Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интерпретация значений невербальных сигналов.




Невербальный контакт. Т.е. как говорим?

Мимика, жесты, поза, движения, взгляд - все это имеет отношение к невербальному каналу восприятия информации. Можно сказать, что невербальный канал - это эмоциональная составляющая нашей речи.

В своей книге Экман «Психология лжи» практически на каждой странице говорит о необходимости рассматривать поведение человека только в изменении. Это означает, что мы не можем делать никаких вывод по собственно невербальному поведению человека, рассматривать можно исключительно изменение поведения.

Все невербальные сигналы можно разделим на 6 групп: мимика, жесты, позы, ориентации (то есть дистанция, расположение и т.д.), взгляд и визуальное внимание, тон голоса и другие вокальные характеристики, в том числе высоту, скорость речи, интонацию и паузы.

Итак, позы и жесты. (По Смирнов С.Д. Богатый мир движений // Вопросы психологии. - М.: 2000, №6)

1) Руки за спиной, голова высоко поднята, подбородок выставлен вперед - чувство уверенности в себе и превосходства над остальными.

2) Корпус подан вперед, руки на бедрах - поза «хозяина»; агрессивность, стремление отстаивать свою позицию до конца.

3) Стоя, опираясь руками о стол или стул - ощущение неполноты контакта с собеседником

4) Руки с расставленными локтями заведены за голову (сидя) - демонстрация превосходства. В отличие от позы “хозяина”, такое положение говорит о том, что человек сам верит в свое превосходство. В то же время “хозяин” может быть в этом не уверен.

5) Любая часть руки в кармане или за поясом - агрессия, превосходство.

6) Закрытые позы - проведите воображаемую линию от макушки до пола. Любое пересечение этой линии создает закрытую позу. Такая поза, как правило, означает неустановленный контакт, защитную либо скептическую установку. Рассматривая закрытые позы, следует принимать во внимание также одежду собеседника. Застегивание пиджака во время беседы может означать тоже самое, что скрещенные на груди руки (не согласие или неуверенности). Если имеет место двойное «скрещивание» (например, руки скрещены на груди, нога закинута на ногу), значит ваш собеседник, скорее всего, «отключился» от разговора. Скрещенные лодыжки, в свою очередь, означают страх или взволнованность вместе с попыткой самоконтроля. Скрещение пальцев рук символизирует разочарование и попытку его скрыть (либо внимательное восприятие информации).

7) Наклоны головы. Наклон головы в сторону - интерес к разговору, вниз - отрицательное отношение к разговору, легкое отклонение назад - агрессивные намерения.

8) Вставание, очевидно, является реакцией на какие-то факты или доводы, но может также обозначать момент принятия решения.

9) Кисти рук соединены кончиками пальцев на уровне груди, ладони не сложены - так называемая, поза «гуру». Означает уверенность в своих силах и словах.

10) Руки сложенные у рта означают скрытие истинных намерений.

11) Поддерживания и опоры. Поддерживание ладонью головой - скука, поддерживание подбородка большим пальцем - критическая оценка, интерес к теме разговора, пальцы, сжатые в кулак и расположенные под щекой, не поддерживая ее - признак заинтересованности. Итак, позы. (По Смирнов С.Д. Богатый мир движений // Вопросы психологии. - М.: 2000, №6)

Руки за спиной, голова высоко поднята, подбородок выставлен вперед - чувство уверенности в себе и превосходства над остальными.

Корпус подан вперед, руки на бедрах (подбоченившись) - поза “хозяина”; агрессивность, стремление отстаивать свою позицию до конца.

Стоя, опираясь руками о стол или стул - ощущение неполноты контакта с собеседником

Руки с расставленными локтями заведены за голову (сидя) - демонстрация превосходства. В отличие от позы “хозяина”, такое положение говорит о том, что человек сам верит в свое превосходство. В то же время “хозяин” может быть в этом не уверен.

Любая часть руки в кармане или за поясом - агрессия, превосходство.

Закрытые позы - проведите воображаемую линию от макушки до пола. Любое пересечение этой линии создает закрытую позу. Такая поза, как правило, означает неустановленный контакт, защитную либо скептическую установку. Рассматривая закрытые позы, следует принимать во внимание также одежду собеседника. Застегивание пиджака во время беседы может означать тоже самое, что скрещенные на груди руки. Если имеет место двойное “скрещивание” (например, руки скрещены на груди, нога закинута на ногу), значит ваш собеседник, скорее всего, “отключился” от разговора. Скрещенные лодыжки, в свою очередь, означают страх или взволнованность вместе с попыткой самоконтроля. Скрещение пальцев рук символизирует разочарование и попытку его скрыть.

Наклоны головы. Наклон головы в сторону - интерес к разговору, вниз - отрицательное отношение к разговору, легкое отклонение назад - агрессивные намерения.

Вставание, очевидно, является реакцией на какие-то факты или доводы, но может также обозначать момент принятия решения.

Кисти рук соединены кончиками пальцев на уровне груди, ладони не сложены - так называемая, поза “гуру”. Означает уверенность в своих силах и словах.

Руки сложенные у рта означают скрытие истинных намерений

Поддерживания и опоры. Поддерживание ладонью головой - скука, поддерживание подбородка большим пальцем - критическая оценка, интерес к теме разговора, пальцы, сжатые в кулак и расположенные под щекой, не поддерживая ее - признак заинтересованности.

Перейдем к жестам. Их можно разделить на 5 групп (Классификационная схема Экмана и Фризена): эмблемы, иллюстрации, регуляторы, адаптеры и эмоции. Эмблематические жесты характерны только для определенных национальностей и культур. К ним, в частности, относятся: вытянутый вверх большой палец, средний палец, кольцо из большого и указательного пальцев, затыкание ушей пальцами (“не слушаю”) и т.д.

Иллюстрации являются вспомогательными средствами общения и используются для подкрепления устной речи (собственно то, что принято называть жестами)

Регуляторы обозначают опорные точки общения - начало, конец, принятие решения. К ним относится, например, рукопожатие.

Адаптеры сопровождают наши чувства и эмоции и являются подсознательными. Например, всплескивание руками или закрытие рта ладонью при удивлении, сжатие кулаков при страхе или агрессии, напряжение скул при злости. Именно жесты-адаптеры дают больше всего информации о невербальной составляющей беседы.

Наконец, несколько слов об ориентациях. Скорее всего вы уже слышали выражение “зона комфорта”. Оно подразумевает дистанцию, на которой одному человеку удобно общаться с другим. Величина этой дистанции зависит от плотности населения региона проживания человека и, для европейской части России, составляет приблизительно 70 - 80 см. Что касается расположения в пространстве, то выделяют 4 основных способа сделать это: Фронтальная позиция, горизонтальная позиция, угловая позиция, позиция «Уступ».

Наиболее эффективной с точки зрения коммуникации является позиция №3 “Угловая”. Дело в том, что здесь не происходит так называемого “столкновения взглядов”, как, например в фронтальной позиции, когда собеседники смотрят прямо друг на друга. Вместе с тем, взгляды собеседников направлены в одну сторону, что очень важно.

Очень важеннадвербальный контакт, т.е. каким голосом говорим? К этому каналу относится все, что связано с нашим голосом - громкость (амплитуда), частота, интонации. Иногда этот канал также называют паравербальным, что скорее всего указывает на некую мистическую составляющую.)

Все невербальное общение является подсознательным, поэтому контролировать его сложно. И все же контролю оно подается, однако это нужно делать с большой аккуратностью. Самое главное в эффективной невербалике - естественность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 136.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...