Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инстинкты (бессознательное)




Задача 13.Соотнесите направление современной западной философии и основной объект исследования. Назовите по одному представителю от каждого направления. Позитивизм:Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер. Общим, объединяющим моментом для всех версий позитивизма стала ориентация на науку, анализ ее строения и, в связи с этим, отграничение науки от других форм сознания. Конт допускал возможность и необходимость позитивной философии, основные задачи которой заключаются в систематизации положительного знания, изучении взаимосвязей между науками, логических законов разума, методологии научного мышления.

Герменевтика. Техники реконструкции были наиболее развиты Шлейермахером: целью работы герменевта является вживание во внутренний мир автора — через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо создать условия для эмпатии — чувствования в субъективность автора и воспроизведения его творческой мысли.

Вильгельм Дильтей (1833–1911) – представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляет методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежат опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого – через сочувствование, сопереживание. Герменевтика – метод понимания культуры.

Эдмунд Гуссерль (1859–1938) в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром».

Мартин Хайдеггер (1889–1976) в качестве жизненного мира рассматривает языковую реальность. «Язык – дом бытия»: герменевтика – не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова – главная цель и функция философии герменевтики.

 

Экзистенциализм. У экзистенциалистов «существование» - чистая субъективность, «то, чем я являюсь для себя». Под «Я» они понимают непосредственное самосознание, вернее самочувствие.

В центр своей философии экзистенциализм ставит отчуждение личности от общества, одиночество человека, протест против нивелирования личности, страдания, массовой гибели людей в войнах. Человек оказался безнадежно заброшенным, отданным всеобъемлющему разрушению, он направляет усилия на то, чтобы справиться с бременем своей судьбы. Эту философию часто называют «философией отчаяния», или «философией кризиса». Различают экзистенциализм религиозный: Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер и атеистический: Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер. В атеистическом экзистенциализме Сартра человек, "приговоренный быть свободным", должен в одиночку нести на своих плечах всю тяжесть мира. В религиозном экзистенциализме выбор человека осуществляется перед лицом Бога, свобода человека связывается с актом веры в Бога. Жан Валь (1888 - 1974) говорил, что существовать – значит выбирать, испытывать эмоции, становиться, быть изолированным и быть субъективным, быть непрерывно поглощенным самим собой. Переживание субъектом своего «бытия в мире» и есть существование, экзистенция.

Течение в философии Основной объект исследования
Философия жизни; философия Кьеркегора; экзистенциализм; философская антропология Индивидуальная человеческая жизнь со всеми ее страстями, переживания­ми, целями и идеалами
Психоаналитическая философия; постструктурализм; постмодернизм Человеческая психика и бессозна­тельное в ней, отношение между сознательным (рациональным) и бессознательным (иррациональным)
Феноменология; логический позитивизм; лингвистическая философия; аналитическая философия; структурализм; герменевтика Человеческое сознание, открывающе­еся нам прежде всего через язык и сам язык как таковой
Классический позитивизм; эмпириокритицизм; прагматизм; неокантианство Человеческий опыт (субъективный и интерсубъективный) и методология научного познания, вырастающая на базе опыта
Марксизм Всемирно-исторический опыт челове­чества (практика) и законы обще­ственного развития

 

Социальные ценности западников и славянофилов.

Классическое отечественное «западничество» сформировалось в первой половине XIX в. и насчитывало в своих рядах таких выдающихся мыслителей, как П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, К. Д. Кавелин, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, И. С. Тургенев и др.

Если «славянофилы» идеализировали социально-политическое прошлое России, русский национальный характер, абсолютизировали порою самобытность и особенность русской культуры, утверждая, что отечественная общественно-политическая жизнь всегда развивалась и должна будет развиваться по своему собственному пути, в корне отличному от пути западных стран, приходили к выводу о том, что только Россия призвана оздоровить Запад духом своих идеалов и помочь ему в разрешении своих противоречий и проблем, то идейная аргументация «западников» была существенно иной.

Они были убеждены (и в отличие от «славянофилов», аргументируя свои убеждения, прибегали не только и не столько к умозрительности, святоотечески-религиозным доводам, к желаемому, но и к историческим фактам, мировому философско-методологическому опыту, анализу эволюции «живой» действительности, политики и экономики, истинных и реальных, а не мнимых и идеальных интересов страны и ее народа), что Россия в определенных отношениях отстала от Запада и должна, проходя, в принципе, тот же путь развития, кое-чему у него и поучиться, что вполне естественно для всех стран мира и в чем ничего зазорного нет. Они стремились, чтобы Россия усвоила высшие достижения европейских наук и плоды Просвещения, достигла тех же высот социально-экономического и политического развития, не преувеличивала бы различий в традициях и психологии, значения и роли религии и церкви, научилась полностью ценить и признавать политическую свободу и идеи человеческих прав и равенства людей не только перед Богом, но и в реальной социальной жизни.

 

Задача 15

Определите материальность или идеальность следующих явлений: эфир, время, пространство, язык, электричество, страх, прогресс, информационное общество, свобода, активность мозга, воображение, творчество, сновидение.

Материальные явления Идеальные явления
время эфир
пространство страх
Язык свобода
электричество активность мозга
прогресс воображение
информационное общество сновидение
творчество  

(Определите критерии для их типологизации. Ответ аргументируйте)

Задача 16

Приведите примеры (1-2) монистических (идеализм и материализм) и дуалистических учений, заполнив следующую таблицу:

монизм

дуализм

идеализм материализм
объективный идеализм эмпиризм картезианский дуализм
трансцендентальный идеализм натурализм дуализм свойств

 

Задача 17

Какие из проведенных ниже высказываний вы отнесете к метафизике, а какие к диалектике? Ответ аргументируйте.

1 Источником движения являются внутренние противоречия. ДИАЛЕКТИКА

2. Либо да, либо нет. Третьего не дано. МЕТАФИЗИКА

3. Все возвращается на круги своя. МЕТАФИЗИКА

4 Все течет, все меняется. ДИАЛЕКТИКА

5 Все новое - это хорошо забытое старое. МЕТАФИЗИКА

6 Нет света без тени. ДИАЛЕКТИКА

7 Зло порождает зло. МЕТАФИЗИКА

8 Ничего нет нового под Луной. МЕТАФИЗИКА

9 В одну и ту же реку нельзя войти дважды. МЕТАФИЗИКА

10 Цель познания – достижения абсолютной истины. ДИАЛЕКТИКА

11 Явления необходимо рассматривать в многообразии их связей. ДИАЛЕКТИКА

12 Яблоко от яблони недалеко падает. МЕТАФИЗИКА

13 Нет худа без добра. МЕТАФИЗИКА

 

 

Задача 18

Внесите перечисленные понятия в таблицу: развитие, стабильность, прогресс, воспроизводство, движение, сохранение, цикличность, покой, неизменность, противоречие.

Метафизика Стабильность, покой, неизменность, воспроизводство, сохранение Диалектика Противоречие, развитие, движение, цикличность, прогресс,

Задача 19










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...