Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Антропологический материализм Л.Фейербаха
Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был Л . Фейербах (1804-1872 гг.). Анализируя исходные посылки гегелевской системы, он сделал вывод о ее родстве с теологией. По мнению Фейербаха , религия и близкая к ней по духу философия Гегеля имеют общие категории. Они возникают в результате абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода, каковыми являются разум, бессмертие, могущество, благо. 26)Социальные и гносеологические предпосылки формирования философии марксизма. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма , который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Сильное противоречие между трудом и капиталом обнаружилось в выступлениях рабочего класса: в восстаниях французских рабочих в Лионе (1831 и 1834 гг.), силезских ткачей в Германии (1844 г.), в развертывании чартистского движения в Англии (30-40-е годы XIX в.). Возникла потребность в теории, способной вскрыть сущность, перспективу социального развития, служить средством построения общества, свободного от капиталистической эксплуатации, средством преобразования социальных структур. Требовалось научное обобщение опыта классовой борьбы пролетариата, разработка его стратегии и тактики. В истории экономической мысли марксизм как образец политической экономии занимает заслуженное место. Марксизм появился в 40-е годы XIX в., когда капитализм уже сложился как система социально-экономических отношений с развитием промышленности, формированием классов; когда обнажились как плюсы, так и минусы рыночного хозяйства.
Социальными предпосылками марксизма стало то, что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общественного развития. Двенадцати, четырнадцатичасовой рабочий день, использование детского труда и другие характерные черты экономических отношений той эпохи очевидно требовали своего устранения.
Для марксизма стало азбучной истиной положение о том, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении бытия и сознания.(гносиология) . Как уже отмечалось выше, марксизм в гносеологию ввел практику. Далее. Марксистская гносеология решает свои проблемы с привлечением научных знаний и их последних достижений, особенно из области биологии, физиологии, эволюционной теории, антропологии, психологии и социологии. Это позволяет марксистам предлагать решение отдельных вопросов на уровне достоверных научных знаний.
Принципыдиалектики - выходные, объективные по содержанию идеи материалистической диалектики , что наряду с законами диалектики, категориями диалектики отражают общие закономерности процесса развития предметов и явлений объективной действительности и выполняют методологическую функцию в научном и философском познании. Прежде материалистическая диалектика опирается на принцип материалистического монизма, т.е. признает, что мир, все предметы и явления имеют единую материальную основу, что материя первична и вечна, а дух вторичен. Следующий принцип - принцип единства диалектики бытия и диалектики мышления. Это означает, что материалистическая диалектика признает способность мышления человека познать этот мир, адекватно отобразить его свойства. Эти принципы являются исходными не только для материалистической диалектики , а и для современной материалистической философии в целом Впервые материалистическое понимание историиосвещается в совместнойработе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.). Здесьистория определяется как «…последовательная смена отдельных поколений,каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы,переданные ему всеми предшествующими поколениями».[1 «Первая предпосылка всякой человеческойистории, - читаем мы в «Немецкой идеологии», - это … существование живыхчеловеческих индивидов… Сами они начинают отличать себя от животных, кактолько начинают производить необходимые им средства к жизни… Производянеобходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоёсвою материальную жизнь».[3] Итак, свое начало история человеческого общества берет в мирематериальных вещей. На этом общем основании покоятся категории«общественное бытие», «общественное сознание», «производительные силы»,«производственные отношения», «базис», «надстройка», при помощи которыхконструируется логика изложения материалистического понимания истории . Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни.Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и естьих общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит ихэкономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, людипрежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечиваетсялюдьми в процессе общественного производства, экономической жизни. Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своейобщественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляюто нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественноебытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизньопосредованная, отраженная в сознании Производительные силы— одно из наиболее общих и основных понятиймарксистской философии. В этом понятии выражается основное отношениечеловека к природе. К производительным силам относятся люди и средствапроизводства. Производственные отношения людей — это их первичные отношения, которыеопределяют все остальные общественные отношения. Они материальны,складываются в процессе производства, возникают объективно, в результатедействия законов экономического развития. Производственные отношения независят от воли людей, они не могут устанавливаться произвольно производственные отношения, с одной стороны,являются необходимым элементом способа производства, а с другой –составляют базис, основу для тех общественных явлений, которые возникают наэтой основе. Надстройка – это совокупность общественных явлений, которыевозникают и развиваются на основе определенного экономического базиса, как-то: политические, правовые, этические эстетические, философские,религиозные, и т.д. взгляды, идеи (формы общественного сознания) исоответствующие им учреждения и организации. Надстройка, как и базис, является одновременно общеисторической иконкретно – исторической категорией. Надстройка необходимо присуща каждойобщественной формации. Каждому типу базиса соответствует определенный типнадстройки. Стало быть, базис порождает одну, а не несколько надстроек.Надстройка, по словам Ленина, является формой существования экономическойструктуры общества, как содержания. Надстройка отражает свой базис, егоприроду (сущность), подобно тому, как форма отражает свое содержание
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 179. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |