Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы к экз.порусск.лит 1940-80-х (2011). З/о.(Вопросы к ГОСам выделены жирным).




1. Обзор литературы 40-80-х. Ведущие жанры, темы, проблематика и тенденции.

2. Драматургия А.В. Вампилова. Своеобразие психологизма, философичность образно-художественной мысли. Особенности сюжетов. Типы героев. Анализ духовной болезни современника в пьесе «Утиная охота».

3.Творчество М.М.Пришвина. Лирико-философское освещение проблемы «человек и природа». Повесть «Жень-шень». Красота как нравственно-этическая категория, природа – источник гармонии и творческих идей. Примеры из текста.

4. Жанр эпопеи в литературе 1960-1970-х гг. «Живые и мёртвые» К. Симонова; «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. Анализ одного произведения по выбору экзаменующегося.

5.Лирика (Симонов, Твардовский, Ахматова, Тихонов) периода великой отечественной войны. Жанр поэмы: «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Киров с нами» Н. Тихонова, «Пулковский меридиан» В. Инбер; «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма» О. Берггольц (по выбору). Расцвет песенной лирики. Патриотический пафос и исповедальность. Формирование нового поэтического поколения.

6.Творчество В.П.Астафьева. Мастерство в создании характеров. Поэтика психологического натурализма. Рассказы 1960-1980-х. «Последний поклон». Своеобразие конфликтов.

7.Творчество К.Г.Паустовского. Жанр рассказа-настроения («Телеграмма», «Дождливый рассвет» идр.). Поиск прекрасного в обыкновенном, лиризм.

8. Авторская песня 1960-80-х гг. В.Высоцкий, Ю.Визбор, А.Галич, Б.Окуджава, А.Башлачёв, Н.Матвеева и др. Особенности тематики и творческой манеры. Жанр «ролевой» поэзии.

9. «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы»В.И.Белова. Художественное исследование национального пути. Проблема положительного героя. Образ колхозного социума. Стилевые находки Белова.

10. Позднее творчество А. Ахматовой. Циклы «Ветер войны», «Луна в зените», «Северные элегии». Тема времени, памяти. «Поэма без героя» (1940-1965): композиция, роль эпиграфов, тайнопись, мистика.

11.Произведения 1950-1960-х годов о Великой Отечественной войне. «В окопах Сталинграда» В.Некрасова, «Звездопад» В.Астафьева, «Убиты под Москвой» К.Воробьёва, «Альпийская баллада» В.Быкова и другие (Бондарев, Бакланов,Курочкин). Анализ 2 произведений по выбору.

12. Поэзия Б.Л.Пастернака. Мотивы творчества, природы, любви. Проблема циклизации лирики. «Неслыханная простота» и философская глубина поздней лирики. Анализ мотивов и образов одной книги стихов.

13. Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго». Своеобразие композиции, проблематики, любовной интриги романа. Образы центральных героев. Проблематика стихов Юрия Живаго

14. Рассказы А.И.Солженицына 1960-х годов. «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» и др. «Крохотки». Проблематика, символика, нравственные ориентиры.

15. Поэзия Н.А.Заболоцкого. Эволюция творческого метода поэта: от авангарда к классическому стиху. Пантеистические мотивы. Анализ поэтики.

16. Творчество В.Г.Распутина. Уникальность совестливых героев писателя. Проблема памяти. Психологическое мастерство в повестях «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» (по выбору).

17. Драматургия 1940-х гг. К.Симонов. «Русские люди». Пьеса Л.Леонова «Нашествие». Судьба и характер Фёдора Таланова. Ёмкая символика пьесы «Золотая карета». Проблема выбора. Пьеса Е.Шварца«Дракон» – метафора тоталитарного сознания;

18. Романы и повести Л.М.Леонова. Особенности жанра философского романа: «Русский лес», «Вор» (последняя редакция). Философско-нравственные ориентиры автора. Человек и история в повести «EvgeniaIvanovna». Анализ одного произведения по выбору. Особенности стиля писателя.

19. Поэмы А.Т. Твардовского. «Книга про бойца» «Василий Тёркин» – летопись солдатской жизни. Обобщение лучших черт национального характера. Трагическое и комическое, образ автора. Поэма «Дом у дороги» – переплетение судеб страны и семьи. Антибюрократическая направленность поэмы «Тёркин на том свете».

20. «Проза, выстраданная как документ» в «Колымских рассказах» В. Шаламова. Два полюса лагерного мира: «блатари» и политзаключённые. Роль детали, натурализм, антидидактизм, афористичность. Образы-символы. Проблема сохранения личности. Анализ 2-3 рассказов.

21. Своеобразие жанра повести В.Астафьева «Пастух и пастушка». Психологические последствия войны. Роль эпиграфов. Композиция. Особенность любовного сюжета.

22. Неоакмеизм в поэзии А.Тарковского, Б.Ахмадулиной, Д.Самойлова. Анализ творчества одного из поэтов: тематика, стилистика, традиции, новаторство.

23. Рассказы В.М.Шукшина. «Последние» вопросы и муки поиска его героев. Особенности авторского голоса. Диалогичность. Жажда гармонии, кризис веры.

24. Основные мотивы поэзии И. Бродского.

25. «Архипелаг Гулаг Александра Солженицына, 64-68, 90. Экспериментальный характер жанра художественного исследования. Своеобразие документализма. Роль образа повествователя. Эпопея “Красное колесо”, 69-88. Историческая концепция писателя. Синтетичность жанровой структуры: хроника, портретные очерки исторических лиц и т.п. (по выбору).

26. Обзор драматургии 1950-70-х гг. Расширение жанрового диапазона, интерес к молодому герою-современнику. Пьесы Арбузова, Штейна, Зорина, Радзинского, Рощина, Салынского, Шатрова. Художественное своеобразие, традиции, сценические и кинематографические решения.

27. Жанр рассказа в русской прозе 1950-70-х гг. Ю.Казаков, В.Тендряков и др. Особенности тематики. Традиции.

28. Поэзия 1850-70-х гг. Эстрадная (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский и др.). Тематика, гражданский пафос, повышение культуры стиха, искренность. Анализ творчества одного из поэтов.

29. Композиция и проблематика «Золотой розы» Паустовского. Смысл названия. Авторский идеал прекрасного.

30. Лирика Н.М.Рубцова. Поиск корней, жажда покоя, веры, святости, проблема вымирающей деревни. Привести примеры.

31. Творчество писателей андеграунда. «Школа для дураков» Саши Соколова, «Москва – Петушки». Вен. Ерофеева. Отказ от социальных проблем. Своеобразие стиля.

32. Поэмы Твардовского «За далью – даль», «По праву памяти». Тема суда над прошлым, осмысление последствий культа личности. Проблематика поздней лирики.

33. Трагическое и комическое в повести В.М. Шукшина«Калина красная». Сатирическая сказка «До третьих петухов». Авторское понимание национального характера и его места в истории страны.

34. Пьесы В. Розова и А. Володина. Художественное своеобразие, традиции, сценические и кинематографические решения. Анализ 1 пьесы 1 автора по выбору.

35. Крупная форма в творчестве А.И.Солженицына. Проблематика романа «В круге первом» и повести «Раковый корпус». Категория правды в свете философских исканий писателя. Герои-идеологи: Нержин, Сологдин, Рубин, Костоглотов.

36. Поэзия 1950-1970-х гг. Многообразие направлений и творческих индивидуальностей. М.А. Светлов, Я.В. Смеляков, Е.М. Винокуров, В.Н. Соколов, Ю. Кузнецов (по выбору).

37. Жанровое многообразие наследия Л.М.Леонова. Проблематика киноповести «Бегство мистера Мак-Кинли». Роман-наваждение «Пирамида» (обзор).

38. Своеобразие романа Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей». Трактовка проблемы предательства, выбора, свободы человека в тоталитарном обществе.

39. Историческая проза 1950-80-х гг. Типы романов. Ю.Трифонов, («Нетерпение», «Отблеск костра», «Старик»); Д.Балашов, «Бремя власти», «Ветер времени»; Ю.Давыдов, «Соломенная сторожка»; Б.Окуджава, «Бедный Авросимов», «Свидание с Бонапартом» и др.

40. Мемуарно-биографическая проза 1950-80-х гг. «Люди. Годы. Жизнь» И.Эренбурга, «Воспоминания» А.Цветаевой, «Воспоминания» и «Вторая книга» Н.Мандельштам, «Курсив мой» и «Железная женщина» Н.Берберовой, «Драчуны» М. Алексеева (по выбору).

41. Творчество Ю.В.Трифонова. «Московские повести». Характер конфликта, психологизм. Проблематика. Стиль. Художественное время в повести «Дом на набережной».

42. Нравственно-эстетические проблемы рассказов В. Распутина 1960-80-х гг. (по выбору).

 

Семинар 1. Л.Леонов “EvgeniaIvanovna”

1. Человек и история на страницах повести. Смысл названия.

2. Главные герои повести. Женя, Стратонов, Пикеринг. Особенности любовной интриги.

3. Черты национальных характеров в леоновском освещении.

 

Поэзия 1940-80-х.

Чтение наизусть 1 стихотворения любого поэта из данного периода, его анализ, краткие сведения об авторе.

Ахматова, Бродский, Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Рубцов, Юр.Кузнецов, Слуцкий, Галич, Д. Самойлов и др.

Семинар 2. В.Астафьев. «Пастух и пастушка»

1. Как реализуется в тексте повести тема растления (истрачивания) человеческой души на войне? Мохнаков и Костяев.

2. Смысл названия, эпиграфов. Проекция жанра пасторали на худ.мир повести. Реальное и идеальное в сюжете. Что характеризует принадлежность этого произведения к жанру фронтовой лирической повести?

3. Своеобразие композиции. Чем сумел автор вызвать доверие к своим героям? Своеобразие голоса повествователя.

4. Есть ли альтернатива злу в худ.мире Астафьева?

В.Белов. «Привычное дело».

1. Смысл названия повести. Речевое многоголосие как стилевая особенность повести. Приведите примеры пословиц, поговорок, сказок и др.фольклорных жанров, вкраплённых в речь персонажей.

2. Абсурд колхозной жизни. Пошехонский мир глазами его участников и автора.

3. Охарактеризуйте образ Ивана Африкановича. В чём его притягательность и слабость? Источники счастья и трагедии семьи Дрыновых. Проследите черты эволюции героя от стихийности к самоосмыслению.

4. Проблема мудрости и национального пути в повести.

 

Контрольные работы.

К/р состоит из 2 частей.

Ч.1. Литературный портрет автора русск.лит.1940-80-х.

План.

1. Когда Вы впервые познакомились с творчеством автора?

2. Чем он Вас привлёк? Что Вы знали о нём как о личности? Менялось ли Ваше отношение к нему по мере дальнейшего знакомства?

3. На что обращают внимание основные источники о творчестве автора (в книгах и Интернете)?

4. Краткие сведения из биографии. Основные произведения.

5. Краткий анализ 1 произведения.

6. Черты поэтики (по научной литературе). Что он привнёс в русскую литературу?

7. Список литературы, включая адреса Интернет-источников и название ресурсов.

Ч.2. Реферирование (т.е.пересказ) монографии.

Пересказ научной книги, брошюры, статьи о творчестве русских писателей, поэтов, драматургов или о литературной жизни 1940-80-х. Дата издания монографии – не позднее 1990 г.

Например:

Андрей ТУРКОВ. Жизнь одна и смерть одна. «Василий Теркин». Рождение. Путь. Судьба. // Журнал «Октябрь», №6, 2010 г. http://magazines.russ.ru/october/2010/6/

МАРК АМУСИН.Избирательное сходство. Достоевский в мирах братьев Стругацких // «Новый Мир», №9, 2010. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2010/9/am12.html

Станислав Минаков. «Когда мы были на войне». О стихотворении Давида Самойлова, ставшем народной песней // «Нева» 2010, №7, http://magazines.russ.ru/neva/2010/7/mi12.html

Объём обеих частей (а не каждой!) – не более 7-10 страниц 14 шрифтом (1 или 1.5 интервал). От руки – не более 18-страничной тетради в клетку (писать с полями, через клетку понятным почерком).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...