детализация стратегических направлений». На рисунке 2 представлена организационно-структурная модель детализации стратегических направлений реализации Концепции.
Рис. 2. Организационно-структурная модель детализации стратегических направлений реализации Концепции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 283. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |