Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Снижение объемов производства и нестабильная ситуация в сфере сельского хозяйства в сочетании с высокой положительной динамикой развития рыбохозяйственного комплекса.




Доля агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в структуре ВРП Республики Карелия составляет 6,3%. В них занято 5,7% от общей численности занятых в экономике Карелии.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2016 г. составил 90,6%, производство сокращается с 2014 г. В Республике в 2016 г. произведено продукции на 5,414 млрд руб., что составляет менее 0,1% от произведенной в России. В сельском хозяйстве занято около 1,9 тыс. работников (в 2010 г. – 3,1 тыс. чел.). Посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2016 года достигла 33,5 тыс. га (0,04% от общероссийского значения), то есть выросла на 1 тыс. га по сравнению с 2015 годом, но стала практически в два раза меньше размера посевной площади по сравнению с 2000 годом (64,8 тыс. га).

Крупнейшие предприятия в сельском хозяйстве в 2016 г. по объему выручки: ОАО «Племсовхоз «Мегрега», ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», ООО «Агрофирма «Тукса», ОАО «Совхоз «Аграрный» (Олонецкий район), ОАО «Корм» (Петрозаводск), ЗАО «Свинокомплекс «Кондопожский» (Кондопожский район), ЗАО «Эссойла» (Пряжинский район). В сельскохозяйственных организациях произведено 79% мяса скота, 90,4% молока. В пищевой промышленности (за исключение рыбопереработки) занято около 3 тыс. работников (в 2010 – около 4,1 тыс. чел.). Крупнейшие предприятия по объему выручки в 2016 г.: ООО «Торговый Дом Ярмарка», АО «Славмо», ОАО «Карельский Мясокомбинат», АО «Петрозаводский Хлебокомбинат-1», ОАО Петрозаводский хлебозавод «САМПО», ООО «Ярмарка производство пищевых ингредиентов» (Петрозаводск), АО «Олонецкий молочный комбинат» (Олонецкий район).

Перспективы развития агропромышленного комплекса связаны с модернизацией производств, расширением номенклатуры готовой продукции, формированием брендов карельских продуктов и выходом на российские и зарубежные рынки продуктов здорового питания.

В рыбохозяйственном комплексе действует около 230 организаций, в которых занято более 2,6 тыс. работников. Основные объекты для развития рыболовства – Белое море, Онежское и Ладожское озера, Водлозерское и Выгозерское водохранилища. Объем промышленного вылова рыбы в 2016 году составил 2,8 тыс. тонн, что выше на 25% средних уровней 2013-2015 гг. (1,9-2,6 тыс. тонн). В Белом море рыболовство преимущественно основано на вылове сельди и наваги. Ключевые предприятия, работающие в Белом море – рыболовецкие колхозы «Беломор», «Заря Севера», «Помор». Рыбоводными хозяйствами Республики Карелия в 2016 году выращено 21,2 тыс. тонн рыбы, в том числе товарной – 14,7 тыс. тонн и 43,5 тонны мидий. Основные объекты товарного рыбоводства – форель (99,5%), сиг и осетр (0,5%). Действует 56 рыбоводных хозяйств, общая численность занятых – 1025 человек. Доля компаний Республики Карелия на российском рынке садковой форели составляет около 75,4% и продукции аквакультуры в целом – 10,4%. Перспективы развития комплекса связаны с более активным использованием ресурсов Белого моря, расширением ассортимента продукции, развитием переработки рыбы, а также развитием обеспечивающих производств и инфраструктуры (производства кормов, создание селекционно-генетического центра рыбоводства и т.д.).

 

6. Высокая концентрация производства и населения в монопрофильных населенных пунктах. Более 80% объем промышленного производства и почти 25% населения Республики Карелия сосредоточено в моногородах.

Высокая доля моногородов в объеме промышленного производства и общей численности населения является одной из ключевых социально-экономических особенностей Республики Карелия. На территории региона 11 моногородов, большинство из которых связаны с деятельностью градообразующих предприятий, относящихся к лесопромышленному и горнопромышленному комплексам (табл. 3).

 

Таблица 3 - Монопрофильные муниципальные образования

Наименование населенного пункта Численность населения Градообразующее предприятие
г. Кондопога 32,6 тыс. чел. ОАО «Кондопога»
г. Костомукша 29,2 тыс. чел. АО «Карельский окатыш» (ОАО «Северсталь»)
г. Сегежа 28,5 тыс. чел., АО «Сегежский ЦБК»
г. Лахденпохья 7,6 тыс. чел., ООО «Карельская фанера»
г. Питкяранта 11,4 тыс. чел., ООО «РК-Гранд» (целлюлозный завод)
г. Пудож 9,6 тыс. чел. ПАО ЛХК «Кареллеспром», ООО «Лафарж Нерудные материалы и Бетон»
г. Суоярви 9,4 тыс. чел. АО «Запкареллес»
пгт Пиндуши 5 тыс. чел. АО «Карелия ДСП»
пгт Надвоицы – 8,2 тыс. чел. Филиал «НАЗ-СУАЛ» (ОК «РУСАЛ»)
пгт Вяртсиля – 3,0 тыс. чел. ЗАО «Вяртсильский метизный завод» (ПАО «МЕЧЕЛ»)
пгт Муезерский 5,2 тыс. чел. ПАО «Муезерский ЛПХ»

 

Для решения проблем, связанных с развитием и диверсификацией монопрофильных городский поселений приоритетными направлениями деятельности рассматриваются: разработка и реализация мер, направленных на стимулирование предпринимательской активности и поддержку малого бизнеса, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и организации новых производств на территории моногородов (в том числе за счет формирования инвестплощадок, обеспеченных инфраструктурой, создания ТОСЭР, промышленных парков, задействования неиспользуемых промышленных площадок и т.д.), повышения комфортности проживания в моногородах и развития объектов социальной инфраструктуры.

 

Высокая предпринимательская активность в Республике Карелия в сочетании с нерешенностью ряда проблем и высокой долей «теневого» сектора в сфере малого и среднего бизнеса.

В регионе традиционно фиксируется относительно высокая предпринимательская активность. По показателю «число малых фирм по отношению к численности экономически активного населения» в 2015 году Республика занимала 7-е место в стране. Показатель имел положительную динамику в 2010-е гг. Сейчас более 35% занятых трудится в сфере индивидуального, малого и среднего предпринимательства, что выше, чем в России в среднем, но эта доля снижается в последние годы. При этом большинство предпринимателей – вынужденные, то есть они предпочли бы работу по найму.

Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности RAEX Карелия имеет пониженный потенциал, но высокий риск. По данным обращений к бизнес-омбудсмену Республики Карелия для предпринимателей региона важны следующие проблемы:

- высокие тарифы на электроэнергию и подключение к сетям;

- информационное неравенство: невозможность установки онлайн-касс во многих удаленных населенных пунктах;

- неосведомленность о мерах поддержки;

- большое число внеплановых проверок;

- проблемы с государственными и муниципальными контрактами;

- отсутствие помещений для ведения предпринимательской деятельности.

Для Карелии также характерна слабая обеспеченность банковскими услугами – совокупный индекс Центробанка (по данным Отчета о развитии банковского сектора и банковского надзора за 2016 год) составляет 0,7, при среднероссийском значении 1,0. Это сказывается на доступности финансирования для малого и среднего бизнеса.

 

Высокий энергетический потенциал и развитая энергетика Республики Карелия в сочетании с сохраняющейся энергодефицитностью, низкой доступностью энергетической инфраструктуры для рада районов республики, а также высокими энергетическими тарифами.

Республика Карелия обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом, а также возможностями для развития альтернативной энергетики (включая биоэнергетику). На территории Республики Карелия действуют три каскада ГЭС (каскады Кемских ГЭС, Выгских ГЭС и Сунских ГЭС), ряд малых ГЭС (ГЭС Рюмякоски, ГЭС Каллиокоски, ГЭС Ляскеля), а также Петрозаводская ТЭЦ, ТЭЦ ОАО «Кондопога» и ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 АО «Сегежский ЦБК», осуществляется строительство Белопорожских ГЭС. Общая установленная мощность электростанций Карелии – 1098,1 МВт. Протяженность электрических сетей ЛЭП 110/35/10/0,4 кВ – 10256 км.

Потенциал и возможности развития энергетики Республики Карелия связаны с дальнейшим использованием возобновляемых источников, включая строительство малых ГЭС, электростанций и котельных на биотопливе. Карельские предприятия уже ведут производство топливных гранул из отходов переработки древесины и осуществляют экспортные поставки в страны Европы. По энергоемкости ВРП Республика Карелия в 2015 году занимала 19-е место в стране – в 2015 году на 10 тыс. рублей ВРП в регионе приходилось 201,94 кг условного топлива, что почти вдвое выше, чем в среднем по стране. Этим обусловлена энергодефицитность территории Карелии.

Также ограничивающими факторами для развития реального сектора экономики и привлечения инвестиций является неравномерное развитие энергетической инфраструктуры (электрических сетей), что обуславливает острую энергодефицитность ряда муниципальных районов и населенных пунктов, а также высокие тарифы на электроэнергию, поставляемую потребителям по сетям низкого напряжения.

 

Сочетание относительно благоприятной экологической обстановки с наличием очаговых острых экологических проблем, проблемами обеспеченности населения качественной питьевой водой, развития водоочистных сооружений и эффективной системы управления отходами.

Анализ экологической ситуации показывает, что выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, в 2016 г. составили 116 тыс. тонн, что существенно меньше среднероссийских значений (209 тыс. тонн). Карелия находится на 35-м месте среди регионов России по данному показателю. При этом, объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта в 2016 г. составил 88 тыс. тонн, что почти на 33% выше, чем в 2012 г. (регион занимает 56-е место в стране). Однако по отношению суммы указанных выбросов к ВРП регион занимает 11-е место в России с показателем 0,86 тыс. тонн на 1 млрд. руб. (2015 г.), что говорит о достаточно низкой экологической эффективности экономики Республики Карелия.

Основной объем выбросов в атмосферу среди промышленных предприятий обеспечивают предприятия по добыче полезных ископаемых (64,4%), предприятия в сфере целлюлозно-бумажного производства (18,5%), производства и распределения эл/энергии, газа и воды (10,7%). Основной объем загрязнения атмосферного воздуха приходится на Костомукшский городской округ (62,8%), Сегежский (12,5%), Кондопожский (4,3%) и Питкярантский (5,4%) районы.

Состояние проб питьевой воды водопроводов в последние годы ухудшается. Доля проб, не соответствующих санитарно-химическим гигиеническим нормативам, составила в 2016 году 33,5% (в 2013 году – 23%, в 2014 году – 25,4%, в 2015 году – 27,8%), не соответствующим микробиологическим показателям – 3,9%. В 2015 году только 362 тыс. человек населения региона (57% населения) обеспечены качественной питьевой водой.

Всего по итогам 2016 года в республике было сброшено 326 млн. м3 воды, из которых загрязненных – 221 млн. м3, в том числе недостаточно очищенных – 147 млн. м3, без очистки – 74 млн. м3. Основной объем сбрасываемых недостаточно очищенных сточных вод приходится на предприятия целлюлозно-промышленного комплекса (ОАО «Кондопога», АО «Сегежский ЦБК», ООО «РК-Гранд» и др.) – 45,1% от общего сброса загрязнённых сточных вод.

В Республике Карелия действует 117 очистных сооружений, средняя нагрузка на которые составляет около 78%. Существует серьезная проблема неудовлетворительного технического состояния очистных сооружений, недостаточной гидравлической нагрузки, особенно некрупных очистных сооружений, построенных в 1980-х гг. В 6 городах (г. Кемь, г. Беломорск, г. Медвежьегорск, г. Пудож, п. Лоухи, п. Калевала) отсутствуют канализационные очистные сооружения, сброс осуществляется в водные объекты, из которых также производится забор воды для населения. В 2017 году в Петрозаводске был осуществлен ввод в эксплуатацию водоочистных сооружений.

Актуальной проблемой для Республики Карелия является отсутствие эффективной системы управления отходами, инфраструктуры обращения с отходами (раздельного сбора, обработки, утилизации и вовлечения утильных фракций в хозяйственный оборот), недостаточное число предприятий, перерабатывающих и обезвреживающих отходы. Большинство объектов размещения (захоронения) отходов не являются инженерными сооружениями, эксплуатируются с минимальным уровнем затрат и не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. В 2016 году было образовано 134,0 млн. тонн отходов производства и потребления, из которых 56 тонн – отходы I класса опасности, 24 тонны – II класса, 9,6 тыс. тонн – III класса.

Ключевую роль в поддержании экологического равновесия в Республике Карелия играют особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ). Современный природно-заповедный фонд региона включает в себя 137 ООПТ регионального значения (420,7 тыс. га) и 8 объектов федерального значения (566 тыс. га), что составляет 5,5 % от всей площади республики. За период 2012 – 2017 гг. в Карелии организовано 5 региональных ООПТ и 1 федеральная ООПТ на площади более 175 тыс. га.

 

Низкая привлекательность рынка труда в Республике Карелия, обусловленная низкой среднемесячной заработной платой, высокой стоимостью жизни, а также сравнительно низкой доступностью жилья.

Среднемесячная заработная плата в Республике Карелия в 2017 г. составила 34,8 тыс. руб., что составляет 88,8% от среднероссийской. При этом Карелия характеризуется довольно высокими показателями стоимости жизни и низкой доступностью жилья. Так, по числу лет, необходимых для приобретения жилья, Республика Карелия занимает 50-е место в России (по данным за 2016 г.). В Карелии этот показатель составляет 8 лет, тогда как средний по России показатель – 5,1 года. Доля граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2016 г. превысила 17,3% (24-е место в России), что существенно выше среднероссийского уровня – 13,4%. При этом значение показателя растет в последние годы.

Указанные факторы ограничивают возможности сохранения и привлечения человеческого капитала. Поэтому высокий миграционный отток населения из Республики Карелия обусловлен не только климатическими факторами, но и относительно низким качеством жизни, особенно в труднодоступных районах.

 

Снижение индекса человеческого развития в Республике Карелия, обусловленное снижением ожидаемой продолжительности жизни и доходов населения, в сочетании с высоким образовательным потенциалом.

Индекс человеческого развития Республики Карелия, учитывающий показатели долголетия, образования и дохода, по данным «Доклада о человеческом развитии в Российской Федерации в 2015 году» составил 0,844, что соответствует 52-му месту в России (в 2013 году – 44-е место). Карелия отстает от среднероссийских значений по ожидаемой продолжительности жизни и доходам населения.

Высокие позиции в рейтинге Республикой Карелия были достигнуты за счет высокого уровня развития образования (индекс образования - 0,929, 12 место в России), при том, что индекс долголетия составил всего 0,698.

Республика Карелия характеризуется развитым научно-образовательным комплексом. Петрозаводский государственный университет стабильно входит в сотню ведущих вузов России (например, в рейтинге RAEX и Национальном рейтинге вузов «Интерфакс»). Всего в республике 5 государственных высших учебных заведений с учетом филиалов других вузов. Ведущую роль в научно-образовательной системе Республики Карелия занимает ФИЦ «Карельский научный центр РАН».

В Республике в 2016/2017 уч. году обучалось около 12 тыс. студентов системы высшего профессионального образования, при этом около 75% от общего контингента региона обучается в опорном вузе – Петрозаводском государственном университете. В последние годы из-за демографических тенденций число студентов сокращается. Отношение числа студентов к численности населения в регионе несколько ниже, чем в России в среднем. Отношение численности трудоустроенных выпускников вузов региона к численности выпускников, трудоустроенных в других регионах, составляет около 0,33 (41-е место в РФ). В целом в Республике Карелия в 2016 г. около 30% занятых в экономике имели высшее образование, что несколько ниже среднероссийского значения (33,8%), но данный показатель стремительно рос последние годы (в 2011 году – 22,3%), что может свидетельствовать о повышении уровня квалификации занятых.

Среди социальных проблем сохраняется потребность в дошкольном образовании для детей в возрасте до 3 лет, есть необходимость строительства детских садов в ряде населенных пунктов. С 2013 года в рамках реализации мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования была обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.


 

2. Потенциал, ограничения и возможности
социально-экономического развития
Республики Карелия на период до 2022 года

Анализ имеющего пространственного, социально-экономического и экологического потенциала, основных тенденций и особенностей социально-экономического развития Республики Карелия позволяет выделить следующие условия и ограничения развития.

 

Основными элементами, образующими внутренний потенциал социально-экономического развития Республики Карелия, являются следующие:

1) Наличие значительного эксплуатационного запаса природных ресурсов (минеральных, лесных, водных биологических, земельных, топливно-энергетических, туристско-рекреационных), которые могут быть дополнительно вовлечены в хозяйственный оборот.

2) Наличие крупных промышленных предприятий, обладающих серьезными технологическими компетенциями и значимостью на международных и российских рынках, имеющих высокий потенциал для расширения и увеличения объемов производства, создания новых рабочих мест, развития кооперации с малым бизнесом.

3) Наличие достаточно большого числа потенциальных инвестиционных площадок типов Greenfield и Brownfield, а также неиспользуемых земель сельхозназначения, которые могут быть использованы для формирования привлекательных инвестиционных площадок.

4) Экономико-географические преимущества, выражающиеся в удобном транзитном расположении между промышленно развитыми центрами Мурманской, Вологодской и Ленинградской областей, близости к ёмкому потребительскому рынку Санкт-Петербургской агломерации, наличии протяженной границы с Финляндией (ЕС), обеспеченной достаточно развитой приграничной инфраструктурой, наличии выхода в моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов и Северный морской путь.

5) Исторически высокая гражданская и предпринимательская активность населения, которая может быть усилена разработкой и внедрением мер, направленных на поощрение и поддержку общественных инициатив, развитие малого и среднего бизнеса.

6) Относительно высокий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и концентраций компетенций по подготовке специалистов в этой сфере.

7) Высокий уровень развития научно-образовательного комплекса (включая вузы, средние профессиональные учебные учреждения, научные организации), являющегося основой для подготовки и обеспечения действующих и новых предприятий высококвалифицированными кадрами, а также для развития инновационной деятельности.

8) Высокий национально-культурный, исторический и духовный потенциал Республики Карелия, наличие большого числа памятников истории и культуры.

 

Использование имеющегося внутреннего потенциала социально-экономического развития Республики Карелия связано с рядом ограничений, которые могут быть сняты за счет разработки и реализации комплекса соответствующих мер и проектов:

1) растущая демографическая нагрузка, снижение численности и плотности населения, отток молодежи и выпускников вузов, усиление миграционного оттока наиболее квалифицированных кадров за рубеж, Санкт-Петербург и Москву, снижение качества миграционного притока в регион;

2) недостаточное развитие  и неудовлетворительное качество транспортной инфраструктуры в муниципальных районах Республики Карелия, высокий износ основных объектов транспортной инфраструктуры республиканского и местного значения;

3) увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком уровне их утилизации и переработки, низкое качество питьевой воды и водоочистки в целом ряде населенных пунктов Республики Карелия;

4) высокие тарифы на электроэнергию и подключение к сетям при существующем дефиците энергетических мощностей в ряде муниципальных районов Республики Карелия, низкий уровень газификации;

5) высокий уровень износа жилищно-коммунальной, жилищной, дорожной инфраструктуры в большинстве городских и сельских населенных пунктов Республики Карелия, низкая доступность объектов социальной инфраструктуры в отдаленных поселениях, а также низкий комфорт городской среды;

6) слабое технологическое развитие и высокий уровень износа промышленной инфраструктуры отраслей третьего и четвертого технологического уклада, обусловливающее необходимость глубокой модернизации ряда предприятий и отраслей;

7) наличие монопрофильных муниципальных образований.

 

Анализ основных тенденций и проблем социально-экономического развития Республики Карелия, оценка потенциала и ограничений его использования позволили выявить следующие основные диспропорции и дисбалансы в развитии:

- территориальная неравномерность развития: растущие диспропорции в уровне и динамике социально-экономического развития отдельных муниципальных образований, отличие в качестве жизни в городских и сельских населенных пунктах;

- концентрация населения и рабочей силы: рост концентрации населения и субъектов хозяйствования в Петрозаводске в сочетании с ускорением процессов депопуляции в удаленных частях республики, формирование тенденции к образованию моноцентричного региона;

- растущая конкуренция за молодых специалистов и квалифицированных кадров со стороны Москвы, Санкт-Петербурга, южных регионов России с точки зрения качества жизни, возможностей для самореализации, городской среды, качества досуга;

- дисбалансы между потребностями регионального рынка труда и профилем подготовки в организациях высшего и среднего профессионального образования, недостаток рабочих специальностей;

- дисбалансы с точки зрения высокого уровня развития науки и образования, с одной стороны, с другой - недостаточного взаимодействия между образовательными, научными организациями и организациями реального сектора экономики;

- сохранение высокого уровня государственного долга и ограничений на введение и использование мер налогового стимулирования бизнеса и предпринимательства при необходимости реализации активной инвестиционной политики и поиске возможностей обеспечения государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности;

- высокая роль малого бизнеса и туризма в создании новых рабочих мести и обеспечении самозанятости населения при высокой доле «теневого» сектора в этих сферах деятельности;

- информационное неравенство – наличие населенных пунктов, необеспеченных сотовой связью и/или доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при общем высоком развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры в крупных городах;

- наличие широких возможностей для развития приграничной торговли и внешнеэкономической деятельности при одновременном сохранении и ужесточении экономических и иных секторальных санкций со стороны зарубежных государств.

 

К основным возможностям для снятия отмеченных выше ограничений и диспропорций развития относятся:

1) Обеспечение запланированных объемов финансирования Федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года"и полная реализация проектов и мер, запланированных в ней на 2018-2020 годы.

2) Расширение участия Республики Карелия в федеральных государственных программах, федеральной инвестиционной программе с концентрацией ресурсов и внимания на нескольких прорывных инфраструктурных, экономических и социальных проектах, которые смогут обеспечить серьезный мультипликативный эффект для Республики Карелия, в том числе в области развития моногородов, сельских территорий, развития Арктических территорий и др.

3) Активное использование новых инструментов государственной поддержки и развития отдельных территорий, включая создание территорий опережающего социально-экономического развития, создание индустриальных парков и др.

4) Перезагрузка промышленной и инновационной политики в сочетании с выработкой новых форм и инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов, созданием и повышением эффективности работы региональных институтов развития.

5) Развитие межрегионального и международного сотрудничества в части реализации комплексных проектов экологической и туристской направленности, включая межрегиональные проекты, связанные с развитие туризма на Ладожском и Онежском озерах, Белом море и Соловецком архипелаге, проектов освоения и развития туризма территорий, входящих в состав Арктической зоны и др.

6) Привлечение ресурсов приграничного и межрегионального сотрудничества на федеральном, региональном и локальном уровнях в целях социально-экономического развития территории, использование потенциала программ приграничного сотрудничества России и ЕС;

7) Реализация крупных инфраструктурных проектов, включая модернизацию и развитие международного аэропорта «Петрозаводск» (Бесовец), модернизацию и строительство морских портов, модернизацию транзитных федеральных трасс в Мурманск и Финляндию, создание придорожных обслуживающих сервисов, развитие энергетической инфраструктуры и газификации и др.

8) Кардинальное повышение качества регуляторной среды и улучшение инвестиционного климата, снятие административных барьеров и административного давления на субъекты малого и среднего предпринимательства и создания институциональных условий; развитие специальной инфраструктуры поддержки предпринимательства.

9) Преодоление тенденции к снижению доли молодого поколения и роста лиц старшего возраста в составе рабочей силы через реализацию мер по закреплению квалифицированных молодых кадров в регионе.

10) Реализация передовых градостроительных практик и подходов к развитию городской среды, повышение конкурентоспособности за человеческий капитал за счет нового качества городской среды, создание общественных пространств для повышения комфортности проживания, сохранения и привлечения человеческого капитала.

11) Комплексное развитие научно-образовательного комплекса, направленное на формирование высокотехнологичного предпринимательства и сохранение высококвалифицированных кадров, формирование в Петрозаводске наукоемких услуг в области здравоохранения, рекреации, информационных технологий.

12) Технологическая модернизация для повышения глубины переработки сырья и производства готовой потребительской продукции за счет приоритетной, привлечения, реализации и поддержки инвестиционных проектов, направленных на создание производства новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью из местного сырья.

13) Формирование отраслевых кластеров (лесопромышленного, рыбохозяйственного, туристского, научно-образовательного и др.) за счет мер государственной поддержки и стимулирования кооперационных процессов и организации совместных производств, что позволит повысить интенсивность использования ресурсов, конкурентоспособность продукции и услуг, а также позволит сосредоточить в регионе производственные цепочки и добавленную стоимость, производимую ими.

14) Создание условий для становления Республики Карелия как центра экологического и оздоровительного туризма всероссийского значения, сохранение биоразнообразия и естественных ландшафтов, вовлечение ООПТ регионального значения в развитие республики, туристический сектор.

15) Популяризация и реализация экологических программ, направленных на развитие раздельного сбора мусора, переработки пластика, внедрение «зеленых» технологий в промышленности, развитие мусороперерабатывающих предприятий, развитие инфраструктуры водоочистки, повышение качества питьевой воды.

16) Снижение энергодефицитности территории за счет поддержки развития альтернативной и возобновляемой энергетики, в том числе малых ГЭС, развитие ветроэнергетики, биоэнергетики на основе использования местных биоэнергетических ресурсов (в том числе отходов деревообработки), решение проблем тарифообразования, «последней мили» и перекрестного субсидирования для запуска проектов в области альтернативной энергетики.

17) Организация поставки продукции в торговые сети крупных городов и агломераций страны, ориентированных на здоровые и экологически чистые продукты питания, продвижение продукции карельских производителей на основе формирования уникального торгового знака и создания единого регионального дистрибьютора.


 

3. Этапы и сценарии социально-экономического
развития Республики Карелия на период
до 2022 года

В основу сценарной модели социально-экономического развития Республики Карелия заложены три этапа (рис. 1):

- ПЕРВЫЙ ЭТАП (2017–2018 гг.) – Создание базовых условий для устойчивого развития Республики Карелия – предполагает акцентирование внимание и ресурсов на реализации инфраструктурных проектов (в сфере строительства и реконструкции объектов транспортной, инженерной, энергетической, социальной инфраструктуры), создании необходимых условий (правовых и организационных) для привлечения инвестиций и развития новых отраслей и секторов экономики, а также на решении наиболее острых проблем в социальной сфере. Ключевыми инструментами привлечения финансовых средств в создание и развитие инфраструктуры являются ФЦП «Развитие Республики Карелия до 2020 года», а также участие республики в государственных программах Российской Федерации и Федеральной адресной инвестиционной программе).







Реализация комплекса мер и проектов в рамках первого этапа позволит создать необходимые условия для экономического роста и стабилизации ситуации в социальной сфере. К конце первого этапа (2018 год) планируется достигнуть ВРП в объеме 270 млрд рублей.

- ВТОРОЙ ЭТАП (2018–2020 гг.) – Этап запуска модели качественного роста – предполагает реализацию комплекса мер, направленных на усиление инвестиционной привлекательности Республики Карелия, повышение комфортности жизни в городских и сельских поселениях, а также на снижение и, в перспективе, прекращение оттока населения и привлечение трудовых мигрантов. Основными инструментами на данном этапе будут: «перезагрузка» промышленной политики, меры по диверсификации и развитию моногородов, меры по повышению конкурентоспособности карельских производителей, расширение мер господдержки малого бизнеса, предпринимательской и общественной инициативы, совершенствование мер инвестиционной политики, существенное сокращение государственного долга республики и его приведение в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса РФ, реализация программ «Комфортная городская среда» и «Развитие сельских территорий», а также системы мер по повышению доступности и качества социальных услуг жителям республики.

Реализация комплекса мер и проектов в рамках второго этапа позволит качественно изменить модель экономического роста в Республике Карелия, создать предпосылки для привлечения инвестиций в новые для региона сектора и отрасли, а также создать привлекательные условия для жизни населения и привлечения трудовых мигрантов. К конце второго этапа (2020 год) планируется достигнуть ВРП в объеме 290 млрд рублей.

 

211
270
290
352
Этап запуска модели качественного роста
2018
2020
2022
2015
Наращивание темпов (Этап количественного роста)
255
Создание базовых условий для устойчивого развития
2017

 

 


Рис. 1. Сценарная модель социально-экономического развития
республики Карелия на период до 2022 года[1]

 

- ТРЕТИЙ ЭТАП (2020–2022 гг.)Этап количественно роста (наращивания темпов развития) – предполагает реализацию активной инвестиционной политики по привлечению и сопровождению реализации инвестиционных проектов, стимулирование и господдержку межотраслевой и внутриотраслевой кооперации между предприятиями и формирования производственных кластеров как инструментов концентрации производственных цепочек и добавленной стоимости на территории Карелии, а также роста налогового потенциала региона, существенное повышение эффективности бюджетной политики и увеличение бюджетных расходов и инвестиций в развитие и повышение доступности социальной инфраструктуры, развитие человеческого капитала и повышение качества жизни жителей Карелии, создание условий для кардинального улучшения демографической и миграционной ситуации в Республике Карелия.

Реализация комплекса мер и проектов в рамках третьего этапа позволит минимум в полтора раза увеличить объем инвестиций в основной капитал (том числе качественно изменить отраслевую структуру инвестиций – до 35% инвестиций будут вкладываться в обрабатывающие производства), увеличить ежегодный рост ВРП до 104-105%, создать условия для роста налогового потенциала и налоговых доходов в бюджетную систему, переломить тенденции и обеспечить положительное сальдо миграции, обеспечить устойчивый рост уровня и качества жизни населения. К конце третьего этапа (2022 год) планируется достигнуть ВРП в объеме не менее 352 млрд рублей.

 

С учетом условий сценарной модели социально-экономического развития Республики Карелия, рассмотренной выше, в зависимости от интенсивности влияния внешних негативных факторов, ограничений и рисков, а также возможностей мобилизации внутренних ресурсов, возможны три сценария развития Республики Карелия, отличающихся динамикой социально-экономических процессов и инициируемых изменений:

1) инерционный сценарий;

2) целевой (селективный) сценарий;

3) форсированный сценарий.

Указанные сценарии будут реализовываться в увязке с проводимой социально-экономической политикой на федеральном уровне, в том числе в увязке с реализацией мер Стратегии развития Российской Федерации на период 2018-2024 гг., указами Президента Российской Федерации, стратегией развития Северо-Западного федерального округа.

 

Инерционный сценарий. Данный сценарий предполагает постепенные изменения и преобразования условий социально-экономического развития Республики Карелия, которые осуществляются исходя из текущих бюджетных и ресурсных возможностей и действующих ограничений, а также при условии усиления негативного влияния внешних факторов и рисков, включая ужесточение внешнеэкономических санкций, сокращение объемов федерального финансирования госпрограмм и инвестиционных программ, изменение федерального законодательства в области налоговой и бюджетной политики, которые могут негативно отразиться на системе межбюджетных отношений и формировании доходной части бюджетов, опережающий рост энергетических и транспортных тарифов.

В этих условиях имеющиеся ресурсы будут отвлекаться на обеспечение сбалансированности бюджетной системы, а также на выполнение расходных обязательств бюджета, главным образом, в части обслуживания и снижения государственного долга, а также содержания и обеспечения текущей деятельности социальной сферы. Это не позволит в полной мере обеспечить решение задач, связанных с финансированием и реализацией мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства, а также с деятельностью уже созданных и новых региональных институтов развития.

В случае реализация данного сценария будет успешно завершена реализация ФЦП «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», а также проектов, реализуемых и финансируемых в рамках соответствующих ФЦП, госпрограмм и адресной инвестиционной программы. Однако после 2020 года объем привлекаемых федеральных ресурсов может существенно сократиться. Развитие экономики республики будет идти по инерционной модели с сохранением или незначительным ростом внебюджетных инвестиций в основной капитал. Однако их объем позволит обеспечить лишь воспроизводство выбывающих основных производственных фондов и компенсировать снижение их стоимости.

Основные параметры и ожидаемые результаты реализации инерционного сценария представлены в таблице 4.

 

Целевой (селективный) сценарий. Данный сценарий предполагает сосредоточение внимания и ограниченных ресурсов на приоритетных первоочередных задачах, решение которых позволит сформировать необходимые условия и стимулы для ускорения социально-экономического развития Республики Карелия. Целевой сценарий реализуется в условиях ограниченных ресурсов, объем которых, тем не менее, будет достаточен для их концентрации на решении узкого круга приоритетных задач.

Из каждого блока задач, определенных в настоящей Концепции (инфраструктурно-экономического блока, блока пространственного развития, социального блока и организационно-управленческого блока), предстоит выбрать ряд конкретных задач. При этом выбор (селекция) эти задач будет осуществляться исходя из их ресурсоемкости, минимизации сроков получения ожидаемого результата и наличия мультипликативного эффекта. Также приоритетность той мили иной задачи будет определяться в соответствии с требованиями и приоритетами, транслируемыми федеральными органами власти.

Как и в инерционном сценарии, будет успешно завершена реализация ФЦП «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», а также проектов, реализуемых и финансируемых в рамках соответствующих ФЦП, госпрограмм и адресной инвестиционной программы.

Реализация данного сценария в сфере развития инфраструктуры будет направлена на реализацию только первоочередных инфраструктурных проектов со средней и небольшой капиталоемкостью по строительству и реконструкции тех объектов, без которых невозможна успешная реализация уже намеченных и реализуемых инвестиционных проектов, либо реализация которых позволит купировать возможные очаги социальной напряженности. Решение основных проблем в развитии инженерной и социальной инфраструктуры будет обеспечиваться за счет федерального и республиканского бюджетов.

В экономической сфере данный сценарий предполагает завершение и поддержку уже начатых крупных инвестиционных проектов, а также реализацию мелких и средних инвестиционных проектов, которые впоследствии способны стать новыми точками роста. В их отношении будут использоваться инструменты адресной государственной поддержки с акцентом на нефинансовые формы, а также имеющиеся возможности в части льготного режима налогообложения в ТОСЭР, предоставления подготовленных инвестплощадок (в том числе в промпарке «Надвоицы»). Для стимулирования предпринимательской активности будут реализованы меры по снижению административного давления на малый и средний бизнес.

В социальной сфере данный сценарий предполагает приоритетную реализацию проектов и решение задач, которые позволят устранить или предупредить возможные очаги социальной напряженности. При этом в условиях ограниченности ресурсов в рамках данного сценария получат развитие механизмы привлечения внебюджетных ресурсов, включая государственно- и муниципально-частное партнерство и концессию.

В организационно-управленческой сфере ресурсы предполагается сконцентрировать на тех задачах, решение которых позволит существенно повысить эффективность государственного и муниципального управления и оптимизировать бюджетные расходы.

Основные параметры и ожидаемые результаты реализации целевого (селективного) сценария представлены в таблице 4.

 

Форсированный сценарий. Данный сценарий предполагает инициирование и проведение достаточно серьезных изменений и преобразований, позволяющих вывести Республику Карелия на траекторию устойчивого социально-экономического роста. Эти изменения будут касаться преобразования и активизации инвестиционной политики (включая разработку и внедрение новых форм господдержки инвесторов с концентрацией ресурсов на наиболее востребованных и эффективных), «перезагрузки» промышленной политики (включая создание новых институтов развития, таких как региональный фонд развития промышленности, центры кластерного развития), создания системы продвижения продукции карельских производителей, расширения мер господдержки малого бизнеса, предпринимательской и общественной инициативы, комплекса мер по повышению доступности и качества социальных услуг жителям республики и др.

Реализация данного сценария в сфере развития инфраструктуры будет направлена на формирование и реализацию крупных инфраструктурных проектов, в том числе с привлечением федерального и зарубежного финансирования. К таким проектам относится не только строительство крупных линейных объектов, энергетической инфраструктуры, но и проекты комплексного развития и освоения территорий (особенно тех, которые сегодня активно теряют население).

В экономической сфере данный сценарий предполагает концентрацию внимания и ресурсов на создании и развитии новых для Карелии секторов, отраслей и производств (в том числе относящихся к четвертому технологическому укладу), связанных с глубокой переработкой местного сырья и максимизацией извлекаемой добавленной стоимости, а также на выработке и внедрении мер стимулирования меж- и внутриотраслевого кооперирования между предприятиями (с целью концентрации производственных цепочек на территории республики) и создания производственных кластеров. Будет создана эффективная система поддержки малого и среднего бизнеса, предпринимательской инициативы населения.

В сфере пространственного развития данный сценарий предполагает существенное расширение программ «Комфортная городская среда» и «Развития сельских территорий». Особое внимание уделяется достижению плановых показателей развития и диверсификации моногородов (в плане создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия), сбалансированному развитию муниципальных образований, а также активизации международного и межрегионального сотрудничества.

В социальной сфере данный сценарий предполагает концентрацию организационных и финансовых ресурсов на решении задач повышения доступности и качества социальных услуг для жителей республики, росте уровня и качества жизни в республике, поддержки материнства и детства, закрепления и привлечения молодых высококвалифицированных специалистов в республике.

В организационно-управленческой сфере предполагается полномасштабный переход на новые высокоэффективные методы и инструменты управления, включая внедрение инструментов цифровой экономики и проектного управления, повышение качества управления региональными и муниципальными финансами.

Основные параметры и ожидаемые результаты реализации целевого (селективного) сценария представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 – Основные параметры сценариев социально-экономического
развития Республики Карелия на период до 2022 года

 

Показатели 2017 г. (факт) Инерционный сценарий Целевой (селективный) сценарий Форсированный сценарий
ВРП, млрд. руб. 255 310 330 352,7
Валовое накопление основного капитала, % 17 24 25 26
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 41,7 53 61 70
Доля обрабатывающих производств в ВРП, % 17,7 20,5 21,5 23
Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве, в общей численности занятого населения, % 23 30 32 35
Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП, % 20 25 30 35
Объем внешнеторгового оборота, млрд. $ 1,4 1,7 2,0 2,4
Объем экспорта, млрд. $ 1,1 1,3 1,6 1,9
Уровень общей безработицы, % 8,6 5,2 4,0 3,0
Ожидаемая продолжительность жизни, лет 69,8 71,0 71,8 72,2
Миграционный прирост (+) / убыль населения (-), чел. в год -870 +500 +1000 +1500
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения, % 17,3 15,0 12,5 10,0
Доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, % 40 60 70 75
Уровень бюджетной обеспеченности после выравнивания - 0,695 0,695 0,715 0,730 0,750
Кредитный рейтинг Республики Карелия - ru BB+ ru BBB ru A ru А+

 

Для первого этапа реализации Концепции рабочим сценарием является целевой (селективный), как необходимое условие для выхода уже на втором этапе на форсированный сценарий.


 

4. Цели и ключевые задачи
социально-экономического развития
Республики Карелия на период до 2022 года

 

Целью Концепции является предложение набора стратегических направлений, мер и шагов, направленных на перелом негативных тенденций в экономике и социальной сфере Республики Карелия и ее выход на устойчивую траекторию социально-экономического развития, в основу которой закладывается модель опережающего роста экономики и укрепления экономической базы Республики Карелия для роста качества жизни и благосостояния ее жителей.

Стратегическая цель социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 годаобеспечение опережающего роста экономики и развития социальной сферы Республики Карелия темпами выше среднероссийских на основе укрепления экономической базы, стимулирования предпринимательской инициативы, устойчивого пространственного развития и повышения эффективности государственного и муниципального управления.

Реализация поставленной стратегической цели будет осуществляться в рамках следующих стратегических направлений:

1. Повышение качества и доступности инфраструктуры

2. Развитие экономики и предпринимательства

3. Устойчивое пространственное развитие

4. Социальное развитие

5. Совершенствование инструментов государственного и муниципального управления

Основные задач, которые необходимо решить для достижения поставленной стратегической цели социально-экономического развития Республики Карелия, разбиты по двум блокам – по этапам реализации концепции и по стратегическим направлениям (табл. 5).

 

Таблица 5 – Основные задачи социально-экономического
развития Республики Карелия

 

Блоки Этапы и стратегические направления Задачи

Задачи по этапам реализации концепции

Первый этап – Создание базовых условий для устойчивого развития Реализация инфраструктурных проектов в сфере строительства и реконструкции объектов транспортной, инженерной, энергетической, социальной инфраструктуры. Создание необходимых правовых и организационных условий для привлечения инвестиций и развития новых отраслей и секторов экономики. Решение наиболее острых проблем в социальной сфере республики.
Второй этап – запуск модели качественного роста Совершенствование инвестиционной политики и разработка комплекса мер, направленных на усиление инвестиционной привлекательности Республики Карелия. Повышение комфортности жизни в городских и сельских поселениях. Разработка комплекса мер, направленных на прекращение оттока населения и привлечение квалифицированных трудовых мигрантов. «Перезагрузка» промышленной политики. Расширение мер господдержки малого бизнеса, предпринимательской и общественной инициативы. Реализация проектов, направленных на создание комфортной городской среды и развития сельских территорий. Повышению доступности и качества социальных услуг жителям республики.
Третий этап – Этап количественно роста (наращивания темпов развития) Стимулирование и господдержка межотраслевой и внутриотраслевой кооперации между предприятиями и формирования производственных кластеров. Выработка и реализация системы мер по привлечению и сопровождению инвестиционных проектов, концентрации производственных цепочек и добавленной стоимости на территории Карелии. Обеспечение опережающего роста налогового потенциала. Повышение эффективности бюджетной политики и увеличение бюджетных расходов и инвестиций в развитие и повышение доступности социальной инфраструктуры. Выработка и реализация системы мер, направленных на повышение качества жизни жителей Карелии и создание условий для кардинального улучшения демографической и миграционной ситуации в Республике Карелия.

Задачи по стратегическим направлениям

Повышение качества и доступности инфраструктуры Развитие транспортной инфраструктуры за счет реконструкции и строительства новых объектов, повышения доступности транспортных услуг Повышение доступности и надежности энергетической системы (включая газификацию населенных пунктов и предприятий, вовлечение в оборот местных возобновляемых видов топлива, развитие сетевого хозяйства, тарифное регулирование) Развитие и повышение доступности жилищно-коммунальной и инженерной инфраструктуры и сетей, повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства городов и поселков Развитие и повышение доступности услуг с вязи и коммуникаций
Развитие экономики и предпринимательства Содействие модернизации и повышению эффективности традиционных отраслей промышленности республики Содействие созданию и развитию новых отраслей и производств и использование потенциала кластерного развития Стимулирование развития и повышение роли агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в экономике республики Сбалансированное развитие и повышение доступности сферы услуг, развития индустрии гостеприимства Расширение инструментов и форм поддержки малого бизнеса и предпринимательской инициативы
Устойчивое пространственное развитие Активизация международного и межрегионального сотрудничества, продвижение карельской продукции на внешних рынках Обеспечение сбалансированного развития муниципальных образований Внедрение новых технологий городского развития и повышение комфортности городской среды Развитие и повышение привлекательности моногородов Развитие и поддержка сельских территорий и малых населенных пунктов Повышение эффективности использования природных и земельных ресурсов Повышение экологической устойчивости и безопасности
Социальное развитие Повышение доступности и качества социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта Развитие и повышение привлекательности рынка труда Республики Карелия Развитие культурного и духовного потенциала и его использование для развития республики Обеспечение условий для этнокультурного развития народов и межнационального согласия
Совершенствование инструментов государственного и муниципального управления Совершенствование и повышение эффективности системы стратегического планирования в Республике Карелия Повышение эффективности действующей системы сопровождения и поддержки инвестиционных проектов Внедрение инструментов кластерной политики для повышения эффективности использования экономического потенциала Повышение эффективности государственного и муниципального управления, развитие инструментов общественного управления Повышение качества управления региональными и муниципальными финансами

 

Перечисленные в таблице 5 задачи определяют структуру и содержание стратегических направлений, включающих в себя комплекс мероприятий и проектов по решению поставленных задач.

Комплекс мероприятий и проектов, направленных на решение перечисленных выше задач, структурированный по соответствующим стратегическим направлениям, разбит также по годам и этапам реализации Концепции и представлен в Приложении 1 «Детализация стратегических направлений».

На рисунке 2 представлена организационно-структурная модель детализации стратегических направлений реализации Концепции.

Стратегическая цель социально-экономического развития Республики Карелия до 2022 года
Повышение качества и доступности инфраструктуры
Стратегические направления
Развитие экономики и предпринимательства
Устойчивое пространственное развитие
Социальное развитие
Совершенствование инструментов управления
Комплекс мероприятий и проектов
ПЕРВЫЙ ЭТАП (2017–2018 гг.) – Создание базовых условий для устойчивого развития
ВТОРОЙ ЭТАП (2018–2020 гг.) – Этап запуска модели качественного роста
ТРЕТИЙ ЭТАП (2020–2022 гг.) – Этап количественно роста (наращивания темпов)
Этапы реализации Концепции

 


Рис. 2. Организационно-структурная модель детализации стратегических направлений реализации Концепции










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...