Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антропологический материализм Л.Фейербаха




 

Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был Л . Фейербах (1804-1872 гг.). Анализируя исходные посылки гегелевской системы, он сделал вывод о ее родстве с теологией. По мнению Фейербаха , религия и близкая к ней по духу философия Гегеля имеют общие категории. Они возникают в результате абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода, каковыми являются разум, бессмертие, могущество, благо.
Бог, по Фейербаху , - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек попадает в зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, т.к. все эти атрибуты он отнимает у себя. Возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства можно только на основе материалистического мировоззрения.
Фейербах предпочитал в своей философии не использовать термины " материализм " и "материя" из-за сложившегося отрицательного к ним отношения в общественном сознании и широко использовал термин "природа". Природа, по Фейербаху , существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии.
Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.
Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность -синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли, сердца. Она опосредована общением с другим человеком. Именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется, по Фейербаху , реализация человеком своей родовой сущности. Человек, отправляя функции рода, превращает сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.
Разработанная Фейербахом материалистическая трактовка субъекта и его атеистическое мировоззрение оказали серьезное влияние на последующих мыслителей, в частности, на К. Маркса и Ф. Энгельса.


26)Социальные и гносеологические предпосылки формирования философии марксизма.
Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма , который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Сильное противоречие между трудом и капиталом обнаружилось в выступлениях рабочего класса: в восстаниях французских рабочих в Лионе (1831 и 1834 гг.), силезских ткачей в Германии (1844 г.), в развертывании чартистского движения в Англии (30-40-е годы XIX в.). Возникла потребность в теории, способной вскрыть сущность, перспективу социального развития, служить средством построения общества, свободного от капиталистической эксплуатации, средством преобразования социальных структур. Требовалось научное обобщение опыта классовой борьбы пролетариата, разработка его стратегии и тактики.
Марксистская концепция общества и социальных отношений, создававшаяся в результате осмысления уроков социально-политических движений, складывалась во взаимосвязи с формированием нового мировоззрения. Становление же такого мировоззрения требовало постановки задач по переработке всего ценного, что было в научной мысли той эпохи.

В истории экономической мысли марксизм как образец политической экономии занимает заслуженное место. Марксизм появился в 40-е годы XIX в., когда капитализм уже сложился как система социально-экономических отношений с развитием промышленности, формированием классов; когда обнажились как плюсы, так и минусы рыночного хозяйства.
Марксизм возник не на голом месте, он развивался и утверждался, опираясь на достижения науки. Марксизм питали немецкая философия Гегеля, классическая политэкономия Смита и Риккардо, учение французских социалистов-утопистов. В результате марксизм стал ценным научным знанием классовой политэкономии.

 

Социальными предпосылками марксизма стало то, что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общественного развития. Двенадцати, четырнадцатичасовой рабочий день, использование детского труда и другие характерные черты экономических отношений той эпохи очевидно требовали своего устранения.
Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистическими производственными отношениями, марксисты считали пролетариат, который, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и политической власти

 

Для марксизма стало азбучной истиной положение о том, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении бытия и сознания.(гносиология)

. Как уже отмечалось выше, марксизм в гносеологию ввел практику. Далее. Марксистская гносеология решает свои проблемы с привлечением научных знаний и их последних достижений, особенно из области биологии, физиологии, эволюционной теории, антропологии, психологии и социологии. Это позволяет марксистам предлагать решение отдельных вопросов на уровне достоверных научных знаний.

 

Принципыдиалектики - выходные, объективные по содержанию идеи материалистической диалектики , что наряду с законами диалектики, категориями диалектики отражают общие закономерности процесса развития предметов и явлений объективной действительности и выполняют методологическую функцию в научном и философском познании. Прежде материалистическая диалектика опирается на принцип материалистического монизма, т.е. признает, что мир, все предметы и явления имеют единую материальную основу, что материя первична и вечна, а дух вторичен. Следующий принцип - принцип единства диалектики бытия и диалектики мышления. Это означает, что материалистическая диалектика признает способность мышления человека познать этот мир, адекватно отобразить его свойства. Эти принципы являются исходными не только для материалистической диалектики , а и для современной материалистической философии в целом

Впервые материалистическое понимание историиосвещается в совместнойработе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.). Здесьистория определяется как «…последовательная смена отдельных поколений,каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы,переданные ему всеми предшествующими поколениями».[1 «Первая предпосылка всякой человеческойистории, - читаем мы в «Немецкой идеологии», - это … существование живыхчеловеческих индивидов… Сами они начинают отличать себя от животных, кактолько начинают производить необходимые им средства к жизни… Производянеобходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоёсвою материальную жизнь».[3] Итак, свое начало история человеческого общества берет в мирематериальных вещей. На этом общем основании покоятся категории«общественное бытие», «общественное сознание», «производительные силы»,«производственные отношения», «базис», «надстройка», при помощи которыхконструируется логика изложения материалистического понимания истории . Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни.Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и естьих общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит ихэкономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, людипрежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечиваетсялюдьми в процессе общественного производства, экономической жизни. Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своейобщественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляюто нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественноебытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизньопосредованная, отраженная в сознании Производительные силы— одно из наиболее общих и основных понятиймарксистской философии. В этом понятии выражается основное отношениечеловека к природе. К производительным силам относятся люди и средствапроизводства. Производственные отношения людей — это их первичные отношения, которыеопределяют все остальные общественные отношения. Они материальны,складываются в процессе производства, возникают объективно, в результатедействия законов экономического развития. Производственные отношения независят от воли людей, они не могут устанавливаться произвольно производственные отношения, с одной стороны,являются необходимым элементом способа производства, а с другой –составляют базис, основу для тех общественных явлений, которые возникают наэтой основе. Надстройка – это совокупность общественных явлений, которыевозникают и развиваются на основе определенного экономического базиса, как-то: политические, правовые,   этические эстетические, философские,религиозные, и т.д. взгляды, идеи (формы общественного сознания) исоответствующие им учреждения и организации. Надстройка, как и базис, является одновременно общеисторической иконкретно – исторической категорией. Надстройка необходимо присуща каждойобщественной формации. Каждому типу базиса соответствует определенный типнадстройки. Стало быть, базис порождает одну, а не несколько надстроек.Надстройка, по словам Ленина, является формой существования экономическойструктуры общества, как содержания. Надстройка отражает свой базис, егоприроду (сущность), подобно тому, как форма отражает свое содержание

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...