Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы психодиагностики когнитивного развития.




К когнитивной ( познавательной) сфере относятся – восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ совокупность приемов и методов, направленных на психологическое изучение и измерение качеств внимания (его распределения, концентрации, устойчивости и переключаемости). Исследование внимания имеет большое значение в операторской деятельности, в частности при анализе ошибочных действий оператора, прогнозировании успешной деятельности, проведении профессионального отбора, организации контроля функционального состояния и пр. Это обусловлено тем, что для многих видов операторской деятельности качества внимания относятся к числу профессионально важных качеств оператора. Большинство тестов для оценки качеств внимания являются сравнительно простыми по процедуре проведения тестами скорости (см. Корректурная проба). В психодиагностической практике для исследования внимания применяются такие методики, как тест Бурдона (см. Корректурная проба), таблицы Шульте, красно-черная таблица, тест «Перепутанные линии», методика Мюнстерберга и др. Одной из наиболее распространенных методик являются таблицы Шульте. В них в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Задача испытуемого заключается в том, чтобы отыскать и показать числа в порядке их возрастания. Это он проделывает с пятью различными таблицами. Основной показатель — время выполнения задания. По результатам работы строится «кривая истощаемости»; отражающая устойчивость внимания и динамику работоспособности. Модификацией таблиц Шульте является красночерная таблица Ф. Д. Горбова, которая служит для оценки переключения внимания. Для оценки избирательности и концентрации внимания рекомендуется методика Мюнстерберга, в которой среди случайного буквенного текста имеются слова. Задача испытуемого — как можно скорее просматривая текст, подчеркнуть эти слова. Помимо бланковых тестов для П. в. могут использоваться и аппаратурные методики. Примером ее является прибор «Аттенциометр» (Е. А. Милерян). На его лицевой панели расположена модель самолета, лампочки, счетчики и измерительные приборы. При работе с аппаратом испытуемый должен, действуя одной рукой, непрерывно корректировать положение самолета. Одновременно он должен следить за. лампочками и приборами и, действуя другой рукой, производить заданные переключения органов управления. Успешное решение задачи обусловлено прежде всего способностью испытуемого к распределению и своевременному переключению внимания.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ совокупность приемов и методик, направленных на изучение и измерение характеристик памяти (объем и прочность долговременной, оперативной, зрительной, слуховой памяти и т. п.). П. п. имеет важное значение в инженерно-психологических исследованиях, поскольку для многих видов операторской деятельности память относится к числу профессионально важных качеств. Состояние функций памяти во многом определяет и динамику функциональных состояний оператора. Для П. п. могут использоваться как отдельные пробы (тесты) , диагностирующие лишь одну из характеристик определенного вида памяти (напр., методика «Непроизвольная память», «Объем кратковременной памяти», «Память на числа», «Память на образы», «Оперативная память» и т. д.), так и специальные тестовые батареи, позволяющие с количественных и качественных позиций охарактеризовать совокупность мнемических свойств человека. Примером такой батареи является шкала памяти Векслера, состоящая из семи отдельных субтестов (шкал). Достоинством этой методики является возможность количественного измерения кратковременной и долговременной памяти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции. Возрастной диапазон испытуемых весьма широк (от 15 до 79лет). К числу известных методик относится также тест памяти Мейли, предназначенный для исследования зрительной и слуховой памяти путем определения количества удерживаемых испытуемым членов ряда предъявленного стимульного материала. Методика предусматривает наряду с количественной оценкой и качественный анализ результатов исследования. Специальные субтесты для оценки памяти включены во многие комплексные методики исследования интеллекта.

Основными методами исследования мышления являются тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение, ассоциативный эксперимент, проблема Эверье, пиктограмма.

Методика классификации понятий включает в себя предложение испытуемому классифицировать карточки с изображением животных, растений и предметов. Предлагается разложить карточки на группы так, чтобы они содержали однородные предметы и могли быть названы обобщающим словом. Затем в случае необходимости предлагается укрупнить группы.

Оценивается:

1.           число этапов, затраченных на окончательную классификацию предметов (должно получиться три группы животные, цветы, неодушевленные предметы);

2.           принципы классификации.

Заключения отражают количество этапов классификации, а также особенности мышления испытуемых.

Конкретное мышление — определяется в случаях, когда испытуемый объединяет предметы в конкретные ситуационные группы (например, пальто со шкафом “потому, что пальто висит в шкафу)

Склонность к детализации — определяется в случаях, когда истытуемый выделяет дробные группы (например, “одежда домашняя и одежда на выход”, “корнеплоды и некорнеплоды”).

Опора в мышлении на латентные признаки — определяет в случаях, когда в классификации делается упор на малоактуальных, скрытых признаков понятий (например, в одну группу объединяются автобус и медведь потому, что оба “склонны к плавному началу движения”).

На основании методики классификации понятий возможно подтверждение клинически выявляемых специфических для определенных групп психических заболеваний расстройств мышления. Так, конкретность мышления может подтверждать наличие органически обусловленных психических расстройств, склонность к излишней детализации — эпилептический характер ассоциативных нарушений, опора мышления на латентные признаки — на нарушения мышления шизофренического спектра.

Методики на исключение, обощение понятий, выделение существенных признаков, анализ отношений понятий (аналогии) применяются с целью определения особенностей мышления лиц, с различной психической патологией а также тех, которые ложатся в основу интеллектуальных способностей.

Для оценки способности разграничивать разнородные понятия используется методика исключение понятий. Испытуемому предлагается из четырех предметов или из пяти слов исключить один предмет или слово, которые не подходят к остальным, сходным родовым понятием. Анализ методики сходен с методикой классификации понятий.

Наиболее ярко особенности нарушений мышления могут быть выявлены с помощью анализа пиктограмм, которые позволяют судить о характере ассоциаций испытуемого.

Воображение — это психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте (М. В. Гамезо и И. А. Домашенко).

1. Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение)

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

• скорость процессов воображения;

• необычность, оригинальность образов воображения;

• богатство фантазии;

• глубина и проработанность (детализированность) образов;

• впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.

2. Методика “Рисунок”

В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

3. Методика “Скульптура”.

Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.

4. Тест Мюнстерберга на восприятие

ИНСТРУКЦИЯ: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.

Время выполнения задания - 2 мин.

Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов.

В тексте содержится 25 слов.

Диагностика нарушений зрительного восприятия

Пробы на узнавание реальных трехмерных объектов.

Пробы на узнавание фотографий и реалистических изображений.

Пробы на узнавание незавершенных объектов.

Пробы на узнавание контурных изображений.

Пробы на узнавание перечеркнутых изображений.

Пробы на узнавание конфликтных изображений.

Методика "Вырезы". На таблице сверху изображены фигуры с вырезами, а внизу на второй ее половине фигуры с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами.

Методика "Прогрессивные матрицы Равена". Тест Равена не считается сугубо «интеллектуальным» тестом, таким тестом «всеобщего интеллекта», к которым относят, например, шкалу Векслера. При решении заданий по таблицам Равена большое значение имеет концентрация активного внимания и восприятия.

Проективная методика ТАТ. Прямо или косвенно с ее помощью можно выявить и нарушения зрительного восприятия, дефекты смыслового восприятия.

Диагностика нарушений слухового восприятия

Пробы на узнавание мелодий.

Пробы на узнавание бытовых шумов.

Пробы на оценку и воспроизведение ритмов.

Диагностика нарушения тактильного и кинестетического восприятия

Пробы на узнавание объектов на ощупь.

Оценка позы и положения тела.

Пробы на воспроизведение позы пальцев.

Диагностика нарушения восприятия пространства

 Пробы на ориентировку в правом и левом.

 Пробы на ориентировку в помещениях.

 Пробы на ориентировку в городе.

 Пробы на ориентировку в географических картах.

Пробы на ориентировку в схемах и чертежах.

Методика "Компасы". На таблице схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка.

Методы изучения свойств мышления и диагностики речи

Вербально-логическое мышление.

Методика понимания рассказов: содержания, смысла, морали.

Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и перескажи его. Скажи, в чем здесь дело, чему учит этот рассказ, в чем смысл рассказа?» Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую часть рассказа.

Возможные вопросы к рассказу «Лев и мышь»:

Этот рассказ о добре или о зле?

А кто кому сделал добро? А какое добро? Почему?

Почему лев отпустил мышку?

Почему лев засмеялся?

Чему учит этот рассказ? Есть рассказы, которые учат не врать, не воровать, а этот чему учит?

Методика «Выявление общих понятий»

Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.

Обследуемым предлагается бланк с 20-ю рядами слов. В каждом из них набор из 5-ти слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого — найти в каждом ряду по два слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы — 3 минуты.«В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

«Назови слова»

Определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к той же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек., а в целом на выполнение всего задания - 160 сек.

Животные /собака/

Растения /ромашка/

Цвета предметов /красный карандаш/

Формы предметов /круглый мяч/

Другие признаки предметов, кроме их формы и цвета. /красивая чашка/.

Действия человека /спать, читать/.

Способы выполнения человеком действий /читать сидя, спать лежа/.

Качество выполнения человеком действий/ читать быстро, спать крепко/.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов , то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы и просит ребенка продолжить перечисление

Шкала Стэнфорд-Бине.

Первые тесты, приближающиеся к современным тестам интеллекта, разработал французский психолог Альфред Бине. В 1881 году французское правительство утвердило закон, по которому посещение школы стало обязательным для всех детей. Раньше те, кто не справлялся с учебой, оставались дома; теперь учителям пришлось справляться с широким диапазоном индивидуальных различий. Чтобы извлечь пользу из принятой школьной программы, правительство попросило Бине создать тест, позволяющий обнаруживать детей, которые слишком медленно соображали. Бине предположил, что интеллект следует измерять при помощи задач, требующих рассуждения и способностей к решению задач, а не перцептивно-моторных навыков. В сотрудничестве с другим французским психологом Теофилом Симоном в 1905 году Бине опубликовал шкалу, которую он пересмотрел в 1908 году и еще раз в 1911-м.

Бине разработал шкалу тестов, включающую компоненты возрастающей сложности и позволяющую измерять такие изменения в интеллекте, которые обычно связываются с увеличением возраста. Чем выше по шкале поднимается ребенок, правильно отвечая на вопросы теста, тем выше его умственный возраст (УВ). Понятие умственного возраста было главным в методе Бине; с помощью этого метода можно было сравнивать УВ ребенка с его хронологическим возрастом (ХВ), определяемым по дате рождения.

Льюис Терман из Стенфордского университета адаптировал тест, предложенный Бине, для американских школьников. Он предъявлял этот тест тысячам людей, стандартизировал его иразработал возрастные нормы. В 1916 году он опубликовал Стенфордскую версию тестов Бине, называемую теперь шкала интеллекта Стенфорд-Бине. Она пересматривалась в 1937, 1960, 1972 и 1986 гг.

Терман сохранил понятие умственного возраста, предложенное Бине. Каждый пункт теста был нормирован по возрастам, то есть он соответствовал возрасту, при котором его проходит существенное большинство детей. Умственный возраст ребенка определяется путем суммирования количества пунктов, пройденных на каждом возрастном уровне. Кроме того, Терман принял удобный индекс интеллекта, предложенный немецким психологом Вильямом Штерном. Этот индекс называется коэффициентом интеллекта, широко известным как IQ. Он выражает интеллект как отношение умственного возраста (УВ) к хронологическому (ХВ):

IQ=YB/XB×100

Число 100 используется как множитель, так что когда УВ равен ХВ, IQ будет равен 100. Если УВ меньше ХВ, IQ будет меньше 100; если УВ больше ХВ, то IQ будет больше 100. В последней версии теста Стэнфорд—Бине вместо показателя IQ используются оценки возрастных стандартов. Их можно выражать в перцентилях, показывающих, сколько процентовиспытуемых в стандартизируемой группе попадают выше или ниже данного показателя (Thorndike, Hage&Satter, 1986). И хотя концепция IQ все еще используется в тестировании интеллекта, оследний уже не вычисляется по приведенной формуле. Вместо этого используются таблицы перевода исходных показателей теста в стандартные показатели, которые подобраны так, что в каждом возрасте средний показатель равен 100. В соответствии с современным взглядом на интеллект как состоящий из различных способностей, в версии 1986 года все задания Теста Стэнфорд—Бине разбиты на 4 большие группы в соответствии с областями интеллекта: вербальное мышление, абстрактное/визуальное мышление, количественное мышление и кратковременная память (Scatter, 1988).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...