Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержательно-информационные аспекты кибернетической системы словесного произведения
Кибернетическая система словесного произведения как семиотический код управляет через синтаксическое устройство (см. раздел 8.1.) функцией сообщения и функцией воздействия, т.е. частями реальной коммуникативной функции произведения. Это управление осуществляют в конкретном речевом произведении семантическая и прагматическая функции кибернетической системы, которые виртуально присутствуют в синтаксической системе кода. Семантическая функция управляет функцией сообщения, прагматическая — функцией воздействия, передавая одновременно сообщению и воздействию информационное содержание. Так, с точки зрения семантики, КРФ "сообщение" оформляет текст как событие, "описание" — как картину природы, внешность, местность и т.д., КРФ "размышление" — как комментарий, доказательство и т.д. С точки зрения прагматики, что особенно важно, функция воздействия выглядит как интонационное оформление, тональность всего текста или его частей. Общую тональность, 26 которая присуща в дифференцированном виде функциональным стилям, КРФ реализуют через ритмическое устройство каждой КРФ. Традиционно выделяют три основных типа тональностей: высокую, нейтральную, сниженную. Каждый тип тональности внутри себя имеет содержательную градацию, обобщенные признаки которой (градации) сводятся в такие подтипы, как ассертивная, директивная, экспрессивная, декларативная и т.д. Эти подтипы, в свою очередь, подразделяются на такие виды, как торжественная, эпическая, ироническая, развязная и т.д. Их содержание можно установить в конкретном словесном произведении. Но в любом случае ведущей категорией в создании тональности текста, которая несет оценочно-смысловую информацию, являются ритмы каждой композиционно-речевой формы. Под ритмом понимается определенная упорядоченность, характеризуемая равномерной повторяемостью, равномерной структурой. Каждая композиционно-речевая форма является определенной ритмической моделью. Ритмы бывают быстрые и медленные. Ритмическая организация типовых композиционно-речевых форм может создавать резко противоположные эффекты. "Динамическое описание" построено на "задыхающемся" ритме ("астматическом", по выражению Л. Шпитце-ра). Ритм "описания" задает изложение плавное, монотонное, лишенное внутреннего напряжения. Внутри одного маленького рассказа могут быть представлены самые разнообразные ритмы. Функционально-кибернетическая система словесного произведения как коммуникат Функционально-кибернетический конструкт словесного произведения сбрасывает свою знаковую форму и приобретает новую, вернее, новые формы существования двояким образом: он реализуется на фактуальном содержании и на материи речи (но не материальной, а идеальной). Идеальная речь при- * Подробней о ритмах КРФ и классификациях тональностей можно прочитать в учебнике: M.P.Brandes "Stilistik der deutschen Sprache". М.,1990.-S.91-96. 27 обретает свою звуковую форму только при окончательной реализации в языке. Что касается речевой реализации, то к ней подключаются коммуниканты как носители коммуникативного процесса, предопределяющие характер речевой реализации (устный — письменный, разговорный — литературный, спонтанный — обработанный, эмоциональный — неэмоциональный). Конструкт определяет внутреннюю структуру речи: описательную, повествовательную, рассуждающую во всех ее модификациях. Реализация конструкта на фактуальном содержании осуществляется в виде превращения этого содержания в сюжет (упорядочения содержания согласно конструкту). Эта двойная реализация конструкта на содержании и речи превращает его в коммуникат. Если конструкт — это схема, то коммуникат — это макет произведения, который предстоит осуществить в языковой материи. Эта реализация связана с нормами, они определяют выбор и комбинирование языковых средств с учетом макета произведения, выступающего глобальной нормой оформления языка в тексте. П. Переводческие нормы текста и языка Переводческий процесс — это деятельность, которая как любая деятельность регламентируется нормами. Под нормами понимаются конкретизированные требования и предписания. Они могут быть строгими, детерминативными, и нестрогими, статистическими. Стандартные, практически бесстилевые, тексты переводятся по строгим нормам. Основная же масса текстов предполагает при переводе пользование статистическими нормами. Статистические, или вероятностные, нормы предполагают выбор языковых средств при переводе с одного языка на другой, а не просто плоское наложение языка на содержание. Именно в рамках статистических норм возможно решить такие основные проблемы перевода, как: — границы перевода, — адекватность, — сочетание нетворческих и творческих начал, — языковая эквивалентность. 28 В рамках статистических норм имеется своя субординация. Исходными являются рамочные нормы, которые связаны с установлением границ перевода, т.е. с очерчиванием переводческого поля. Функцию таких норм выполняет функционально-кибернетическая система, представленная в тексте в виде конструкта произведения, т.е. несущей конструкции коммуникации. Адекватность перевода осуществляется по правилам, сведенным в коммупикат произведения. Здесь к конструктивной организации текста подключаются вещественные элементы в виде содержания и речевых личностей коммуникантов. Если рамочные нормы устанавливают типовую синтаксическую организацию текста, то коммуникатные нормы или правила предписывают внутреннюю структуру типового синтаксического рисунка текста, а также семантику и прагматику синтаксиса текста, которые закладывают фундамент адекватности перевода в рамочной организации текста. Данная текстовая адекватность соотносится с языковой адекватностью (эквивалентностью), которая предполагает учет конкретной языковой личности, т.е. личности автора. Часть II ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЯЗЫКОВЫХ ТЕКСТОВ. ОБРАЗЦЫ ПЕРЕВОДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 185. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |