Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наступила холодная осень. Небо хмурое и серое. Опадают жёлтые, сухие листья. Улетают перелётные птицы. Моросит частый дождь. Люди собирают богатый урожай.




ОТ АВТОРОВ

Уважаемые взрослые!

Данный комплект пособий рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с программой, действующей в логопедических детских садах. Обучение ориентировано в основном на дошкольников, имеющих нарушения речи. Вместе с тем пособие может быть использовано и в работе с нормально развивающимися детьми. Оно будет полезно как специалистам-логопедам, дефектологам, воспитателям, учителям, так и взрослым, не имеющим специального образования, для занятий с ребенком в семье.

Комплект состоит из рабочей тетради, представленной в двух частях (книгах), и методических рекомендаций. В первую часть рабочей тетради — «Мир вокруг» — вошли следующие темы: «Наша речь», «Овощи», «Осень», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Времена года» («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»).

Во вторую часть рабочей тетради — «Мир человека» — включены темы «Человек», «Семья», «Игрушки», «Инструменты», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Профессии», «Продукты».

Над этими темами целесообразно работать в такой последовательности: «Наша речь», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Игрушки», «Дикие животные», «Домашние животные», «Человек», «Семья», «Домашние птицы», «Зима», «Дикие птицы», «Инструменты», «Одежда», «Посуда», «Весна», «Мебель», «Транспорт», «Профессии», «Продукты», «Лето».

Основная задача пособия — развитие всех сторон устной речи детей с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи второго и третьего уровней. Кроме того, пособие поможет взрослым подготовить детей к школе: развить мышление, память, моторику, речь, заложить основы для последующего изучения русского языка, научить оперировать символами. Работа над развитием речи предполагает параллельное обучение математике (освоение счета предметов, цифр до десяти) и ознакомление с окружающим миром (свойства предметов и др.).

В основе методики лежит принцип от простого к сложному. Предметом изучения являются все основные языковые элементы устной речи: слово — словосочетание — предложение — текст. Обучение ведется в двух направлениях: накопление знаний о мире и формирование умений пользоваться различными языковыми формами устной речи.

Задания в пособии носят игровой характер, наличие рисунков облегчает их выполнение и делает более интересными.

В конце обучения ребенок должен приобрести следующие знания и умения:

—  представления о таких областях окружающего мира, как овощи, фрукты, дикие и домашние животные, птицы, транспорт, мебель, посуда, одежда, обувь, инструменты, игрушки и др.;

—  способность к обобщению, обобщающие понятия по соответствующим темам;

—  умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;

—  начальные представления о частях речи, именуемых в пособии как «слова-предметы» и «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;

—  представления о роде, числе, падеже, умение использовать в речи соответствующие языковые конструкции;

—  представление о том, что такое предложение и как оно обозначается на письме, умение строить предложения по схеме и самостоятельно;

— представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;

— умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и др.);

— умение мыслить и оперировать символами: запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами («картинки-помощники») цвета, формы, вкуса, материала и др.

Как уже отмечалось выше, содержание пособия организовано по темам. В обеих частях тетрадей используются похожие типы заданий. Имеются «сквозные» лингвистические темы, а также понятия, которые рассматриваются в рамках любой темы: «слово», «маленькое слово», «предложение», «слова-предметы» (имена существительные), «слова-действия» (глаголы), «слова-признаки» (имена прилагательные). Работа над данными лингвистическими понятиями проводится предварительно в отдельных тетрадях. Кроме того, вводятся понятия «слова-девочки» (женский род), «слова-мальчики» (форма мужского рода), «слова-солнышки» (форма среднего рода), «слова-звездочки» (форма множественного числа). Усвоение этих понятий формирует у ребенка языковое чутье и готовит к обучению в школе.

В каждой части рабочей тетради, как правило, есть типовые задания, в них предусматриваются:

а) работа над обобщающими понятиями («дорисуй и раскрась», «зачеркни лишнее», «Незнайкины ошибки», «продолжи ряд»);

б) подбор прилагательных («слов-признаков»); качественных относительных, притяжательных (цвет, вкус, форма, материал, принадлежность и т. п.). Большое внимание уделяется согласованию существительных и прилагательных («лабиринт», «соедини линией»);

в) работа с падежными формами (игра «Магазин»);

г) работа над согласованием существительного и числительного («сосчитай», «Незнайкины ошибки»);

д) аналитико-синтетическая работа, деление целого на части («вырежи, собери и приклей», «сравни и опиши»);

е) работа над уменьшительно-ласкательной формой («скажи ласково», «дорисуй большой— маленький предмет», «назови по размеру»);

ж) работа над глаголами («словами-действиями»);

з) работа над родовыми понятиями («в каком домике живут?»);

и) работа над связной речью: составление загадок, рассказов («загадай загадку», «составь рассказ»).

Предлагаем учитывать следующие рекомендации. С пособием ребенок должен работать длительное время, регулярно, вместе со взрослым. Важно, чтобы взрослый следил за отчетливостью произношения слов и не оставлял без внимания ошибки. Обстановка на занятиях должна быть спокойной и доброжелательной, а их продолжительность — не более 20-25 мин. Надо соразмерять количество предлагаемых упражнений с индивидуальными возможностями ребенка. Не следует торопить детей при выполнении заданий, а также фиксировать внимание на неудачах. Важно не только дать знания, но и воспитать в ребенке уверенность в себе, а для этого отмечать все его достижения, даже самые незначительные. Проявив терпение, вы добьетесь хороших результатов.

Желаем успеха!



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема 1. НАША РЕЧЬ

«СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ»

ЗАДАНИЕ 1. Формирование понятия «слова-предметы».

Взрослый проводит с детьми беседу о том, что все, что находится вокруг нас, что мы видим (стол, цветок, кошка), — это предметы. Предметы могут быть живыми и неживыми. Про предметы мы спрашиваем (задаем вопрос) кто это?, если предмет живой, и что это?, если предмет неживой.

Предлагает найти на картине предметы.

Предлагает сначала найти и раскрасить только живые предметы и назвать их по предлагаемому образцу (Это кошка), а затем назвать и раскрасить неживые предметы (Это стол).

Объясняет, что когда мы называем предмет, то произносим слово. Это — «слово-предмет».

Взрослый объясняет функцию «картинки-помощницы» - она обозначает «слово-предмет».

ЗАДАНИЕ 2.Формирование умения задавать вопросы кто это?, что это?.

На первом этапе ребенку трудно самостоятельно задавать вопросы типа кто это? что это?. Обычно дети просто называют предметы. Взрослый учит правильно задавать вопрос.

а) Предлагает ребенку помочь человечку пройти к своим друзьям. Для этого нужно задавать вопросы кто это? по отношению к живым предметам и что это? по отношению к не живым предметам. Дает образец.

б) Закрепляет представление о «словах-предметах».

Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть две картинки и найти шесть различий, строя предложения по образцу. (Что это? Это солнышко. На первой картинке есть солнышко, а на второй картинке солнышка нет.)

«СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ»

ЗАДАНИЕ 1. Формирование понятия «слова-действия».

Перед выполнением задания взрослый проводит предварительную беседу с ребенком о словах-действиях. Предлагает выполнить различные действия (попрыгать, побегать, порисовать, похлопать в ладоши и т. п.). По ходу действий задает вопросы что ты делаешь? что ты сделал? и требует ответа одним словом (прыгаю, хлопал). Объясняет, что ребенок не только выполнял, производил действия, но и называл эти действия словами, говорил слова. Это — « слова-действия».

Рассматривает с ребенком картинки и просит, пользуясь образцом и называя «слова-действия», ответить на вопрос: «Что делает первый (второй и т. д.) зайчонок?» (Зайчонок сидит.) Объясняет, что обозначает «картинка-помощница»2

ЗАДАНИЕ 2. Формирование умения задавать вопрос что делает?

На первом этапе детям трудно самостоятельно задавать вопросы типа что делает? Обычно ребенок просто называет действие. Взрослый учит правильно задавать вопрос что делает?

Игра «Городская улица». Взрослый предлагает ребенку вырезать и приклеить предметы на свои места, а затем «поиграть в учителя», задавая вопросы соответственно образцу. («Машина что делает?») Отвечает на вопрос ребенка. (Машина едет.)

ЗАДАНИЕ3. Закрепление представления о «словах-действиях».

Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть картинки, найти «правильные» и назвать действия по образцу (« Что делает собака? » Собака гонится за кошкой).

«СЛОВА-ПРИЗНАКИ»

ЗАДАНИЕ 1. Формирование понятия «слова-признаки».

а) Взрослый напоминает, что есть «слова-предметы», «слова-действия». Затем предлагает составить по картинке предложение из двух слов (Это щенок). Спрашивает: «Сколько здесь слов?» (Два.)

б)Просит «вырастить» предложение —добавить еще одно слово, отвечающее на вопрос к а -кой? (лохматый). Затем ребенок проговаривает предложение целиком (Это лохматый щенок).

Взрослый говорит, что теперь известно, какой щенок («Как будто мы его видим») — он лохматый.

Задает вопрос: «А какой еще может быть щенок?» Ребенок отвечает (маленький, забавный, ласковый, шустрый). При этом взрослый считает, сколько слов тот придумал, и сообщает, что это — «слова-признаки». «Слова-признаки» —-это «красивые слова», которые рассказывают о предметах что-то новое. Показывает «картинку-помощницу» к «слову-признаку».

ЗАДАНИЕ 2. Формирование умения задавать вопросы какой? какая? какое?.

Вначале дети нередко затрудняются ставить эти вопросы самостоятельно. Обычно ребенок просто называет признак. Взрослый формирует нужное умение.

Взрослый объясняет, что «слова-признаки» бывают разные: одни характеризуют предметы по материалу, другие — по цвету, третьи — по форме, четвертые — по размеру и т. д. Показывает на мяч, говорит, что он резиновый (резиновый — «слово-признак», обозначающее материал), круглый (круглый — «слово-признак», обозначающее форму). Далее объясняет, какая «картинка-помощница» относится к слову-признаку «материал»

- обозначающая мяч по форме

 — обозначающая мяч по размеру

- обозначающая мяч по цвету

 

Взрослый просит ребенка помочь Тане описать ее мяч, подобрав «слова-признаки» и используя «картинки-помощницы». (Мяч резиновый. Мяч большой. Мяч круглый. Мяч красный).

ЗАДАНИЕ 3.Взрослый просит ребенка помочь художнику раскрасить картинку «словами-признаками». Тот раскрашивает картинку и называет «слова-признаки» (Желтое солнышко. Зеленая травка).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ЗАДАНИЕ 1.Формирование понятия «предложение». Схематическое изображение предложения.

а) Взрослый напоминает, что есть «слова-предметы», «слова-действия» и «слова-признаки».

Спрашивает: «Кто это? Что делает кошка? Что кошка пьет?» Ребенок отвечает (кошка, пьет, молоко), при этом взрослый показывает схематическое изображение слов в виде веселых человечков.

б) Взрослый вместе с ребенком составляет полное предложение (Кошка пьет молоко) и показывает схему полного предложения (человечки держат друг друга за руки). Объясняет, что предложение — это когда:

— слова «дружат» между собой,

— все понятно про предмет,

— высказывается законченная мысль. Взрослый произносит предложение Кошка пьет молоко, четко проговаривая каждое слово. Затем считает слова вместе с ребенком. Подчеркивает, что в этом предложении три слова. Обращает внимание на то, как обозначено на схеме первое слово, которое пишется с заглавной буквы, и что в конце схемы стоит точка.

Для закрепления нового взрослый задает вопросы: «Сколько здесь слов? Какое первое слово? Какое второе слово? Какое третье слово?» Затем просит ребенка проговорить предложение целиком (Кошка пьет молоко).

ЗАДАНИЕ2. Закрепление понятия «предложение».

Взрослый предлагает составить предложения

по картинкам из двух и трех слов, используя схемы. Затем спрашивает: «Сколько слов в первом предложении? Сколько слов во втором предложении?» Ребенок отвечает по образцу (Мальчик читает. В этом предложении два слова).

ЗАДАНИЕ 3.Формирование представления о «маленьких словах» (предлоги).

Взрослый просит ребенка составить по картинке предложение из четырех слов (Кошка спит под столом). Произносит предложение, четко проговаривая каждое слово. Затем спрашивает, какое первое слово, какое второе слово, какое третье, считая слова вместе с ребенком. Объясняет, что под — тоже слово, только это «маленькое», «хитрое» слово, поэтому на схеме предложения оно изображено маленьким прямоугольником.

Затем взрослый продолжает счет: «Какое четвертое слово?» — и задает итоговый вопрос: «Сколько слов в этом предложении?» При этом считает слова вместе с ребенком. (В этом предложении четыре слова. Слово подмаленькое слово.)

В заключение взрослый просит ребенка ответить по образцу и просит назвать «маленькое слово». (Кошка спит под столом. В этом предложении четыре слова. Слово подмаленькое слово).

ЗАДАНИЕ 4. Расширение круга «маленьких слов ».

Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать, где находятся мяч, лампа. (Мяч лежит на стуле. Лампа стоит на столе.) Объясняет, что слова на, в — тоже «маленькие слова», как и слово под. Схемы этих «маленьких слов» держат веселые человечки.

ЗАДАНИЕ 5. Закрепление представления о «маленьких словах» (предлоги).

Взрослый предлагает рассмотреть картинку и разместить (вырезать и приклеить) животных и предметы на свои места. Ребенок рассказывает, что где находится, составляя предложения с «маленькими словами» на, в, под (Зайчик прячется под деревом. В этом предложении есть «маленькое слово» под).

ЗАДАНИЕ 6. Закрепление представления о предложении.

Взрослый медленно читает стихотворение, делая паузы между предложениями. Затем читает еще раз и просит ребенка сосчитать, сколько в стихотворении предложений.

Взрослый анализирует стихотворение вместе с ребенком: «О ком говорится в стихотворении? (О котенке). Это — слово-предмет. Что происходит с котенком, что он делает? (Не хотел мыться, опрокинул...) Это — «слова-действия». А есть ли в стихотворении «слова-признаки»?» («Слов-признаков» нет). Взрослый просит ребенка придумать свои «слова-признаки» про котенка, помогая вопросом какой котенок? (Упрямый, озорной, шустрый).



Тема 2. ОВОЩИ

ЗАДАНИЕ 1. Формирование обобщающего понятия «овощи».

Взрослый проводит беседу о том, что такое овощ, чем он отличается от фрукта (овощ растет на огороде, на кустике, под землей, а фрукт растет в саду, на дереве). Предлагает ребенку дорисовать овощи. Ребенок раскрашивает первый овощ, называет (Это помидор).

Взрослый говорит, что ребенку будут помогать «картинки-помощницы», чтобы характеризовать цвет, форму. Затем просит его назвать овощ, употребив при этом «слово-признак», обозначающее цвет (Это красный помидор), затем «слово-признак», обозначающее форму (Это круглый помидор).

Далее ребенок должен назвать овощ, употребив при этом одновременно «слова-признаки», характеризующие цвет и форму (Это красный, круглый помидор).

Во время работы взрослый напоминает, что такое предложение (когда все понятно, когда есть законченная мысль).

ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «овощ».

а) В клеточках изображены вперемежку фрукты и овощи. Ребенок оставляет только овощи, зачеркивая все, что к ним не относится.

б) Взрослый предлагает назвать одним словом то, что лежит в корзинах.

в) Взрослый объясняет, почему морковь является овощем, и дает простейшее определение овоща, указывая на его отличительные признаки (овощ растет на огороде: на кустике или в земле). Ребенок должен ответить сложным предложением по образцу (Морковь овощ, потому что растет на огороде, в земле).

г) Взрослый предлагает ребенку отыскать ошибку в высказывании Незнайки («Морковь, банан, огурцы — это овощи») и объяснить свое мнение (Банан не овощ, потому что растет не в огороде, а на дереве).

ЗАДАНИЕ 3. Закрепление представления о «словах-признаках» (цвет, форма и др.).

а) Взрослый предлагает помочь зайчику сделать запасы овощей. Для этого необходимо подобрать к каждому овощу «слова-признаки» (цвет, форма). Ребенок составляет полные предложения по образцу (Это красный, круглый помидор).

б) Взрослый отчетливо и не спеша читает ошибочные высказывания Незнайки о цвете и форме овощей («Это синий помидор») и просит ребенка исправлять ошибки (Это не синий, а красный помидор).

ЗАДАНИЕ 4. Где растут овощи?

Взрослый беседует с ребенком о том, где растут овощи. Показывает картинки и разъясняет, что обозначает та или иная из них (над землей — на кустике, на земле, в земле). Ребенок раскрашивает, вырезает и наклеивает овощи на соответствующие места и полным предложением по образцу рассказывает, где растет тот или иной овощ (Картофель растет в земле).

ЗАДАНИЕ 5. Как убирают овощи? «Слова-действия».

а) Взрослый объясняет, как убирают овощи, показывает картинки и разъясняет, что обозначает та или иная из них (овощи выдергивают, срезают, выкапывают, срывают), при этом внимание акцентируется на оттенках значений «слов-действий». Ребенок соединяет линией овощ и соответствующую картинку, проговаривает действие полным предложением по образцу (Морковь выдергивают из земли). б) Ребенок отыскивает в высказывании Незнайки «Я срезал репу» ошибку и объясняет, почему тот не прав. Желательно, чтобы он составил полное предложение по образцу (Репу выдергивают из земли).

ЗАДАНИЕ 6. Употреблением падежных форм в речи. Расширение круга «слов-признаков ».

а) Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию (суслик и хомяк делают запасы овощей на зиму) и предлагает ему помочь сосчитать овощи сначала у суслика (Один помидор. Два помидора. Три помидора. Четыре помидора. Пять помидоров), а потом у хомяка.

б) В заключение ребенок, руководствуясь образцом, говорит, чего много у хомяка и у суслика.

ЗАДАНИЕ 7. Употребление существительных в родительном падеже. Согласование прилагательных и существительных.

а) Взрослый предлагает сказать правильно, что лежит в ящиках слева и чего не стало в ящиках справа после того, как там побывали мышки. Следит, чтобы употреблялась правильная падежная форма (помидоров, а не «помидор»).

б) Взрослый называет один из овощей, лежащих на столе (На столе лежит кочан капусты). Затем говорит, что этого овоща не стало, и просит ребенка сказать (по образцу), чего не стало, используя родительный падеж единственного числа (Мама убрала кочан капусты. На столе не стало кочана капусты).

в) Взрослый предлагает ребенку перечислить все овощи, которые находятся в мешочке у зайчика. Ребенок называет овощи в единственном и множественном числе, используя форму именительного падежа и употребляя при этом «слова-признаки» по схеме. Взрослый предварительно объясняет, что обозначает прямоугольник с вопросительным знаком и волнистой линией , — любые виды «слов-признаков», помимо признаков цвета и формы.

Взрослый последовательно показывает ребенку все мешочки и просит сказать (по образцу), чего не стало. (Не стало зеленой, круглой, хрустящей капусты.)

 

ЗАДАНИЕ 8. Большой и маленький. Уменьшительно-ласкательная форма.

Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию (суслик летом потрудился и вырастил крупные овощи; хомяк ленился — у него овощи мелкие). Затем спрашивает, чем картофелины отличаются друг от друга (размером). Замечает, что про большую можно сказать картофелина, а про маленькую — картофелинка.

Далее взрослый просит маленькие овощи назвать «ласково».

В процессе работы взрослый объясняет значение символов — большого и маленького квадратов (размер).

ЗАДАНИЕ 9. Что готовят из овощей? Образование относительных прилагательных. Согласование прилагательного и существительного по родам в словосочетаниях.

а) Взрослый объясняет, что можно приготовить из овощей, говорит, что в овощах много витаминов и их можно есть сырыми. Из овощей делают овощной салат, варят щи (борщ, суп), выжимают сок; овощи солят (консервируют). Из овощей также готовят начинку для пирогов.

Объясняет, что появилась новая «картинка-помощница». Она обозначает, как овощи используются, что из них готовят, какую пользу они приносят человеку.

б) Ребенок называет каждый овощ, подбирая по образцу соответствующие «слова-признаки» для продуктов, которые из него сделаны {Из моркови делают сок, салат, приправу).

Далее взрослый предлагает ребенку подобрать дополнительные «слова-признаки», обозначающие цвет, форму, вкус (сладкий, морковный сок). Просит подумать и подобрать дополнительные «слова-признаки», характеризующие сок по другим параметрам (густой, приятный, полезный, прозрачный). Следит, как ребенок согласовывает окончания существительных (средний, мужской, женский род) с окончаниями прилагательных.

в) Взрослый предлагает ребенку помочь Незнайке исправить ошибку и сказать правильно.

ЗАДАНИЕ 10. Составление загадок по схеме.

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку (Желтая, круглая, сладкая. Ее выдергивают. Что это? ) и придумать свою загадку о каждом овоще на рисунке, пользуясь схемой.

Объясняет,как сочинять загадки: надо,не называя сам овощ, перечислить только «слова-признаки», которые к нему относятся. Просит ориентироваться на «картинки-помощницы».

ЗАДАНИЕ 11.Составление рассказов по схеме.

Взрослый, обращая внимание ребенка на «картинки-помощницы», формулирует их содержание в форме вопросов (что это?). Ребенок последовательноотвечает на вопросы полными предложениями. Взрослый подчеркивает, что предложения, которые ребенок составил, «дружат» между собой: в них речь идет об одном и том же предмете — помидоре. Говорит, что если предложения «дружат» между собой, то получается рассказ. Читает целиком рассказ (о помидоре) и просит ребенка пересказать. Тот пересказывает, затем по образцу составляет рассказы об остальных овощах. Взрослый следит за целостностью рассказов.



Тема 3. ФРУКТЫ

ЗАДАНИЕ 1.Формирование обобщающего понятия «фрукты». «Слова-признаки».

Взрослый проводит короткую предварительную беседу, объясняя, что такое фрукт, какие бывают фрукты по цвету, форме, вкусу, чем они отличаются от овощей (фрукты, как правило, растут в саду на дереве). Предлагает ребенку обвести фрукты и закрасить соответствующим цветом. Ребенок называет первый фрукт. (Это яблоко.)

Взрослый напоминает, что такое «слова-признаки », их значения и виды. Объясняет, что при выполнении заданий нужно использовать и «картинки-помощницы». Первая картинка обозначает цвет, вторая — форму, третья — вкус.

Взрослый вновь просит ребенка назвать фрукт, используя при этом «слово-признак», характеризующее цвет. (Это красное яблоко.)

Точно так же ребенок, ориентируясь на «картинку-помощницу», называет фрукт, используя при этом «слово-признак», которое обозначает форму. (Это круглое яблоко.)

Затем ребенок называет фрукт, используя при этом «слово-признак», обозначающее вкус. (Это сладкое яблоко.)

Во время работы взрослый напоминает, что такое предложение (когда все понятно, когда есть законченная мысль).

Далее ребенок называет фрукт, используя все «слова-признаки» в одном предложении. (Это красное, круглое, сладкое яблоко.)

Аналогичная работа проводится с грушей, лимоном, персиком. Следует учитывать приблизительность и многовариантность возможных признаков при определении формы, цвета, вкуса. Например, лимон в основном овальный, яблоки бывают и кислые, но в основном они сладкие. Если необходимо, взрослый делает проекцию: обводит фрукт на бумаге карандашом — при этом форма становится наглядной.

ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «фрукты».

а) В клеточках изображены вперемежку фрукты, овощи и предметы, которыми пользуется человек. Ребенок оставляет только фрукты, зачеркивая все, что к ним не относится.

б) Взрослый задает ребенку обобщающие вопросы, варьируя названия фруктов, например: «Можно ли назвать банан, яблоко, грушу одним словом? Каким?»

в) Взрослый предлагает ребенку продолжить ряд (Персик, ананас... это фрукты) и дорисовать фрукты, которые тот назвал.

ЗАДАНИЕ 3. Закрепление обобщающего понятия «фрукты».

а) Взрослый просит ребенка ответить сложным предложением на вопрос, почему яблоко (лимон и др.) фрукт. При этом следит, чтобы ответ был развернутым. В своем ответе ребенок дает с помощью взрослого простейшее определение фрукта, указывая на его отличительные признаки. (Яблоко фрукт, потому что растет на дереве, в саду.)

б) Читая четко и медленно высказывания Незнайки («Мандарин, редиска, киви — это фрукты»), взрослый предлагает ребенку определить ошибку Незнайки и объяснить свое мнение. (Редиска не фрукт, потому что не растет на дереве.)

ЗАДАНИЕ 4.Закрепление представления «о словах-признаках» (цвет, форма, вкус и др.).

Взрослый предлагает ребенку игру с лабиринтом, дает образец ответа (Это желтый, овальный, сладкий банан). Условие игры: подобрать к каждому фрукту «слова-признаки» (цвет, форма, вкус). Взрослый напоминает о «картинках-помощницах», на которые нужно ориентироваться при ответе. Ребенок составляет полные предложения по образцу.

ЗАДАНИЕ 5. Работа над употреблением падежных форм в речи. Расширение круга «слов-признаков».

а) Игра «Магазин». Ребенок с мамой приходит в магазин «Фрукты». Он должен помочь сделать покупки. Это возможно, если он правильно назовет фрукт, использовав два-три «слова-признака» по предлагаемому образцу. Взрослый вводит в его речь слова, характеризующие сочность, твердость, мягкость, содержащие эмоциональную оценку, и др. (Дайте мне желтый, сочный, полезный лимон.)

б) Можно во время общения с ребенком усложнить игровой сюжет. Например, они сначала пришли в один магазин — там много разных фруктов. Взрослый просит ребенка последовательно составить про каждый фрукт предложение по образцу (В магазине много апельсинов). Затем они идут в другой магазин, там каких-то фруктов нет (В магазине нет апельсинов). Следует обращать внимание на окончания слов в форме родительного падежа множественного числа и в случаях ошибок поправлять ребенка.

в) Дальнейшие задания также направлены на отработку правильного употребления падежных форм. Ребенок, перечисляя названия фруктов по образцу, употребляет слова:

— в именительном падеже единственного числа (На столе лежит банан),

— в родительном падеже единственного числа (На столе не стало банана),

— в родительном падеже множественного числа (Мама сварила компот из слив, груш, и др.Л

— в дательном падеже единственного числа (Мама дала каждому по апельсину),

— в творительном падеже единственного числа (Вера была довольна апельсином).

ЗАДАНИЕ 6. Согласование существительных («слов-предметов») и прилагательных («слов-признаков») с числительными. а) Ребенок перечисляет фрукты, которые лежат у Веры в вазе, называет фрукты в именительном падеже единственного и множественного числа, ориентируясь на схемы и подбирая «слова-признаки», обозначающие цвет, форму, вкус (Это желтый, овальный, кислый лимон). Взрослый последовательно показывает фрукты в остальных вазах, дает образец ответа и просит ребенка сказать, чего не стало (Не стало желтого, овального, кислого лимона).

Счет. Согласование существительных и числительных.

б) Взрослый просит ребенка посмотреть на стол и отыскать на нем какой-либо фрукт, например лимон, затем найти и последовательно сосчитать все лимоны, которые там находятся (Один лимон. Два лимона. Три лимона. Четыре лимона). Ребенок так же считает апельсины, сливы и др. Взрослый следит за правильным согласованием существительных и числительных в родительном падеже единственного числа, обращает особое внимание на окончание существительного в сочетании с числительным пять (пять апельсинов, но пять яблок).

в) Взрослый четко и медленно проговаривает высказывания Незнайки. Ребенок ищет ошибки — неправильные окончания («пять апельсин», «пять мандарин») и произносит правильные формы (пять апельсинов, пять мандаринов ).

ЗАДАНИЕ 7.Большой и маленький. Уменьшительно-ласкательная форма.

Взрослый показывает большую и маленькую груши и просит закрасить их в соответствующий цвет. Затем узнает у ребенка, чем груши отличаются друг от друга (размером). Замечает, что про большой фрукт говорят груша, а про маленький «ласково» — грушечка. Далее спрашивает, какой лимон есть на картинке (маленький) и какого лимона не хватает (большого). Задает образец ответа и просит ребенка так же ответить полным предложением (Это маленький лимон. Не хватает большого лимона).

Ребенок рисует большой лимон, раскрашивает, называет фрукт в уменьшительно-ласкательной форме (лимончик). Аналогичная работа проводится с изображениями остальных фруктов.

ЗАДАНИЕ 8.Образование относительных прилагательных. Согласование прилагательного и существительного по родам в словосочетании.

а) Взрослый объясняет, что можно приготовить из фруктов. Говорит, что в них много витаминов и их можно есть сырыми. Из фруктов делают фруктовый салат, варят варенье и компот, выжимают сок. Из фруктов готовят начинку для пирогов. Фрукты добавляют в йогурт. Объясняет, что появилась новая «картинка-помощница». Она обозначает то, как фрукт используется, что из него готовят. б) Взрослый спрашивает, что готовят из яблок, в каком виде их употребляют в пищу. Затем просит назвать каждый фрукт, подобрав по картинкам-символам соответствующие «слова-признаки» для продуктов, которые из них сделаны (Яблоко — яблочный сок, яблочное варенье, яблочный компот, яблочный йогурт). Предлагает подумать и подобрать дополнительные «слова-признаки» (цвет, вкус), а также назвать другие качества (полезный, густой, приятный, прозрачный яблочный сок). Обращает внимание на то, как ребенок согласовывает окончания существительных с окончаниями прилагательных в роде.

ЗАДАНИЕ 9. Составление загадки.

Взрослый объясняет, как сочинять загадки, не называя фрукт (нужно назвать «слова-признаки», которые его характеризуют). Для этого надо использовать уже известные «картинки-помощницы» . Вводит ребенка в игровую ситуацию (на волшебном дереве растут разные фрукты) и предлагает отгадать загадку: «Желтый, овальный, кислый. Что это? » Ребенок составляет свою загадку о каждом фрукте, пользуясь схемой.

ЗАДАНИЕ 10. Составление рассказа по схеме из «картинок-помощниц».

Взрослый показывает все «картинки-помощницы» , вспоминает вместе с ребенком их значение и задает соответствующие вопросы об одном из фруктов. Ребенок отвечает на вопросы полными предложениями. Взрослый обращает его внимание на то, что ответы выстраиваются в рассказ, получившиеся предложения «дружат» между собой: в них речь идет об одном и том же предмете (яблоке). Взрослый читает рассказ («Яблоки») целиком и просит пересказать его. После пересказа ребенок по образцу составляет рассказы об остальных фруктах. Взрослый следит за целостностью рассказов.



Тема 4. ЯГОДЫ

ЗАДАНИЕ 1. Формирование обобщающего понятия «ягоды».

Взрослый беседует с ребенком о том, что такое ягода. Объясняет, почему клубника является ягодой, и дает простейшее определение этого вида, указывая на его отличительные признаки (растет в саду на огороде, на кустике в лесу).

Взрослый спрашивает, что растет в саду, и просит ребенка раскрасить только садовые ягоды. Раскрашивая, тот называет ягоды, используя при этом «слова-признаки », определяющие цвет и вкус (Это красная, сладкая клубника). Затем взрослый спрашивает, что растет в лесу, и просит ребенка раскрасить только лесные ягоды. Напоминает о «картинках-помощницах», рассказывает, что обозначает каждая (цвет, вкус).

ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «ягоды».

Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: «Мишка любит ягоды. Угости мишку только ягодами. Что осталось?» (Смородина, вишня, клубника ягоды. Помидор это овощ.)

ЗАДАНИЕ 3. Где растут ягоды?

Взрослый проводит беседу на тему, где растут ягоды: на дереве, кусте или кустике. Показывает картинки и разъясняет, что обозначает та или иная картинка. Ребенок раскрашивает и вырезает картинки из приложения I, рис. 4. Наклеивает ягоды на соответствующие места и полным предложением по образцу рассказывает, где растет та или иная ягода (Вишнярастет на дереве).

ЗАДАНИЕ 4. Работа над употреблением падежных форм в речи. Расширение круга «слов-признаков».

Игра «Летом на даче». Задания а), б), в), г) направлены на отработку правильного употребления падежных форм. Ребенок, перечисляя по образцу названия фруктов, ставит слова в родительном падеже единственного числа (В саду много вишни. В саду не стало клубники, смородины), а также в предложном и в творительном падежах единственного числа (Аня ест клубнику. Аня была довольная клубникой, крыжовником).

ЗАДАНИЕ 5. Образование относительных прилагательных. Согласование в словосочетании прилагательного и существительного в роде.

Взрослый объясняет, что можно приготовить из ягод, что в ягодах много витаминов и их можно есть сырыми. Из ягод делают варенье, компот, сок. Ягоды добавляют в йогурт.

Напоминает о «картинке-помощнице». Она обозначает, как ягода используется, что из нее готовят.

ЗАДАНИЕ 6. Составление рассказов по схеме.

Взрослый обращает внимание ребенка на «картинки-помощницы» и вопросы к ним. Ребенок последовательно отвечает на вопросы полными предложениями. Взрослый составляет вместе с ним рассказ о вишне и просит пересказать. После пересказа ребенок по образцу составляет рассказы о других ягодах. Взрослый следит за целостностью рассказов.

ЗАДАНИЕ 7. Повторение тем «Фрукты», «Овощи», «Ягоды».

Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: тот должен объяснить инопланетянину, как и где растут фрукты, овощи и ягоды. Просит, называя вид фрукта, овоща, ягоды, употреблять полное предложение (Это яблоко).

Взрослый уточняет, что фрукты могут расти на дереве, а овощи — на кустике либо в земле. Ребенок еще раз отвечает на вопрос уже распространенным предложением (Яблоки растут на дереве (на яблоне). Взрослый напоминает, что в саду растут фрукты, овощи — на огороде, ягоды — в садууна огороде, в лесу.

Просит ребенка уточнить, где именно растет тот или иной фрукт, овощ, ягода (Яблоко растет в саду), и сказать, где (в саду, лесу, огороде) тот сорвет (срежет, выкопает, снимет) их.

Вместе с ребенком вспоминает, как убирают урожай. Фрукты только срывают, овощи можно срывать, выдергивать, срезать, выкапывать. Ребенок проводит линии между соответствующими изображениями и составляет предложения (Яблоки срывают в саду). Он использует в ответе неопределенно-личную форму глагола.



Тема 5. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

ЗАДАНИЕ1. Формирование обобщающего понятия «дикие животные».

Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: туристы Аня и Дима изучают диких животных. Им помогает Лесовичок.

Объясняет, что такое дикие животные, какие они бывают, чем отличаются от домашних (человек не ухаживает за дикими животными, они сами добывают себе пищу). Обводя и раскрашивая изображения, ребенок называет животное (Это медведь).

Во время работы взрослый напоминает, что такое предложение (когда все понятно, когда есть законченная мысль).

ЗАДАНИЕ2. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные».

а)  В клеточках изображены вперемежку домашние и дикие животные, насекомые, птицы. Ребенок оставляет только изображения диких животных, а все остальные зачеркивает.

б) Взрослый спрашивает, почему медведь дикое животное. В беседе дает простейшее определение диких животных, просит отвечать сложным предложением по образцу (Медведь дикое животное, потому что человек за ним не ухаживает).

в) Взрослый читает ошибочные высказывания Незнайки и предлагает ребенку исправить ошибки.

ЗАДАНИЕ 3.Закрепление представления о

«словах-признаках».

а) Игровая ситуация: Лесовичок спешит домой. Он встретил по пути диких животных. Взрослый предлагает ребенку помочь Лесовичку пройти по тропинке к его дому. Проходя, ребенок подбирает к каждому животному по три «слова-признака» и составляет по образцу полные предложения (Проворная, озорная, рыжая белка). б) Взрослый предлагает отгадать загадку про медведя (Бурый, неуклюжий, косолапый. Кто это?) и придумать по этому образцу свою загадку, использовав «слова-признаки». Затем ребенок проверяет, правильно ли он угадал, отыскивая ответ на картинке.

ЗАДАНИЕ 4. Части тела.

Использование слов в форме именительного и родительного падежей единственного и множественного числа. Подбор прилагательных к существительным, обозначающим части тела животных.

а) Взрослый объясняет, что тело животного состоит из частей. У всех животных есть нечто общее: голова, шея, туловище, лапы (ноги), хвост. Но у каждого есть и что-то особенное.

Игровая ситуация. Теремок, кто-то в нем живет. Ребенок называет животных, которым принадлежат части тела, затем строит предложения по образцу (Это беличий хвост. Здесь живет белка). Далее находит среди диких животных домашнее.

Взрослый обращает внимание ребенка на схему — символическое обозначение частей тела диких животных.

б) Игровая ситуация: Аня и Дима нарисовали фантастических животных — взяли у разных животных части тела (показаны сверху), соединили их вместе. Взрослый предлагает отгадать, какие части тела у каких животных позаимствовали дети, и назвать их по образцу (Это хвост белки). Затем ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось «слово-признак» — притяжательное прилагательное (Это беличий хвост.)

Ребенок придумывает фантастическому животному название, может быть, рассказывает, где оно способно жить, чем питаться и т. д. При необходимости рисует свое фантастическое животное, что может служить проективным рисунком для работы с психологом. Взрослый следит за правильным употреблением окончаний существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

в) Взрослый предлагает ребенку подарить Лесовичку картинку. Ребенку необходимо вырезать (см. приложение), сложить, приклеить и раскрасить фрагменты с изображениями медведя и оленя.

В процессе работы взрослый просит ребенка сравнить животных и подобрать «слова-признаки» к частям его тела. (Это сильные лапы. У медведя сильные лапы. Это огромная голова. У медведя огромная голов.)

г) Взрослый рассказывает, что части тела животных внешне очень разные. У лисы морда длинная и узкая, хвост пушистый, а у мышки мордочка маленькая, хвостик маленький, тонкий, длинный. Вместе с ребенком составляет рассказ про лису, по ходу работы задавая вопросы (какая? какой? какие?). Ребенок, отвечая на вопросы, характеризует части тела с помощью «слов-признаков». Далее он целиком проговаривает описательный рассказ про лису и составляет аналогичные рассказы про других животных.

д) Определяя, чьи следы изображены на рисунке, ребенок должен объяснить свой выбор полными предложениями (Это следы медведя, потому что у него большие лапы и острые когти.). Взрослый обращает внимание на использование «слов-признаков».

В этом же задании ребенок должен найти лишние следы, т. е следы, не принадлежащие животному (птичьи).

Взрослый предлагает ребенку составить загадки про животных, чьи следы изображены на картинке, и следит, чтобы он использовал два-три «слова-признака».

е) Лесовичок загадывает загадки, сопоставляя животных. Взрослый показывает на медведя и оленя, задает вопрос: «Что есть у медведя, но нет у оленя?» Ребенок отвечает (У медведя есть лапы, когти. У оленя нет лап и когтей).

ЗАДАНИЕ 5. «Слова-действия». Глаголы.

Игровая ситуация: Аня и Дима сфотографировали животных.

Взрослый объясняет значение слов-действий на примере самого ребенка (он умеет прыгать, бегать, что-либо носить). Далее показывает на картинки с животными и спрашивает, что делает то или иное животное. Ребенок отвечает (Лиса гонится за зайцем. Заяц убегает от лисы).

Взрослый спрашивает, что еще может делать то или иное животное. Ребенок придумывает новые «слова-действия» (лежать, есть траву).

ЗАДАНИЕ 6.Числительные. Согласование существительных с числительными.

Игровая ситуация: Аня и Дима исследуют остров зверей. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать, кого много влесу (В лесу многомедведей).

Ребенок считает животных по одному (Один медведь. Два медведя. Три медведя. Четыре медведя. Пять медведей). Особое внимание следует обратить на правильное согласование окончаний существительных с числительными.

ЗАДАНИЕ 7.Большой и маленький. Уменьшительно-ласкательная форма.

Игровая ситуация: звери в зоопарке. Взрослый беседует с ребенком о том, что животные отличаются друг от друга размером {большойсредниймаленький). Показывает на волка и просит назвать это животное маленького размера (волчок, волчишка), затем сказать «просто», как «обычно» (волк), далее назвать это животное особо крупного размера (волчище). Ребенок называет и остальных животных в соответствии с их размерами.

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что не ко всем животным можно подобрать соответствующие названия (нет слова «мышище»), а также на то, что название маленького животного (волчок) отличается от названия детеныша (волчонок).

ЗАДАНИЕ8. Кто что ест? Виды животных.

а) Взрослый коротко рассказывает, чем питают ся звери в лесу, и обращает внимание ребенка на то, что в середине картинки изображена именно та пища, которую ест то или иное животное. Надо рассказать Ане и Диме, кто что ест, покормить лесных обитателей (соединить линией животных и пищу, которой они питаются). Ребенок проводит линию от животного к еде и говорит по образцу (Олень ест летом траву,а зимой корудеревьев).

Взрослый объясняет, что схема обозначает символ еды.

б) Взрослый, показывая на оленя, спрашивает ребенка, чем животное питается {травой). Выслушав ответ, объясняет, что такие животные называются травоядными. Просит отыскать на картинке еще травоядных животных и объяснить (по образцу), почему они травоядные (Олень травоядное животное, потому что ест траву). Спрашивает, чем питается мышка. Ребенок отвечает (Мышка грызет твердую пищу). Взрослый объясняет, что такие животные называются грызунами. Просит ребенка отыскать на картинке животных-грызунов и сказать о них по образцу (Мышь грызун, потому что грызет зерна). Далее взрослый спрашивает, чем питается волк. Ребенок отвечает (Волк ест мясо). Взрослый объясняет, что такие животные называются хищниками. Ребенок ищет на картинке животных-хищников и рассказывает о них (Волк хищник, потому что ест мясо). в) Взрослый вместе с ребенком вспоминает значение других «картинок-помощниц» и просит назвать пять любых «слов-признаков», например про свою маму (ласковая, добрая, нежная, любимая, милая).

Затем просит отгадать загадки Лесовичка (Рыжая, пушистая, хитрая. Хищник. Кто это? ). Объясняет, как Лесовичок сочинял загадки: не называя само животное, назвал слова-признаки и то, чем оно питается. Ребенок придумывает свои загадки по схеме.

ЗАДАНИЕ 9. Детеныши животных.

а) Взрослый предлагает ребенку помочь мамам отыскать детенышей. Чтобы найти детенышей, он должен соединить линией взрослого животного (слева) и его малыша (справа), а также назвать «ласково» мам и их детенышей (У оленихи олененок). Затем взрослый спрашивает, у какого животного не хватает детеныша (у лосихи).

Взрослый показывает «картинку-помощницу» и объясняет, что она обозначает детенышей того или иного животного.

б) Дети отгадывают загадки Лесовичка (Лохматая, косолапая. У нее есть медвежата. Кто это?). Взрослый напоминает, как сочиняются загадки: не называя само животное, нужно перечислить «слова-признаки» или «слова-действия» , его характеризующие, а также детенышей.

ЗАДАНИЕ 10. Кто где живет?

а) Взрослый показывает «рисунок-помощник», обозначающий жилище, и рассказывает, что все обитатели земли где-то живут. У диких животных тоже есть жилища — у кого дупло, у кого логово, а кто-то не строит специальных домиков, у них весь лес — дом. Объясняет, что обозначают картинки (берлога, нора, логово, дупло, нет домика). Ребенок соединяет линией изображение животного с его жилищем и при этом объясняет (по образцу), где живет каждый (Заяц живет под кустиком. У зайца нет своего домика).

б) Взрослый читает загадки и просит ребенка придумать загадки на основе схем.

ЗАДАНИЕ 11. Составление загадок.

Взрослый напоминает ребенку значение «картинок-помощниц» и предлагает отгадать загадки (Рыжая, хитрая пушистая. Ловит мышей. Кто это?). Ребенок составляет свои загадки о каждом животном, пользуясь схемой.

ЗАДАНИЕ 12. Составление рассказа.

Взрослый вспоминает вместе с ребенком значение «картинок-помощниц» и формулирует обозначения в форме вопросов (что это?). Ребенок последовательно отвечает на вопросы полными предложениями. Взрослый напоминает, что ответы выстраиваются в рассказ, потому что получившиеся предложения «дружат» между собой: в них идет речь об одном и том же животном (кабане). Читает целиком рассказ о кабане и предлагает пересказать. Ребенок по образцу составляет рассказы о других диких животных. Взрослый следит за целостностью рассказа.



Тема 6. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

ЗАДАНИЕ1. Формирование обобщающего понятия «домашние животные».

Взрослый объясняет, что такое домашние животные (это такие животные, которые живут рядом с человеком, приносят пользу), чем они отличаются от диких животных (не боятся человека — он ухаживает за домашними животными). Взрослый предлагает ребенку назвать первое животное (Это корова), обвести изображение и раскрасить. То же проделать с остальными рисунками. Во время работы напоминает, что такое предложение (когда все понятно, когда есть законченная мысль).

ЗАДАНИЕ2. Закрепление обобщающего понятия «домашние животные».

а) В клеточках изображены дикие и домашние животные, птицы. Ребенок оставляет только домашних животных, зачеркивая «лишнее». Объясняет свои действия, пользуясь образцом. (Медведь дикое животное. Коза и лошадь домашние животные. На рисунке медведь лишний.)

б) Далее для закрепления обобщающего понятия «домашние животные» предлагается ряд упражнений:

 -ребенок отвечает на вопросы (можно ли назвать корову, свинью, собаку одним словом? каким?);

- объясняет сложным предложением по образцу, почему этих животных называют домашними. Желательно, чтобы в его ответе было дано простейшее определение домашних животных, указывались их отличительные признаки (Корова домашнее животное, потому что живет рядом с человеком, который за ней ухаживает);

в) ищет в высказывании Незнайки «Свинья, собака, лев — домашние животные» ошибку и объясняет свое мнение.

ЗАДАНИЕ 3. «Слова-признаки».

а) Взрослый вводит ребенка в. игровую ситуацию: Антошка торопится к бабушке, и надо добежать вместе с ним до ее домика. Чтобы это сделать, следует нарисовать дорожку, проходя по которой, Антошка будет встречать животных. Проходя мимо животного, ребенок называет его и подбирает три «слова-признака» (какой? какая?). Составляет полные предложения по образцу (Это быстрая, выносливая, стройная лошадь).

Взрослый обращает внимание ребенка на символическое обозначение «слов-признаков ».

б) Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку про кошку и придумать свою по образцу (Пушистая, ласковая, игривая. Кто это?), используя «слова-признаки».

ЗАДАНИЕ 4.«Слова-действия».

а) Взрослый обращает внимание ребенка на символическое обозначение «слов-действий» и напоминает, что такое «слова-действия», на примере его самого (Я умею прыгать, бегать, читать). Потом показывает на картинки с лошадьми и спрашивает, что делают животные. Ребенок отвечает (Лошадь идет). Спрашивает, что еще может делать это животное. Ребенок придумывает другие «слова-действия».

б) Аналогично проводится работа по картинкам с собаками.

в) Ребенку предлагается загадка про кошку. Затем по образцу (Мяукает, ласкается, играет. Кто это?) он должен придумать свою загадку, используя «слова-действия».

ЗАДАНИЕ 5.Части тела домашних животных. Общее и различия. Использование слов в родительном падеже. Притяжательные прилагательные.

а) Взрослый объясняет, что тело животного состоит из частей. У всех животных есть общее: голова, шея, туловище, лапы (ноги), хвост. Но вместе с тем у каждого есть и что-то свое, особое. Ребенок называет части тела коровы (Это голова).

б) Взрослый предлагает ребенку вырезать части тела коровы и кошки (см. приложение), сложить их, приклеить и раскрасить. При этом он должен сопровождать свои действия словами (Это коровьи ноги). Взрослый следит за правильным употреблением притяжательных прилагательных.

Взрослый обращает внимание на «картинку-помощницу» — символическое обозначение частей тела животных.

в) Антошка нарисовал фантастическое существо: взял части тела от разных животных (показаны сверху), соединил их вместе. Взрослый предлагает отгадать, части тела каких животных использовал Антошка, и назвать их по образцу (Это уши осла). Затем просит изменить фразу таким образом, чтобы появилось «слово-признак» —притяжательное прилагательное (Это ослиные уши. Это козьи рога).

Ребенок придумывает название или имя фантастическому животному, если может, говорит, где оно живет, чем питается и т.д.

г) Антошка загадывает загадки. Взрослый с помощью вопросов {Что есть у лошади, но нет у коровы?) следит, чтобы ребенок правильно склонял существительные в родительном падеже (У лошади есть грива, челка. Но у лошади нет рогов и вымени).

ЗАДАНИЕ 6.«Слова-признаки».

а) Игровая ситуация: на площадку хозяева привели своих четвероногих друзей.

Взрослый рассказывает, что части тела у животных внешне очень разные. У одной собаки морда большая, длинная и узкая, хвост пушистый, а у другой мордочка маленькая, хвостик гладкий, тонкий, длинный.

Взрослый вместе с ребенком составляет рассказ про собаку. При этом ставит вопросы (какая? какой? какие?). Ребенок, характеризуя части тела животного, подбирает «слова-признаки». Затем он целиком проговаривает описательный рассказ про одну из собак и далее составляет рассказы про остальных.

б) Игровая ситуация: Настя приехала к бабушке в деревню. Там много домашних животных.Они очень разные. Ребенок описывает домашних животных, которые нарисованы на картинках.

ЗАДАНИЕ 7.Числительные. Согласование существительных с числительными.

а) Взрослый просит ребенка сосчитать баранов правильно (Один баран, два барана, три барана, четыре барана, пять баранов). Обращает внимание на правильное окончание существительных в сочетании с числительны ми.

б) Взрослый просит ребенка так же правильно сосчитать животных, которые пасутся на лугу (Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы). Предлагает ребенку продолжить предложение: сказать, кого много на лугу (На лугу пасется много коров).

в) Взрослый медленно и четко проговаривает, как сосчитал лошадей Незнайка: «Один коза. Две козов. Три коз. Четыре козы. Пять козов», — и просит ребенка исправить ошибки.

ЗАДАНИЕ 8.Детеныши. Уменьшительно-ласкательная форма имен существительных.

а) Взрослый напоминает, что животные отличаются друг от друга размером (большойсредниймаленький). Показывает на корову и просит назвать ее просто, «как обычно» (корова), а затем назвать маленькое животное (коровка). Аналогично ребенок называет остальных животных по размеру.

Затем ребенок находит детенышей животных и помогает им пройти к своим мамам — проводит линию от взрослого животного (слева) к детенышу (справа). Взрослый просит назвать «ласково» маму (коровка, коровушка) и детеныша (теленочек). Затем спрашивает, у какого животного не хватает детеныша.

б) Детям загадывают загадку (Мяукает, ласкается, царапается. У нее есть котята. Кто это?). Взрослый напоминает, как сочиняются загадки: не называя само животное, можно назвать «слова-действия», которые для него характерны, а также и его детенышей.

ЗАДАНИЕ 9.Кто что ест?

Взрослый коротко рассказывает, что едят домашние животные, показывает, где изображена на картинке пища, которой питается то или иное животное. Ребенок проводит линии от животного к еде и по образцу рассказывает, чем данное животное питается (Корова ест летом траву, а зимой сено). >

Взрослый, показывая на корову, спрашивает ребенка, чем она питается. Тот отвечает (травой). Взрослый говорит, что это травоядное животное, просит ребенка отыскать на картинке травоядных животных и сказать по образцу (Корова — травоядное животное, потому что ест траву). Затем, показывая на собаку, спрашивает, чем она питается. Ребенок отвечает (Ест мясо). «Такие животные называются хищниками», — объясняет взрослый. Просит отыскать на картинке хищников и сказать по образцу (Собака хищник, потому что ест мясо).

Взрослый напоминает, что «картинка-помощница» обозначает пищу, которой питается животное.

ЗАДАНИЕ 10. Кто где живет?

Взрослый объясняет, что у домашних животных есть свое жилище. Показывает на картинки и объясняет, что они обозначают (конюшня, овчарня, коровник, свинарник, клетка, будка, дом человека). Ребенок соединяет линиями изображения животных и их жилища. При этом он, пользуясь образцом, говорит, кто где живет (Корова живет в коровнике).

ЗАДАНИЕ 11.Кто ухаживает за домашними животными?

Взрослый спрашивает, как называются профессии людей, которые ухаживают за домашними животными (или конкретнее: «Кто ухаживает за коровами?»). Ребенок отвечает по образцу (Доярка ухаживает за коровами). Далее он отвечает на другие вопросы:

Кто ухаживает за лошадьми? (Конюх.) Кто ухаживает за свиньями? (Свинарка.) Кто ухаживает за телятами? (Телятница.) Кто пасет домашних животных? (Пастух.) Кто лечит домашних животных? (Ветеринар.)

Взрослый объясняет, что «картинка-помощница» обозначает профессию человека, который ухаживает за домашними животными.

ЗАДАНИЕ 12.Какую пользу приносят домашние животные?

а) Взрослый рассказывает, какую пользу человеку могут приносить домашние животные (дают шерсть, мясо, молоко), объясняет, что обозначают «картинки-помощницы». Ребенок последовательно называет животных и говорит полным предложением, какую пользу приносит каждое (Корова дает человеку молоко и мясо. Из молока делают масло, сметану, творог).

б) Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки и придумать свои по образцу, используя схемы со «словами-признаками», «словами-действиями», а также со словами, которые говорили бы о пользе, которую приносит животное. (Пушистая, ласковая, игривая. Ловит мышей. Кто это?)

ЗАДАНИЕ 13.Составление загадок.

Взрослый предлагает для повторения пройденного материала придумать загадки, используя схемы. В случае необходимости напоминает, что означают схемы. После составления загадки закрашивается флажок на гирлянде.

ЗАДАНИЕ 14.Составление рассказов.

Взрослый показывает «картинки-помощницы» , вспоминает вместе с ребенком их значение и задает вопросы (кто это?). Ребенок отвечает на них последовательно, полными предложениями. Взрослый обращает его внимание на то, что ответы выстраиваются в рассказ, потому что получившиеся предложения «дружат» между собой: в них речь идет об одном и том же животном (баране). Читает целиком рассказ о баране и просит пересказать его. Ребенок пересказывает, затем по образцу составляет рассказы о других домашних животных. Взрослый следит за целостностью рассказов.



Тема 7. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

ЗАДАНИЕ 1.Формирование обобщающего

понятия «домашние птицы».

Взрослый объясняет, что такое домашние птицы, чем они отличаются от диких (за домашними птицами ухаживает человек). Предлагает ребенку назвать каждую птицу на картинке (Это курица), раскрасить изображение. Во время работы напоминает, что такое предложение (когда все понятно, когда есть законченная мысль). Ребенок называет лишнюю птицу (дикую) — голубя.

ЗАДАНИЕ 2.Закрепление обобщающего понятия «домашние птицы».

а) На рисунках изображены звери, насекомые, домашние и дикие птицы. Ребенок отмечает цветным карандашом только домашних птиц.

б) Перечисляя домашних птиц, взрослый задает ребенку вопросы: «Можно ли назвать курицу, гуся одним словом? Каким?» Просит его объяснить сложным предложением по образцу, почему этих птиц называют домашними. При ответе ребенок дает простейшее определение домашних птиц, указывает на их отличительные признаки (Гусь —- домашняя птица, потому что живет рядом с человеком, который за ней ухаживает).

в) Взрослый медленно и четко читает высказывания Незнайки: «Гусь, петух, орел — домашние птицы», ребенок ищет ошибку и объясняет свое мнение.

г) Взрослый объясняет, чем птицы отличаются от животных. После этого он показывает картинки в приложении I, рис. 7 и объясняет, что они обозначают. Предлагает вырезать эти картинки и приклеить в таблицу различий. Ребенок рассказывает, чем птицы отличаются от животных (У птиц есть крылья, а у животных нет крыльев).

Животное Птица
Нет крыльев Есть крылья
Четыре лапы Две ноги
Шерсть Перья
Нет клюва Есть клюв

ЗАДАНИЕ 3.Части тела птицы.

а) Взрослый коротко объясняет, что тело птицы состоит из частей. У всех птиц есть нечто общее: крылья, клюв, голова, шея, туловище, лапы, хвост. Но вместе с тем у каждой есть и что-то особое. Показывает ребенку птицу (петуха) и просит назвать части тела по образцу

(У петуха есть гребешок, клюв...).

Обращает внимание ребенка на символическое обозначение частей тела домашних птиц.

б) Взрослый предлагает ребенку вырезать картинки — части тела петуха и гуся (см. приложение I, рис. 8) инаклеить. Во время работы ребенок называет части тела (У петуха есть хвост, крылья, клюв).

ЗАДАНИЕ 4. Части тела. «Слова-признаки».

а) Взрослый рассказывает, что части тела у птиц внешне очень разные. У петуха хвост разноцветный, из больших перьев, у индюка хвост пышный, огромный. Составляет с ребенком рассказ про петуха, задавая вопросы (какая? какой? какие?). Ребенок, отвечая на вопросы, характеризует части тела птицы «слова ми-признаками». Затем он целиком проговаривает описательный рассказ про петуха и составляет аналогичный рассказ про индюка.

б) Взрослый предлагает ребенку назвать птиц на первой картинке. Тот, глядя на остальные картинки, говорит, какой птицы не стало. При ответе используются «слова-признаки» (Не стало большого и важного индюка).

в) Взрослый предлагает отгадать загадку про утку и придумать по образцу свою о любой птице, используя «слова-признаки».

ЗАДАНИЕ 5. «Слова-действия».

а) Ребенок рассматривает картинки и рассказывает, что делает та или иная птица (Курица клюет). Взрослый спрашивает, что еще может делать эта птица. Ребенок придумывает другие «слова-действия» (смотрит, кудахчет, гуляет).

б) Игровая ситуация: птичий гвалт. Взрослый спрашивает, кто как кричит, и просит назвать соответствующие «слова-действия». Ребенок упражняется в звукоподражании (Петух кукарекает ку-ка-ре-ку).

в) Взрослый спрашивает, кто больше ходит по земле, а кто больше плавает в воде. Ребенок отвечает по образцу (Курица ходит по земле, не умеет плавать) и соединяет линией изображение птицы с изображением воды или суши. Взрослый объясняет, что некоторые птицы и ходят по земле, и плавают (гусь, утка).

ЗАДАНИЕ 6. Птенцы. Большой и маленький. Уменьшительно-ласкательная форма.

а) Взрослый просит ребенка назвать родителей птичьих семейств (гусь гусыня). Затем ребенок находит птенцов и называет их (гусенок). Затем он проводит линии от взрослых птиц (слева) к птенцам (справа).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...